Социологическая юриспруденция возникла в начале XX века на основании критики нормативизма как противопоставление реальной юридической практики правоприменения догматике правотворчества. Представители данного течения правовой мысли различали право как совокупность норм общественных отношений и законы как абстрактные юридические схемы, принятые в строгом соответствии с фиксированными процедурами.
При этом предполагалось, что ни одна юридическая абстракция не способна воплотить все многообразие реальной жизни. Из-за этого в законодательстве возникают многочисленные пробелы и коллизии, которые заполняются судьями и другими практикующими юристами в конкретных жизненных ситуациях.
Социологическая юриспруденция начала формироваться в рамках школы «свободного права» австрийского профессора Евгения Эрлиха (1862- 1922). В своей основной работе «Основы социологии права» (1913) Эрлих противопоставляет свое «эмпирическое право» «метафизическим спекуляциям» Кельзена.
Эрлих полагает, что основной источник права ь это не специализированные юридические органы, не суд и не парламент, а сами общественные отношения, основанные на принципах прагматизма, плюрализма и получающие правовое оформление на основании свободы судебного и административного правотворчества. Е.А. Воротилин отмечает, что при этом Р. Паунд, как и другие представители прагматической юриспруденции, определяет не сущность права, а совокупность его значений как синтез социологических, нормативных и практико-процессуальных представлений о праве.
При этом формализованные категории нормативистов (власть, санкции, нормы, правоотношения) Паунд заменяет социологическими (цели, средства, ролевые функции). Смена категориального аппарата позволяет исследователю учитывать психолого-поведенческие факторы при оценке соответствия закону правомерности поступка индивида. Это позволяет создавать законы, которые способны сдерживать внутреннюю агрессивность индивида, являющуюся базовой предпосылкой правонарушений как разновидности социальных конфликтов.
|
Паунд определяет право как средство социальной инженерии или как средство рационального управления и совершенствования общества.
Основной задачей права для него является объединение граждан ради их взаимной пользы. В понимании Паунда правовые отношения отождествляются с общественными, а правопорядок отождествляется с общественным порядком и определяется как режим принятия мер государственного принуждения для достижения справедливости.
Справедливость общественных отношений возможна при учете срав» нительной ценности индивидуальных и общественных интересов и при выявлении приоритетов. Паунд предполагал достижение общественной пользы через реализацию частных интересов, без вмешательства государственных органов в частную жизнь граждан. Государство должно ограничиваться установлением единообразных «правил игры», т. е. однородного правового поля, в рамках которого и будут взаимодействовать граждане.
Своего логического предела развитие социологической юриспруденции достигло в школе «реализма» Карла Ллевеллина (1893-1 962) и Джерома Фрэнка (1889-1962). В работах К. Ллевеллина «Куст ежевики» (1930) и «Юриспруденция: реализм в теории и на практике», а также в книге «Право и современное сознание» Д. Фрэнка продолжается традиционная для социологической юриспруденции критика юридического позитивизма. Авторы предлагают исследовать не только процессы правотворчества как принятия законов, но и процессы правоприменения как воздействия правовых норм на жизнь людей. В отличие от Р. Паунда «реалисты» не рассматривают правовые нормы и правоприменительные процедуры как равноценные процедуры. Они считают право совокупностью «решений», а не «норм».
|
Исследовательский принцип «конструктивного скептицизма» позволил «реалистам» отождествить право с политическими актами государственных органов и с юридическими решениями судов. Таким образом, в трактовке Ллевеллина — Фрэнка социологическая юриспруденция теряет понимание права как объективной реальности и предмета для исследования, а значит, сливается с политической социологией.
У «реалистов» право превращается в серию чисто субъективных произвольных акций, для которых.йевозможно установить критерий законности. Они доказывают, что процесс принятия юридических решений судьями или другими уполномоченными лицами носит чисто ин гуитивныи характер, и только потом эти решения получают рациональное обоснование с помощью каких-либо логических операций или ссылок на другие юридические акты.
Ллевеллин и Фрэнк считают, что право является не самоцелью, а средством для достижения иных социальных целей, для сопоставления и оценки социальных фактов и психических переживаний. Для них основная функция права заключается не в управлении общественными отношени ями, а в оформлении уже сложившихся норм таких отношений- Правовые акты должны заполнять постоянно возникающие разрывы между сущим и должным. Правовые нормативы постоянно отстают от общественных потребностей и поэтому необходимо постоянно проводить реадаптацию и реинтерпретацию правовых норм.
|
Сами правовые нормы понимаются «реалистами» не юридически, а социологически, как совокупность эмоционально значимых символов солидарности индивидов в рамках единого общества/государства и как средство эмоционального утешения людей в случае использования государством против них каких-либо репрессивных мер.
Для «реалистов» правовые нормы имеют смысл лишь как инструмент предсказания определенных решений государственных органов, и в пер вую очередь, судов. При этом право теряет свою системность и превраща ется в хаос случайностей, в множество решений юридических учреждений, которые нельзя разделить на отрасли и в которых теряется связь общего и отдельного. Таким образом, право превращается из самостоятельного института во вторичную идеологию.
Благодаря работам Е. Эрлиха, Р. Паунда, К. Ллевеллина и Д. Фрэнка юриспруденция обогатилась методологией смежных гуманитарных дис циплин, что позволило более полно и глубоко понимать сущность и смысл правовых явлений, точнее и эффективнее решать задачи правопримене ния, диагностики и прогнозирования.