Теория исламской государственности Мухаммеда(570-632 годы жизни).




Родился в бедной пастушеской семье в Мекке. Мекка была экономическим и культурным центром западной Аравии. Аравийская пустыня – трудное для существования место, жители – кочевники/скотоводы. На рубеже 6-7 веков был исчерпан потенциал развития родоплеменного строя. Создание единого государства требовало идеологического обеспечения – единобожия. Мекка была перевалочным пунктом для Южно-Аравийской караванной дороги, по которой шли товары из Китая, Индии, Средиземноморья и т.д. Мекку населяли богатые торговые кланы. то богатство контрастировало с имуществом соседей. Культурное значение – случайность – в районе Мекки упал крупный метеорит, построен храм – Кааба, около 600 богов. Мухаммед воспитывался в доме дяди. В 25 лет женился на богатой 40-летней вдове Хадидже. Занялся торговлей, несколько раз побывал в Сирии, познакомился с иудаизмом и христианством. В 611 году Мухаммед начал проповедь единобожия – Тоухид, но в Мекке его проповеди не увенчались успехом. В 622 году Мухаммед бежит в Ясриб(Медина). Ночь бегства получила название Хиджа(изгнание). С 622 года появляется ислам. В Медине жили враги мекканцев, которые стали принимать ислам. Мухаммед получил вооружённую силу и начал джихад(священная война). К 630 году Мухаммед объединил племена, захват Мекки, идолы разбиты. В 632 году Мухаммед умирает. Развитие ислама – Арабский Халифат. Первые 4 халифа выбирали(праведные). Омар халиф – проповеди были систематизированы и был составлен Коран.

Исламская религ доктрина изложенная в Коране по-восточному называется «5 столпов ислама». Ислам это третья монотеистическая аврамическая религия. Плохо разработана теоретическая догматика – иман. Зато очень хорошо разработана практика, обрядовая часть – дин(4 другие столпа). Заимствована космогония, космология(учение о мироздании). Единая этическая социальная доктрина во всех трех религиях. Все братья, равны перед Аллахом, но не равны между собой, разрешается частная собственность. Ислам – промежуточная религия между западом и востоком. Нет догмата о троице. Троица – основа христианской антропологии(учение о богоподобии человека). Из этой идеи вытекает идея христианского гуманизма и индивидуализма, то есть ценности уникальной человеческой личности. Убираем догмат о троице – западные формы и восточное содержание получаем. Ислам – открытая система, допускает заимствование, но при этом ислам задает сокральность как норму функционирования. Ислам определяет политическую и правовую культуру. Специфика ислама заключается в ином понимании бога. Арабское ал`Лах означает единый/единственный бог. Ислам означает «покорность». Мусульманин – покорный воле аллаха. То есть базовая идея – покорность воле аллаха. Соответственно никакого индивидуализма нет, коллектив всегда главный. Тоухит(единобожие), Номас(ежедневная 5-кратная молитва), Хадж(паломничество в Мекку), Рамазан/Рамадан(9 месяц, пост), Закет(милостыня, налог с богатых в пользу бедных).

Политическая доктрина. Основные течения – Суннизм и Шиизм. Сунниты – 80%, Шииты – 15%(Иран, Ирак). Сунна – исламское предание. Сунна – сборники хадисов. Хадисы – рассказы о пророке. Сунниты признают Сунну написанную родственниками и сподвижниками пророка, Шииты – только родственниками. У шиитов Сунна короче, поэтому шиизм более консервативный вариант ислама. Суннитская модель гос-ва – Халифат, Шиитская – Имамат. Халифат юридически был упразднён в 1924? году. Халиф является и светским и религиозным главой Уммы. Умма – общество, община. Поэтому духовенство подчиняется главе гос-ва, оно встроено в гос механизм и не могло блокировать реформы. Имам – лидер. Имам это руководитель Уммана в мечети. Имам в широком смысле – религиозный глава Уммы.

«Трактат о взглядах жителей добродетельного города» Абу Наср Муххамед аль-Фараби. 870-950. Родился в городе Фарабе. По национальности – тюрк. Учился в Дамаске и Багдаде. Оставил около 100 работ по самым разным отраслям. Фараби можно сравнить с Платоном. У Платона сословия вечны и зависят от базовой сущности человека. У Фараби все мусульмане равны перед аллахом, поэтому таких сословий быть не может. Сословие здесь вторично. Иерархия сословий показывает систему ценностей Фараби. Наверху – мудрецы, на втором месте – духовенство, третьи – лица свободных профессий, четвёртые – воины, пятые – те, кто занят экономической деятельностью. У Платона динамика гос-ва определяется борьбой сословий. У Фараби добродетельный город это гармония сословий и никакая борьба между ними невозможна(воля Аллаха, против которой никакое сословие воевать не может). Гарантом этой гармонии является Имам. Имам добродетелен, но его добродетель тождественна его просвещённости. Качества Имама – физическое совершенство, адекватное понимание действительности, память, проницательность, ораторские качества, любовь к познанию и справедливости, воздержанность в еде и напитках, избегание развлечений, нелюбовь к тирании, гордость, честь, бесстрашие, презрение к деньгам, личное бескорыстие. У Платона задача философов заключалась в абстрактном законодательстве. Задачи Имама не абстрактны, а конкретны. Исламская политико-правовая мысль более практична. Задачи Имама – обеспечение материального благополучия подданных, обеспечить должный уровень добродетели подданных, обеспечить их внешнюю безопасность. Формы гос-ва Фараби не различает, но различает добродетельные и недобродетельные города. Недобродетельные – в которых люди стремятся не к истинным, а к ложным целям.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: