ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ЭЛИТИЗМ ФРИДРИХА НИЦШЕ




Фридрих Ницше (1844-1900) родился в семье пастора, в деревне Рекен в Саксонии. После учебы в университетах Бонна и Лейпцига он в 1868 г. стал профессором греческого языка и литературы Базельского университета. Ницше получает за свои работы о Диогене Лаэртском докторскую степень honoris causa («ради чести»), т. е. без защиты диссертации.

Но работа 1872 г. «Рождение трагедии из духа музыки» знаменует пово­рот Ницше от блестящей карьеры филолога к безвестности философа. В 1878 г. он пишет свою вторую крупную философскую работу «Чел овечес- кое, слишком человеческое». В 1879 г. он уходит на пенсию по состоянию здоровья. Все творчество Ницше вплоть до его сумасшествия в 1890 г. про­шло в промежутках между приступами головной боли, полуслепоты и об- мороками, смягчаемыми только гашишем и вероналом.

Из-за этого Ницше не мог работать в библиотеках и писать «стандарт­ные», обширные и систематизированные тексты. Именно поэтому его ос­новные работы составляют сборники ярких и вызывающе парадоксаль­ных афоризмов. Среди них следует выделить такие, как «Утренняя заря» (1880), «Веселая наука» (1882), «Так говорил Заратустра» (1884), «По ту сторону добра и зла» (1886), «Генеалогия морали» (1887), «Антихрист» и «Сумерки идолов» (1888).

Ницше предвосхитил кризис рационального позитивистского либераль­ного знания и основанной на нем системы гуманистических ценностей. Его можно назвать последним философом Нового времени и первым фи­лософом времени Новейшего. Он предсказал проблемы XX в., наступле­ние эпохи мировых войн, тоталитаризма и геноцида. Не удивительно, что он остался непонятым современниками, заслужил репутацию чудака и бе­зумца, был вынужден все свои работы публиковать за собственный счет и оставить их для настоящего понимания, изучения и использования потом­кам.

В своей «философии жизни» Ницше противопоставляет «веселую науку» естественного человеческого бытия метафизике рассудочных схем и не­мецкой классической философии, и британского эмпиризма. В этом ме­тодология Ницше достигает высшей степени иррационализма и реляти­визма.

Ницше считает ложной саму идею прогресса как линейного развития человечества от невежества к знанию. Он полагает, что сущность жизни — это неупорядоченное движение атомов, неживых объектов и живых су­ществ, которые движимы импульсами «воли к власти» или биологически­ми квантами силы. Основной закон жизни — это «вечное возвращение», т. е. циклическое движение и периодическое повторение комбинаций этих импульсов-квантов. Этот поток жизни в принципе невозможно структу­рировать, т. е. подчинить каким-либо абстрактным формально-логичес- ким схемам. Ницше считает, что никакие абстрактные понятия и теории не способны выразить сущность действительности.

Сущность эстетического элитизма Ницше заключается в том, что смысл деятельности государства он видит не в орган изации экономики или в охране своих границ, а в создании культурных ценностейкак в проявлении космичес­кой борьбы сил.

Поэтому идеальным государством мыслитель считает ведическую Йн- -Дик^^которую он воспринимает не в реальном историческом, а в мифоло­гизированном виде. Во главе Индии Ницше стояли брахманы, которые видели смысл своей жизни в изучении и творении Вед. В дальнейшей ми­ровой истории философ видит деградацию, воплотившуюся в снижении культуротворческого потенциала элиты.

Ницше связывает эту деградацию со см еной я зычества иудео-христи - анством как «религии господ» «религией рабов», которая заменяет волю к жизни страхом смерти, которая заставляет людей жить не ради жизни, а ради смерти.

Ницше видит опасность иудаизма в том, что он поставил побежденный и гонимый еврейский народ в положение «избранного», которому второе пришествие Мессии обещает власть над всем миром. Христианство раз­вило эту тенденцию, поставив слабых людей (рабов) выше сильных (сво­бодных граждан), а ценность Добра выше Разума и Красоты. Ницше воз­ражает этой тенденции, противопоставляя иудейскому изобретению пер­вородного греха и чувству вины античное чувство трагедии жизни и чис­тоту страсти.

Ницше считает, что любой человек действует под влиянием своей воли к власти либо над другими людьми, либо над миром и прежде всего над самим собой. Для Ницше эта власть выражается не в получении матери­альных благ, не в экономической эксплуатации или политическом господ­стве, а в творчестве, во внесении в мир смысла, в упорядочении окружаю-j иге го хаоса через его подчинение своей воле.

Для Ницше «воля к власти» является абсолютной ценностью, свобод­ной от условностей морали. Гений или сверхчеловек Ницше не подчиняет­ся каким-либо внешним нормативам или авторитетам, напротив, он сам создает нормативы и сам становится авторитетом для окружающих. Его сила заключается в вере в себя, преодолении внутреннего скепсиса, готов­ности не только к блаженству, но и к страданиям, что сохраняет сбаланси­рованность души. Для Ницше путь в рай возможен только через ад.

Но способность сверхчеловека к творчеству вызывает зависть -(res- sentiment) окружающих его посредственностей, которая проявляется в их неопределенной вражде, соединенной с чувством бессилия. И чтобы ли­шить его этой способности, они создают религию и мораль равенства и

*

i сострадания ко всем людям, независимо от их силы, способностей и об­щественной полезности.

Ницше видит ложь христианской морали равенства в том, что она заставляет людей делать все добрые дела не на основании внутреннего по­буждения, а на основании внешнего принуждения, в расчете на награду (в конечном счете, на райское блаженство) или из страха наказания (в ко­нечном счете, перед мучениями в аду). Он считает, что христианин оказы­вает благодеяния ближним не для их пользы, а для достижения собствен­ного духовного комфорта. Мыслитель доказывает необходимость оценки поступка по его внутренним побудительным мотивам, а не по следствиям.

Ницше видит причину стремления человека к вере в Бога в его слабости" и лени, в его стремлении к покою и безопасности, но это еще более ослаб- I ляет человека. Он провозглашает свой лозунг «живи в опасности!» как прин- < цип полноценной жизни сильной личности. По его мнению, трудолюбие естественным образом приводит человека к неверию во что-либо, кроме самого себя.

Ницше выносит христианству свой приговор: «Бог умер!», из чего сле­дует, что потусторонний идеал теряет свою созидательную силу и прекра­щает влиять на поведение людей. Вакуум исчезнувших религиозных авто­ритетов должен быть заполнен'разумом и совестью самого человека, кото­рый берет на себя ответственность за окружающий мир.

Христианская мораль сострадания лежит в основе демократии и «го­сударства всеобщего благоденствия», в которых Ницше видит вершину умственной деградации и творческого бесплодия христианской цивили­зации. Конформизм или «стадный инстинкт» для Ницше не случайное искажение, а суть демократии, который превращает ее в тупик развития общества. Демократический парламент для него — крайне неудачная по­пытка заменить естественную аристократию искусственной «совокупнос­тью умных стадных людей». Еще более негативно Ницше оценивал социа­лизм >- как последнюю стадию вырождения «расы господ» и окончатель­ное торжество «расы рабов».

Как и Карлейль, Ницше определяет современную ему эпоху как «сумер­ки богов» (Gottendammerung), как и Карлейль, он предсказывает приход Ге­роя в образе сверхчеловека или «белокурой бестии», которого описывает в образе своего Заратустры. Приход сверхчеловека будет означать торжество жизни над смертью, справедливой жестокости над ложным состраданием.Сверхчеловек провозглашает лозунг «падающее — толкни!», оправды­вая разрушение отжившего и нежизнеспособного ради нового и полного жизненной силы. Сверхчеловек не должен господствовать вместо Бога, он не восстанавливает теократию, а символизирует появление нового нрав­ственного качества бытия, освобождение духовной природы человека и самопреодоление его материальной ограниченности. Сверхчеловек заме­няет ложь прежней морали правдой новой «морали высокого полдня», про­возглашая свое право выбору вместо религиозного смирения и рабства.

Ницше определяет право как рефлекс воли к власти и отражение на­сильственного характера жизни. Он исключает равенство правЛ т. к. любое правоотношение в своей сущности является проявлением борьбы, в кото­рой выделяются сильный и слабый. Справедливость Ницше выражается в праве сильного на плоды своей победы, которое оформляется в его дого­воре с побежденным.

Политико-правовая концепция Ф. Ницше стала одной из наиболее яр­ких, спорных и неоднозначных в истории мировой мысли. В ней было покончено с однозначностью рациональных построений европейских мыслителей Новощ времени и был намечен переход к многозначным ре­лятивистским конструкциям Новейшего времени. Идеи Ницше оказали огромное влияние на современные исследования в области теории элит, государства, религии, морали и права.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: