Жан Боден (1530-1596), юрист по образованию, адвокат, бывший королевским прокурором в Лионе и профессором права в университете Тулузы, затем стал депутатом Генеральных штатов от третьего сословия города Блуа.
В своем главном произведении «Шесть книг о государстве» (1576 г.) Ж. Боден обосновал необходимость перехода Франции к абсолютной монархии как средство ликвидации средневекового партикуляризма и анархии, как средство формирования национального государства с единым экономическим, социокультурным и правовым полем, независимого от внешних возмущающих влияний. По его мнению, абсолютная монархия должна была ликвидировать распыление государственной власти среди королевских вассалов и других временных диктаторов.
Государство Бодена является «республикой», т. е. «общим делом» граждан, отличающимся единым типом социального общения и реализующим свою власть в повседневной жизни через управление на основании справедливости и законов, независимо от конкретных форм воплощения.
Основной характеристикой государства являются параметры власти, которые воплощаются в государственном суверенитете. Боден определяет суверенитет как «абсолютную и постоянную власть» государства над подданными и гражданами, которая ограничивается только божественным и естественным правом.
Законодательство монарха и его суверенитет ограничены «сверху» божественным суверенитетом, т. е. суверен не имеет права издавать законы, не соответствующие нормам Святого Писания. В то же время его суверенитет ограничен «снизу» естественными правами граждан на материальные средства существования и продолжения рода, основанными на законах природы и принципах человеческого общежития.
|
Государственный суверенитет воплощается в монопольном праве государства на издание и отмену законов на своей территории; в праве объявления войны и заключения мира; в назначении должностных лиц; в осуществлении верховного суда, в частности, в праве помилования; в определении условий экономической деятельности — в чеканке монеты, в установлении размеров податей, мер и весов.
Государство отличается от феодальных квази-государств «баронов-раз- бойников» или от восточных деспотий тем, что оно управляется на основе закона, а не насилия, обеспечивает внутренний мир и безопасность граждан, защищая их от внешних вторжений. Государство Бодена состоит не из атомизированных индивидов, а из семей как основных ячеек и социальных субъектов.
Боден считает, что государство должно гарантировать стабильность своих социальных элементов и с этой целью оно превращает глав социальных групп (семей) в граждан, предоставляя им гражданские права и объединяя единой властью. Граждане вступают в политическое общение, целью которого является установление мира и правопорядка.
Боден исходит из тезиса Аристотеля о наличии в семье трех видов властных отношений — супружеских, родительских и господских — и поэтому считает невозможным предоставление равных гражданских прав подчиненным членам семьи. В то же время Боден отрицает рабство и все другие формы личной зависимости человека.
В сравнении с Аристотелем у Бодена начинается трансформация концепции прямой демократии в концепцию косвенной (представительской) демократии. Он не считает обязательным участие граждан в государственном управлении, предлагая доверить его ответственным должностным лицам. Таким образом, мыслитель различает частную и публичную сферу деятельности гражданина.
|
Боден возражает против концепции сословного государства Платона и Фомы Аквинского. В отличие от Платона он считает, что частная жизнь не противоречит публичной, а является его основой, а разнообразие проявлений частной жизни есть основа общественной гармонии.
Боден различает формы государства по носителю суверенитета как монархию, аристократию и демократию. Он не выделяет правильные и неправильные формы, считая «неправильные» только «состояниями форм», которые возникают при субъективных негативных оценках положения дел в определенном государстве со стороны тех, кто пострадал в нем от каких- то причин. Подобные «неправильные состояния форм» отличаются неравномерным распределением богатств, что делает их крайне нестабильными.
Боден выступает против любого распыления суверенных прав монарха в так называемых «смешанных государствах». Это лишит монарха суверенной власти, которая является необходимым условием управления на основе справедливости и законов. Все другие виды власти в той или иной форме приведут к произволу и диктатуре.
Боден определяет демократию как «зверя многоглавого и лишенного рассудка », как государство, в котором власть народа приводит к чрезмерному увеличению законов и властей в ущерб общему делу, к уничтожению лучших и к выдвижению худших.
|
В аристократическом государстве, по мнению Бодена, многочисленные партии (кланы) аристократии скованы страхом народных восстаний и взаимной борьбой, что замедляет процесс принятия решений и парализует государство.
Оптимальной конкретно исторической формой государства для Бодена является наследственная а бсол ютная м онар хия, т. к. только она способна подавить сепаратизм феодальной аристократии и прекратить религиозные войны. Монархию он считает естественной властью по собственному праву монарха, которое возникает из первоначального захвата власти силой, а затем подтверждается через ее наследование. Отказ от выборов делает невозможным смуты и междоусобицы в момент передачи власти.
Монарх для Бодена является наместником Бога на земле, который имеет исторический опыт длительной стабильной государственной власти и который окружен многочисленными и компетентными советниками. Монарх единолично принимает решения, что обеспечивает оперативность
государственного управления. В то же время он связан в принятии решений законами природы, собственным словом и заключенными договорами, что обеспечивает его подданным естественную свободу.
Чтобы достичь оптимального состояния государства, по мнению Бодена, необходимо законодательным путем поощрять благосостояние третьего сословия, а для этого, в первую очередь, гарантировать неприкосновенность частной собственности. Кроме того, необходимо ввести свободу вероисповедания, отделить церковь от государства и прекратить религиозные войны католиков и гугенотов. По его мнению, увеличение числа вероисповеданий снизит вероятность возникновения влиятельных враждующих групп.
Третье сословие должно иметь возможность влиять на государственное управление через участие в работе Генеральных штатов, которые объединят сословия, улучшЛ управление через передачу компетентных советов монарху без ограничения его верховной власти. Дебаты в Генеральных штатах неизбежно приведут к огласке злоупотреблений королевских чи-yllt Ликов.
Именно этот орган станет гарантом соблюдения естественных прав подданных.
Боден считает, что только Генеральные штаты должны решать вопросы налогообложения, т. к. они затрагивают право собственности. Монарх имеет право вводить налоги только в чрезвычайной ситуации и'это единственный случай, когда подданные имеют право сопротивляться его произволу.
Политико-правовая концепция Ж. Бодена стала переходным этапом от концепций Возрождения к концепциям Нового времени, дав рациональное обоснование организации абсолютной монархии как формы перехода от средневековых династических к современным национальным государствам.