Сократ (471-399 гг. до н. э.) родился и вырос в Афинах. Он был каменщиком, письменных работ после себя не оставил, но имел много последователей, крупнейшим среди которых был Платон. По ранним так называемым «сократическим» диалогам Платона — «Апологии Сократа», «Прота- гор», «Критон» и ряду других — мы и можем изучать воззрения великого афинянина.
Этот мыслитель примечателен своим активным участием в уличных дискуссиях и бескомпромиссной политической позицией. В 70 лет за критику афинской родовой аристократии и пропаганду независимости человеческой личности он был обвинен в атеизме и «растлении» молодежи. Философ был приговорен к смертной казни. Он отказался бежать, хотя его друзья подготовили для него побег, т. к. это нарушило бы его верность афинским законам. Сократ выпил чашу с цикутой, доказав своей смертью верность своим убеждениям.
Сократ первым из древнегреческих мыслителей начал переход от космологических к политико-правовым проблемам. Он считал, что споры натурфилософов и пифагорейцев, Гераклита и Демокрита, о во зникнове нии и сущности мира бесполезны, так как у них нет критериев установления истинности или ложности высказываемых суждений. «Коллеги по цеху» натурфилософов, софисты, Протагор, Горгий, Гиппий, Антифонт, Фрасимах, Калликл и др., пытались решать проблемы места и роли человека в мире, но также могли сформулировать лишь условные истины и не имели инструментария их подтверждения или опровержения.
Сократ для того чтобы получать не условное, а абсолютное знание, предлагает использовать рационально-логические процедуры. Он вводит понятие вещи/явления, в котором их сущность определяется на основании постоянных, главных, а не случайных, второстепенных признаков. Через посредство ряда логических операций он приходит к выводу, что необходимо ставить человека в центр мироздания, т. е. доказывает, что в основе любой натурфилософской или политико-правовой концепции должны лежать этические конструкции.
|
Сократ вводит три основных постулата этики, которые одновременно являются и тремя основными инструментами рационального познания человеком окружающего мира: это Истина, Добро и Красота.
Мыслитель отталкивается от постулата софиста Протагора: «человек — мера всех вещей» и дополняет его обязательством человека доверять своему разуму. Разум Человека естественным образом подчиняет его поступки. Он является необходимым условием нравственности поведения человека.
Идеал гармоничной античной личности Сократа не позволяет ему поставить проблему нравственного выбора между добром и злом. Если человек разумен, он естественным образом ведет себя хорошо. Сократ впервые осмысливает человека как личность, автономную от родового коллектива, что позволяет отнести его к мыслителям раннего «осевого времени». Основа гармонии души и тела человека — это его даймонион — смысловое ядро его личности, формирующееся и действующее независимо от внешних условий и обстоятельств.
Развивающийся при жизни Сократа афинский полис представляется ему как модель прямой демократии, в которой индивид помимо личных дел обязан исполнять общественные обязанности, т. е. интересы личности должны подчиняться интересам полиса — и именно в этом заключается нравственность поведения личности.
|
История Афин времен Сократа отличалась острейшей борьбой родовой аристократии и демоса. Мыслитель однозначно выступал на стороне последнего и считал, что аристократия должна управлять полисом на основе Специальных знаний, а не по праву своего рождения. В то же время демос должен разумно подходить к выбору управляющих групп. Сократ резко критиковал неразумность и паразитизм демоса, его стремление переложим, ответственность на своих лидеров.
Сократ начал создание типологии государств. Он выделял царство как форму правления, основанную на воле народа. Царство отличается от ти- рании правления, основанного на воле царя. Аристократия является формой правления, основанной на исполнении законов, а плутократия — на богатстве.
Оптимальной формой государства является царство, т. к. только в нем управленцы подчиняются законам, которые выражают народное благ}) и выражаются в народной воле.
(ократ впервые вводит понятия естественных и позитивных законов, а ГШ же критерий законности государственных.акций — их справедливость.
()п начал создание теории договорных отношений государства и граж- /ынима. Он считал, что единство полиса может быть обеспечено только u p. 1 подчинение всех граждан закону, но при этом это подчинение не пои дно выливаться в унификацию мнений, вкусов и т. д.
I In пшк'пис человека закону важнее его подчинения воле родителей, I!■ гос ударство важнее кровнородственной общины. Здесь у Сократа впер- 1И.И ноиинястся понимание различия первобытного общества и государ- I I на, которое объединяет индивидов законами, а не родственными связя ми
|
» <ik|Mi I I.мин проблему несоответствия законов и личных стремлений фикции, HOIMOAHOIO противоречия общественных и частных интересов.
Он решает ее в рамках своей договорной теории: гражданин имеет право выбирать государство, в котором он будет Жить, но если он выбрал какой- либо полис, то он обязан подчиняться его законам. Если гражданина не устраивают отдельные законы, он вправе бороться за их изменение, но исключительно законными методами.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что именно Сократ начал создание теории прямой полисной демократии как выборной, ответственной и рационально организованной государственной власти.