В 1517 г. профессор Виттенбергского университета и доктор богосло- \. вия Мартин Лютер (1483-1546) вывесил на двери церкви в Витгенберге свои I знаменитые «95 тезисов», которые и стали манифестом начала Реформации. Он говорил о том, что римский папа из-за своей аморальности, кор- I румпированности потерял легитимность своей власти как наследник апо- I стола Петра, и поэтому христиане всей Европы, чтобы спасти свои души, j должны прекратить ему подчиняться.
Лютер сосредоточил свою критику на практике продажи индульгенций I (т. е. отпущения грехов за деньги), как на наиболее вопиющем примере аморализма и корыстолюбия католической церкви. Он в принципе отри- "> цает смысл католических обрядов как таинств, т. е. магических действий, I направленных на изменение окружающего мира, на победу божественно- t го начала над дьявольским, на спасение душ верующих и тем самым на приобретение церковью земной светской власти. Такую рационализацию \ христианства М. Вебер позже назовет «расколдовыванием мира».
Лютер доказывал, что католичество из богослужения выродилось в идо- j лопоклонство в роскошно убранных церквях и монастырях. Зарождающаяся буржуазия требовала более экономной и дешевой церкви, упрощения \ обрядности, «национализации» накопленных церковью сокровищ и уст ранения многочисленного паразитического монашества.
Протестантское рационализированное христианство формировалось как религия для индивидуалистического рыночного буржуазного общества и становилось религиозно-этической системой, сдерживающей проявле- f ния ренессансного «титанизма», вседозволенность и распущенность поведения индивидов.
Ключевымдогматомтеории Реформации Лютера является догмат о «все- священстве». Он предлагает ликвидировать функцию церкви как посредника между Богом и человеком и таким образом ее «демократизировать». При этом духовенство должно превратиться из архаичной закрытой привилегированной и паразитической касты, изолированной от мирян, в открытую для всех способных и достойных мирян группу служителей Бога.
|
illВ лютеранских общинах пастыри стали выборными на основании их моральных (авторитет среди членов общины) и профессиональных (знание богословия) качеств. Их основной функцией стало не исполнение таинств, не литургия или театрализованное красочное представление службы Богу, которое воздействовало, в первую очередь, на эмоции прихожан, а проповедь — своеобразная «лекция» священника, т. е. рациональная трактовка христианских заповедей, которая посредством логически обоснованных умозаключений воздействовала именно на разум слуша теле й. Лютеранские, как и другие протестантские священники, жили среди своих прихожан и поэтому могли осуществлять непосредственный и постоянный моральный контроль за их поведением.
В протестантизме спасение души человека осуществляется «верой, а не добрыми делами», т. е. внутренним совершенство вани ем, а не обрядами. Спасение верой происходит в рамках непосредственного общения человека и Бога, в которое не может вмешаться ни другой человек, ни другая группа или организация (церковь).
Человек в протестантской культуре обретает «внутреннее одиночество», которое становится сакральной санкцией для его внешнего одиночества в качестве самодостаточной автономной ответственной личности.
|
Важнейшей предпосылкой трансформации средневекового типа личности в новоевропейский становится перевод Библии с древних «мертвых» языков на национальные «живые» языки. Сам Лютер первым перевел Писание с латинского на немецкий язык, и, таким образом, каждый грамотный верующий в Германии получил возможность читать и трактовать Библию самостоятельно, без обращения к церковным авторитетам.
Спасение души теряет внешние формализованные признаки, его критерием становится добродетельное поведение человека. Таким образом, поведение индивида освобождается от внешнего регламента сословий, цехов, гильдий или религиозных конфессий. Оно становится «открытым», обретая свободу передвижения, местожительства и выбора профессии. Именно достижение успехов в выбранной профессии и означает религиозное спасение, т. к. оно означает принесение пользы ближним и, следовательно, добродетельное поведение.
Основной добродетелью человека в протестантском обществе становится рационально организованное и мотивированное трудолюбивое поведение в рамках своего профессионального призвания, направленное на производство материальных или духовных благ. Этот феномен позже М. Вебер назовет «протестантской этикой», а К. Маркс — «идеологией первоначального накопления капитала». «Протестантская эти*»)» ликвидирует ценность иррациональной щедрости аристократии; паразитирующей за счет эксплуатации других сословий, и поставит в качестве основного стандарта потребления не аристократическую «роскошь», а буржуазный «комфорт» как рациональное использование накопленного капитала.В трактате «О светской власти » (1523) Лютер возвращается к постулату раннего апостольского христианства о разделении всех христиан на меньшинство истинно верующих праведников, которые способны жить без государственного принуждения, и на большинство грешников, которых только сила государства может удержать от неправедных поступков, в мире и спокойствии.
|
Истинный христианин, по мнению Лютера, не нуждается в государственной власти, но он должен помогать своим ближним, а это возможно только при посредничестве государственных институтов. Поэтому он должен подчиняться законам, платить налоги, защищать его во время войны. В то же время следует учитывать, что законы государства распространяются только на материальную сферу жизни христианина и не должны ни в какой степени затрагивать жизнь его души.
Лютер считал, что церковь должна быть отделена от государства и подчинить свою деятельность государственным законам, но при этом только церковь может выносить вердикт о соответствии или несоответствии государственной политики христианским нормам. Такое взаимодействий церкви и государства позволяет ввести принцип веротерпимости и свободы совести как основу концепции автономной и самодостаточной личности и как основу гражданского мира.
Именно этот принцип был положен в основу Аугсбургского религиозного мира (1555), который завершил войну католиков и протестантов в Германии уравнением прав всех религиозных конфессий по принципу «чья страна, того и вера».
Таким образом, Лютер начинает различать институциональный и лич- I ностный уровни политической деятельности. Индивид у Лютера выходит из-под прямого контроля государственных, церковных и социальных (сословных) институтов. Прямой контроль сменяется косвенным, т. е. инди- I вид теперь обязан подчиняться не прямым приказам авторитарных лидеров, а косвенным указаниям пасторов, пресвитеров и других религиозных авторитетов. Индивид получает свободу действий в рамках религиозно- моральных норм и государственных законов, независимо от их содержа- i ния. При этом любые формы антигосударственных действий Лютер считает происками дьявола.
Лютер понимает право как иерархичную систему законов. Он выделя-
ет:
— высший божественный закон, который является высшим и подчиняющим все остальные;
— естественный закон, который происходит из требований природы и в соответствии с которым организуется повседневная жизнь людей; \
имперский закон, в соответствии с которым организуется государственное управление; — земельный закон, в соответствии с которым организуется местное управление.
Теория Реформации М. Лютера стала смысловым ядром формирующегося протестантизма и обеспечила переход от средневековых политико- правовых концепций к концепциям Нового времени.