Идеалистический этатизм Георга Вильгельма Фридриха Гегель.




Георг Вильгельм Фридрих Гегедь (1770-1831) родился в Штутгарте в семье секретаря казначейства Вюртембергского княжества. В 1788-1793 гг. он учил­ся в Тюбингенском теологическом институте, по окончании которого по­лучил степени магистра философии и кандидата теологии. Гегель отказался от карьеры пастора и ради занятий философией в 1793-1796 гг. был вынуж­ден работать домашним учителем в Берне, а затем в 1797-1800 гг. — во Франк- фурте-на-Майне.

В 1803 г. Гегель получил должность приват-доцента философии в уни­верситете Йены. В 1807 г. после французской оккупации Йены и закрытия университета он переезжает в баварский Бамберг на должность редактора местной газеты. В 1808 г. он получает место директора гимназии в Нюрн­берге, в 1816-1818 гг. он преподает философию в Гейдельбергском универ­ситете, а с 1818 г. и до своей смерти работает в Берлинском университете, завоевав признание в качестве ведущего специалиста и официального философа Пруссии Фридриха-Вильгельма III.

Среди обширного творческого наследия Гегеля следует выделить такие работы, как «Феноменология духа» (1807), «Наукалогики» (1812-1816), «Эн­циклопедия философских наук» (1817) и «Философия права» (1826).

Гегель отказывается от кантовского понимания человека как субъекта, произвольно определяющего пути познания мира и своего поведения в этом мире. Панлогистская гносеология Гегеля предполагает тождество познающего субъекта и познаваемого объекта. Для него знание — это не субъективная картина мира, а объективная система логических понятий в их диалектическом развитии.

Философ выстроил универсальную и всеохватывающую систему зна­ний человека о мире, определяемом восхождением идеи (духа) от частно­го к общему и от относительного к абсолютному.

Первую ступень познания Гегель определяет как субъективный дух и относит к ней такие науки, как антропология, феноменология и психоло­гия.

Вторая ступень — это объективный дух, и на ней размещаются право, мораль и нравственность.

Третья ступень — это абсолютный дух и к ней относятся религия, искус­ство и философия.Развитие духа по Гегелю происходит от философии природы к филосо­фии духа, от механизма через химизм к телеологии, т. е. ко все более слож­ным и точным механизмам движения материи, к росту влияния на мате­риальные объекты их высшего идеального предназначения. Развитие духа происходит от чувств через самосознание к разумности.

Достигнув состояния разумности, человеческое сознание обретает спо­собность понять смысл моральных норм, т. е. самоопределиться в разрыве между реальностью и долгом. Так человек становится способным жить в семье, гражданском обществе и государстве, в которых «осуществляется I свобода каждого в единстве всех». Гегель видит соотношение свободы и права как диалектическое взаимодействие внутренней субстанции и внеш- I него бытия человеческой воли.

В формах государства и права происходит объективация свободы как \ познание смысла внутреннего разума, тождественного действительности. ;■' Гегель видит сущность права в тождестве его понятия (идеи) и осуществ- | ления (применения в реальности). Процесс правоприменения, по его мне­нию, является конкретизацией абстрактного понятия права.

Гегель определяет право как наличное (реальное) бытие свободной воли > индивида и философски конструирует систему права как царства реали- зованной свободы.

Таким образом, Гегель отказывается от кантовского понимания права; как умозрительной конструкции (априорного понятия). Гегель видит в го- I сударстве и праве конкретные продукты разумной человеческой деятель­ности, выраженные в реальных общественных институтах. Он выражает, эту мысль в своем знаменитом афоризме: «чторазумно, то действительно; что действительно, то разумно».

Эссенциализм Гегеля проявляется в его стремлении выявить в случай­ных и хаотичных общественных отношениях их имманентную сущность f (закон). Философ отрицает противопоставление естественного и позитив­ного права, которое было присуще школе естественного права. Он считает ' естественное право синонимом идеи права как философского видения, сущности правовых отношений.

Гегель различает три ступени развития права как формы свободы.

Первая ступень — это право как свобода или как «идея права» на уровне объективного духа. На этом уровне все отношения индивидов опосредуют­ся через диалектику свободной воли.

Вторая ступень — это право как ступень и форма свободы или как «особое право». На этой ступени отношения индивидов подчиняются правовым нормам, выстроенным в иерархической соподчиненности от абстрактных до конкретных, т. е. от государства до общества, семьи и личности. На этой. ступени «особые права» расположены в хронологическом историческом порядке, взаимно ограничены и соподчинены.

Третья ступень — это право как закон и в качестве «позитивного права» как одно из «особых прцв». На этой ступени «право в себе» превращается в закон в процессе законодательства, приобретая форму всеобщности и оп­ределенности.

Гегель видит в развитии понятия права формообразование свободной воли. Первоначально это абстрактное право абстрактной свободной и рав­ной другим личности, которое определяется постулатом «будь л ицом и ува- жай других в качестве л иц». Оно выражается^ праве собственности, т. е. обладания вещами,^ праве договоров, т. е. заключения соглашений, и в требовании восстановления нарушенных прав, т. е. возмещения ущерба и наказания преступников.

Абстрактное право формально в том, что оно дает индивидам равную правоспособность и свободу действий. На этом уровне свобода личности реализуется, в первую очередь, в праве собственности. Владельцы собствен­ности вступают между собой в договорные отношения по поводу собствен­ности как единичных внешних вещей.

При этом между людьми неизбежно возникают конфликты из-за соб­ственности. В абстрактное право включается неправда, в рамках которой Гегель различаетпростодушную неправду,%бман, принуждение и Преступ­ление как сознательное нарушение права. Логическим следствием преступ­ления является наказание преступника как восстановление права, зало­женное в праве преступника как деянии свободной личности.

Согласие личности на снятие своего преступления через наказание при­водит к ее подчинению моральным нормам. Мораль вводит в негативные предписания формального права положительное содержание. На этом уровне личность превращается в субъекта свободной воли, причем Гегель определяет свободу воли не как внешнее предписание, а как внутреннее побуждение. Личность формирует понимание мотивов и целей своих по­ступков, т. е. начинает осознанно относиться к своему поведению. Таким образом, субъективная воля достигает объективности, т. е. входит в сферу действия закона.

II Свобода проявляется! осознанных действиях, как умысел; в постановке / целей, как намерение,^ стремлении к счастью, как благо, и в степени со­измеримости своего поведения с обязанностями перед другими людьми, как степени добра и зла.

Таким образом, Гегель решает проблему взаимодействия абстрактных права и морали как односторонних моментов, обретающих конкретность и многомерность в нравственности, когда понятие свободы объективиру­ется в виде семьи, общества и государства.

Философ определяет гражданское общество как опосредованную тру­дом систему человеческих потребностей, основанных на господстве част­ной собственности и на формальном равенстве граждан.

Гегель выделяет в гражданском обществе три основных элемента: сис­тему потребностей? правосудие (суд и полицию) и корпорации, специализи­рованные по видам профессиональной деятельности и образующие сис­тему производства материальных благ.

Философ выделяет в обществе три основных сословия:

1) субстанциональное или земледельческое, чья деятельность в мак­симальной степени зависит от «субстанции», т. е. от совокупности природных условий существования общества;

2) промышленное или городское, чья деятельность зависит не столько от природных условий, сколько от индивидуального и разумно ориентированного труда, который становится основой возникно­вения «чувства свободы» и максимальной заинтересованности в сохранении правопорядка;

3) «всеобщее» или бюрократическое, которое противостоит другим «частным» сословиям как «подвижной стороне гражданского об­щества» в качестве наиболее устойчивого элемента и главной не­сущей конструкции государственного механизма; которое проти­вопоставляет всеобщий государственный интерес противоречивым и изменчивым особенным и частным интересам.

Внутренняя противоречивость и антагонистичность гражданского об­щества преодолевается, по мнению Гегеля, государством как основой и одновременно как результатом развития семьи и общества.

~~ Такой государственный орган, как суд, уже на уровне общества обеспе­чивает подчинение законам и неприкосновенность прав собственности. Гегель считает условием эффективности деятельности суда публичность, его заседаний и оглашения законов, а также участие присяжных.

Гегель в отличие от Руссо не сводит государство к механической сово­купности единичных волений индивидов. Он, как и Руссо, считает, что об­щественное развитие происходит в направлении от естественных к искус­ственным потребностям, которые формируются не природой индивида, а влияющим на него общественным мнением. Он видит суть общественно­го развития в развитии «практической культуры», в росте трудозатрат и про­фессионального мастерства индивидов и, соответственно, в росте разно­образия удовлетворяемых потребностей, в переходе к относительным и абстрактным потребностям.

Но в отличие от Руссо Гегель не считает, что государство возникает в результате общественного договора, т. е. на основании произвольного со­глашения индивидов. Он определяет сущность государства как «действи­тельность нравственной идеи» и «субстанциональной воли». Для Гегеля го­сударство — это «шествие Бога в мире», «в себе и для себя сущее божествен­ное», а «абсолютный авторитет» государственной власти он ставит выше «рассудочных выводов» отдельных философов.

Гегель различает объективную сторону государства как организации государственной власти в форме конституционной монархии и субъектив­ную сторону как духовного сообщества (организма), основанного на осоз­нании индивидами национального единства и оформлении народного духа в виде религии.

Гегель придерживается теизма, видя в религии «интегрирующий мо­мент... умонастроения» и противопоставляя веротерпимость «тираничес­кой религии», фанатизму и стремлению установить теократию.

Гегель начинает различать формы государства в зависимости от исто­рической стадии его развития. Во всемирной истории он выделяет четыре стадии-царства: восточное, греческое, римское и германское. Им соответ­ствуют доминирующие формы государства: восточная теократия как сво­бода одного правителя; демократия/аристократия как свобода правящей части общества; конституционная монархия как свобода всех граждан.

Государство в форме конституционной монархии германской нации основывается на разделении властей как гарантии публичной свободы. В отличие от Д. Локка и Ш .-Л. Монтескье Гегель считает, что ветви власти не должны противопоставляться и взаимно ограничивать друг друга. Он оп­ределяет взаимодействие исполнительной, законодательной и судебной власти как органичное единство «текучих членов».

Гегель считает высшей ветвью исполнительную власть. В его конститу­ционной монархии она воплощается в личности монарха и в правитель­стве. Монарх, в свою очередь, воплощает суверенитет) т. е. субстанцию го­сударства как абсолютную.власть идеального целого над единичным, осо­бенным и конечным, над жизнью, собственностью и правами граждан и их объединений. Субъективная воля монарха утверждает законы, которые готовит правительство.

Этатизм Гегеля предусматривает доминирующую, но не произвольную деспотическую государственную власть. Возможные «насилие и произвол» монарха будут ограничены, с одной стороны, всеобщностью государствен­ной власти и законов, что требует учитывать права и интересы всех граж­дан, а с другой, влиянием совещательных инстанции^ Гегель обосновыва­ет необходимость передачи монархической власти по наследству тем, что это позволит избежать революционных потрясений и тем, что в случае его личных недостатков все государственные дела будут происходить вне за­висимости от его субъективной воли.

Этатизм Гегеля основывается на определении конституции как «рас­члененности функций государственной власти». Он не связывает ее приня­тие в качестве юридического документа (или «рассудочной абстракции») с деятельностью парламента или с участием граждан в управлении государ­ством. Задача конституций Гегеля — в определении гражданских прав и сво­бод при разумном и справедливом неравенстве управляющих и управляе­мых лиц, тех обладателей собственности и лишенных ее, талантов и без­дарностей.Правительство, состоящее из надклассовой бюрократии, выполняет решения монарха, обеспечивает сохранение и функционирование учреж­дений, подводя особенные сферы и отдельные случаи в деятельности ин­дивидов под действие законов, т. е. всеобщих норм. Гегель видит недостат­ки бюрократии — «механичность» ее рутинной работы и «горизонт ограни­ченной сферы» ее мировоззрения, но считает, что они будут преодолеваться ее нравственной и умственной культурой, которая является самой высо­кой в обществе. Другой опасностью является возникновение групповых -интересов бюрократии, но, по мнению Гегеля, они будут блокироваться контролем «сверху» — со стороны монарха и «снизу» — со стороны корпо- раций. '

Законодательная власть в государстве Гегеля связывает государствен­ную власть и общество. Она является подчиненной ветвью власти и вы­полняет только совещательные функции, не принимая, а только совер- i шенствуя законы как всеобщие нормы деятельности. Именно она должна обеспечивать эволюционное развитие общества на основании реформ как «поступательное движение» или как «невидимые» изменения без «формы изменения», т. е. без радикальных переворотов в законодательстве.

Гегель считает, что парламент должен быть двухпалатным. Верхняя па­лата состоит из юнкеров >- наследственных владельцев имений-майора­тов, из идеализируемого Гегелем «сословия природной нравственности». Нижняя палата состоит из депутатов -г представителей корпораций, выд­вигаемых путем консультаций.

Гегель не предусматривал парламентских выборов как индивидуально­го всенародного голосования, т. к. отказывал народу в способности разум­но выразить свою волю, в способности отличить истину от заблуждения. Он считал достаточный способ удовлетворить стремление народа к учас­тию в политической жизни — это предоставление информации о парла­ментских дебатах, о принимаемых законах и об общем направлении госу­дарственной политики на основе свободы печати.

Политико-правовая концепция Г.В.Ф. Гегеля отразила консервативно- охранительное направление в немецкой классической философии. Гегель сумел дать наиболее глубокую и детальную проработку основных проблем формирующегося буржуазного общества и государства, заложив тем са­мым основу для развития политико-правовой мысли всего XIX столетия.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: