Теория «уравновешенного государства» Марка Туллия Цицерона




Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н. э.) происходил из крестьянской семьи, т. е. из плебеев. Блестящие способности позволили ему получить юридическое образование и стать преуспевающим адвокатом. Успехи на юридическом поприще позволили ему в свою очередь сделать прекрасную карьеру на государственной службе.

В 76 г. до н. э. Цицерон стал квестором (военным интендантом) на Си­цилии. В 69 г. он стал эдилом в Риме, т. е. занял должность, дающую до­пуск на заседания сената. В 63 г. Цицерон становится консулом и после успешного подавления заговора Катилины избирается в. сенат,

В этот период Римская республика вступает в полосу непрерывных гражданских войн, которые приводят к ее распаду и формированию режи­ма принципата. После вступления в Рим войск коалиции Цезаря и Помпея Цицерон, выступивший на стороне их противника Красса, попал в опалу и был отправлен в ссылку в собственное имение.

В 57 г. он возвращается в столицу и получает должность наместника Киликии. В 49_г. он возвращается в Рим и в условиях ожесточенной борь­бы между Цезарем и Помпеем вторично уезжает в свое поместье. В 44 г. Цезарь погибает. Цицерон выступил на стороне Октавиана, ведущего вой­ну против Антония, но после того как они между собой договорились о пе­ремирии, од был убит.

Богатейший политический и юридический опыт Цицерона в сочетании с вынужденными творческими «отпусками» позволил ему оставить обшир­ные и оригинальные труды, среди которых следует выделить основные политико-правовые работы — «О государстве» и «О законах» (54-51 гг. до н. э.).

Цицерон опирался на философию Средней Стой, йа труды Эпиктета и Сенеки. Он был сторонником умереннойу<буржуазной» добродетели, ко­торой отличалась Римская республика в пору своего расцвета, и решитель­но критиковал нравственную деградацию как верхов, так и низов римско­го общества в эпоху перехода к империи.

Он был противником войн, переворотов, диктатур и сторонником воз­врата «золотого века» стабильности и внутреннего мира республики. Ци­церон выступал за преимущество «тоги» над «мечом» как закона над наси­лием.

Мыслитель выступал за построение государства на началах разума, ко­торый, по его мнению, являлся основным законом природы. Разумное начало, по мнению Цицерона, — это то, что роднит человека и богов и oi личает их от животных. Разум лежит в основе мировой гармонии и вопло­щается в законах природы и государства. Эти законы, в свою очередь, ян ляются критерием справедливости устройства государства и общества. \

Справедливость в строительстве и деятельности государства имеет в качестве политической цели обеспечение единства государства, которое проявляется в доминирования общих интересов над частными. Начало справедливости объединяет и индивидов, и сословия. Государственные законы (интересы) должны доминировать над частными, т. к. если госу­дарственные интересы выражаются в объективном знании и преследуют цели справедливости, то частные интересы выражаются в субъективных мнениях и преследуют цели либо материальной выгоды, либо захвата вла­сти и использования ее в корыстных целях.

Цицерон критикует типологии форм государства Аристотеля и других древнегреческих мыслителей, считая, что каждая из этих форм в правиль- 1 юм виде не стабильна и угрожает переходом в неправильную форму: мо­ нархия — в тиранию, аристократия — в плутократию, а демократия — в диархию. Чтобы предотвратить подобный крах государства, Цицерон пред­ лагает создать «уравновешенное государство>>, моделирующее, по его мне­ нию, раннюю Римскую республику.

Сам термин «respublico» у Цицерона означает сущность государства как 'дела народа», функционирующего на основании одного из главных по- t iy чатов римского права — «благо народа есть высший закон». Он осуще- | гнляет юридизацию понятия «государство» как «общего правопорядка», фиксируя права и обязанности сословий.

В уравновешенном государстве» Цицерона существуют и уравновешивают друг друга:

институт царской власти консулов, которая обеспечивает стабиль­ность исполнительной власти и готовность народа подчиняться издаваемым ею законам на основании веры в ее божественный характер, выражающийся в качестве благоволения; институт выборных оптиматов (сенаторов или в греческом вариан- ге аристократов), основное достоинство которых — мудрость (т. с. компетентность) и которые обеспечивают эффективность го­сударетвенного управления;

институт народной власти трибунов, чьи функции опираются на | данное достоинство народа - стремление к свободе, — и которые i.ii помаются в защите этой свободы от возможных попыток дру- I пч государстве нных органов или лиц установить диктатуру.

Разделение властей в версии Цицерона следует отличать от разделения властей в Европе Но вого времени, т. к. его идея еще не имела конституцио ннного механизма реализации, и каждый государственный орган опирал-

Ся в защите своих прерогатив не на правовые нормы, а на силу определенного сословия- своей социальной базы.

, Данная схема предполагала регулирование законом всех общественных оношений,гарантировала охрану собственности.

В концепции Цицерона обосновывается необходимость юридической эмансипации рабов. Если у Аристотеля рабы - «говорящие орудия», то у Цицерона — это уже люди, хотя и неполноправные наемные работники. Свободные граждане управляют рабами для их же пользы и, следователь­но, должны требовать от них разумно определенную работу, но и предо­ставлять необходимые средства к существованию, В этом проявляется вли­яние на мыслителя идеи стоиков о принципиально единой природе всех людей.

Цицерон определяет право как «разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное и вечное, которое призывает к исполнению долга, приказывая; запрещая, от преступления от­пугивает».

В основе права лежит справедливость как вечное, неизменное и неотъем­лемое свойство природы в целом и природы человека в частности. Первое требование справедливости заключается в отказе от нанесения вреда ок­ружающим как условии человеческого общежития. Отсюда вытекает вто­рое требование - неприкосновенность чужой собственности.

«Природа» как источник естественного права включает весь окружаю­щий человека физический и социальный космос, все формы человеческо­го общения и общежития, а также само человеческое бытие, охватываю­щее его тело и душу. Разумность природы определяет ее законосообраз­ность, упорядоченность существования. Из этого Цицерон выводит прин­цип универсальности права: «под действие закона должно подпадать все». Соответственно, imperium, т. е. мера власти и полномочий магистратов (дол­жностных лиц), как и мера повиновения граждан, должны определяться только законом.

Цицерон также, как и Аристотель, различает естественное право, кото­рое определяется законами природы, и позитивное право, которое опре­деляется законами и установлениями государства. Позитивное право дол жно соответствовать естественному, т. е. отвечать нормам разума и спра ведливости и в то же время соответствовать строю данного государства, традициям и обычаям предков.

У Цицерона впервые появляется «право народов» как зародыш между­народного права, что было связано с качественно большими размерами, сложностью и многообразием населения Римской республики в сравне­нии с греческими полисами. В «праве народов» Цицерона краеугольны камнем является постулат: «договоры должны соблюдаться». Таким обр зом, он начинает юридизацию как коммерческих, так и военных метод взаимодействия государств.

В этот период римское государство переживает период непрерывш гражданских войн, переворотов, насилия и нестабильности. Поэтому Цицерона идеальный вариант взаимоотношений народов — это мир, а вой допускается только как вынужденное средство восстановления справЛивости, которое используется в случае невозможности применения мир­ных методов. Цицерон определяет войну как вооруженный конфликт, име­ющий юридическую процедуру начала и конца.

~ Цицерон различал справедливые (оборонительные), и несправедливые (завоевательные) войны. Причиной справедливой войны может быть толь­ко оборона государства, а ее целью — установление мира.

В политико-правовой концепции Цицерона впервые появляется идея установления «уравновешенного», т. е. стабильного государства, имеюще­го юридический механизм, блокирующий установление диктатуры, гаран­тирующий осуществление государственной политики, направленной на общее благо и подчиненной принципам законности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: