ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ЭЛИТИЗМ ФРИДРИХА НИЦШЕ




Фридрих Ницше (1844-1900) родился в семье пастора, в деревне Рекен в Саксонии. После учебы в университетах Бонна и Лейпцига он в 1868 г. стал профессором греческого языка и литературы Базельского университета. Ницше получает за свои работы оДиогене Лаэртском докторскую степень honoris causa («ради чести»), т. е. без защиты диссертации.

Но работа 1872 г. «Рождение трагедии из духа музыки» знаменует пово­ротНицше от блестящей карьеры филолога к безвестности философа. В 1878 г. он пишет свою вторую крупную философскую работу «Человечес- кое, слишком человеческое». В 1879 г. он уходит на пенсию по состоянию здоровья. Все творчествоНицше вплоть до его сумасшествия в 1890 г. про­шло в промежутках между приступами головной боли, полуслепоты и об- мороками, смягчаемыми только гашишем и вероналом.

Из-за этогоНицше не мог работать в библиотеках и писать «стандарт­ные», обширные и систематизированные тексты. Именно поэтому его ос­новные работы составляют сборники ярких и вызывающе парадоксаль­ных афоризмов. Среди них следует выделить такие, как «Утренняя заря» (1880), «Веселая наука» (1882), «Так говорил Заратустра» (1884), «По ту сторону добра и зла» (1886), «Генеалогия морали» (1887), «Антихрист» и «Сумерки идолов» (1888).

Ницше предвосхитил кризис рационального позитивистского либераль­ного знания и основанной на нем системы гуманистических ценностей. Его можно назвать последним философом Нового времени и первым фи­лософом времени Новейшего. Он предсказал проблемы XX в., наступле­ние эпохи мировых войн, тоталитаризма и геноцида. Не удивительно, что он остался непонятым современниками, заслужил репутацию чудака и бе­зумца, был вынужден все свои работы публиковать за собственный счет и оставить их для настоящего понимания, изучения и использования потом­кам.

В своей «философии жизни»Ницше противопоставляет «веселую науку» естественного человеческого бытия метафизике рассудочных схем и не­мецкой классической философии, и британского эмпиризма. В этом ме­тодологияНицше достигает высшей степени иррационализма и реляти­визма.

Ницше считает ложной саму идею прогресса как линейного развития человечества от невежества к знанию. Он полагает, что сущность жизни — это неупорядоченное движение атомов, неживых объектов и живых су­ществ, которые движимы импульсами «воли к власти» или биологически­ми квантами силы. Основной закон жизни — это «вечное возвращение», т. е. циклическое движение и периодическое повторение комбинаций этих импульсов-квантов. Этот поток жизни в принципе невозможно структу­рировать, т. е. подчинить каким-либо абстрактным формально-логичес- ким схемам.Ницше считает, что никакие абстрактные понятия и теории не способны выразить сущность действительности.

Сущность эстетического элитизма Ницше заключается в том, что смысл деятельности государства он видит не в организации экономики или в охране своих границ, а в создании культурных ценностейкак в проявлении космичес­кой борьбы сил.

Поэтому идеальным государством мыслитель считает ведическую Йн- -Дик^^которую он воспринимает не в реальном историческом, а в мифоло­гизированном виде. Во главе ИндииНицше стояли брахманы, которые видели смысл своей жизни в изучении и творении Вед. В дальнейшей ми­ровой истории философ видит деградацию, воплотившуюся в снижении культуротворческого потенциала элиты.

Ницше связывает эту деградацию со сменой язычества иудео-христи- анством как «религии господ» «религией рабов», которая заменяет волю к жизни страхом смерти, которая заставляет людей жить не ради жизни, а ради смерти.

Ницше видит опасность иудаизма в том, что он поставил побежденный и гонимый еврейский народ в положение «избранного», которому второе пришествие Мессии обещает власть над всем миром. Христианство раз­вило эту тенденцию, поставив слабых людей (рабов) выше сильных (сво­бодных граждан), а ценность Добра выше Разума и Красоты.Ницше воз­ражает этой тенденции, противопоставляя иудейскому изобретению пер­вородного греха и чувству вины античное чувство трагедии жизни и чис­тоту страсти.

Ницше считает, что любой человек действует под влиянием своей воли к власти либо над другими людьми, либо над миром и прежде всего над самим собой. ДляНицше эта власть выражается не в получении матери­альных благ, не в экономической эксплуатации или политическом господ­стве, а в творчестве, во внесении в мир смысла, в упорядочении окружаю-j иге го хаоса через его подчинение своей воле.

ДляНицше «воля к власти» является абсолютной ценностью, свобод­ной от условностей морали. Гений или сверхчеловекНицше не подчиняет­ся каким-либо внешним нормативам или авторитетам, напротив, он сам создает нормативы и сам становится авторитетом для окружающих. Его сила заключается в вере в себя, преодолении внутреннего скепсиса, готов­ности не только к блаженству, но и к страданиям, что сохраняет сбаланси­рованность души. ДляНицше путь в рай возможен только через ад.

Но способность сверхчеловека к творчеству вызывает зависть -(res- sentiment) окружающих его посредственностей, которая проявляется в их неопределенной вражде, соединенной с чувством бессилия. И чтобы ли­шить его этой способности, они создают религию и мораль равенства и

*

i сострадания ко всем людям, независимо от их силы, способностей и об­щественной полезности.

Ницше видит ложь христианской морали равенства в том, что она заставляет людей делать все добрые дела не на основании внутреннего по­буждения, а на основании внешнего принуждения, в расчете на награду (в конечном счете, на райское блаженство) или из страха наказания (в ко­нечном счете, перед мучениями в аду). Он считает, что христианин оказы­вает благодеяния ближним не для их пользы, а для достижения собствен­ного духовного комфорта. Мыслитель доказывает необходимость оценки поступка по его внутренним побудительным мотивам, а не по следствиям.

Ницше видит причину стремления человека к вере в Бога в его слабости" и лени, в его стремлении к покою и безопасности, но это еще более ослаб- I ляет человека. Он провозглашает свой лозунг «живи в опасности!» как прин- < цип полноценной жизни сильной личности. По его мнению, трудолюбие естественным образом приводит человека к неверию во что-либо, кроме самого себя.

Ницше выносит христианству свой приговор: «Бог умер!», из чего сле­дует, что потусторонний идеал теряет свою созидательную силу и прекра­щает влиять на поведение людей. Вакуум исчезнувших религиозных авто­ритетов должен быть заполнен'разумом и совестью самого человека, кото­рый берет на себя ответственность за окружающий мир.

Христианская мораль сострадания лежит в основе демократии и «го­сударства всеобщего благоденствия», в которыхНицше видит вершину умственной деградации и творческого бесплодия христианской цивили­зации. Конформизм или «стадный инстинкт» дляНицше не случайное искажение, а суть демократии, который превращает ее в тупик развития общества. Демократический парламент для него — крайне неудачная по­пытка заменить естественную аристократию искусственной «совокупнос­тью умных стадных людей». Еще более негативноНицше оценивал социа­лизм >- как последнюю стадию вырождения «расы господ» и окончатель­ное торжество «расы рабов».

Как иКарлейль, Ницше определяет современную ему эпоху как «сумер­ки богов» (Gottendammerung), как иКарлейль, он предсказывает приход Ге­роя в образе сверхчеловека или «белокурой бестии», которого описывает в образе своегоЗаратустры. Приход сверхчеловека будет означать торжество жизни над смертью, справедливой жестокости над ложным состраданием.Сверхчеловек провозглашает лозунг «падающее — толкни!», оправды­вая разрушение отжившего и нежизнеспособного ради нового и полного жизненной силы. Сверхчеловек не должен господствовать вместо Бога, он не восстанавливает теократию, а символизирует появление нового нрав­ственного качества бытия, освобождение духовной природы человека и самопреодоление его материальной ограниченности. Сверхчеловек заме­няет ложь прежней морали правдой новой «морали высокого полдня», про­возглашая свое право выбору вместо религиозного смирения и рабства.

Ницше определяет право как рефлекс воли к власти и отражение на­сильственного характера жизни. Он исключает равенство правЛ т. к. любое правоотношение в своей сущности является проявлением борьбы, в кото­рой выделяются сильный и слабый. СправедливостьНицше выражается в праве сильного на плоды своей победы, которое оформляется в его дого­воре с побежденным.

Политико-правовая концепцияФ. Ницше стала одной из наиболее яр­ких, спорных и неоднозначных в истории мировой мысли. В ней было покончено с однозначностью рациональных построений европейских мыслителей Новощ времени и был намечен переход к многозначным ре­лятивистским конструкциям Новейшего времени. ИдеиНицше оказали огромное влияние на современные исследования в области теории элит, государства, религии, морали и права.

 

 





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!