Платон (427-347 гг. до н. э.) получил свое прозвище «широкий» уже в зрелом возрасте за коренастую фигуру и широкий лоб. В детстве он был назван Аристокл. В отличие от Сократа он происходил из самых знатных афинских родов. Его отец происходил из рода царя Кодра, бывшего в свою очередь потомком бога морей Посейдона, а мать была из рода Солона.
В 408 г. Платон встречается с Сократом и становится одним из его учеников. На суде он выступает в защиту своего учителя и после его казни, чтобы избежать репрессий, вынужден на время покинуть Афины. Платон посещает Египет, Сицилию, Южную Италию. В Сицилии, будучи гостем местного тирана Дионисия Старшего, он впервые делает попытку воздействовать на конкретную государственную политику, посоветовав ограничить авторитаризм его правления и разделить власть с местной аристократией. Попытка завершилась полным провалом - Дионисий продал Платона в рабство,однако друзья выкупили его.
После свержения Дионисия философ обратился со своими советами к Диону, новому правителю Сицилии, но также без особого успеха. После свержения Диона Платон бежит в Афины, где на пожертвования друзей в 386 г. основывает школу в Академе (роще, лежащей у дороги из Афин в Элевсин) и окончательно посвящает себя философии. Он оставил после себя 35 диалогов, из которых для нас особо важны два — «Государство» и «Законы».
Философская концепция Платона — это объективный идеализм. Он исходит из того, что у каждого материального объекта есть идея. Мир идей является бытием, в то время как мир вещей является становлением. Мир идей постоянен и вечен; а мир вещей — случаен и изменчив. В мире идет постоянный взаимопереход идей и вещей, находящихся в диалектической причинно-следственной взаимосвязи. Переход идеи в вещь есть явление.
|
Идея человека — это его душа. Она неизменна, вечна, но находится в постоянном процессе метемпсихоза, т. е. переселения из тела в тело. Душа, по мнению Платона, периодически пребывает в мире идей, где она обитает с богами, но в отличие от богов она не совершенна и поэтому постоянно низвергается в мир вещей. В нем души воплощаются в тела людей, где подвергаются физическим страданиям. Души совершенных людей.пребывают в своей материальной оболочке три тысячи, а несовершенных — десять тысяч лет.
Платон в отличие от Сократа впервые в Древней Греции сделал вывод, что человек далеко не всегда гармоничен. Он осознает борьбу души и тела, идеального и материального как суть мирового диалектического конфликта: душа вечно стремится вверх, к гармонии небесных сфер, а тело тянет ее вниз, к животному материальному началу.
В работах Платона отмечается начало кризиса античного мировосприятия. Он был первооткрывателем идеи аскетизма, доминирования духовного начала над телесным.
Человек, по мнению Платона, наиболее совершенен, если он способен вспоминать о своём пребывании в мире идей. Это воспоминание и есть истинное познание, которое дает знание. Человек познает мир интуитивным путем. Знание вечных идей следует отличать от непостоянного мнения, которое человек составляет об изменчивых вещах. М н ение — это несовершенное знание, которое человек получает посредством чувств. Таким образом, высший род знания дает философия, а низший — опытные науки.
|
Платон считает, что душа человека состоит из трех основных элемен тов: разумного, страстного и возникающего при их смешении промежут очного элемента — вожделения (мужества). Соответственно, по преобладающему в душе элементу он различает людей: те, у которых доминирует разум и кто способен постигать идеальную сущность вещей, - это философы; re, в чьих душах преобладает мужество, — это воины; а те, кто подчинен ст растям, - это демиурги, «созидатели», занятые в сфере материального п роизводства,
Cпособность человека жить в условиях общественной организации — но основа его существования и главная причина возникновения государва или теории происхождения государства Платона еще сохраняются мифолог ические элементы: он считает, что первоначально боги жили на земле с людьми, но затем ушли на гору Олимп, и люди были вынуждены самостоятельно организов ывать у словия своего общежития.
По Плагону, суть этих условий — это разделение труда в соответствии с человечес кими способностями. Платон считал, что минимально необходимым для возникновения общества разделение труда — это разделение земледельцев, ткачей и плотников.
Рaзделение труда обеспечивает общество необходимыми материальными ценностями, но не обеспечивает его развитие. Для последнего необходимо выделение правителей (философов),} Платон предлагает для выполнения собственную педагогическую систему.Начиная с трех лет, все дети получают одинаковое образование, они изучают мифы, музыку, поэзию, занимаются гимнастикой. До 16 лет идет количественное накопление этих знаний. С 16 лет молодежь изучает точные науки — геометрию и астрономию. С 18 лет им даются практические поручения и не способные к их самостоятельному выполнению отсеиваются в разряд демиургов, т. е. тех, кто нуждается в руководстве. С 20 лет выделяются воины — лица, которые к самостоятельной работе способны, но которым необходимо давать поручения. Оставшиеся — философы — начинают следующий этап обучения: переход от количественного накопления знаний к приобретению навыков самостоятельного мышления.
|
Платон считает, что такое обучение к З0 годам позволяет выделить низшую администрацию, а с 30 лет - группу высшей администрации. При этом он полагает, что к управлению государством человек должен допускаться как минимум с 50 лет, когда он избавляется от материальных желаний.
«Идеальное государство» Платона не предназначено для реального воплощения. Это модель, к которой должны стремиться все реально существующие государства.
Платон считает, что в «идеальном государстве» сословия должны быть изолированы друг от друга, чтобы обеспечить наилучшее исполнение ими своих функций.
Государство разрушится, если сословия начнут враждовать, а основная причина борьбы — это предпочтение человеком частного интереса общественному. Поэтому максимально высокие требования и максимальные ограничения возлагаются на правителей-философов. Они должны быть свободны от желания иметь частную собственность и семьи.
Платон вводит различие принципов управления государством и коммерческой деятельности по целям и средствам: управление государством сводится к оптимальной трате денежных средств, а коммерческая деятельность — к их накоплению, которое в конечном счете материализуется в появлении частной собственности. Если государственное управление в принципе иерархично и сводится к отношениям господства — подчинения, то экономическая деятельность предполагает равноправие субъектов- партнеров.
Философы будут способны предпочитать в управлении государством общественный, а не личный интерес, только если будут свободны от каких-либо кровнородственных отношений. Платон исходил из того, что в «идеальном государстве» ареопаг мудрейших должен подбирать мужчинам женщин для деторождения, после чего дети должны отбираться у родителей, причем калеки — уничтожаться (следует отметить, что сам Платон женат не был — С.Б.). Демиурги как низшее сословие могут иметь и частную собственность, и семьи.
Платон продолжил развивать типологию форм государства Сократа, причем он превращает ее из статичной рядоположенной схемы в динамичный цикл, развивающийся однако в регрессивном направлении. Цикл начинает свое развитие с аристократии, которая больше других форм похожа на «идеальное государство».
Аристократия вырождается в тимократию (власть военных), когда воины, которые в «идеальном государстве» так же, как и философы, не должны иметь собственности, начинают вооруженную борьбу за ее приобретение и в конце концов приходят к власти. По мере накопления богатств тимократия вырождается в олигархию (власть группы богатых, которая в концепции Платона соответствует плутократии Сократа). Олигархия в результате роста социальной и имущественной дифференциации приводит к революции бедных и свержению богатых, т. е. к демократии.
Демократия заменяет геометрическое равенство арифметическим, т. е. уравнивает людей не в соответствии с их способностями и заслугами перед обществом, а механически^ на основании всеобщего равенства. Всеобщее избирательное право отдает власть в государстве большинству демиургов, которые в своем поведении руководствуются страстями и не способны отличить знание от мнения.
Рано или поздно демократия приводит к власти демагогов — людей, ко- юрые избираются на высший пост путем обмана избирателей, путем раз- чачи невыполнимых обещаний, причем избиратели в силу своей неразумности не способны понять невыполнимость таких обещаний.
Затем демагог, чтобы избежать выполнения предвыборных обещаний (что невозможно — С.Б.) и не быть уличенным в обмане, естественным путем трансформируется в тирана и удерживает власть путем насилия.
Таким образом, Платон формулирует свой парадокс свободы — чрезмерная свобода (демократия) дает чрезмерное рабство (тиранию).
Тирания является наихудшей формой правления и абсолютной противоположностью аристократии. Платон заимствовал у Пифагора идею чистой гармонии различных сфер бытия и на основании этого доказывал,
чтотирания на 729 этических единиц хуже аристократии, что составляет
мшичееч венную амплитуду цикла форм правления.
Тиран, чтобы удержать власть и оправдать ухудшение положения населения, создает для него искусственные трудности: начинает ненужные войны стройки и т. д. Чтобы уменьшить сопротивление населения, тиран за- ии и pre шин в его ослаблении. Тиран находится в безопасности, если народ невежествен, не понимает причин своего бедственного положения и Amen in I а кой степени, что все свои силы тратит на борьбу за выживание.
Чтобы уменьшить тирана зависит от отсутствия сильных конкурентов, а для пою I м\ необходимо своевременно их выявлять и уничтожать. Поэтому он опирается не на лучших, а на худших. Это снижает эффективность государственного управления и рано или поздно приводит к гибели тирании завершения цикла форм правления форм правления. Тирания переходит в хаос догосударственного существования, в результате чего либо вымирает народ, либо государство возраждается в форме аристократии.
Для творчества Платона характерна полифоничность. В диалогах, написанных в разное время, встречаются весьма сильно различающиеся утверждения. Так, в диалоге «Законы» в отличие от «Государства» коллективная собственность философов и воинов, отличающаяся от частной собственности демиургов, сменяется общим порядком использования гражданами государственной собственности.
Деление граждан на сословия сменяется делением по имущественному цензу. В сельском хозяйстве начинают использоваться рабы. «Идеальным государством» именуется то, в котором сочетаются начала монархии и демократии, т. е. «геометрические» выборы по заслугам в ходе «арифметического» всеобщего голосования.
В этом диалоге Платон начинает различать правильные и неправильные формы государства, хотя и считает те и другие отклонениями от «идеального государства».
Правильными, т. е. опирающимися на законы, он считает монархию, аристократию и демократию, а неправильными, т. е. управляющимися вопреки закону, он считает тиранию, олигархию и извращенную демократию.
У Платона нет как таковой концепции права, т. к. он считал, что управление государством — это не наука, а искусство. Философы дают народу законы, постигая их сущность в мире идей и гарантируя их выполнение всем своим статусом. Философы осуществляют не только искусство управления, но и искусство суда, которое выражается в охране, сохранении и осуществлении законов. При этом законы должны соответствовать местным условиям и внушаются всему народу для исполнения, но при этом никак не ограничивают философов.
«Закон» Платона - это совокупность религиозно-нравственных норм, установленных философами для блага всего государства.
Таким образом, можно констатировать, что политико-правовая концепция Платона обозначила тот круг проблем и сформировала тот категориальный аппарат, которыми западная политико-правовая мысль пользовалась, начиная со смерти мыслителя и до наших дней.