Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н. э.) происходил из крестьянской семьи, т. е. из плебеев. Блестящие способности позволили ему получить юридическое образование и стать преуспевающим адвокатом. Успехи на юридическом поприще позволили ему в свою очередь сделать прекрасную карьеру на государственной службе.
В 76 г. до н. э. Цицерон стал квестором (военным интендантом) на Сицилии. В 69 г. он стал эдилом в Риме, т. е. занял должность, дающую допуск на заседания сената. В 63 г. Цицерон становится консулом и после успешного подавления заговора Катилины избирается в. сенат,
В этот период Римская республика вступает в полосу непрерывных гражданских войн, которые приводят к ее распаду и формированию режима принципата. После вступления в Рим войск коалиции Цезаря и Помпея Цицерон, выступивший на стороне их противника Красса, попал в опалу и был отправлен в ссылку в собственное имение.
В 57 г. он возвращается в столицу и получает должность наместника Киликии. В 49_г. он возвращается в Рим и в условиях ожесточенной борьбы между Цезарем и Помпеем вторично уезжает в свое поместье. В 44 г. Цезарь погибает. Цицерон выступил на стороне Октавиана, ведущего войну против Антония, но после того как они между собой договорились о перемирии, од был убит.
Богатейший политический и юридический опыт Цицерона в сочетании с вынужденными творческими «отпусками» позволил ему оставить обширные и оригинальные труды, среди которых следует выделить основные политико-правовые работы — «О государстве» и «О законах» (54-51 гг. до н. э.).
Цицерон опирался на философию Средней Стой, йа труды Эпиктета и Сенеки. Он был сторонником умереннойу<буржуазной» добродетели, которой отличалась Римская республика в пору своего расцвета, и решительно критиковал нравственную деградацию как верхов, так и низов римского общества в эпоху перехода к империи.
|
Он был противником войн, переворотов, диктатур и сторонником возврата «золотого века» стабильности и внутреннего мира республики. Цицерон выступал за преимущество «тоги» над «мечом» как закона над насилием.
Мыслитель выступал за построение государства на началах разума, который, по его мнению, являлся основным законом природы. Разумное начало, по мнению Цицерона, — это то, что роднит человека и богов и oi личает их от животных. Разум лежит в основе мировой гармонии и воплощается в законах природы и государства. Эти законы, в свою очередь, ян ляются критерием справедливости устройства государства и общества. \
Справедливость в строительстве и деятельности государства имеет в качестве политической цели обеспечение единства государства, которое проявляется в доминирования общих интересов над частными. Начало справедливости объединяет и индивидов, и сословия. Государственные законы (интересы) должны доминировать над частными, т. к. если государственные интересы выражаются в объективном знании и преследуют цели справедливости, то частные интересы выражаются в субъективных мнениях и преследуют цели либо материальной выгоды, либо захвата власти и использования ее в корыстных целях.
Цицерон критикует типологии форм государства Аристотеля и других древнегреческих мыслителей, считая, что каждая из этих форм в правиль- 1 юм виде не стабильна и угрожает переходом в неправильную форму: мо нархия — в тиранию, аристократия — в плутократию, а демократия — в диархию. Чтобы предотвратить подобный крах государства, Цицерон пред лагает создать «уравновешенное государство>>, моделирующее, по его мне нию, раннюю Римскую республику.
|
Сам термин «respublico» у Цицерона означает сущность государства как 'дела народа», функционирующего на основании одного из главных по- t iy чатов римского права — «благо народа есть высший закон». Он осуще- | гнляет юридизацию понятия «государство» как «общего правопорядка», фиксируя права и обязанности сословий.
В уравновешенном государстве» Цицерона существуют и уравновешивают друг друга:
институт царской власти консулов, которая обеспечивает стабильность исполнительной власти и готовность народа подчиняться издаваемым ею законам на основании веры в ее божественный характер, выражающийся в качестве благоволения; институт выборных оптиматов (сенаторов или в греческом вариан- ге аристократов), основное достоинство которых — мудрость (т. с. компетентность) и которые обеспечивают эффективность государетвенного управления;
институт народной власти трибунов, чьи функции опираются на | данное достоинство народа - стремление к свободе, — и которые i.ii помаются в защите этой свободы от возможных попыток дру- I пч государстве нных органов или лиц установить диктатуру.
Разделение властей в версии Цицерона следует отличать от разделения властей в Европе Но вого времени, т. к. его идея еще не имела конституцио ннного механизма реализации, и каждый государственный орган опирал-
|
Ся в защите своих прерогатив не на правовые нормы, а на силу определенного сословия- своей социальной базы.
, Данная схема предполагала регулирование законом всех общественных оношений,гарантировала охрану собственности.
В концепции Цицерона обосновывается необходимость юридической эмансипации рабов. Если у Аристотеля рабы - «говорящие орудия», то у Цицерона — это уже люди, хотя и неполноправные наемные работники. Свободные граждане управляют рабами для их же пользы и, следовательно, должны требовать от них разумно определенную работу, но и предоставлять необходимые средства к существованию, В этом проявляется влияние на мыслителя идеи стоиков о принципиально единой природе всех людей.
Цицерон определяет право как «разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное и вечное, которое призывает к исполнению долга, приказывая; запрещая, от преступления отпугивает».
В основе права лежит справедливость как вечное, неизменное и неотъемлемое свойство природы в целом и природы человека в частности. Первое требование справедливости заключается в отказе от нанесения вреда окружающим как условии человеческого общежития. Отсюда вытекает второе требование - неприкосновенность чужой собственности.
«Природа» как источник естественного права включает весь окружающий человека физический и социальный космос, все формы человеческого общения и общежития, а также само человеческое бытие, охватывающее его тело и душу. Разумность природы определяет ее законосообразность, упорядоченность существования. Из этого Цицерон выводит принцип универсальности права: «под действие закона должно подпадать все». Соответственно, imperium, т. е. мера власти и полномочий магистратов (должностных лиц), как и мера повиновения граждан, должны определяться только законом.
Цицерон также, как и Аристотель, различает естественное право, которое определяется законами природы, и позитивное право, которое определяется законами и установлениями государства. Позитивное право дол жно соответствовать естественному, т. е. отвечать нормам разума и спра ведливости и в то же время соответствовать строю данного государства, традициям и обычаям предков.
У Цицерона впервые появляется «право народов» как зародыш международного права, что было связано с качественно большими размерами, сложностью и многообразием населения Римской республики в сравнении с греческими полисами. В «праве народов» Цицерона краеугольны камнем является постулат: «договоры должны соблюдаться». Таким обр зом, он начинает юридизацию как коммерческих, так и военных метод взаимодействия государств.
В этот период римское государство переживает период непрерывш гражданских войн, переворотов, насилия и нестабильности. Поэтому Цицерона идеальный вариант взаимоотношений народов — это мир, а вой допускается только как вынужденное средство восстановления справЛивости, которое используется в случае невозможности применения мирных методов. Цицерон определяет войну как вооруженный конфликт, имеющий юридическую процедуру начала и конца.
~ Цицерон различал справедливые (оборонительные), и несправедливые (завоевательные) войны. Причиной справедливой войны может быть только оборона государства, а ее целью — установление мира.
В политико-правовой концепции Цицерона впервые появляется идея установления «уравновешенного», т. е. стабильного государства, имеющего юридический механизм, блокирующий установление диктатуры, гарантирующий осуществление государственной политики, направленной на общее благо и подчиненной принципам законности.