Права людей, их источники, сущность и современное понимание. Политическое участие и политическое поведение: мотивация и формы.




ЛЕКЦИЯ: ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ ПОЛИТИКИ.

ПЛАН.

1.Личность, как субъект и объект политики. Политическая социализация личности, ее этапы и формы.

2. Права людей, их источники, сущность и современное понимание. Политическое участие и политическое поведение: мотивация и формы.

3. Выборы, как политический процесс и форма участия личности в политике. Электоральное поведение и факторы, его определяющие.

Личность, как субъект и объект политики. Политическая социализация личности, ее этапы и формы.

Человек, личность – первичный субъект политики, который имеет возможность участвовать в политической жизни, влиять на власть. Диапазон отношений человека в политике достаточно широк – от сознательного одобрения до стихийного отрицания. Политическая активность личности, степень ее участия в политической жизни, общественная зрелость во многом зависят от качества политической социализации, развития и совершенствования политической культуры общества. Усваивая знания о политике, приобретая опыт политической деятельности, человек становится гражданином – сознательным участником политического процесса.

Человек в процессе своей жизни постоянно включен в различные структурные элементы общества: семью, детские дошкольные учреждения, школу, вуз, предприятия, учреждения, политические партии, общественные организации т.д. Часть структурных элементов общества и условий жизни прямо не относятся к политике, но политическое влияние сказывается и на них, они используются теми или иными политическими силами для воздействия на человека.

Конечно, человек не рождается политическим существом. Он им становится в процессе своей жизни, приобретая на различных ее этапах определенные политические качества, формируя соответствующее возрасту и общественному положению представление о власти и политических отношениях. Все это носит название политической социализации.

Политическая социализация – это процесс, посредством которого человек приобщается к определенным политическим ценностям, формирует свое политическое сознание и культуру, объективно и субъективно готовится для политической деятельности. В процессе политической социализации происходит усвоение человеком политических норм, традиций, обычаев, знаний, позволяющих ему быть полноправным членом общества.

Эту категорию впервые ввели в научный оборот в конце XIX века американский социолог Ф.Гиддингс и французский социолог Г.Тард. На рубеже 50-60-х гг. XIX в. Американские политологи и социологи активно разрабатывали данную проблему.

Существуют различные факторы, которые влияют на политическую социализацию:

- среда обитания;

- переломные периоды общественного развития;

- приобретаемые знания;

-личный опыт.

Политическая социализация своим результатом имеет разный уровень усвоения человеком политических ценностей общества, социальной группы, политической организации. В одном случае происходит поверхностное приобщение к политике, в другом – формируется человек активный, политически инициативный, убежденный сторонник определенных политических взглядов. Политическая социализация не заканчивается с достижением определенного возраста, а сопровождает человека всю его жизнь.

В этой связи ученые выделяют три этапа в процессе политической социализации:

1. От 3-4 до 13 лет. Главными факторами в это время выступают семья и школа, под влиянием которых политические нормы и ценности «закладываются» на всю жизнь. Политические ориентации в эти годы чаще всего лишены критического восприятия, анализа. Власти воспринимаются персонифицировано: не президент вообще, а конкретное лицо, не милиция вообще, а милиционер Иванов.

2. От 13 до 18 лет. Формируется, хотя и неустойчивое, политическое «Я». Эмоциональное восприятие политики дополняется знанием специфических ролей и функций тех или иных институтов, должностных лиц. Влияние семьи здесь слабеет, усиливается влияние школы и подростковых групп.

2. После 18 лет. Восприятие политики уже более зрелое. Факторами влияния выступают вуз, трудовой коллектив, общественные организации и партии. Для этого периода характерна вторичная социализация, т.е. сознательная переоценка ценностей, непосредственное включение в политические процессы.

На ряду с процессом социализации существует процесс ресоциализации – процесс перемены отношения к ранее усвоенным политическим ценностями и приобщения к новой системе ценностей.

