Ганс Кельзен (1881-1973) родился в Австрии. В 1911-1930 гг. он преподавал на юридическом факультете В енско го университета, войдя в историю правовой мысли в качестве создателя Венской школы права. В 1919 г. в начале создания на развалинах Австро-Венгерской империи суверенной Австрии он участвовал в разработке Конституции 1920 г. и в создании первого в Европе Конституционного суда. В 1930 г. Кельзен эмигрирует в Кельн, а в 1940 г. - в США, где и остается до конца жизни.
Среди основных работ Кельзена следует выделить такие, как «Проблема суверенитета и теория международного права» (1920), «Социологическое и юридическое понятие государства» (1922), «Общая теория государства» (1925) и «Чистоеучение о праве» (1934).
Неокантианство Кельзена обусловило противопоставление в его концепции каузальных наук о сущем, к которым он относит естественные науки, и нормативных наук о должном, к которым он относит этику и юриспруденцию.
Основной проблемой для Кельзена является проблема происхождения права. Этот автор как представитель течения юридического неопозитивизма, противостоящего юридическому натурализму, считал, что право является промежуточной формой между бытием и долженствованием, и не отождествляет его с бытием, т. е. с общественной практикой. Кельзен исходил из того, что должное, воплощенное в государственном формальном праве, происходит из правил, восходящих к естественному праву, как к «высшему должному», и не зависит от «сущего», т. е. от общественного бытия. Таким образом, он отождествлял естественное право и позитивный закон.,,.
Законодатель формулирует законы не по своей воле, а приближаясь усилиями разума к высшему должному. Основная категория нормативизма — это познавательно-теоретическая основная норма, как «трансценден- тно-логический постулат», выводимый законодателем методом интеллектуальных формально-логических операций и обосновывающий целостность и законность всего государственного правопорядка. Отсюда Кельзен выводит понятие «чистого права» как совокупности законов, выделенных из этического, психологического, политического и социального контекста.
|
Основная правовая нормйдто Кельзену - это «конституционное предписание», которое лежиТ в основе иерархии правовых норм. Конституция определяет содержание «общих норм»}, которые устанавливаются методом законодательства или по обычаю. На низшем уровне располагаются-«нн- дивидуальные нормы», возникающие в процессе решения судебными и административными органами конкретных дел через их подведение под действие абстрактных правовых норм. Источником единства государственной правовой системы является принцип иерархичности, т. е. подчиненности правовых норм соответствующим нормам более высокого порядка.
Кельзен решает проблему правоприменения тем, что придает правовым нормам принудительную силу, возводя их к высшему должному на основании их логической непротиворечивости. Он понимает сущность процессов правоприменения административных и судебных органов как продолжение правотворческой деятельности государства или как создание этими органами индивидуальных нормативных предписаний. Таким образом, Кельзен отождествляет государство как организацию принуждения и правопорядок как смысл и результат этого принуждения.
|
Критерием должного поведения индивидов является действие правопорядка, который Кельзен понимает не как реальное поведение индивидов, а как иерархически нормативную форму этого поведения. Высшим уровнем осуществления правопорядка является принятие конституции и других законов государства, а низшим — судебные и административные законоприменительные решения.
Смысл правопорядка Кельзен видит в установлении санкций за его нарушение. Он различает положительное регулирование как предписанное поведение и отрицательное регулирование как свободное несанкционированное поведение. При этом мыслитель не различает объективный правопорядок и субъективные правомочия. Он отождествляет их в понятии единой юридической ситуации, в которой права одного индивида отражают обязанности другого индивида.
Поэтому Кельзен не может определить сущность и юридические рамки механизма установления конституционных свобод и определения границы индивидуальной свободы и государственного принуждения. Единственной гарантией минимальной свободы индивида для него является техни- I ческая неспособность государства контролировать и регулировать все его поступки.
Кельзен противопоставляет социологическое понимание государства как сущего и нормативистское понимание как должного. Представители социологической юриспруденции понимали государство как организацию власти для определенного по социологическим параметрам населения на определенной по географическим признакам территории.
|
Кельзен и другие нормативисты понимали его как совокупность законов, определяющих организацию государственной власти, как совокупность норм функционирования государственных органов. Государство как политическая организация для Кельзена — это порядок принуждения с определенной степенью централизации.
Кельзен различает правопорядок в либеральных, авторитарных и тоталитарных государствах не по качественным, а по количественным признакам, как различную степень централизации государственной власти. Только в 1960 г. в переиздании своей работы «Чистоеучение о праве» он изменяет свое мнение и начинает различать демократические и недемократические государства. Автор определяет сущность демократического государства как организацию принятия законов большинством голосов и как разрешение социальных конфликтов на основании поиска компромиссов и с учетом интересов меньшинства. Соответственно, тоталитарное государство формирует право без учета интересов граждан, превращая его из объективной реальности в фикцию.
Нормативизм Кельзена стал теоретической основой для развития теории внутригосударственного конституционного и международного права. Благодаря этой теории в современной юриспруденции в качестве аксиом закрепились принципы верховенства права в государственной политике и доминирования норм международного над нормами внутригосударственного права.