Просвещенный абсолютизм» Вольтера




Франсуа Мари Аруэ (1694-1778) родился в семье нотариуса в Эрво и пу­тем перестановки слогов в этом топониме приобрел свой псевдоним Воль­тер, под которым и вошел в историю мировой философии, литературы и политико-правовой мысли. Вместе с Монтескье Вольтер принадлежит к «старшим» просветителям умеренно-монархического направления.

Как и Монтескье, Вольтер окончил колледж иезуитов, приобретя луч­шее по тем временам образование. В 1725 г. он приехал в Париж, где попы­тался войти в круг аристократической молодежи, но из-за ссоры с одним из ее представителей, дю Роганом, попал в Бастилию. В 1727 г. Вольтера выпускают из Бастилии и он эмигрирует в Англию.

В 1734 г. Вольтер возвращается во Францию и на основе своих «англий­ских» впечатлений издает «Философские письма». С 1734 г. он пользуется покровительством маркизы дю Шати, живет в ее замке Сирей, где занима­ется самообразованием и работает над своими философскими и художе­ственными произведениями. В 1750-1752 гг. гостит у прусского короля Фридриха II в Берлине, но после того как король пренебрег его советами, в 1754 г. Вольтер покупает усадьбу Ферне в Швейцарии, недалеко от фран­цузской границы.

Именно в Ферне были созданы главные произведения Вольтера: «Бог и люди» (1769), «Толкование Библии» (1776), «История возникновения христи­анства» и «В защиту правосудия и гуманности» (1777).

Рационалистический деизм Вольтера позволяет ему создать концепцию «просвещенного абсолютизма» как идеальную модель государства «коро­ля-философа», окруженного советниками-философами и управляющего на основе законов разума и справедливости для блага своих подданных.

Вольтер видит в философах представителей ВерховногоРазума на зем­ле, которые способны постичь его законы и ввести их в реальную жизнь людей. Вслед за Платоном и Макиавелли он разделяет интеллектуальную и политическую элиту. Интеллектуальная элита (философы) создает идеаль­ный план государственного управления, а политическая (монархи) воп­лощает этот план в жизнь с поправками, учитывающими реальные усло­ вия. ;

Наиболее оптимальной формой такого «просвещенного абсолютизма» Вольтер считал британскую конституционную монархию) «в которой ко- | роль всемогущ для совершения блага, но связан для совершения зла».

Вольтер видит в британской модели разделения властей идеальный ва­риант, который позволяет народу участвовать в государственном управле­нии законным путем, без смут и революций. Британский парламент явля­ется посредническим органом, защищающим интересы нации перед ко­ролем.

В британском парламенте заседает аристократия, но в отличие от фран­цузской она не подчинена сюзерену и не имеет вассалов, следовательно, она не угодничает перед королем, превращая его в деспота, и не паразити­рует на теле нации.

Суть просвещенности британской монархии заключается в ее веротер­пимости. Вольтер пишет: «если в государстве одна религия, это ведет к дес­потизму, если их две — к гражданской войне, но если их тридцать, это ведет к миру и порядку».

По мнению Вольтера, британская аристократия ценит не завоевателей, а ученых. Он противопоставляет гонения на Декарта во Франции и Гол­ландии тем почестям, которые оказывались Ньютону в Великобритании, его культу в Кембриджском университете и избранию в палату лордов.

Гораздо лучше на берегах Туманного Альбиона организованы научные. исследования. Если во Франции звание члена Академии дается по про­текции, потому что обеспечивает солидный оклад, беззаботную жизнь и не требует взамен никаких научных результатов, то в Великобритании член­ство в Королевских научных обществах не дает никаких материальных льгот, обеспечивая лишь общение и сотрудничество, что привлекает в них только истинных ученых.

Вольтер видит преимущества протестантизма в сравнении с католиче­ством в моральной чистоте и образованности протестантского духовенства. Протестантские пасторы в отличие от католических кюре получают свои приходы не по наследству, а избираются,прихожанами. Это делает невоз­можным появление в приходах молодых священников, обуреваемых плот­скими страстями и не имеющих среди паствы морального авторитета.

Вольтер считает, что протестантизм гораздо ближе к истинному Еван­гелию, что в нем нет таинств, не предусмотренных в Писании, нет торгов­ли Святым Духом ради-пользы священников.

Вольтер вошел в историю мировой культуры как один из наиболее яр­ких критиков религиозного фанатизма, обскурантизма и невежества. Его знаменитая фраза «раздавите гадину!» была направлена против католичес­кой церкви, как против основнойтгомехи прогрессу человеческого разума "и гуманности. Он исходит из того, что человек является изначально доб­рым и нравственным существом, и все зло в нем возн икает из-за невеже-, ства, из-за недостатка образования и воспитания.

Вольтер впервые начинает рациональную критику Священного Писа­ния, рассматривая его не как божественное Откровение, а как историчес­кий источник, как сборник мифов, содержащий массу противоречий и нелепостей.

На основании фактов библейской священной истории Вольтер отри­цает гуманность и нравственность христианства. По мнению Вольтера, из- за произвольного определения духовенства сущности грешного и правед­ного поведения, из-за его бессмысленной жестокости, в ад попало 80 млрд. человек.

Вольтер считает бессмысленным сначала рассматривать людей как! грешников, тем самым подталкивая их к грехам, а потом их же наказывать за это. Бог Ветхого Завета для него — это злобный и мстительный тиран, обрушивающий на людей самые разнообразные страдания и невзгоды. Жестокость Бога становится предпосылкой жестокости его служителей. Так, по расчетам Вольтера, в религиозных войнах, которые ведутся из-за бессмысленных схоластических споров церковников, в истории челове­чества погибло до 17 млн. чел., что примерно совпадает с численностью населения Франции в XVIII в.

Вольтер рассматривает религикге функциональной точки зрения, как средство нравственного воспитания народных низов, которые в отличие от интеллектуальной элиты не способны постичь законы творения и раз­вития мира и следовать им на основании внутренних моральных качеств.. Для народа религия является необходимым внешним сдерживающим на­чалом, что выражается в знаменитом афоризме Вольтера: «если бы Бога не было, то его надо было бы выдумать».

Вольтер является теоретиком развитого буржуазного общества, кото­рое уже накопило значительные материальные средства и стремится ис­пользовать их для собственного удовольствия. Для буржуазии XVIII века были уже неприемлемы потребительский аскетизм и моральный ригоризм пуритан-кальвинистов XVII века.

Вольтер реабилитирует человека чувств и плоти. Он считает, что движу­щая сила человеческого поведения — это интерес. Человек наделен свобо­дой воли и разумом, который направляет волю человека к тому, чтобы сле­довать общественной пользе. Общественная польза является основой мо­рали и регулятором, который автоматически приводит в соответствие ин­дивидуальные и общественные интересы. Общественная польза заключа­ется в установлении порядка, основанного на свободе индивида от каких- либо сословных ограничений, на равенстве политических прав при есте­ственном неравенстве в обладании собственностью.

Верховный Разум у Вольтера задает направление прогресса, как посто­янного совершенствования материальных и духовных условий жизни че­ловека. В ходе прогресса происходит сближение естественных и условных (позитивных) законов, реальной и идеальной жизненной практики.

Политико-правовая концепция Вольтера стала квинтэссенцией Про­свещения, заложила основы рационального осмысления общественных проблем и создания программы эволюционного развития под руковод­ством элиты, без народных мятежей, революций и гражданских войн.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: