Теория прямой демократии Сократа




Сократ (471-399 гг. до н. э.) родился и вырос в Афинах. Он был камен­щиком, письменных работ после себя не оставил, но имел много последо­вателей, крупнейшим среди которых был Платон. По ранним так называ­емым «сократическим» диалогам Платона — «Апологии Сократа», «Прота- гор», «Критон» и ряду других — мы и можем изучать воззрения великого афинянина.

Этот мыслитель примечателен своим активным участием в уличных дискуссиях и бескомпромиссной политической позицией. В 70 лет за кри­тику афинской родовой аристократии и пропаганду независимости чело­веческой личности он был обвинен в атеизме и «растлении» молодежи. Философ был приговорен к смертной казни. Он отказался бежать, хотя его друзья подготовили для него побег, т. к. это нарушило бы его верность афинским законам. Сократ выпил чашу с цикутой, доказав своей смертью верность своим убеждениям.

Сократ первым из древнегреческих мыслителей начал переход от кос­мологических к политико-правовым проблемам. Он считал, что споры натурфилософов и пифагорейцев, Гераклита и Демокрита, о во зникнове нии и сущности мира бесполезны, так как у них нет критериев установления истинности или ложности высказываемых суждений. «Коллеги по цеху» натурфилософов, софисты, Протагор, Горгий, Гиппий, Антифонт, Фрасимах, Калликл и др., пытались решать проблемы места и роли человека в мире, но также могли сформулировать лишь условные истины и не имели инст­рументария их подтверждения или опровержения.

Сократ для того чтобы получать не условное, а абсолютное знание, пред­лагает использовать рационально-логические процедуры. Он вводит по­нятие вещи/явления, в котором их сущность определяется на основании постоянных, главных, а не случайных, второстепенных признаков. Через посредство ряда логических операций он приходит к выводу, что необхо­димо ставить человека в центр мироздания, т. е. доказывает, что в основе любой натурфилософской или политико-правовой концепции должны лежать этические конструкции.

Сократ вводит три основных постулата этики, которые одновременно являются и тремя основными инструментами рационального познания человеком окружающего мира: это Истина, Добро и Красота.

Мыслитель отталкивается от постулата софиста Протагора: «человек — мера всех вещей» и дополняет его обязательством человека доверять своему разуму. Разум Человека естественным образом подчиняет его поступки. Он является необходимым условием нравственности поведения человека.

Идеал гармоничной античной личности Сократа не позволяет ему по­ставить проблему нравственного выбора между добром и злом. Если чело­век разумен, он естественным образом ведет себя хорошо. Сократ впервые осмысливает человека как личность, автономную от родового коллектива, что позволяет отнести его к мыслителям раннего «осевого времени». Ос­нова гармонии души и тела человека — это его даймонион — смысловое ядро его личности, формирующееся и действующее независимо от внешних условий и обстоятельств.

Развивающийся при жизни Сократа афинский полис представляется ему как модель прямой демократии, в которой индивид помимо личных дел обязан исполнять общественные обязанности, т. е. интересы личности должны подчиняться интересам полиса — и именно в этом заключается нравственность поведения личности.

История Афин времен Сократа отличалась острейшей борьбой родовой аристократии и демоса. Мыслитель однозначно выступал на стороне пос­леднего и считал, что аристократия должна управлять полисом на основе Специальных знаний, а не по праву своего рождения. В то же время демос должен разумно подходить к выбору управляющих групп. Сократ резко критиковал неразумность и паразитизм демоса, его стремление перело­жим, ответственность на своих лидеров.

Сократ начал создание типологии государств. Он выделял царство как форму правления, основанную на воле народа. Царство отличается от ти- рании правления, основанного на воле царя. Аристократия является формой правления, основанной на исполнении законов, а плутократия — на богатстве.

Оптимальной формой государства является царство, т. к. только в нем управленцы подчиняются законам, которые выражают народное благ}) и выражаются в народной воле.

(ократ впервые вводит понятия естественных и позитивных законов, а ГШ же критерий законности государственных.акций — их справедливость.

()п начал создание теории договорных отношений государства и граж- /ынима. Он считал, что единство полиса может быть обеспечено только u p. 1 подчинение всех граждан закону, но при этом это подчинение не пои дно выливаться в унификацию мнений, вкусов и т. д.

I In пшк'пис человека закону важнее его подчинения воле родителей, I!■ гос ударство важнее кровнородственной общины. Здесь у Сократа впер- 1И.И ноиинястся понимание различия первобытного общества и государ- I I на, которое объединяет индивидов законами, а не родственными связя­ ми

» <ik|Mi I I.мин проблему несоответствия законов и личных стремлений фикции, HOIMOAHOIO противоречия общественных и частных интересов.

Он решает ее в рамках своей договорной теории: гражданин имеет право выбирать государство, в котором он будет Жить, но если он выбрал какой- либо полис, то он обязан подчиняться его законам. Если гражданина не устраивают отдельные законы, он вправе бороться за их изменение, но исключительно законными методами.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что именно Сократ начал создание теории прямой полисной демократии как выборной, ответствен­ной и рационально организованной государственной власти.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: