Карл Ясперс (1883-1969), выдающийся немецкий философ-экзистен- циалист, в одной из своих главных работ «Истоки истории и ее цель» (1948) выдвинул концепцию «осевого времени» как эпохи, в которую произошла трансформация мифологического сознания в рационально-логическое. Эта эпоха, которую он датирует 800-200 гг. до н. э., стала переломной в истории развития всей мировой духовной культуры. Именно в этот период произошло «духовное рождение» человечества, возникло единое смысловое поле, проблемно-категориальный аппарат, объединивший все страны и народы, позволивший им говорить на одном языке, невзирая ни на какие лингвистические различия.
К. Ясперс обратил внимание на любопытную деталь: ни до, ни после «осевого времени» в истории человечества не рождалась практически одновременно группа мыслителей, оказавших столь фундаментального влияния. В этот период в Древней Греции Сократ, Платон и Аристотель создают основу современной науки, а в Древней Иудее пророки Исайя, Иеремия, Иезекииль и Даниил вносят свой вклад в создание Ветхого Завета — основы религиозного канона иудаизма, христианства и ислама. В Древней Персии - Зороастр создает первую в истории человечества религию, основанную на дуализме Добра и Зла, божественного и дьявольского начал. В Индии в это же время арийский принц Сиддхартха Гаутама становится Буддой (Просветленным) и основателем буддизма, в Китае — JIao Цзы пишет трактат «Дао дэ цзин», а Конфуций читает свои наставления, которые позже войдут в его трактат «Лунь юй».
Эти мыслители, по мнению Ясперса, сделали свои народы — древних греков, персов, иудеев, китайцев, индийцев - «историческими». Это означает переход из первобытности в мировую историю, в которой сознание человека измеряется не циклическим временем, ориентированным на течение природных процессов, а линейным временем, чье течение, смысл и цель определяются самим человеческим разумом. В линейном времени человек начинает различать отрезки времени независимо от биоритмов, от смены времен года и суток, осознает качественное различие прошлого, настоящего и будущего. Это в свою очередь позволяет оценивать течение событий в категориях «добра» и «зла», «прогресса» и «регресса». Человек осознает собственную способность влиять на течение этих событий.
|
К. Ясперс устанавливает общие черты концепций, возникших в различных культурно-цивилизационных ареалах. После интеллектуального прорыва «осевых» мыслителей человек осознает свое принципиальное отличие от животных, т. е. свою разумность. В этот период человек делает свое основное открытие — «открытие смерти».
В то время как ни одно животное не осознает, что оно смертное, для человека это становится главной проблемой. Возникает страх смерти, и, следовательно, проблема смысла жизни. Страх смерти можно преодолеть, только преодолев биологическую конечность существования человеческого тела, оставив после себя нетленные творения духа. Эту проблему и решают создаваемые «осевыми» мыслителями принципиально новые монотеистические мировые религии. На уровне этих религий возникает проблема теодицеи, т. е. «слова о Боге». Вслед за «открытием смерти» закономерно следует «открытие Бога» как некоего Мирового Абсолюта, источника законов и смылов для материального мира.
|
Так возникает понимание дуализма Бога и мира, которое проецируется на дуализм человеческих души и тела. В отличие от смертного тела душа бессмертна, и поэтому она диктует человеку определенные нормативы, ориентиры его земного бытия.
Принципиальное различие «доосевого» и «послеосевого» сознания заключается в основе нормативных систем. Если «доосевая» языческая мораль ориентировалась на достижение «полезного» и избежание «вредного» для данного индивида, то «послеосевая» мораль движет индивида к «доброму» и отталкивает его от «злого». Решающим аргументом в «после- осевом» моральном выборе становится благо, т. е. спасение души, даже во вред телесному, материальному бытию.
В данных мировых религиях появляется понятие личности, которая принципиально отличается от животного — биоорганизма, и данная личность может противопоставляться не только природе, но и государству, и обществу. Человек выходит из подчинения традиционного, жестко табуи- рованного первобытного коллектива. Он руководствуется в своем поведении не мифологизированными первобытными мононормами, которые коллектив диктует ему извне, а собственными разумом и совестью, собственными рациональными расчетами и выбором, за последствия которого он несет ответственность.
Возникает достижительная ориентация, которая определяет смысл жизни индивида стремлением сделать что-либо больше и лучше в кратчайший промежуток времени. Подобная достижительная ориентация проецируется и на деятельность государства, что требует повышения эффек- I ивности его организации и деятельности.
Это, в свою очередь, становится причиной перехода от архаических те- ократий к «послеосевым» рационально организованным государствам, ко- юрые становятся объектом критической рефлексии, в ходе которой и возникают политико-правовые учения.