Процесс ресоциализации может быть длительным, но также приобретать драматические и взрывные формы. Примером ресоциализации массы населения может служить процесс изменения политических режимов в Германии, Италии и Японии в середине 40-х гг. XIX века, а также в середине 90-х гг. в странах Восточной Европы и Украине.

В нормальных условиях политическая социализации выполняет две функции: преемственности и стабилизации. Функция преемственности состоит в передаче политического опыта и политической культуры в целом от поколения к поколению. Функция стабилизации связана с необходимостью поддержания устойчивости политической системы путем распространения ее ценностей и укрепления ее веры в справедливость существующего режима. Это не значит, что в процессе социализации у кого-то не могут возникнуть политические ценности, противоположные господствующим. На этот процесс влияют установки в семье, религиозные, национальные, социальные развития, идеологического воздействия иных политических систем.

К политике приобщается первоначально в семье. И хотя этот процесс не всегда можно достаточно четко определить от различных проявлений семейной жизни, тем не менее, какие-то исходные ориентации формируются под влиянием семьи. Конечно, нужно отличать власть отца в семье от политической власти в обществе, вместе с тем уже семья может сформировать определенный стереотип отношения пол

Права людей, их источники, сущность и современное понимание. Политическое участие и политическое поведение: мотивация и формы.

Права человека восходят к достаточно древней идее естественного права, возникшей в 1-ом тыс. до н.э. Еще древние софисты утверждали, что человек независимо от его положения в обществе обладает равными с другими правами, которые даны ему самой природой.

Значительный вклад в концепцию прав человека внес Аристотель. Он защищал права, присущие человеку от рождения, и, прежде всего, его право на собственность. Это право коренится в самой природе человека и основывается на его любви к себе. Аристотель высказал ряд идей, близких к современной концепции права.

Следует сказать, философы Древней Греции и Рима распространяли достоинства и равенство индивидов перед властными органами и другими людьми только на свободных граждан, исключая рабов, которым отводили лишь обязанности подчинения и исполнения указаний господина.

В эпоху средневековья концепция естественного права и равенства людей от рождения были преданы забвению, а права человека понимались как привилегии, дарованные монархом или сюзереном подданным. Каждое сословие имело специфические права, которые возрастали по мере продвижения вверх по общественной иерархии.

Концепция естественных прав человека снова возродилась в XVII веке. Локк, Монтескье, Руссо, Смит и др. Понимали права человека на жизнь, свободу и безопасность как фундаментальные, неотъемлемые права (неотчуждаемые). Существование таких прав представляет собой священные основы человеческой жизни.

В современной политической науке существует несколько трактовок к пониманию прав человека и той роли, а также их значению в политической жизни общества.

Естественноисторический подход, согласно которому, права человека коренятся в его природе, т.е. в основополагающих потребностях - в поддержании жизни, безопасности, свободе от насилия и социально неоправданных ограничений, уважении человеческого достоинства, духовном развитии и т.п.

Поскольку права человека объективны, то государство не в состоянии не ликвидировать их не отнять. Не смотря на то, что по мере общественного развития форма осуществления фундаментальных прав и свобод может меняться, существенные основы этих прав остаются неизменными.

Юридически - позитивистский подход, характеризуется тем, что права человека не могут иметь негосударственного происхождение. Сторонники данного подхода считают, что источником и гарантом права, в том числе человека, считается государство. И права человека являются не самостоятельной, а составной частью права. С такой позиции, прав человека видоизменяются в зависимости от политической целесообразности и возможностей государства.

В марксистском подходе право понимается, как возведенная в закон воля господствующего класса.

В современном политической науке предпочтение отдается естественно-историческому подходу в понимании прав человека.

Права подразделяются на негативные и позитивные. Негативные права (фундаментальные) предполагают, что государство, а также другие члены общества обязаны не допускать в своей деятельности поступков, нарушают свободу личности. Государство и общество не должны устанавливать ограничений и вмешиваться в частную жизнь граждан.

Позитивные права фиксируют обязанности государства, лиц и организаций предоставлять гражданину те или иные блага, осуществлять определенные действия. Характер позитивного права носят социальные права (право на образование, охрану здоровья, достойный уровень жизни и т.д.) Реализовать эти права гораздо сложнее, чем права негативные, так как это требует от государства определенных материальных ресурсов и характера политической системы.

Права и свободы личности можно классифицировать в зависимости от сферы их реализации:

Гражданские, или личные, права – это круг присущих человеку от рождения прав, которые обеспечивают индивидуальную свободу личности, защищают индивида от притеснений, вмешательства государства, организаций и других лиц.

К гражданским правам относятся право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, право на защиту чести и достоинства, на справедливый, независимый и публичный суд, право на тайну переписки и телефонных разговоров, право на свободу передвижения и выбора места жительства, а также свободы личных действий, не противоречащих закону.

В конституциях многих государств гражданские права обычно объединяются в одну группу с политическими правами.

Политические права обеспечивают возможностьучастия граждан в управлении делами государства и общества. К политическим правам относятся свобода слова, печати, совести, право на получение информации, право на объединение с единомышленниками (создание политических ассоциаций), свобода избирать и быть избранным, свободу союзов, демонстраций, собраний и ряд других.

Гражданские и политические права первоначально были основным предметом борьбы человека и власти, государства и общества. Благодаря их утверждению личность приобрела новые возможности в обществе, усилила свое влияние на государство и проводимую им политику. Своеобразными вехами на этом историческом пути стали: утверждение всеобщего избирательного права, конституционные гарантии прав, а также включение их в международные документы.

Экономические права связаны с обеспечением свободного распоряжения каждым членом общества предметами потребления и основными элементами хозяйственной жизни: собственностью, трудом, возможностью проявлять хозяйственную инициативу.

Вплоть до середины XX века важнейшие из этих прав – права частной собственности, предпринимательства, свободного распоряжения рабочей силой - обычно рассматривались как основополагающие гражданские права, в современном праве экономические права выделены в самостоятельную группу наряду с политическими и гражданскими правами.

Важнейшим из экономических прав является право на частную собственность, которое рассматривается в качестве одного из главных прав человека, без которого невозможна нормальная хозяйственная деятельность, но и сохранение им индивидуальной свободы и самостоятельности.

В тоже время исторический опыт свидетельствует о необходимости определенного ограничения частной собственности. экономический произвол и политический диктат узкой группы крупных собственников могут сделать свободу в обществе мифической и обернуться немалыми бедами для рядовых граждан. Поэтому сегодня мало кто настаивает на абсолютном характере частной собственности. Повсеместно для нее устанавливаются пределы.

Личные. Политические и экономические права нередко называют правами либеральными или правилами первого поколения. Данные права ограждают свободу личности от посягательств власти и других людей и нуждающихся в охране со стороны государства.

Социальные права относятся ко второму поколению прав человека. Они призваны обеспечить большинству населения приемлемый уровень жизни и социальную защищенность. Сюда относятся право на соцобеспечение, жилище, благоприятную природную среду, здравоохранение и т.д.

Культурные права обеспечивают свободное духовное развитие личности. Эти права охраняют возможность индивида заниматься художественным, техническим и прочими видами творчества без произвольного вмешательства государственных, религиозных, национальных и прочих организаций и учреждений. К этой группе прав относятся также права человека, как право на мир, здоровую экологическую внешнюю среду, свободное передвижение по миру и т.д.

Права и свободы личности тесно связаны с обязанностями граждан. И потому в современных конституциях многих демократических стран наряду с правами и свободами человека говорится и об основных его обязанностях. К таковым относят обязанность соблюдать законы государства, обязанность уважать права и свободы других людей, платить налоги, подчиняться распоряжениям законных органов власти, бережно относится к окружающей среде, охранять памятники культуры.

Иногда к основным обязанностям относят воинскую повинность, обязанность участвовать в выборах государственной власти и т.д.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: