Генезис ППУ как процесс трансформации мифологического мышления в рационально-логическое.




История политических и правовых учений (ИППУ).

Предмет и методы ИППУ.

Предмет ИППУ – это политико-правовые учения в и генезисе, развитии и связи с современностью. Политико-правовое учение (ППУ) - это комплекс взаимосвязанных суждений о наиболее рациональном и эффективном способе организации гос-ва, политической и правовой систем.

Куинси Райт определил политику как организованную деят-ть индивидов и групп направленную на получение мат благ или на повышение своего статуса и деят-ть связанную с преодолением сопротивления др индивидов и групп.

Аристотель: Право – это совокупность рациональных норм, которые регулируют отношения граждан, т.е. автономных и равноправных индивидов.

Аристотель ввёл различие политики и политии. Политика самое высшее это деят-ть, полития – государство/совокупность политических институтов(площадка для политиков), право – правила игры.

1) В самых ранних ППУ право было частью политики.

2) Поздняя античность – 2 в. до н.э.-4 в. н.э. Политика и право стало равноправными. Появился термин и профессия юрист. Был сформулирован предмет Юриспруденции(изучает нормы регулирующие человеческие отношения и отклонения/нарушения этих норм). Ввели 3 направления юр деят-ти римские учёные: оформление сделок, выступления в судах, консультация граждан.

3) Соотношение меняется на противоположное 17-19 века. Политика становится частью права. И.Кант сформулировал принцип верховенства права.

 

Метод.

ИППУ – гуманитарная наука. Т.е. все методы гум наук (анализ, синтез и т.д.).

Специальные методы:

1) исторические (диахронные)

2) логические (синхронные). Выявляют вечные проблемы.

3) методы интерпретации (толкование, понимание). Основан на понимании ППУ как текста. Метод интерпретации – «наведение мостов» из одной эпохи в другую. Коммуникация в 3 стадии:

- биобиблиографическое описание. Даты жизни, корпус созданных текстов(работы автора), последовательность написания текстов, социокультурный контекст(социальное происхождение, экономическое положение, политическая позиция, интеллектуальная позиция).

- реконструкция. Центральное звено интерпретации. На этой стадии происходит понимание. Реконструируется основная идея.

- объяснение. Практически-прикладная стадия, т.е. объясняется практически-прикладной смысл идеи.

 

Генезис ППУ как процесс трансформации мифологического мышления в рационально-логическое.

Процесс генезиса ППУ совпадает с процессом генезиса гос-ва.

Мифологическое мышление это мышление первобытного человека. Рац-лог – мышление совр чел-а. Мифолог мышл – мышл картинками, современный чел – мыслит понятиями. Миф м – конкретное мышление. Первобытный чел мыслил понятием «здесь и сейчас», но не мог мыслить абстрактно. Т.О. миф и лог мышление – 2 способа познания мира. Первобытное мышление предполагает наличие дописьменной культуры. Инф-я передавалась устным способом. При этом объем инф-и был ограничен объемом человеч памяти и точность передачи обеспечить было невозможно. Миф – расплывчатое поле смыслов с интуитивным содержанием. Разрушение этих мифов непосредственно связ с неолитическая эволюцией. Переход от присваивающей к производящей экономики. Появляется письменность:

- сняла количественные барьеры для накопления инф-и

- формализованность, строгая фиксированность текстов

- мифы трансформируются в мифологемы

Мифологемы приобретают начало и конец в отличие от мифов. Появляются причинно-следственные связи. Появляется конец с моральным содержанием, т.е. вывод.

В рамках рац-лог мышления появляется мораль.

Первобытная религия – анимизм. Предполагает население всего окружающего мира духами (лешии, домовые).

Политеизм – многобожие. Стадия ранних государств. Духи сменяются богами. Появление элементов логического мышления, рационализация. Пантеон – подобие семьи, правительства.

Монотеизм – единобожие. Современное время. Язычник по своей сути в моральных категориях – эгоист. Он делает, что для него полезно и не делает, что ему вредно. Сущность религиозного человека – альтруист. Делает то что в данном обществе является хорошим и не делает то что в данной религии является плохо. Любые этические правила это самоограничения эгоиста. Т.Е. это те правила кот чел должен выполнять для того чтобы жить в обществе. Эти правила чел усваивает в процессе социализации. В высшей стадии это уже самопожертвование. В максимуме – пожертвование жизни. На уровне языческих религий удалось создать малые гос-ва. Империя – колосс на глиняных ногах. Лишь после того как появилась мораль можно говорить о завершении процесса трансформации миф мышл в рационально-логическое. 3 уровня: религиозные – моральные – правовые нормы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: