Теория «добродетельного города» аль-Фараби




Абу Наср Мохаммед аль-Фараби (870-950) родился в городе Фарабе в Мавераннахре (современный южный Казахстан), Тюрк по происхождению, он получил образование н а д рабском языке в Сирии и стал одним из осно­воположников арабоязычной философской и политико-правовой мысли, за что получил почетные имена «первого философа арабов» и «Аристотеля Востока».

В христианстве и исламе принципиально различается соотношение религиозной доктрины и рациональной философской мысли. И в Библии, и в Коране строго не оговариваются принципы рационального человечес­кого мышления в его соотношении с божественным Откровением, но в христианской теологии Фома Аквинский в своей формуле «наука — служан­ка богословия» определил их как высший и низший виды знания, что су­щественно сузило пространство научного поиска.

Прагматичная исламская теология не знает особых ограничений для человеческого мышления, что создало парадоксальную ситуацию расцве­та рациональных наук (математики, химии, медицины) в теократиях Араб­ского Востока в средние века, когда в Европе, являвшейся прямой наслед­ницей античного мира, свирепствовала инквизиция, а в университетах преобладало преподавание схоластической теологии.

Арабские ученые в отличие от европейских переводили тексты антич­ных авторов на арабский язык без религиозной коррекции и настолько точно, что в Новое время эти тексты стали переводить обратно с арабского на европейские языки.

В своем главном политико-правовом произведении «Трактат о взгля­дах жителей добродетельного города» аль-Фараби вслед за Платоном ставит проблему создания модели «идеального государства».

Если у Платона теория мировой гармонии носила социально-правовой характер, то у аль-Фараби — моральный, т. к. в рамках исламской интел­лектуальной традиции не различаются религиозные, правовые и мораль­ные проблемы. Если гармония государства Платона основана на силе ми­рового закона, то у аль-Фараби она происходит из договора между людь­ми.

У Платона главной проблемой являются противоречия между людьми, сословиями, обществом и государством. Аль-Фараби, напротив, воспри­нимает государство, общество и индивидов как единую органичную цело­стность, в которой не может возникнуть противоречий. Мыслитель пони­мает человека как конформную единицу, у которой отсутствует самостоя­тельный инстинкт жизни и которая концентрирует либо положительные, либо отрицательные качества.

Аль-Фараби следует догмату равенства всех мусульман перед Аллахом и в отличие от Платона в его «добродетельном городе» нет разделения граж­дан на сословия по роду занятий.

Мыслитель разделяет людей в соответствии с их интеллектуальными и моральными качествами:

— на мудрецов;

— на «людей религии», к которым он также относит писцов, поэтов и музыкантов;

— на счетоводов, геометров и врачей;

— на воинов;

— на людей, занятых в сфере материального производства, т. е. на земледельцев, скотоводов и торговцев.

«Город» аль-Фараби тождественен «государству», т. е. у него проявляет­ся типичное для восточных цивилизаций отождествление городов и сел, отсутствует городское самоуправление, автономное от государственной власти. «Город» аль-Фараби населяют «подданные», а не «граждане».

«Добродетельным городом» руководит имам, главной добродетелью которого является просвещенность, а главной целью и долгом — забота о его подданных. Но если у Платона целью деятельности государя является абстрактное общее благо, то у аль-Фараби это вполне конкретные практи­ческие задачи - обеспечение безопасности, воспитание и обучение под­данных, забота об их материальном благосостоянии и моральном досто­инстве.

Имам является единственным правителем, законодателем и судьей в государстве, в котором в принципе невозможно разделение властей. Он должен быть просвещенным правителем, т. е. способным издавать законы на основании рационального постижения окружающего мира и тем самым обеспечивать совершенствование своих подданных.

Аль-Фараби выбирает концепцию государственного управления Пла­тона, а не Аристотеля, не как науки, а как искусства. Его имам может про­извольно менять законы, причем сам он не связан законами в своих дей­ствиях, за результаты которых он несет ответственность перед Аллахом, но не перед своими подданными.

Авторитарность власти имама обусловливается Кораном, который тре­бует покорности мусульман Аллаху и его наместникам без ее логического и юридического определения. Для мусульманина слово Аллаха — это за­кон, а не предмет логических спекуляций.

В то же время картина мира аль-Фараби пантеистична. Аллах раство­рен в природе, т. е. является первопричиной бытия в его онтологическом единстве. Он творит мир не произвольно, а в соответствии с требования­ми строгой причинности. Соответственно, правление имама не может быть

произвольной диктатурой. Его просвещенность проявляется в способно­сти постичь волю Аллаха как всеобщий закон мироустройства, передать ~ёго подданным и управлять государством в соответствии с ним.7

Аль-Фараби не различает ортодоксальные религиозные доктрины и ереси, т. к. в исламской традиции не сложилось церкви как автономного от- носительно государства института, который бы мог квалифицировать ре­лигиозные течения как ортодоксальные или еретические. Исламский мир отличался значительным плюрализмом и относительно высокой веротер­пимостью в отношении религиозных меньшинств.

В то же время отрицание противоречий между государством и негосу­дарственными структурами блокировало источник развития и обусловило стагнацию исламской цивилизации в средние века и Новое время.

Аль-Фараби допускает в качестве формы «добродетельного города» на- i следственную монархию. Он различает формы государства не по способу их организации, а по методам осуществления власти, как просвещенные и непросвещенные.

Непросвещенные государства у аль-Фараби отождествляются с недо-_ бродетельными, т. к. в них непросвещенный имам определяет цель обще­ственного развития не по объективному «знанию», а по субъективным «мне­ниям»». Последние становятся причиной порочности, т. к. в качестве блага определяют не духовные блага, не следование в своей жизни «пяти стол­пам ислама», а физическое здоровье, материальные богатства или почес­ти.;Недобродетельным, по мнению аль-Фараби, может быть «безнравствен­ный город», если в нем имам и его подданные имеют знания, но игнориру­ют их в своем поведении. Другим вариантом является «переменчивый го­род», в котором имам отказывается от добродетели ради порока.

Также недобродетельным является город, которым имам управляет, сле­дуя своим неразумным «страстям», который ведет завоевательные войны ради материального обогащения. Идеалом аль-Фараби является мир меж­ду народами, т. е. он начинает переход от «малого» к «большому джихаду».

Таким образом, теория «добродетельного города» положила начало со­зданию рациональной исламской политико-правовой мысли, обеспечила эволюцию исламской политико-правовой традиции в соответствии с рос­том сложности и многообразия исламских государств.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: