Никколо Макиавелли (1469-1527) родился во Флоренции в семье маркизов, чья генеалогия восходила к IX в. В 1498 г. он получил должность канцлера по внутренним делам во Флорентийской республике, а затем стал секретарем комиссии Десяти, т. е. фактическим главой правительства республики. Он не получил университетского образования, но активно занимался как внутренней, так и внешней политикой Флоренции, что дало ему богатейший практический опыт.
В 1512г. Флорентийская республика погибла в результате переворота Медичи, которые лишают Макиавелли всех государственных постов, а в 1513 г. арестовывают и подвергают пыткам, подозревая в участии в заговоре. От смертной казни его спасло только вмешательство римского папы. Остаток жизни Макиавелли живет в бедности и занимается теоретическим обобщением итогов своей политической карьеры.
В 1513-1519 гг. он пишет «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» (т. е. на первые десять книг историка о республиканском периоде истории Рима) и «Историю Флоренции», а параллельно, в 1512-1515 гг. — «Государь» («П Principe»).
В XVI веке Италия после подъема XIV-XV веков переживает период экономической стагнации. Успешная экспансия Османской империи позволила ей заблокировать торговые пути из Южной Европы на Ближний и Средний Восток, а Великие географические открытия позволяют европейским торговцам Перенести торговые пути из Средиземного моря в океаны, что подрывает основу экономического благополучия итальянских республик. Это приводит к росту политической и военной нестабильности в Италии.
В начавшейся военной анархии господствуют отряды кондотьеров — наемных солдат. В Италию периодически вторгаются войска соседних государств - Франции и Австрии. Этот хаос усугубляется полной нравственной деградацией папского престола, который уже не в состоянии играть роль объединяющего центра и арбитра.
|
В этих условиях Макиавелли дает гуманистическую трактовку человека, освобождая его от сковывающих и «обессиливающих» начал христианской религии. Основой человеческой личности для мыслителя является virtu (личная энергия или «доблесть») — это набор качеств, которые позволяют человеку влиять на окружающий мир. Однако при этом человек должен учитывать влияние внешних обстоятельств или fortune («судьбы»), В то время как virtu определяет одну половину поступков человека, fortuna определяет другую половину. Но граница между этими половинами динамична и неустойчива. Степень самостоятельности поступков человека зависит только от его личных усилий. ' Антропоцентризм Макиавелли позволил ему полностью устранить из своей концепции влияние божественного Провидения. Он переводит фун- " кции религии с трансцендентального (потустороннего) на инструментальный (посюсторонний или функциональный) уровень. Интересы церкви должны подчиниться интересам государственного управления. Религия должна обеспечить оптимальный уровень моральносТй^поведения граждан и, соответственно, должный уровень их консолидации, патриотизма и лояльности к государству.
Макиавелли «возрождает» античные образцы в качестве типов социальной, политической или военной деятельности. В его трудах еще отсутствует принцип историзма в понимании природы человека. Для Макиавелли модели древнеримского и ренессансного политического поведения являются равнозначными, а природа человека как основа политических законов — неизменной.
|
В то же время Макиавелли отказывается от средневекового умозритель ного схематизма в конструировании политико-правовых моделей. Для него важна не истинность, а полезность теорий, не теологический канон, а реальные качества людей и вещей. Критерием истинности теорий является не формальная логика, а практический опыт. Мыслитель выводит из единичных фактов общие теоретические принципы
Макиавелли впервые в европейской политико-правовой мысли создает комплексное понятие государства (Stato) как организации жизйи народа, оформленного в политическое целое, как объединения граждан с определенным экономическим механизмом и типом использования природных ресурсов, а также с определенным способом социального взаимодействия.
В соответствии с этими условиями в данном государстве организуется политическая власть, которая определяет форму государства. Макиавелли в отличие от средневековых мыслителей считает, что форма государства определяется не профессиональными (сословными), а имущественными различиями граждан, не только структурой, но и функциями государства.
Макиавелли вслед за Аристотелем различает формы государства в зависимости от числа правящих лиц, как единовластие, правление немногих и правление всего народа. По цели и качеству функционирования он различает правильные (монархия, аристократия и демократия), целью которых ' является общее благо и величие государства, и неправильные (тирания, олигархия и «распущенность») формы, в которых правители заботятся исключительно о собственной пользе.
|
Макиавелли считает идеальной формой государства республику в понимании Цицерона как уравновешенное государство со справедливым распределением власти между принцепсом (государем), оптиматами и народом.
Развитие любого государства он определял как естественную смену циклов. Республика возможна только при добродетельности народа, только если он способен предпочитать общественные блага личным и подчиняться закону, а не личным страстям. В такой республике закон является защитой граждан от взаимных обид, а выборы принцепса (государя) происходят на основе мудростй, а не силы. Народ выбирает подчинение ему в обмен на защиту.
Затем народ вырождается, т. е. начинает предпочитать личное благо общественному, из-за этого республика гибнет и устанавливается тирания. Народ платит за свою «распущенность» потерей защиты закона, т. е. потерей своей безопасности, началом военного хаоса и грабежей. После того как народ осознает суть происходящего, он поддерживает нового принцепса, который силовыми методами наводит порядок и восстанавливает республику.
Именно в этом заключается смысл «Государя», который был посвящен правителю Флоренции Лоренцо Медичи Великолепному и который должен был стать набором рекомендаций для объединения Италии.
Принципиальный разрыв Макиавелли со средневековой схоластикой заключается в создании динамической концепции государства. Содержанием этого развития является взаимодействие качественно и количественно различающихся элементов политического общения — экономических, военных, демографических, этнических и психологических. Он впервые начинает анализ поведения, противоборства социальных групп как основы развития государства.
Для мыслителя в современной ему Италии основной движущей силой развития были горожане и аристократия. В нарушении баланса сил между ними он видел основную причину установления военной диктатуры.
Макиавелли вошел в историю мировой мысли как создатель политологии как науки. Политологию он отделяет от теологии и от этики. Этические и религиозные мотивы мыслитель определяет как мотивы должного, а политические как мотивы сущего, т. е. основанные на выгоде, материальных интересах или силе.
Статус политологии как науки предполагает выделение ее предмета, определенных закономерностей развития и системы категорий.
Макиавелли считает таким предметом исследования для политологов совокупность действии, направленных на захват, удержание и использование государственной власти в личных интересах носителя власти; формы, задачи и содержание деятельности государства; проблемы строительства и функционирования государства.
Макиавелли считает ключевой категорией политологии политическую власть как цель и смысл политической деятельности. Политическая деятельность, по мнению Макиавелли, является ядром социальной деятельности и сознания.
Смысл политологии для него заключается в выявлении законов политической деятельности человека и, соответственно, на основании знания этих законов в управлении его поведением.
Основным принципом и закономерностью политического поведения человека для Макиавелли был прагматизм как вседозволенность средств для достижения поставленных целей, ограниченная рамками конкретных условий.
Базовый принцип прагматизма становится основой для выведения ряда вспомогательных принципов:
1) рациональная политика требует соответствия целей и средств;
2) рациональная политика требует соответствия целей и средств внутренней и внешней политики;
3) стабильность и суверенитет государства основываются на консенсусе (согласии) граждан относительно целей и средств государственной политики;
4) чтобы легитимировать власть, государь при выборе методов ее осуществления должен учитывать психическое состояние общества как совокупность его традиций, стереотипов и ориентации.
. Макиавелли дополняет теорию политологии прикладной частью, комплексом политических технологий или практических рекомендаций по наиболее эффективному ведению государственной политики.
Он считал, что человек способен захватить власть либо на основании своих достоинств (virtu), либо на основании благоприятных обстоятельств (fortuna), т. е. случайно, но при этом удержать власть случайно нельзя. ' Удержать власть государь сможет, только если приведет в соответствие форму и содержание государства, т. е. организует учреждения, соответствующие основным характеристикам управляемого общества.
Основными качествами государя должны быть ум, воля и способность отказаться от личной жизни ради борьбы за власть. Ум необходим для верной оценки ситуации ^издания эффективно действующих законов. Воля является основным средством захвата и удержания власти, которое неизбежно требует преодоления сопротивления врагов. Отказ государя от личной жизни позволяет в максимальной степени сконцентрировать все его силы для достижения поставленной цели.
Для удержания власти государю необходимо понимать психологию своих подданных. Основным психологическим качеством, мешающим захватывать власть, является психологическая инерция народа, который все новое автоматически воспринимает как худшее. Но если государь сможет доказать народу преимущества нового порядка, новый опыт станет основой веры в него, и после этого инертность сознания начнет работать на укрепление его власти.
При этом необходимо учитывать и другую особенность — изменчивость психологии народа. Макиавелли считает, что народ легко убедить, но его трудно утвердить в этом убеждении.
Макиавелли отрицает необходимость каких-либо этических параметров для оценки государственной политики, но он не отрицает полезность создания образа добродетельного государя для увеличения его популярности среди подданных и укрепления власти. Он четко различает, когда власть захватывается преступным, а когда честным путем. Когда власть захватывается с помощью преступления, государь приобретает только власть, но не славу.
Захват и удержание власти требуют жестокости в отношении врагов, но она должна быть разумно ограничена:
1) жестокость (непопулярные меры) нужно совершать однократно и в максимально необходимом объеме, в рамках сценария «шоковой терапии», а милосердие необходимо растягивать на длительный срок; при изменчивости человеческой психологии жестокость забудется, а многократные благодеяния государя — нет;
2) все непопулярные меры нужно совершать руками помощников, а популярные — самому государю; при этом целесообразно возлагать на своих помощников ответственность за совершенные ими злодеяния или неудачи (так, Чезаре Борджиа уничтожил Рамиро д 'Орко после того как тот по поручению провел казни его противников в захваченной Романье).
Макиавелли считает, что развращенный народ, которым предстоит управлять его государю, будет в равной степени ненавидеть и его добрые, и злые дела.
Сила и успех действий государя в значительной степени зависят от его окружения. Он должен подбирать помощников по стандартам «оптима- тов», т. е. компетентности. Народ будет судить о качествах государя по уму и верности его советников. Но при этом необходимо создание имиджа сильного правителя. Государь сможет эффективно использовать способности помощников, если будет стимулировать их творчество, а для этого необходимо всячески затушевывать второстепенность их статуса.
Государь должен быть максимально открытым для своих советников, демонстрировать взаимное доверие, поощрять правдивость и всячески подчеркивать ценность их советов, но при этом какие бы акции он ни проводил, он не должен показывать, что эти акции являются вынужденными. Государь должен единолично принимать все решения, и у помощников не должна возникать «гордость», мысли не о своих делах, а о делах государя, о его слабости или некомпетентности, о том, что они смогут его заменить, т. к. это создаст угрозу заговора.
Макиавелли считает, что власть государя будет стабильна, если он будет опираться на народ, а не на аристократию. Опора на аристократию возможна лишь при постоянных материальных пожертвованиях, при раздаче земель, титулов и т. д. В то же время опора на народ будет возможна без материальных трат лишь при отказе от чрезмерного угнетения, при умеренных налогах, при защите народа от внешних врагов и отказе от соб- I ственного произвола и капризов в управлении.
Макиавелли полагает, что никакие траты не обеспечат лояльность аристократии, напрасно истощив при этом государственную казну. Он учи- тывает человеческую неблагодарность и постоянное стремление к увеличению своего богатства и почестей. Раздачи дадут обратный результат: обогащение аристократии станет дополнительной предпосылкой заговора против государя. Скупость государя — это один из его наиболее полезных пороков, который обеспечивает сохранение власти.
Аристократы находятся ближе к государю по происхождению, уровню воспитания, образования и амбиций и поэтому гораздо более опасны. Худшее, на что способна аристократия — это мятеж и разрушение государства, в то время как худшее, на что способен народ, — это нелояльность.
Кроме того, нелояльную аристократию государь может сменить, казнив своих врагов и выдвинув своих приверженцев, в то время как нелояльный народ сменить невозможно.
Макиавелли впервые начинает исследовать армию как компонент политико-правовой концепции. Стабильность государства возможна только при эффективном обеспечении внешней безопасности. Если в мирное время граждане нуждаются в государстве, то в военное — наоборот. Следовательно, если в мирное время государство не позаботится о своих гражданах, то в войну граждане не будут заботиться о защите своего государства.
Макиавелли видит опасность войны в сравнении с другими видами государственной деятельности в том, что ее неудачный опыт нельзя использовать второй раз, т. к. переиграть войну нельзя. Для того чтобы обеспечить надежность обороны, нужно заменить наемников-кондотьеров армией из граждан-добровольцев. Он считает, что человек за деньги может сделать практически ife, кроме одного: за деньги ни один человек не будет рисковать своей жизнью. Своей жизнью человек будет рисковать, только защищая свою родину, дом и семью. В отличие от кондотьеров добровольческая армия не перейдет на сторону противника, если ей предложат более высокую плату.
Но в отличие от профессионалов-кондотьеров для успешного ведения войны добровольческой армии, состоящей из мирных граждан, им необходимы постоянные военные тренировки в мирное время. Кроме того, необходимо поддержание хорошего здоровья, постоянные упражнения самого государя. Макиавелли считает наилучшим способом поддержания его здоровья охоту, которая сочетает значительные физические нагрузки под открытом небом и знакомство с вероятным театром военных действий.
Одним из главных условий успешного ведения войны Макиавелли считает обеспечение популярности государя в армии. Только при ведении военных действий он допускает целесообразность его щедрости «за чужой счет», т. е. при разделе трофеев в случае победы.
Эффективность управления государя в первую очередь зависит от его способности поддерживать в государстве внутренний мир и порядок. В этом вопросе Макиавелли также придерживается сценария «шоковой терапии». При угрозе бунта милосердие правителя проявляется именно в жестокости. Бунт нужно подавлять в зародыше с максимальной жестокостью, чтобы предотвратить его разрастание и многократное увеличение потерь.
Макиавелли полагает, что при подавлении внутренних беспорядков, как и в управлении государством в целом, опираться нужно на страх народа, а не на его любовь, т. к. любовь зависит от самого народа, она ненадежна, в то время как страх зависит от воли государя и только он может быть основой долгосрочной государственной политики. Любовь, основанная на благодарности, исчезает, если у человека появляется возможность получить выгоду или если ему угрожает опасность. Однозначный выбор страха обусловливается тем, что невозможно достичь идеального баланса страха и любви.
Любопытно, что у Макиавелли все варианты устрашения не должны сопровождаться конфискацией собственности, т. к. это создаст государю вечных и непримиримых врагов. Известный афоризм Макиавелли гласит, что человек легче простит государю убийство ею отца, нежели лишение его наследства.
Государственные гарантии неприкосновенности собственности будут побуждать народ к производительной деятельности, к занятиям сельским хозяйством, ремеслом и торговлей.
Прагматик Макиавелли допускает в политике как методы милосердия, так и методы силы, в зависимости от их целесообразности и сопутствующих обстоятельств. Он считает, что государь должен творить добро по возможности, а зло — по необходимости. Мыслитель исходит из того, что добродетели полезны не при их наличии, а при их видимости. В то же время государь не сможет эффективно управлять государством, если он обладает
врожденными пороками. Макиавелли допускает его недобродетельное поведение лишь в той степени, в какой это необходимо для подавления конкурентов в борьбе за власть.
Макиавелли вводит варианты политической стратегии «кнута и пряни- ' ка» или «льва и лисицы»: «лев боится сетей, а лисица боится волков». Стра- i тегия «льва» годится против слабых противников — «волков», а тактика «лисицы» годится против сильных — «сетей».
Макиавелли однозначно выступает с позиции «права силы», но при этом понимает, что в политике возможны и юридические соглашения, но это I крайне неэффективное средство, часто приводящее к потере власти. I Мыслитель считает, что политики вправе не соблюдать договоры, если | изменились обстоятельства, существовавшие в момент заключения дого-: вора, если изменились цели участников договора, либо договор был нарушен другой стороной.
Сложная, неоднозначная и многоплановая политико-правовая концепция Макиавелли стала базой для развития течения «политического реализма», обосновывающего необходимость теоретического осмысления и практической реализации государственной политики на основании реально существующих обстоятельств.