Фридрих Ницше (1844-1900) родился в семье пастора, в деревне Рекен в Саксонии. После учебы в университетах Бонна и Лейпцига он в 1868 г. стал профессором греческого языка и литературы Базельского университета. Ницше получает за свои работы о Диогене Лаэртском докторскую степень honoris causa («ради чести»), т. е. без защиты диссертации.
Но работа 1872 г. «Рождение трагедии из духа музыки» знаменует поворот Ницше от блестящей карьеры филолога к безвестности философа. В 1878 г. он пишет свою вторую крупную философскую работу «Чел овечес- кое, слишком человеческое». В 1879 г. он уходит на пенсию по состоянию здоровья. Все творчество Ницше вплоть до его сумасшествия в 1890 г. прошло в промежутках между приступами головной боли, полуслепоты и об- мороками, смягчаемыми только гашишем и вероналом.
Из-за этого Ницше не мог работать в библиотеках и писать «стандартные», обширные и систематизированные тексты. Именно поэтому его основные работы составляют сборники ярких и вызывающе парадоксальных афоризмов. Среди них следует выделить такие, как «Утренняя заря» (1880), «Веселая наука» (1882), «Так говорил Заратустра» (1884), «По ту сторону добра и зла» (1886), «Генеалогия морали» (1887), «Антихрист» и «Сумерки идолов» (1888).
Ницше предвосхитил кризис рационального позитивистского либерального знания и основанной на нем системы гуманистических ценностей. Его можно назвать последним философом Нового времени и первым философом времени Новейшего. Он предсказал проблемы XX в., наступление эпохи мировых войн, тоталитаризма и геноцида. Не удивительно, что он остался непонятым современниками, заслужил репутацию чудака и безумца, был вынужден все свои работы публиковать за собственный счет и оставить их для настоящего понимания, изучения и использования потомкам.
|
В своей «философии жизни» Ницше противопоставляет «веселую науку» естественного человеческого бытия метафизике рассудочных схем и немецкой классической философии, и британского эмпиризма. В этом методология Ницше достигает высшей степени иррационализма и релятивизма.
Ницше считает ложной саму идею прогресса как линейного развития человечества от невежества к знанию. Он полагает, что сущность жизни — это неупорядоченное движение атомов, неживых объектов и живых существ, которые движимы импульсами «воли к власти» или биологическими квантами силы. Основной закон жизни — это «вечное возвращение», т. е. циклическое движение и периодическое повторение комбинаций этих импульсов-квантов. Этот поток жизни в принципе невозможно структурировать, т. е. подчинить каким-либо абстрактным формально-логичес- ким схемам. Ницше считает, что никакие абстрактные понятия и теории не способны выразить сущность действительности.
Сущность эстетического элитизма Ницше заключается в том, что смысл деятельности государства он видит не в орган изации экономики или в охране своих границ, а в создании культурных ценностейкак в проявлении космической борьбы сил.
Поэтому идеальным государством мыслитель считает ведическую Йн- -Дик^^которую он воспринимает не в реальном историческом, а в мифологизированном виде. Во главе Индии Ницше стояли брахманы, которые видели смысл своей жизни в изучении и творении Вед. В дальнейшей мировой истории философ видит деградацию, воплотившуюся в снижении культуротворческого потенциала элиты.
|
Ницше связывает эту деградацию со см еной я зычества иудео-христи - анством как «религии господ» «религией рабов», которая заменяет волю к жизни страхом смерти, которая заставляет людей жить не ради жизни, а ради смерти.
Ницше видит опасность иудаизма в том, что он поставил побежденный и гонимый еврейский народ в положение «избранного», которому второе пришествие Мессии обещает власть над всем миром. Христианство развило эту тенденцию, поставив слабых людей (рабов) выше сильных (свободных граждан), а ценность Добра выше Разума и Красоты. Ницше возражает этой тенденции, противопоставляя иудейскому изобретению первородного греха и чувству вины античное чувство трагедии жизни и чистоту страсти.
Ницше считает, что любой человек действует под влиянием своей воли к власти либо над другими людьми, либо над миром и прежде всего над самим собой. Для Ницше эта власть выражается не в получении материальных благ, не в экономической эксплуатации или политическом господстве, а в творчестве, во внесении в мир смысла, в упорядочении окружаю-j иге го хаоса через его подчинение своей воле.
Для Ницше «воля к власти» является абсолютной ценностью, свободной от условностей морали. Гений или сверхчеловек Ницше не подчиняется каким-либо внешним нормативам или авторитетам, напротив, он сам создает нормативы и сам становится авторитетом для окружающих. Его сила заключается в вере в себя, преодолении внутреннего скепсиса, готовности не только к блаженству, но и к страданиям, что сохраняет сбалансированность души. Для Ницше путь в рай возможен только через ад.
|
Но способность сверхчеловека к творчеству вызывает зависть -(res- sentiment) окружающих его посредственностей, которая проявляется в их неопределенной вражде, соединенной с чувством бессилия. И чтобы лишить его этой способности, они создают религию и мораль равенства и
*
i сострадания ко всем людям, независимо от их силы, способностей и общественной полезности.
Ницше видит ложь христианской морали равенства в том, что она заставляет людей делать все добрые дела не на основании внутреннего побуждения, а на основании внешнего принуждения, в расчете на награду (в конечном счете, на райское блаженство) или из страха наказания (в конечном счете, перед мучениями в аду). Он считает, что христианин оказывает благодеяния ближним не для их пользы, а для достижения собственного духовного комфорта. Мыслитель доказывает необходимость оценки поступка по его внутренним побудительным мотивам, а не по следствиям.
Ницше видит причину стремления человека к вере в Бога в его слабости" и лени, в его стремлении к покою и безопасности, но это еще более ослаб- I ляет человека. Он провозглашает свой лозунг «живи в опасности!» как прин- < цип полноценной жизни сильной личности. По его мнению, трудолюбие естественным образом приводит человека к неверию во что-либо, кроме самого себя.
Ницше выносит христианству свой приговор: «Бог умер!», из чего следует, что потусторонний идеал теряет свою созидательную силу и прекращает влиять на поведение людей. Вакуум исчезнувших религиозных авторитетов должен быть заполнен'разумом и совестью самого человека, который берет на себя ответственность за окружающий мир.
Христианская мораль сострадания лежит в основе демократии и «государства всеобщего благоденствия», в которых Ницше видит вершину умственной деградации и творческого бесплодия христианской цивилизации. Конформизм или «стадный инстинкт» для Ницше не случайное искажение, а суть демократии, который превращает ее в тупик развития общества. Демократический парламент для него — крайне неудачная попытка заменить естественную аристократию искусственной «совокупностью умных стадных людей». Еще более негативно Ницше оценивал социализм >- как последнюю стадию вырождения «расы господ» и окончательное торжество «расы рабов».
Как и Карлейль, Ницше определяет современную ему эпоху как «сумерки богов» (Gottendammerung), как и Карлейль, он предсказывает приход Героя в образе сверхчеловека или «белокурой бестии», которого описывает в образе своего Заратустры. Приход сверхчеловека будет означать торжество жизни над смертью, справедливой жестокости над ложным состраданием.Сверхчеловек провозглашает лозунг «падающее — толкни!», оправдывая разрушение отжившего и нежизнеспособного ради нового и полного жизненной силы. Сверхчеловек не должен господствовать вместо Бога, он не восстанавливает теократию, а символизирует появление нового нравственного качества бытия, освобождение духовной природы человека и самопреодоление его материальной ограниченности. Сверхчеловек заменяет ложь прежней морали правдой новой «морали высокого полдня», провозглашая свое право выбору вместо религиозного смирения и рабства.
Ницше определяет право как рефлекс воли к власти и отражение насильственного характера жизни. Он исключает равенство правЛ т. к. любое правоотношение в своей сущности является проявлением борьбы, в которой выделяются сильный и слабый. Справедливость Ницше выражается в праве сильного на плоды своей победы, которое оформляется в его договоре с побежденным.
Политико-правовая концепция Ф. Ницше стала одной из наиболее ярких, спорных и неоднозначных в истории мировой мысли. В ней было покончено с однозначностью рациональных построений европейских мыслителей Новощ времени и был намечен переход к многозначным релятивистским конструкциям Новейшего времени. Идеи Ницше оказали огромное влияние на современные исследования в области теории элит, государства, религии, морали и права.