Августин Аврелий (в канонизированном варианте — Августин Блаженный, 359-430) вошел в историю политико-правовой мысли как один из самых знаменитых «отцов церкви», т. е. создателей патристики, ранней христианской теологии.
Августин родился в Тагасте (современный Алжир). Во время обучения в риторических школах в Мадавре и Карфагене (где он позже преподавал) он был приверженцем манихейства. В 384 г. переехал в Италию, где преподавал риторику в Риме и Милане. В 386 г. он принимает христианство, а в 396-м возвращается в Северную Африку, где до смерти остается епископом в городе Гиппоне.
В трактатах «Исповедь», «О граде Божьем», «Об истинной религии» Августин создает христианскую философскую концепцию, которая резко отличается от античной.
Античный физический космос заменяется космосом духовным. Античное общество (полис) заменяется диалектически взаимосвязанным единством микромира, как внутренней духовной жизни человека, и макромира, как цепи внешних материальных событий всемирной истории.
Мыслитель отрицает античную ориентацию, направленную на физи ческое наслаждение телесными благами или на эстетическое, — квазисмыс- юм знаков (произведений искусства), если они не имеют внутреннего духовного содержания. Августин считает, что смыслом жизни человека является духовное самосовершенствование как движение суверенной чело- иеческой воли к Богу в измерениях внешних событий.
Августин обосновывает идею всемирной линейной истории как движе ния от грехопадения человека, что в мифологической форме Ветхого Запета означает выделение человека из мира животных и начало его жизни в качестве самостоятельного разумного существа, по направлению к Страшному Суду и установлению Царства Божьего. i
|
Основная проблема теологии Августина - это проблема человеческой суверенной воли. В макромире и в микромире противоборствуют божественное и дьявольское начала, и человек обречен на выбор между ними. I лавный вопрос заключается в том, что должна делать церковь, чтобы обеспечить выбор Добра и праведной жизни всеми — как христианами, так и нехристианами. Августин оптимистичен и полагает, что божественное на чало всегда превосходило дьявольское, а движение человечества от смер ти к вечной жизни будет поступательным и необратимым.
Проблема, по его мнению, заключается в слабости человеческого разу ма, который постоянно испытывает искушения греховной жизни и зачас тую выбирает «Град земной», а не «Град Божий». У Августина это символы, означающие, соответственно, состояние души грешника и праведника.
«Градземной» - это любовь к себе,эгоизм, доведенный до ненависти к Бог а «Град Божий» - это любовь к Богу, доведенная до ненависти к себе.
Человек достигает спасения только в «Граде Божьем», для чего нужда ется в руководящем и направляющем влиянии церковного авторитет; Церковь обеспечивает выбор человека в пользу «Градк Божьего» на осно вании идеи благ одати, т. е. сверхъестественной силы, которая ей дана че рез посредничество Иисуса Христа, посланца от Бога к людям.
Апостол Петр, первый папа, реализует благодать в исполнении сем церковных таинств, определяющих всю жизнь человека от рождения (кре щения) до смерти (отпевания). Смысл исповеди, одного из важнейших та инств, заключается в избавлении человеческой души от грехов. Этим цер ковь помогает человеку преодолеть греховность и спасает его душу для веч
|
Августин считает, что вера как мышление, не нуждающееся в способно сти к пониманию, является высшим в сравнении с разумом, основанны» на понимании. Соответственно, церковь в сравнении с государством яв ляется высшим типом социальной организации, т. к. обеспечивает че ловеку вечное райское блаженство, а не короткую земную жизнь.
Церковь как сообщество верующих, по мнению Августина, являете! воплощением Царства Небесного в несовершенном земном бытии. Толь ко церковь может быть источником общей пользы, справедливости и пра ва, только она может воспитывать в христианах гражданские добродетели Несовершенство государства, по мнению Августина, проявляется в од ном из семи смертных грехов, в гордыне или «похоти господства», т. к. го сударство является иерархичной организацией, основанной на принцип* господства-подчинения, и в нем невозможно воплотить принцип равен ства всех христиан педед Богом. Государственная власть неизбежно веде' к аморальности, несправедливости и жестокости.
Но при этом государство имеет право на существование, если легити мируется церковью. Церковь оправдывает власть государства над верую щими, если видит в ней силу, воплощающую в земной жизни идею спра ведливости. Августин полагает, что именно государство способно воплотить в земной жизни человека принцип христианской справедливое™ «каждому воздастся по делам его». Условием этого является подчиненж государства божественной воле как источнику справедливости и права.
|
От праведника Авеля происходит «христианское государство», основанное на постулатах «Града Божьего», т. е. на заботе правителей о подданных От грешника Каина происходит «общество нечестивых», основанное ш постулатах «Града земного», т. е. на насилии и грабеже.
Таким образом, государство понимается Августином как теократия, t которой церковные власти доминируют над светскими и тем самым превра щают их в неотъемлемую часть божественного миропорядка.
По его мнению, государство может и должно помогать церкви в ее «земном странствии», в выполнении ее земных функций; главной из которых является «справедливая война» праведников против грешников. Августин жил в эпоху распада Западной Римской империи и формирования варварских королевств, в эпоху постоянных войн, когда победа христианства была отнюдь не очевидна и не гарантирована. Поэтому легко объяснимо его требование принудительного крещения язычников и уничтожения еретиков, что церковь не могла осуществить без военной помощи государства. ~ Августин обосновывает концепцию «христианского меча» необходимо стью подавления свободы человеческой воли, если она ведет к победе дьявольского начала, т. е. к преступлениям. Августин оценивает преступления с религиозно-этической позиции как проявления «гордыни» преступника, как попытки соперничества с Богом и стремление занять неподобающее место в миропорядке. В наказании за преступления он видит не внешний произвол государства, а естественное следствие самой вины преступника. Мыслитель оправдывает наказание как насилие, ведущее к страданиям человека, как «принуждение к правде», если оно происходит от божественной воли и ведет к спасению души.
Социальная доктрина Августина допускает такую крайнюю форму неравенства, как рабство, если оно объясняется греховностью рабов и происходит не из законов природы и правовых установлений, а из вины людей, обращенных в рабство.
Таким образом, в политико-правовой концепции Августина Аврелия усиливается «силовой» потенциал христианской доктрины, ее возможности влиять на принципы устройства государства и политико-правовых институтов.