Град земной» и «Град Божий» Августина Аврелия




Августин Аврелий (в канонизированном варианте — Августин Блажен­ный, 359-430) вошел в историю политико-правовой мысли как один из са­мых знаменитых «отцов церкви», т. е. создателей патристики, ранней хри­стианской теологии.

Августин родился в Тагасте (современный Алжир). Во время обучения в риторических школах в Мадавре и Карфагене (где он позже преподавал) он был приверженцем манихейства. В 384 г. переехал в Италию, где препо­давал риторику в Риме и Милане. В 386 г. он принимает христианство, а в 396-м возвращается в Северную Африку, где до смерти остается еписко­пом в городе Гиппоне.

В трактатах «Исповедь», «О граде Божьем», «Об истинной религии» Авгу­стин создает христианскую философскую концепцию, которая резко от­личается от античной.

Античный физический космос заменяется космосом духовным. Антич­ное общество (полис) заменяется диалектически взаимосвязанным един­ством микромира, как внутренней духовной жизни человека, и макроми­ра, как цепи внешних материальных событий всемирной истории.

Мыслитель отрицает античную ориентацию, направленную на физи­ ческое наслаждение телесными благами или на эстетическое, — квазисмыс- юм знаков (произведений искусства), если они не имеют внутреннего ду­ховного содержания. Августин считает, что смыслом жизни человека яв­ляется духовное самосовершенствование как движение суверенной чело- иеческой воли к Богу в измерениях внешних событий.

Августин обосновывает идею всемирной линейной истории как движе­ ния от грехопадения человека, что в мифологической форме Ветхого За­пета означает выделение человека из мира животных и начало его жизни в качестве самостоятельного разумного существа, по направлению к Страш­ному Суду и установлению Царства Божьего. i

Основная проблема теологии Августина - это проблема человеческой суверенной воли. В макромире и в микромире противоборствуют боже­ственное и дьявольское начала, и человек обречен на выбор между ними. I лавный вопрос заключается в том, что должна делать церковь, чтобы обес­печить выбор Добра и праведной жизни всеми — как христианами, так и нехристианами. Августин оптимистичен и полагает, что божественное на­ чало всегда превосходило дьявольское, а движение человечества от смер­ ти к вечной жизни будет поступательным и необратимым.

Проблема, по его мнению, заключается в слабости человеческого разу­ ма, который постоянно испытывает искушения греховной жизни и зачас­ тую выбирает «Град земной», а не «Град Божий». У Августина это символы, означающие, соответственно, состояние души грешника и праведника.

 

«Градземной» - это любовь к себе,эгоизм, доведенный до ненависти к Бог а «Град Божий» - это любовь к Богу, доведенная до ненависти к себе.

Человек достигает спасения только в «Граде Божьем», для чего нужда ется в руководящем и направляющем влиянии церковного авторитет; Церковь обеспечивает выбор человека в пользу «Градк Божьего» на осно вании идеи благ одати, т. е. сверхъестественной силы, которая ей дана че рез посредничество Иисуса Христа, посланца от Бога к людям.

Апостол Петр, первый папа, реализует благодать в исполнении сем церковных таинств, определяющих всю жизнь человека от рождения (кре щения) до смерти (отпевания). Смысл исповеди, одного из важнейших та инств, заключается в избавлении человеческой души от грехов. Этим цер ковь помогает человеку преодолеть греховность и спасает его душу для веч

Августин считает, что вера как мышление, не нуждающееся в способно сти к пониманию, является высшим в сравнении с разумом, основанны» на понимании. Соответственно, церковь в сравнении с государством яв ляется высшим типом социальной организации, т. к. обеспечивает че ловеку вечное райское блаженство, а не короткую земную жизнь.

Церковь как сообщество верующих, по мнению Августина, являете! воплощением Царства Небесного в несовершенном земном бытии. Толь ко церковь может быть источником общей пользы, справедливости и пра ва, только она может воспитывать в христианах гражданские добродетели Несовершенство государства, по мнению Августина, проявляется в од ном из семи смертных грехов, в гордыне или «похоти господства», т. к. го сударство является иерархичной организацией, основанной на принцип* господства-подчинения, и в нем невозможно воплотить принцип равен ства всех христиан педед Богом. Государственная власть неизбежно веде' к аморальности, несправедливости и жестокости.

Но при этом государство имеет право на существование, если легити мируется церковью. Церковь оправдывает власть государства над верую щими, если видит в ней силу, воплощающую в земной жизни идею спра ведливости. Августин полагает, что именно государство способно вопло­тить в земной жизни человека принцип христианской справедливое™ «каждому воздастся по делам его». Условием этого является подчиненж государства божественной воле как источнику справедливости и права.

От праведника Авеля происходит «христианское государство», основан­ное на постулатах «Града Божьего», т. е. на заботе правителей о подданных От грешника Каина происходит «общество нечестивых», основанное ш постулатах «Града земного», т. е. на насилии и грабеже.

Таким образом, государство понимается Августином как теократия, t которой церковные власти доминируют над светскими и тем самым превра щают их в неотъемлемую часть божественного миропорядка.

По его мнению, государство может и должно помогать церкви в ее «зем­ном странствии», в выполнении ее земных функций; главной из которых является «справедливая война» праведников против грешников. Августин жил в эпоху распада Западной Римской империи и формирования варвар­ских королевств, в эпоху постоянных войн, когда победа христианства была отнюдь не очевидна и не гарантирована. Поэтому легко объяснимо его требование принудительного крещения язычников и уничтожения ерети­ков, что церковь не могла осуществить без военной помощи государства. ~ Августин обосновывает концепцию «христианского меча» необходимо­ стью подавления свободы человеческой воли, если она ведет к победе дья­вольского начала, т. е. к преступлениям. Августин оценивает преступления с религиозно-этической позиции как проявления «гордыни» преступника, как попытки соперничества с Богом и стремление занять неподобающее место в миропорядке. В наказании за преступления он видит не внешний произвол государства, а естественное следствие самой вины преступника. Мыслитель оправдывает наказание как насилие, ведущее к страданиям человека, как «принуждение к правде», если оно происходит от божествен­ной воли и ведет к спасению души.

Социальная доктрина Августина допускает такую крайнюю форму не­равенства, как рабство, если оно объясняется греховностью рабов и про­исходит не из законов природы и правовых установлений, а из вины лю­дей, обращенных в рабство.

Таким образом, в политико-правовой концепции Августина Аврелия усиливается «силовой» потенциал христианской доктрины, ее возможно­сти влиять на принципы устройства государства и политико-правовых институтов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: