Жан-Жак Руссо (1712-1778) родился в Женеве в семье часовщика, нанимался в услужение, бродяжничал, иногда попадая за это в тюрьму. Известность пришла к нему после того, как он в 1750 г. представил на конкурс Академии наук в городе Дижоне на тему «Способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов?» свою работу под названием «Рассуждение о науках и искусствах».
Все авторы дали на поставленный вопрос положительный ответ, следуя вольтеровской идеологии прогрессизма и исторического оптимизма. Только Руссо дал отрицательный ответ и получил за оригинальность первую премию. Таким образом, он возобновляет традицию критики западной цивилизации на поздних стадиях ее развития, которую начали Гораций и ряд других поэтов Древнего Рима.
Руссо противопоставляет «невежество» Сократа «учености» Эпикура. Для него «поступки» людей ценнее «искусства», а простота, ведущая к добродетели, ценнее роскоши, ведущей к порокам.
Руссо считает, что науки были изобретены богами во вред человеку, для того чтобы дать ему знания, вред от которых превысит пользу. Он полагал, что риторика происходит из честолюбия и лжи, астрономия из суеверия, а геометрия происходит из корыстолюбия.
Руссо впервые пришел к выводу о том, что прогресс знания даст пользу " людям, только если это знание должным образом использовать. Руссо видит негативные последствия научного прогресса в том, что он дает человеку материальное благополучие, но при этом превращает его в раба роско- ~ши и удобств.
Следует отметить, что позже Руссо отказался от тотального отрицания пользы научного знания и от однозначного увязывания его с человеческими пороками. Он приходит к убеждению, что польза знания заключается в обеспечении перехода от естественной доброты к осознанной гражданской добродетели.
|
Руссо впервые вводит различие естественных и искусственных потребностей. Естественные потребности в пище, одежде, жилье и т. д. количественно ограничены, т. к. они заданы человеку как естественному биологическому существу. С другой стороны, искусственные потребности формируются у человека как у политического существа, и они количествен- I ного предела не имеют.
Руссо видит опасность цивилизации в ее усредняющем влиянии на людей, в ее способности превратить гения в посредственность. Руссо на соб- f ственном жизненном опыте убедился, что ценой оригинального творче- I ства часто является непонимание современников, нищета при жизни, ко- | торая сменяется признанием потомков и посмертной славой. Но болыпин- I ство талантливых людей стремится к земному успеху и признанию, и по- | этому они вместо создания шедевров создают произведения для массово- f го потребления, угождая вкусам толпы.
Руссо считает, что сущность гениальности-заключается в способности | и желании преодолевать и ломать вкусы толпы. Жизнь гения должна проходить в борьбе с препятствиями, т. к. только в этой борьбе и сможет проявиться его талант. Гениальность человека проявляется уже в юношеском ' возрасте и должна развиваться уже школьными учителями. Сущность пе- '/ дагогической концепции Руссо выражается его фразой: «ученик не сундук, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь».
Политико-правовая концепция Руссо была сформулирована в его поздних работах «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1755) и «Об общественном договоре, или Принципы политического права» (1762).
|
Руссо создает свою концепцию общественного договора на основе понятия естественного-человека или «благородного дикаря Его естественный человек является изначально целостным и добродетельным существом, находящимся вне каких-либо социальных рамок. Он рождается свободным и в своем поведении руководствуется естественным правом и естественными потребностями. В естественном состоянии социальной ячейкой является неформальная патриархальная семья, в которой различия между индивидами минимальны и определяются их физическими качествами и половозрастными признаками.
Руссо считает естественное состояние общества идеальным. Но человек руководствуется в своем поведении страстями, которые рождаются его потребностями и развиваются его разумом. Искусственные желания человека в своем развитии опережают его естественные потребности, и в стремлении их удовлетворять он присваивает общественную собственность в качестве частной.
Хрестоматийной является оценка Руссо момента появления частной собственности: «пусть будет проклят тот день, когда первый человек огородил участок земли, сказал: «это мое/», и нашел людей достаточно простодушных, которые этому поверили».
Мыслитель видит двойственность природы частной собственности, которая, с одной стороны, основывается на естественных страстях и потребностях человека, а с другой, является искусственным4- социальным явлением. В качестве искусственного феномена собственность превращает естественные общественные отношения между людьми в искусственные, т. е. в «товарообмен».
|
Руссо критиковал зарождающееся буржуазное общество за всевластие товарно-денежных отношений, за их распространение из сферы экономики в другие сферы человеческой жизни, за торговлю тем, чем торговать нельзя, — естественными чувствами, правами и обязанностями человека. По его мнению, частная собственность лежит в основе отчуждения человека от средств существования и рождает тем самым эксплуатацию человека человеком.
На основе появления частной собственности происходят «раздвоение» и моральная деградация человека: инстинкт самосохранения превращается в своекорыстие и жажду наживы, взаимозависимость — в рабство, а естественная свобода — в отчужденную свободу, т. е. в зависимость от собственности.
Неравенство прав собственности ведет к конкуренции, которая, по мнению Руссо, не создает гражданское равенство, а возвращает общество в догражданское состояние взаимной ненависти, хаоса и насилия.
На основе появления частной собственности возникает государство, как iff «заговор богатых» против бедных. Такое государство Руссо считает обманом, т. к. смысл его существования заключается не в обеспечении есте- - ственных прав всех граждан, а в защите собственности меньшинства.
Государство, основанное на общественном договоре, подразумевает ^равенство всех граждан перед законом, в то время как в силу неравенства собственности граждане перед законом не равны, т. к. собственники подчиняют себе тех, кто собственностью не обладает. В эгоистическом произволе собственников Руссо видит главную причину возникновения общественных контрастов роскоши и нищеты, а вследствие этого — народные волнения и мятежи.
Общественный договор превращается таким образом в узурпацию государственной власти эксплуататорским меньшинством в своих интересах,- Руссо пишет: «Первый человек, который вышел из подчинения закону, подчинил себе всех остальных». По его мнению, переход от естественного к гражданскому состоянию приводит человека не к свободе, а к порабощению.
Чтобы предотвратить рост имущественного неравенства, необходимо усилиями государства создать общество, как ассоциацию свободных и равноправных тружеников. В таком обществе частная собственность будет ограничена пределом^ необходимым для удовлетворения естественных, а не искусственных потребностей, и это позволит связать общественный интерес с гражданским долгом, осознанным как личный интерес и тем самым в процессе интериоризацйи перешедшим на уровень внутренних личных убеждений.
Таким образом, по мнению Руссо, будет достигнуто единство интересов личности и общества, единство ее прав и обязанностей как актов добровольного исполнения долга. При этом восстанавливается сущность 0б> щественного договора: личность подчиняется всем, но никому в отдельности, добровольно воплощает в жизнь общественный интерес и тем самым восстанавливает состояние гражданской свободы.
Руссо понимает общественный договор как революционный, качественный скачок народного самосознания в гражданское состояние, в котором происходит соединение власти, знания и добродетели. По его мнению, такой скачок возможен только через авторитарную власть Законодателя или «вестника богов», который воплощает в себе моральную силу, необходимую для избавления народа от власти эг оистических страстей и для перехода к служению общественному благу.
Руссо видит в общественном договоре парадоксальное превращение следствия в причину, т. к. способность народа к ограничению своеволия законами, как условие понимания их необходимости, должна появиться у народа до появления самих законов. Роль Законодателя как пророка заключается именно в том, что он до народа понимает необходимость законов и своей сознательной волей заставляет народ подчиниться им.
Руссо впервые начинает видеть в революций не только бессмысленное разрушение и буйство неразумной толпы, но и конструктивную деятельность по трансформации отжившего старого в жизнеспособный новый порядок под руководством революционного диктатора.
Руссо считает, что государство в пассивном состоянии является «республикой», а в активном - «сувереном». Его «республика» является объединением «граждан в себе», а «суверен» — объединением «граждан для себя». Переход государства из пассивного в активное состояние происходит, когда собрание граждан издает законы и тем самым реализует свой суверенитет. По Руссо, «суверенитет — это власть, направленная общей волей» или «сумма сил» всех граждан как членов политического организма данного государства. Мыслитель видит смысл народного суверенитета в воплощении общественного интереса в общей государственной воле.
Руссо различает «общую волю», которая исключает взаимоуничтожающие противоречивые стремления меньшинств, и «волю всех», которая объединяет абсолютно все стремления граждан.
Руссо считает, что общество не должно поглощать и нивелировать индивидов, и оно в своем законодательстве должно выражать «различенное тождество» интересов индивидов. Он полагает, что законы как выражение «общей воли» автоматически согласовывают личные и общественные интересы и исключают принятие решений, которые наносили бы ущерб частным лицам.
Руссо видит в гражданской природе человека, во всех его качествах, позволяющих жить в обществе, источник естественного права. Естествен) ные законы Руссо являются актами общей воли индивидов, которая выражается в голосовании граждан. Он выводит естественные законы не из знаний, а из чувственных принципов естественного состояния — из себялюбия и сострадания, которые противореча т и дополняют друг друга.
Руссо считает, что «народ, не нарушающий шконов, в них не нуждается». Но такого идеального народа в природе не существует, законы нарушаются всегда и везде, и поэтому они должны обладать принудительной силой. Это принуждение должно быть ограничено мудростью законов, в результате которой люди согласятся добровольно им подчиняться.
Руссо различает формы своего государства-Республики в зависимости от количества должностных лиц. Республика является демократией, если власть принадлежит от 50 до 100% народа; арис тократией, если власть принадлежит от 50% до неопределенного меньшинства; и монархией, если правит один человек или количественно определенная группа.
Руссо считает, что только демократия может воплощать народный суверенитет, но она является чрезвычайно трудно достижимой формой правления. Она возможна только на малой территории, при малой численности граждан, которые хорошо знают друг друга и способны избирать на государственные посты своих лучших представителей, но которым очень тру дно отстоять свою не зависимость при вторжении многочисленных завоевателей. Демократия требует от граждан простоты и добродетельности, имущественного равенства, высокого уровня культуры и готовности к переменам и новациям.
Поэтому в реально существующих республиках встречаются различные варианты искажения народного суверенитета. Чрезмерно малый размер государства приводит к недостатку природных богатств и к бедности народа. Чрезмерно большой размер приводит к неуправляемости отдаленных провинций, к произволу и беззаконию чиновников, а затем - к сепаратизму, гражданским войнам и распаду таких государств.
Руссо считал наилучшим вариантом прямую демократию, т. к. исходил из того, что в любом государстве, даже при наличии разделения властей, представительское правление постепенно приводит к росту неравенства между управляющими и управляемыми. По его мнению, народный суверенитет неотчуждаем и неделим, поэтому власть народа не должна искажаться разделением властей или делегированием полномочий выборным органам,
Руссо полагал, что государственная власть должна быть организована в виде «треугольника», в вершинах которого находятся магистра™ (органы исполнительной власти); граждане как члены суверена и авторы законов; граждане как подданные суверена, подчиняющиеся законам.
Государство стабильно, если этот «треугольник» является равносторонним, т. е. если обеспечивается разделение компетенции законодательных и исполнительных органов и последние в своих действиях подчинены суверену. Однако динамичность политической жизни приводит к тому, что все действующие силы стремятся изменить соотношение прав и полномочий в свою пользу, и это искажает стороны «треугольника».
Магистраты стремятся к максимальной концентрации власти и к устранению демократических процедур, чтобы облегчить и ускорить процесс принятия решений, повысить оперативность и эффективность своих действий. Граждане в качестве авторов законов стремятся подчинить всех законам, а в качестве подданных стремятся выйти из подчинения закону, максимально увеличить объем своих прав и сократить объем своих обязанностей.
Поэтому каждое государство развивается циклично. В момент заключения общественного договора уровень добродетельности граждан максимален и, соответственно, уровень их принуждения со стороны государства минимален. Затем начинается моральная деградация и увеличивается степень неравенства. Первоначально возникает неравенство по признаку обладания собственностью - между богатыми и бедными. Затем оно трансформируется в неравенство по приз наку политической власти -^между магистратами и остальными гражданами. Оно достигает предельного уровня в форме деспотии, которую Руссо не отличает от монархии и которое выражается в неравенстве господ и рабов.
Возникновение деспоти и означает ра зрыв общественного договора между государством и гражданами. Такое государство уже не гарантирует безопасность жизни*! собственности своих граждан, и они, соответственно, освобождаются от обязанности подчиняться закону. Народ возвращается в состояние естественного равенства, которое выражается в равенстве рабов перед деспотом. Так как в естественном состоянии все конфликты разрешаются с помощью насилия, то у народа возникает право на насильственное революционное свержение деспотии, учреждение нового государства и «перезаключение» общественного договора.
Руссо принадлежит к «младшему», радикальному крылу Просвещения. Он придерживается последовательных республиканских взглядов и в принципе не признает эффективности монархии как формы государства. Он видел единственный интерес монархов в мирное время — в угнетении народа. Коренной порок монархии заключается в катастрофичности смены династий, в неспособности к мирной передаче власти от одного монарха другому. Если демократия дает нестабильность малыми дозами, то монархия приводит к тотальной нестабильности, которая угрожает самому существованию нации.
Политико-правовая концепция Ж.-Ж. Руссо стала основой мелкобуржуазного эгалитаризм'а и радикализма, заложила основу гуманистической критики формирующегося урбанизированного индустриального общества и рыночной экономики.
Либерализм Джона Локка
Джон Локк (1632-1704) родился в Рингтоне в юго-западной Англии в семье судебного чинобника. Во время революции его отец участвовал в войне в армии парламента. Д. Локк в 1652 г. окончил богословский факультет Оксфордского университета, но отказался от карьеры священника и увлекся естественными науками.
В 1667 г. он становится домашним врачом Энтони Эшли Купера (графа Шефстбери), лорда-канцлера в администрации Карла II Стюарта. В 1682 г. Шефстбери за противодействие королевской политике Реставрации и восстановления в правах католиков попал в опалу и эмигрировал в Голландию, а затем во Францию. Локк уезжает вместе со своим покровителем, и в 1688 г. они оба возвращаются в Лондон вместе с войсками Вильгельма III Иранского.
Естественно, Локк становится главным теоретиком и идеологом «славной революции» 1688 г., свергшей династию Стюартов и окончательно установившей в Великобритании конституционную монархию.
В 1696 г. Локк становится комиссаром торговли и колоний, непосредственно участвует в учреждении Английского банка. В 1700 г. он из-за тяжелой болезни (туберкулез) уходит в отставку и до смерти занимается только научными изысканиями.
В 1667 г. Д. Локк публикует свой «Опыт о веротерпимости», в 1686 г. — «Опыт о человеческом разумении», в 1690-1692 гг. — два «Письма о веротерпимости», а в 1689-м — «Два трактата о государственном правлении».
Метафизический материализм Локка основан на физике Ньютона и атомистике Гасеенди и Бокля. По мнению Локка, мир состоит из материальных объектов, сил и веществ, которые движутся в соответствии с инерцией гравитации, управляемой законами механики Ньютона. Локк завершает создание эмпиризма, теории опытного познания мира," которое начинают Ф. Бэкон и Т. Гоббс.
Гносеология Локка сенсуалистична. Он считает, что низший материальный уровень бытия тюзнается человеком с помощью чувств, которые являются «закономерными продуктами вещей». В то же время Локк выделяет высший уровень бытия — духовных субстанций, которые являются основой чувственного опыта и познаются только методом рациональной рефлексии (наблюдения разума за своей деятельностью).
Локк — рационально мыслящий деист. Он полагает, что божественная воля определяет те свойства материи, которые невозможно объяснить с помощью человеческого разума, в частности, материя получает от Бога способность мышления. Мыслитель отказывается от платоновского нативизма как концепции врожденных идей, «вспоминаемых» философами. Он отказывается и от средневековой схоластики, т. е. от познания путем умозрительных спекуляций.
Таким образом, в гносеологии Локка завершается трансформация кальвинизма в деизм. Божественная мораль, основанная на Откровении, превращается у него в естественную мораль, основанную на законах природы. Естественный закон морали у него — это интерпретация естественного права.
Суть естественной морали, общей для всех народов — это вера во всемогущество Бога и во власть государя. Естественная мораль руководит поступками человека — его стремлением к наградам и к избежанию наказаний. В основе естественной морали лежит разум Человека, который направляет его волю и подавляет страсти.
Естественная мораль становится основой справедливости, т. е. основы социальных отношений и сохранения порядка в человеческих сообществах. Локк видит смысл добродетели в ее полезности, смысл добра — в стремлении к счастью и удовольствию, а зла — в избежании страданий. Локк — прагматик, и в центре его мира оказывается человек, который имеет разумно обоснованные потребности и право эти потребности удовлетворять.
Этическая концепция Локка лежит в основе его концепции веротерпимости. Проблема веротерпимости была чрезвычайно актуальна в Англии второй половины XVII века, в период ожесточенной борьбы протестантского большинства и католического меньшинства.
Локк полагает, что если разум получает истину из ощущений, то вера — из божественного Откровения. Откровение дает людям нравственный закон, но поскольку Откровение доступно только вере, а человек должен ориентироваться в своем поведении на основании разума, то возникает релятивизм (относительность) нравственных законов, наблюдаемых у различных народов и религиозных конфессий в различные исторические эпохи. Следовательно, ни одна религия или нравственный закон не имеют преимуществ над другими.
Локк считает, что голос совести человека является результатом ею воспитания и условий жизни, что и обусловливает различие моральных систем в различные эпохи и страны. Для Локка разум является средством преодоления этого релятивизма (относительности) моральных оценок. В концепции Локка заметны следы экуменизма как концепции, обосновывающей объединение церквей.
Локк видит причины религиозных войн и зверств инквизиторов не в сути христианской религии, а в ее искажениях. Он не видит противоречий между Откровением как «естественным разумом» и разумом как «естественным Откровением».
Но Локк различает веру, которая возникает в результате деятельности истинных пророков, и суеверия, которые возникают в результате деятельности лжепророков. Истинные пророки постигают божественное Откровение на основе своего дарования, путем значительных усилий. Но на одного такого пророка приходятся сотни и тысячи лжепророков, которые подменяют божественную истину своими фантазиями. Их цели не транс- цендентны, они направлены не на приближение к Богу, а на достижение земной власти.
Локк считает, что вера отличается от фантазий тем, что имеет определенные правила, внешние признаки («чудеса»), которые и подтверждают наличие в ней «естественного разума» Откровения.
Проблема заключается в том, что лжепророкам гораздо легче получить власть в сравнении с политиками, военачальниками, т. е. с теми, кто не обращается к религиозной аргументации. Массы более склонны доверять 'таким лжепророкам, т. к. из-за постоянного тяжелого труда они не имеют досуга, необходимого для получения образования и у них отсутствуют интеллектуальные качества, позволяющие определять истинность или ложность пророчеств. Откровение в сравнении с логическими рассуждениями более легко утверждает мнение пророков в сознании верующих.
При этом лжепророки в отличие от пророков обращаются к низшим сторонам человеческой души. Их самомнение рождает религиозное исступление и приводит к фанатизму, к убежденности в собственной исключительности, в максимальной близости к Богу, к истинности только своей религии и, следовательно, в своем превосходстве над окружающими. Лжепророки обращаются не к разуму, а к воображению своих последователей, они льстят им, выпячивая их мнимые достоинства и скрывая их действительные недостатки — лень, глупость и невежество.
Локк считает, что человек больше склонен доверять общепринятым авторитетам и поэтому следовать мнению своих друзей или партии, и это приводит людей к крайностям: либо к абсолютной покорности, либо к аб-,-еолютной свободе. Эти крайности проявляются либо в рабстве, либо во вседозволенности и во взаимоуничтожении, разновидностью которого и являются религиозные войны. По его мнению, это нарушает основной естественный закон и принцип государственного правления: принцип сохранения мира.
Прекращение религиозных войны и обеспечение мира возможны толь ко, если государство буАт отделено от церкви и сможет обеспечить свободу совести человека и веротерпимость во взаимоотношениях конфессий.
Локк считает, что веротерпимость должна распространяться только на вопросы, касающиеся спасения души человека. Спасение его души возможно только при искренности веры в Бога, а эта искренность предполагает, что человек сам должен определять время, место и форму поклонения Богу. Локк видит в форме богослужения не внешнюю вынужденную деятельность, а свободный выбор ума индивида.
Государство должно быть посредником в отношениях между людьми, но не между людьми и Богом. Оно должно распространять свою юрисдикцию на земную жизнь тела, но не на вечную жизнь души. Правитель отвечает за принятие законов в качестве правителя, а за свои личные действия в качестве человека. Таким образом, человек вправе вести самостоятельную внутреннюю духовную жизнь, а государство регулирует только его внешнюю деятельность.
Локк видит основную проблему религиозного законодательства в определении границы.между внешней и внутренней деятельностью человека. Он предполагает регулировать ту часть религиозной деятельности, которая угрожает нанесением ущерба окружающим. Веротерпимость государства не должна распространяться на «безразличные вещи», не имеющие отношения к области вечного спасения души.
Локк считает бессмысленными попытки государственного регулирования и запрета какой-либо религии и доказывает, что подобные попытки дадут лишь обратный эффект.
Он следующим образом определяет степени государственного принуждения к отказу от религиозных убеждений:
— запрет публичного выражения своих мнений;
— принудительное отречение от веры;
— согласие с противоположной религиозной доктриной.
По мнению Локка, государственное принуждение в вопросах веры приведет к двум, одинаково негативным последствиям:
1) менее худший вариант приводит к тому, что под видом смены религии произойдет ее скрытие, и у государства появятся тайные враги, угрожающие заговорами, диверсиями и восстаниями в самые неподходящие моменты;
2) более худший вариант приводит к мученической смерти без отказа от своей веры ради спасения души, что докажет истинность этой веры и многократно увеличит число ее последователей.
Оба эти варианта приведут к лицемерию, а не к смене образа мысли подданных, к росту их враждебности к правителю и к снижению его безопасности. Локк видит в этом божью кару за угнетение подданных и создание ложных законов. Если подданные следуют голосу совести, то они страдают от государстве иных репрессий, но зато получают спасение души.
Основной религиозный догмат Кальвина. Догмат о предопределении. Заключается в разрыве с католич церковью. Католики исходили из двойственной природы человека – праведна душа, греховно тело. Таинство католической церкви спасали душу и игнорировали тело. Кальвин исходил из того, что у чел-а греховна и душа, и тело. Поэтому один человек другого спасти не может. Это может сделать только бог. Почему он спасает одних, а других не спасает – известно лишь богу. До рождения люди предопределены. Предопределение – в профессии человека. Узнаёт о своём предопределении при наличии успехов или неудач. Успех – спасение. Если человек терпит неудачи – наоборот. М.Вебер назовёт это протестантской этикой. Маркс – первонач идеологией накопления капитала. Трудолюбие протестантское ориентировано на результат. Протестант ориентирован на профессиональный рост. То есть рационализированное трудолюбие. Если человек получает богатство от бога – он ответит за богатство на страшном суде. Поэтому богатство нельзя потратить ради личных прихотей. Нужно потратить его разумно. Богатство превышающее средний разумный уровень должно превратиться в капитал.
Политическая концепция. Специфическая республика. Во главе респ – пресистория. Кальвин ввёл всеобщее активное избирательное право. Ввёл ограниченное пассивное избирательное право(лишь некоторые люди могли быть избраны).