Николай Александрович Бердяев (1874-1948) родился в Киеве в аристократической семье. Его дед был атаманом Войска Донского, отец - кавалергардом и банкиром, мать происходила из рода князей Кудашевых. Во время учебы в Киевском университете Н. Бердяев занялся социалистической агитацией, за что был в 1898 г. отправлен в ссылку в Вологодскую губернию. Ссылку он отбывал вместе с известным эсером-террористом Б. Савинковым и с не менее известным большевиком А. Луначарским, что позволило ему «из первых рук» получить знания о сущности, целях и методах русского революционного социализма.
После ссылки Бердяев переезжает в Санкт-Петербург, где отходит от революционного движения, переходит на позиции «легального марксизма» и начинает углубленно заниматься философией. В 1901 г. выходит его первая крупная работа «Субъективизм и индивидуализм в общественной философии». В 1907 г. выходит его вторая заметная работа «Новое религиозное сознание и общественность», а в 1909 г. он опубликовал в знаменитом сборнике «Вехи» одну из центральных статей «Философская истина и интеллигентская правда».
Революция 1917 г. стала новым импульсом к творчеству Бердяева. В 1918 г. он издает циклы статей, написанных в 1917-1918 гг., - «Духовные основы русской революции» и «Философия неравенства. Письма недругам по социальной философии». В этих и других более поздних статьях он резко критиковал теорию и практику большевистской власти, за что и был выслан в 1922 г. в Германию вместе с другими крупными антисоветскими мыслителями на знаменитом «философском пароходе». Из Германии Бердяев переехал в Париж, где прожил до конца жизни и где опубликовал большое количество работ, среди которых для нас особенно интересны «Истоки и смысл русского коммунизма» (1937) и «Русская идея» (1946).
|
Философскую позицию Бердяева можно определить как ранний христианский экзистенциализм. Экзистенциалисты понимают «экзистенцию» как внутреннюю сущность человека, непостижимую для формально-ло- гического мышления и раскрывающуюся лишь в моментах «пограничных ситуаций» между существованием и несуществованием, в контактах с «трансценденцией» божественного начала.
Бердяев определяет божественную «трансценденцию» в категориях ценностей веры, надежды и любви и считает, что контакт с ней возможен только в акте искренней личной веры, а не через абстрактное догматическое постулирование существования Бога как предпосылку веры. «Трансцендентное сознание» Бердяева как совокупность абсолютно обязательных норм познания определяет сущность «психического сознания» как совокупности относительных убеждений, формируемых конкретным жизненным опытом индивида.
Бердяев определяет личность как метафизическую конструкцию вне социальных обстоятельств времени и пространства. По его мнению, совершенство божественного замысла заключается в наделении человека способностью к творчеству и внутренней свободой выбора между добром и злом. В акте выбора добра человек вступает во взаимосвязь с универсальной божественной гармонией и в этом достигает истинной «свободы в Боге». В акте выбора зла происходит распад целостной личности на части, рождается стремление к порабощению других людей, к ложной «свободе от Бога».
|
Экзистенциализм Бердяева близок к неокантианству одного из основоположников социал-демократии Э. Бернштейна и противоположен радикальному марксизму В.И. Ленина. Бердяев спорит с Лениным, считая, что знание должно быть средством понимания, внепартийным и объективным средством изучения общественных явлений, а не средством уничтожения противников и насильственного преобразования человеком внешнего мира. Для Бердяева абсолютные истины независимы от классового эмпирического сознания, а культурное творчество является приоритетом в сравнении с революциями.
Бердяев соглашается с социологией Маркса, основанной на понимании взаимосвязи экономического и духовного состояния общества, на критическом анализе капитализма как общества борьбы классов. Ему близок гуманизм Маркса, заключающийся в стремлении ликвидировать эксплуатацию человека человеком. Бердяев, как и Маркс, считает, что экономическое развитие создает материальные условия для развития культуры, что связь между ними является не прямой, а косвенной, функциональной.
Идеал неполитического совершенствования человеческого общежития, стремление к ненасильственному негосударственному общественному устройству Бердяева близки к коммунистическому идеалу Маркса.
Но Бердяев не соглашается с философией истории Маркса, центральной идеей которой было освобождение человека от Бога. В этом Бердяев видит ловушку: иллюзия всемогущества человека на самом деле приводит к его бессилию, к попаданию в сеть причинно-следственных зависимостей.
Свободный выбор человека основан на ограниченном знании действительности, что приводит человека к заблуждениям и к отклонениям от пути к провиденциальной цели. Такими отклонениями Бердяев считает «самообожествление» и «титанизм» как формы разрыва связи человека с Богом. По его мнению, они приводят не к высшим формам гуманизма, а, наоборот, к его эрозии. Сверхценность человека уничтожает его ценность. Мыслитель критикует приоритетность социальных форм над личностью.
|
Бердяев возражает против позитивистского ограниченного и поверхностного определения человека Ч. Дарвиным и Ф. Энгельсом как формы существования органической материи. Для него человек — это микрокосм, точка пересечения божественного и животного миров, как царств свободы и рабства.
Бердяев видит смысл жизни человека и всей мировой истории в познании источника мирового зла, в противоборстве с этим злом и в возвращении творения к Творцу. Он возражает Ницше, отстаивая сущность христианской морали как мотивов действия не слабых, а сильных, как мораль талантов, а не бездарностей, конца и вершины, а не середины и плоскости.
Бердяев критикует «историческое», т. е. реально существующее христианство за культ Богочеловека и индивидуального спасения, вместо которого он предлагает культ Богочеловечества и всеобщее, «соборное» спасение. Он считает ложью западного, и католического, и протестантского христианства, его «цезаропапизм», т. е. стремление папства к светской власти и к созданию ложной теократии. Это становится основой чрезмерного рационализма и атеизма западного общества.
Бердяев критикует православие за подчинение церкви государству, за «обоготворение монархии» и уничтожение этим нравственного авторитета и творческой силы христианства. Альтернативой вырождающемуся «историческому христианству» он считает «новое средневековье» как воплощение нового типа социальности — «соборности».
По мнению Бердяева, «соборное» общество преодолеет атеизм и индивидуализм Нового времени, вернется к средневековому органическому коллективизму, но при этом сохранит достигнутый уровень рациональности и гуманизма, не позволит восстановить средневековое мракобесие и жестокость. На «соборном» уровне развития «духовная община» заменит государство, а общий труд и взаимопомощь заменят борьбу за власть и подавление личности.
Праведность христианского населения позволит устранить государство в том понимании, которое берет начало в концепции апостола Павла. Государственная власть потеряет свой онтологический и нравственный смысл и функции обуздания греха хаоса.
Бердяев рассматривал «новое средневековье» как будущий идеал, а в современной ему действительности он считал государство и право необходимыми средствами подавления в человеке грешного начала, обеспечения его средствами существования и защиты от природной стихии.
Бердяев критикует теории общественного договора, которые выводят государство из взаимодействия личности и действительности различного порядка. Он придерживается теории происхождения государства Л. Гумп- ловима как следствия завоевания слабых народов их сильными соседями. Бердяев полагает, что первые государства возникли в форме монархий на основе религиозного культа первых монархов — героев-завоевателей.
Бердяев считал основной особенностью российского государства «бремя земли» — ее огромную территорию, которая превышает территорию любого другого европейского государства и которой нельзя управлять западными методами. Россия управляема лишь как авторитарное государство, подчиняясь «мужскому началу», которое внесли татарские и немецкие пришельцы.
Но Россия не может быть деспотией восточного типа, т. к. она является христианской страной со своей русской «женственной душой». Так возникает парадоксальное сочетание авторитарного государства и анархичного народа. Если для западных народов характерно стремление к свободе, ограниченной законом, то для русского народа характерно стремление к воле как к абсолютной свободе от каких-либо ограничений со стороны государственной власти и закона. Это становится предпосылкой катастрофичности русской истории как смены периодов жесткой государственной власти и народной анархии.
Бердяев выделяет пять подобных периодов: киевский, татарский, московский, петербургский императорский и советский.
Бердяев считает, что российское государство в современном виде возникает в результате реформ Петра I. Он заимствовал в Европе модель государственного устройства, в которой предусматривалось разделение функций политической (бюрократической) и интеллектуальной элит. По аналогии с западными интеллектуалами в России возникает интеллигенция. Но если западные интеллектуалы имели свою функцию, т. е. обеспечивали идеями и концепциями государственное управление, то российская интеллигенция, возникнув в качестве социальной группы, не получила своей функции, т. к. российское государство создавалось и управлялось по заимствованным западным моделям.
Бердяев определяет российскую интеллигенцию как «монашеский орден», с собственной идеологией, но без собственной экономической и профессиональной ниши в государстве и обществе.
При Петре это не являлось проблемой, т. к. все дворяне находились на государственной службе, т. е. «при деле». Проблема возникла, когда Екатерина II издала в 1762 г. указ «О вольности дворянства», который освобождал дворянство от обязательной государственной службы. Это стало предпосылкой расцвета дворянской культуры в России в XIX веке, но это же положило начало «освободительному» или антигосударственному движению российской интеллигенции. Та часть интеллигенции, которая стремилась не к культурйьй, а к политической деятельности, но была искусст венно лишена доступа к государственным постам, стала социальной основой революционного движения.
По своему типу революционеры принадлежали к контр-элите, т. е. они обладали качествами лидеров, не могли эти качества реализовать в созидательной управленческой деятельности и направили их на свержение существующего строя. Известно, что «освободительное движение» начал просветитель А.Н. Радищев, продолжили декабристы и народники, а закончили его успешным свержением монархии Романовых в 1917 г. либералы и большевики. Их бедой и виной было отсутствие опыта управления государством, в результате чего они предприняли ряд непродуманных экспериментов, пытаясь, как Ленин, научить «кухарок» управлять государством. Из-за этого произошел неуправляемый распад государственного механизма, и общество было ввергнуто в состояние хаоса и гражданской войны.
Бердяев считает одним из наиболее серьезных недостатков российской интеллигенции ее стремление к идеализации народа при незнании его сущности. Одним из результатов петровских реформ стал раскол общества на европеизированную элиТу и сохранившую традиционную культуру массу. Символом веры для этой элиты стал мифологизированный и идеализированный русский «народ-богоносец» как носитель всевозможных нравственных достоинств. Но освобождение народа в результате революции от государственных ограничений освободило не «ангела», а «зверя» или «торжествующего хама» (по выражению Д.С. Мережковского).
Бердяев видит в «освободительном движении» интеллигенции революционный синтез язычества и аскетического православия. Языческое стремление решать все проблемы насильственным путем сочеталось у российских революционеров с православным стремлением к потустороннему идеалу Готовность к жертвам ради веры и религиозная энергия сочетались с неспособностью четко сформулировать свои цели и с их нерелигиозным характером.
Причиной всех недостатков интеллигенции являлось ее вынужденное «тунеядство», т. е. отсутствие привычки к постоянному созидательному труду. В этом Бердяев видит причину ее неспособности создать самостоятельную и пригодную для российской действительности концепцию развития.
Революционеры-интеллигенты заимствовали идеологию и организационные формы своего движения на Западе, но при этом они переводили западные идеи с научного на религиозный язык, превращая гипотезы в догматы. Если революция в европейском контексте рассматривалась как «хирургическая операция» по удалению лишних и вредных элементов с последующей «химиотерапией», т. е. принятием позитивного законодательства, то в России она воспринималась в сакральном смысле — как Апокалипсис.
Результатом этой революции должно было стать уничтожение «грешников» (эксплуататорских классов), а затем вечное блаженство «праведников» (эксплуатируемых классов), в «Царстве Божьем», т. е. в коммунизме. При этом достижение коммунизма предполагалось путем скачка, вселенской катастрофы, через насилие, а не через длительную рутинную работу.
Бердяев не видит принципиального различия в подобном квази-рели- гиозном заимствовании различных западных моделей, кантианства, гегельянства, позитивизма или марксизма. Например, он определял позитивизм Чернышевского — Михайловского, как «народническоемракобесие». По его мнению, оно проявляется в нигилизме, в отрицании поиска истины ради абстрактного счастья людей, понимаемого как уравнительная справедливость. Народники, а вслед за ними и большевики восприняли позитивизм Конта — Милля, а затем и марксизм не как научные концепции, а как квази-религиозные доктрины.
Если в Европе Маркс воспринимался как ученый, предложивший рецепты решения некоторых проблем, таких, например, как ликвидация эксплуатации человека человеком, то в России он воспринимался как пророк, несущий людям Откровение и решение всех их проблем как высшую милость и благодать, не требующую ничего взамен.
Бердяев противопоставляет революционному социализму Ленина свой персоналистический социализм, в основе которого лежит принцип «соборности». Для него сущность социализма заключается в идее ликвидации экономической анархии и развития целостного общества через эволюционные реформы, а не через революционные насильственные эксперименты. Он считает желательным социализм «без зависти и мести», основанный на самоограничении верхов для пользы низов.
Бердяев считает невозможной совершенную организацию общества в отрыве от божественного миропорядка и христианской морали. Он считает, что христианская мораль осуждает богатство, но не призывает при этом уничтожать богатых. Для него неприемлем атеизм большевиков-революционеров, который ведет к их безнравственности, к жертвованию счастьем современного им поколения ради никому не ведомого будущего. Для Бердяева большевизм — это не политическое течение, а состояние духа «мечтательности и произвола». Большевизм — это «обратная религия», которая подвержена соблазну Антихриста, — совершить зло ради достижения блага.
Бердяев считает, что «военный коммунизм» Ленина, ведущий к хозяйственной разрухе и к всеобщему уравнению в нищете, противоречит пониманию коммунизма Марксом как общественного строя, который основывался на росте производительности труда и повышении благосостояния всех слоев общества, в т. ч. и рабочих.
Бердяев выступай за постепенное перерастание, а не за насильственное искоренение «буржуазности» и, в первую очередь, против экспроприации частной собственности. Он определяет «буржуазность» как определенное психологическое отношение к социальной материи, а не как определенную социальную группу. «Буржуазность» может быть присуща всем классам: и буржуазии и рабочим, — поэтому бессмысленными являются попытки выделить «буржуазные» элементы для их уничтожения.
Бердяев не считает пролетариат новыми мессией и спасителем человечества. Для него пролетарий не является новым духовным типом личности и носителем всевозможных нравственных достоинств. Мыслитель констатирует распространение среди пролетариата таких «буржуазных» черт, как атеизм и утилитаризм, которые усугубляются его склонностью к уравнительной «серой мгле», разрушающей высшие достижения человеческого духа.
Неравенство творческих способностей, как и прав собственности и материального потребления, по Бердяеву, является естественной градацией миропорядка. Одновременно это «плата» за недостаточную власть человека над природой и за недостаточно высокий уровень материального производства. Социальное неравенство неизбежно и необходимо, чтобы создать стимул к движению и общественному развитию. Причиной бедности низов является не их эксплуатация верхами, а низкий уровень их культурного развития.
Попытки преодолеть это неравенство революционным насилием приводят лишь к разрушению общества и к хаосу. В этом хаосе начинается борьба личностей и групп за власть, которая не помогает, а наоборот, мешает социальному развитию. Персонализм Бердяева проявляется в его противопоставлении человека, как конкретного, и класса, как абстрактного объединения социальных интересов и психических черт.
Бердяев видит сущность русской революции в борьбе не классов, а представителей материального и духовного труда, варварства и культуры. Революционная борьба за власть происходит в крайних формах террора, насилия и жестокости. Она проявляется в предельно пессимистическом отношении к прошлому и в предельно оптимистическом отношении к будущему. Но при этом культурная отсталость российского пролетариата проявляется в неспособности без буржуазии организовать экономическую деятельность, в стремлении к грабежам и уравнительному потреблению. В то же время исторические недостатки российской интеллигенции проявляются в неспособности без царской бюрократии восстановить управление государством.
Бердяев считает, что кровопролитие революции стало для монархии Романовых божественной карой за отказ от своевременного просвещения народа, а для интеллигенции — за распространение среди народа нигилизма. Он видит «исто/си и смысл русского коммунизма» в мессианской попытке строительства Царства Божьего на земле и без Бога, в войне «безблагодатной аскезы» с буржуазными грехами богатства и утилитаризма. «Монашеский орден» (т. е. Коммунистическая партия) интеллигенции, сплоченный и дисциплинированный марксистской квази-религией, превратил свой фанатизм в энтузиазм победителей в гражданской войне и строителей первых пятилеток.
Ленин, по мнению Бердяева, сочетающий в себе типы русского интеллигента и деспота, быстро осознал опасность русской безгосударственно- сти и анархического бунта. Он начал восстанавливать традиционное для России авторитарное государство и использовать для достижения марксистского идеала такие оппортунистические умеренные средства, как НЭП. Но при этом он подчинил государственную политику марксистской идеологии, создав идеократическое государство. Такое государство, по мнению Бердяева, ведет Россию в тупик, оно неизбежно развалится, и российское общество вернется к истинному христианству.
Политико-правовая концепция Н. Бердяева интересна своей содержательной критикой европейских утилитаристских, позитивистских и марксистских концепций. Бердяев внес заметный вклад в понимание смысла, направления и закономерностей развития российской государственности, взаимодействия государственного аппарата, политической элиты, церкви и общества. Его концепция интересна своим глубоким анализом событий российской революции, процессов формирования социалистического государства, однопартийной политической системы и идеологизированной культуры.