Теория государства в индуизме




Если в основе концепции государственной власти в Китае лежат рационально- философские трактаты, которые лишь позже приобретают сакраль­ный с мысл, то аналогичную функцию в древнеиндийской политико-правовой мысли выполняет ведическая космогоническая мифология.

В Ригведе рассказывается, как перворожденный царь Индра побеждает порожденного демона Вритру, что ознаменовало победу космоса над и, следовательно, рождение мира. Именно Индра открывает человеку путь. к спасению и вечной жизни. Сакральный статус Индры, «царя заключается в том, что он является посредником на пути хаомы- благодати к человеку от Атмана, из небесного моря хварены. Он получает от Брахмана палладий (или данда) — священный жезл, являющийся символом его власти и креативной силы.

Индра объединяет Вселенную — Верхний, Средний и Нижний миры, в которых он становится источником движущей силы для сансары — колеса перерождений. В Среднем, человеческом, мире он также является объеденяющим и организающимначалом, источником тех качеств человека, которые позволяют ему жить в обществе. Таким образом, все виды общественного вза имодействия могут осуществляться только через его посредничество.

Он сосредотачивает в себе космическую энергию —.ману (чьим китайским аналогом является дэ ) и тем самым легитимирует свою власть. Дева-раджи является литургическим образом Шивы, т. е. любой акт государственного управления является ритуальным в литургическом смысле как теат­ральное представление, литургический «проигрыш» одного из ведических мифов.

Миф об Индре задает патерналистскую авторитарность государствен­ной власти девараджи, сочетающего в себе семь качеств: по отношению к своим подданным он является отцом, матерью, учителем, защитником, огнем, сокровищем и загробным воздаянием.

В то же время индийское государство так же, как и китайское, не явля­ется «восточной деспотией». Власть девараджи ограничена его кармой и не может быть произвольной и связанной с порабощением подданных. Сво­бода индивида сохраняется в рамках его кармы и заключается в службе деварадже,' которая является не рабством, а почетным долгом для челове­ка, т. к. эта служба открывает ему путь к спасению.

Индийское государство, как и китайское, сочетает авторитарную цент­рализованную власть с развитыми институтами местного самоуправления. Взаимодействие этих двух уровней власти определяется принципом «плю­ралистического коллективизма». С одной стороны, в Индии насчитывает-. ся огромное количество территориальных, этнических и конфессиональ-1 ных групп, которыми технически невозможно управлять из одного цент­ра, а, с другой, восточная модель цивилизации не предполагает автоно­мию индивида, и мы имеем дело с плюрализмом не индивидов, а коллек­тивов.

Границы государства являются не территориальными, а ритуальными, т. е. они не привязаны к физико-географическим рубежам, а отражают фа-1 ницы распространения литургических актов девараджи.

Развитие древнеиндийского государства осуществлялось по инволю ционной модели, которую лучше всего иллюстрировал индийский миф о периодически сгорающей и воскресающей в неизменном виде птице Фе­никс. Развитие любой правящей династии в традиционном обществе про­ходит восходящую и нисходящую стадии, когда исчерпывается ее геио фонд и, соответственно, ухудшаются физические, интеллектуальные и м< > ральные качества.

В индусской интеллектуальной традиции такая деградация объясняет1 ся ухудшением кармы девараджи. В индуизме нет идеи прощения грехом] т. к. карма любого человека - это постоянно изменяющееся соотношении его праведных и греховных поступков. Греховный поступок нельзя при стить, его можно только компенсировать праведным.

Девараджа понимается как существо двойственное, сочетающее в м (№ 1 как божественную (связанную с Атманом), так и человеческую приршцЯ Следовательно, он может совершать как добродетельные поступки, ипиЛ жимый законом дхармы и управляя государством для блага своих подшМЯ ных, так и недобродетельные, движимый эгоистическими человеческими

интересами и управляя государством исключительно для своего личного блага, т. е. злоупотребляя властью, повышая налоги и т. д.

В этом случае он перестает выполнять свою сакральную функцию по­средника между земным миром и миром хварены, следовательно, служба такому правителю является соучастием в его преступлениях и не улучшит, а, напротив, ухудшит карму подданных и закроет им путь к хварене (вечно­му блаженству). Чтобы избежать этой незавидной участи, подданные обя­заны восстать против деградировавшей династии, изгнать ее (акт апаруд- хи) и привести к власти дееспособную династию.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: