В историю мировой политико-правовой мысли европейское Возрождение (Ренессанс) вошло как возвращение от средневековой сакральной (религиозной) теологии к античному секулярному (светскому) знанию. Это означало смену основного принципа мироустройства и миропознания, лежащего в основе всей картины мира.
Это интеллектуальное течение зародилось в ран небуржуазных торговых городских республиках и затем распространилось в Западную и Северную Европу, в Германию, Голландию и Англию.
В трудах Пико делла Мирандола (1463-1494) и Николая Кузанского (1401- 1464) средневековый теоцентризм, ставящий в центр мира Бога, сменился антропоцентризмом, ставящим в центр мира человека. Соответственно, основным интеллектуальным течением и методологическим принципом Возрождения становится гуманизм, ставящий в центр всех научных течений, социально-политических движений и произведений искусства человека как высшую и абсолютную ценность.
Гуманизм становится основой раннебуржуазного индивидуализма, как личное переживание изменившихся общественных условий, предоставивших простор для реализации творческого потенциала индивида. Этот индивидуализм становится способом ориентации и функцией (предназначением к практической деятельности) индивида в физическом и политико-правовом универсуме. Внешним эффектом такого индивидуализма становится право самостоятельного и ответственного определения своей индивидуальной посюсторонней судьбы.
В то же время, Возрождение не означало механического копирования античных образцов организации государства, политических и правовых систем, науки и искусства. На новом уровне развития европейской цивилизации удалось сохранить главное достижение христианской мысли — понимание двуединой сущности мироздания как противоборства двух взаимодополняющих начал — божественного и дьявольского, духовного и материального космоса. Но поиск религиозного спасения становится только побочным результатом земной деятельности индивида.
|
На основе такого плюралистичного понимания мироздания теоретики Возрождения сумели преодолеть монизм средневековой мысли, как провозглашение истинности одной доктрины и отрицание права на существование других.
Парадигма (исследовательская установка) мыслителей Возрождения в своей основе плюралистична, т. е. она предполагает наличие многих истин, которые в равной степени отражают различные стороны реальности. Поэтому полн оценное представление об окружающем мире можно получить только _через его многомерное восприятие при учете различных точек зрения. Таким образом, человек получает право на индивидуальный поиск истины, равно как и на выбор объекта исследования, а его разум освобождается от оков религиозной доктрины.
Такая методология влечет за собой снижение уровня авторитарности политико-правовых концепций. Если идеалом государства у средневековых теологов была монархия, подконтрольная церкви, то у теоретиков Возрождения это республика в варианте Венеции, Генуи или Флоренции, весьма напоминающая древнегреческие полисы.
Если политическим идеалом Данте Алигьери (1265-1321) и остается монархия, то его монарх получает свою власть не от папы, а непосредственно от Бога. В то же время политико-правовые воззрения канцлера Флорентийской республики, друга Петрарки и Бокаччо, Колюччо Салютати (1331- 1406), его ученика и преемника на посту канцлера Леонардо Бруни (1374- 1444), его другого ученика Поджо Браччолини (1380-1459) носят заметный республиканский акцент.
|
Гуманисты отрицали целесообразность построения общества, отчужденного, т. е. подчиненного и не способного влиять на политические, правовые и идеологические институты — на государство, суд и церковь.
Для гуманистов идеал общественного развития — «все во имя человека, все для блага человека». Этот идеал делает невозможным сословное неравенство. В его рамках предполагается, что социальный, политический и правовой статус индивида должен соответствовать его личным способностям, его достижениям в служении общественному благу, но не его сословному происхождению.
Политическим идеалом человека для гуманистов стал гражданин — индивид, который бескорыстно служит общественному благу. Такое служение понимается как творческое, свободное самоутверждение индивида в добрых делах, в приобщении к основным гуманистическим ценностям Истины, Добра и Красоты. Самоутверждение гражданина в политико-правовой сфере проявляется в равенстве прав на участие в управлении государством.
Деятельность гражданина и общества диалектически взаимодействуют: если гражданин служит обществу, то общество создает условия для всестороннего и гармоничного развития способностей индивида.
Тенденция секуляризации политико-правовой мысли не привела теоретиков Возрождения к атеизму. Эта тенденция осталась незавершенной и не смогла создать полноценных концепций стабильного существования и развития общества и государства. Возрождение вошло в историю человечества не только эпохой Великих географических открытий, расцвета науки и искусства, но и как время постоянных войн и переворотов, репрессий инквизиции против еретиков, «охоты на ведьм» и т. д. Раскрепощение человеческого разума обернулось «синдромом титанизма», когда «титаны Возрождения» подобно своим античным прототипам возомнили себя равными богам, бросили им вызов и были низвергнуты в Тартар всеобщей резни и жестокости.
|
24. Утопический социализм Томаса Мора
Томас Мор (1477-1535) родился в Лондоне в семье богатого горожанина. В 1504 г. он был избран в палату общин английского парламента, а в 1518 г. перешел на королевскую службу. В 1529 г. Т. Мор стал лордом-канц- лером, т. е. главой королевской администрации.
Придерживаясь последовательных гуманистических убеждений, Мор резко критиковал теорию и практику Реформации Генриха VIII за их «варварство», вражду к свободе человеческого творчества, за чрезмерный аскетизм и в то же время за корыстные мотивы «реформаторов», которые зачастую превращали преобразования католической церкви в ее банальный грабеж.
Кроме того, Т. Мор вошел в историю Англии как резкий критик «огораживаний». Его знаменитая фраза «овцы съели людей» предельно ярко описала ситуацию сгона крестьян с земли для организации английскими лендлордами более прибыльных овцеводческих хозяйств. Конфликт лорд-канцлера с королем и «новым дворянством» закончился тем, что в 1532 г. его отправили в отставку, а в 1535 г. — казнили.
В 1516 г. Т. Мор написал свою главную работу — «Весьма полезная, как и занимательная, поистине золотая книжка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия». «Утопия» (греческое — «место, которого нет» или «Нигдея»), как описание путешествия вымышленного Рафаила Гитлодея в государство, основанное мифическим царем Утопом, положила начало целому жанру подобных «утопий», в которых авторы ставили це лью описание идеального государства для преобразования реального несовершенного общества по предложенному образцу.
Мор впервые выдвинул идею рационального утопического социализ ма, в которой были ликвидированы основные недостатки «квазисоциа лизма» Платона. Как и Платон, он критикует частную собственность, как и Платон, считает, что это сила, разрушающая государство: у Мора частная собственность рождает два основных общественных порока ^/парази тизм верхов и нищету низов. Оба эти порока ведут к одинаковым последствиям — к моральной деградации и верхов, и низов.
Высшие сословия начинают эксплуатировать низшие, государство подавляет человека, что делает невозможным достижение гуманистического идеала гармонического развития личности.
Мор впервые создает классовую концепцию государства как «заговора богатых» против бедных, т. е. в его концепции государство впервые осмысливается как институт, который методами принуждения защищает накопление богатств верхами за счет ограбления низов.
Частную собственность Мор считает первопричиной социальной несправедливости и преступности. Мыслитель начинает преодоление средневековой теологической криминологии, в рамках которой преступность рассматривалась как проявление греховного или дьявольского начала в человеке. Таким образом, он начинает переход к рациональной криминологии, видя основу преступности в социально-экономических условиях жизни преступника. Недостаток у низов средств существования вынуждает их идти на преступления, чтобы спастись от голодной смерти.
Мор считает, что при таких объективных причинах роста преступности бессмысленны публичные квалифицированные казни и другие чрезмерно жестокие наказания, которые ставили целью устрашение потенциальных преступников, но вместо этого только ожесточали зрителей, рождали в них привычку к насилию.
Мыслитель полагал, что лечить надо не следствие, а причину, т. е. заменить частную собственность как основу социального Неравенства-Общественной собственностью,л>беспечить всех людей работой, дающей им необходимые средства существования. В таком обществе целью наказания будет не уничтожение, а исправление преступника.
В отличие от Платона Мор использует христианское обоснование идей общности имущества (т. к. Бог отдал мир во владение всем христианам, а не их части), престижности и обязательности физического труда (как средства спасения души и совершенствования тела человека). Цель и смысл жизни человека у Мора — не паразитическое личное потребление, а производство материальных и духовных благ для пользы общества. Поэтому в Утопии в отличие от государства Платона частной собственности нет ни у кого (Платон допускает ее для демиургов), зато физический труд обязателен для всех.
Но основная идея гуманиста Мора — это совершенствование отношений человека не с Богом, а с человеком. В отличие от Платона Мор считает, что основной ячейкой общества является не индивид, а семья.В политическом устройстве Утопии совмещаются принципы прямой и косвенной демократии. Избирательное право принадлежит не индивиду, а главе семьи. Тридцать глав семей образуют постоянное объединение, на котором избирается должностное лицо — филарх. Десять филархов избирают одного протофиларха. Одновременно все филархи на специальном собрании избирают тайным голосованием правителя государства (принцеп- ca) из четырех кандидатов, названных народом. Принцепс избирается пожизненно, что предполагает идеальность его физических, интеллектуальных и моральных качеств. «Принцепс» Мора — это аналог «правителя-фи- лософа» в государстве Платона.
Утопия — это государство, в основе которого лежит справедливость, понимаемая автором не как юридическая, а как этическая категория. В Утопии чрезвычайно мало законов, они просты, общепонятны и не требуют специального аппарата для их реализации.
Однако именно поэтому у Мора нет гарантий, что действия принцепса не будут носить антиобщественный характер. В Утопии не предусмотрен конституционный механизм смены принцепса, что закладывает в нее, как и во все последующие социалистические теории, потенциал авторитарного и неправового государства.
Идеальность Утопии предполагает отсутствие частной собственности не только в отношении средств производства, но и средств потребления. Утопийцы периодически меняются домами, что делает невозможным какое бы то ни было накопление. Они собираются на общие трапезы, получают все необходимые предметы потребления из общественных кладовых. С одной стороны, это делает ненужным ведение домашнего хозяйства, но, с другой, лишает утопийцев стимула к производительному труду, к совер- jf шенствованию своих профессиональных навыков.
/ Мор подчеркивает свое презрение к золоту и серебру тем, что предназначает их для изготовления ночных горшков и кандалов для преступников. Золото используется в качестве денег только во внешней торговле и во время войн с другими государствами, хотя утопийцы предельно миролюбивы и ведут только оборонительные войны.
Чтобы исключить возможность возникновения неравенства, утопийцы перемежают занятия физическим и умственным, ремесленным и сельскохозяйственным трудом. Мор дает христианскую трактовку труда как высшей жизненной и моральной необходимости. Труд утопийцев свободен и доброволен, он ограничен шестью часами в день. Утопийцы специально обучаются ремеслу, но при этом все без специальной подготовки направляются на сельскохозяйственные «отработки». В этой схеме никак не г учитывается различие способностей и склонностей индивидов, зато механически уравнивается общественная полезность простого и сложного, физического и умственного труда.
Чтобы предотвратить возможное и естественное нежелание свободных граждан заниматься наиболее тяжелыми и грязными работами, на них направляются военнопленные или преступники, которые должны таким образом исправляться и превращаться в полноценных членов общества.
В концепции Т. Мора изначально заложена неэффективность экономики, которая компенсируется использованием принудительного труда. Уравнительность потребления делает невозможным стимулирование общественного развития, но в то же время не существует никаких механизмов предотвращения злоупотреблений в этой сфере.
Но следует отметить историческую специфику труда Мора, направленного, в первую очередь, против праздной феодальной аристократии и богословов-схоластов. Он называет свою Утопию Евтопией или Страной блаженства, где всеобщий и свободный труд обеспечивает достаточное для всех изобилие материальных благ. Гуманистический эпикуреизм, наслаждение жизнью у Мора резко контрастирует с аскетизмом Платона и средневековых теологов. В Утопии нет противоречий между частным и общим, а человек является высшей ценностью, которую нельзя заменить никаким золотом.