Всевозрастающее количество правовых документов, динамика их обновления, недостаточная согласованность отдельных правовых актов определяют потребность практического использования информационно-поисковых систем (ИПС). Можно выделить правовые ИПС по законодательству, по классификации правовых норм и прецедентов в отдельных приложениях (например, экономических, гражданских, уголовно-процессуальных и т.д.).
Особое место среди правовых ИПС отводится справочным системам по законодательным и основным распорядительным государственным актам. Учитывая количество таких актов, отдельные системы (при одинаковых принципах построения) имеют специализированные наполнения, которые ориентированы на определенную предметную область. Особым внимание в последнее время пользуется финансовая, в частности банковская, сфера.
К основным проблемам фирм-разработчиков правовых ИПС относятся получение полной и достоверной исходной информации и доставка ее пользователю. Для решения первой проблемы многие фирмы ориентируются на прямые контакты с источниками нормативных актов (Администрацией президента, Госдумой, Центробанком, Минфином и др.).
МЕТОДЫДОСТАВКИ ИНФОРМАЦИИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ
1. Использование оптических накопителей (CD-ROM).
2. Подключение абонента к серверу в вычислительном центре поставщика информации по телефонным каналам и рассылка дополнений по запросам пользователя по телекоммуникационным каналам.
3. Реализация прямой модемной справочной службы с поиском информации в вычислительном центре поставщика информации и передачей ее пользователю по телекоммуникационным каналам.
4. Передача информации по радио- и телевизионным каналам, включая использование возможностей "Телетекст" в текстовом и графическом видах.
|
ТРЕБОВАНИЯ К ПРАВОВЫМ ИПС
1. Прямые контакты с основными организациями – источниками нормативных актов.
2. Высокая степень достоверности нормативных актов и полнота нормативной базы.
3. Высокий уровень универсальности (обеспечение документальной поддержки по всем разделам законодательства
4. Наличие развитого системного аппарата поиска информации.
5. Возможность формирования индивидуальных архивов, а также поддержки нормативной базы конкретной организации.
6. Использование современного пользовательского интерфейса на базе Windows–приложений.
7. Развитые средства доставки информации конечному пользователю.
8. Высокий уровень поддержки.
Рисунок 7.1. Формы представления поисковой информации
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ
1. Максимальное приближение диалога пользователя с программой к непосредственному диалогу с самим законодателем.
2. Исключение возможности формирования безрезультатных запросов.
3. Создание автоматизированного рабочего места для полного цикла работы профессионала с правовой информацией.
Популярные справочно-правовые системы (СПС). В условиях РФ наиболее важными СПС являются системы, включающие законодательство именно РФ. В настоящее время имеются три наиболее популярных СПС - это Консультант Плюс, Кодекс и Гарант.
Производитель СПС Консультант Плюс - ЗАО "Консультант Плюс", 117036, Москва, ул. Шверника, 4, Тел./факс: (095) 956-8283, www.consultant.ru, e-mail: contact@consultant.ru
|
Производитель СПС Кодекс - Информационно-правовой консорциум "Кодекс", 194021, Санкт-Петербург, ул. Политехни-ческая, д.22, Тел.: (812) 247-49-01, 552-84-29, 327-43-51, Факс: (812) 247-31-62, www.kodeks.net, e-mail: center@kodeks.net
Производитель СПС Гарант - НПП "Гарант-Сервис", 119992 ГСП-2 г. Москва Воробьевы горы, МГУ, Тел.: (095) 247-62-38 (многоканальный), Факс: (095) 247-62-39, www.garant.ru, e-mail: info@garant.ru
Общие принципы работы СПС. КонсультантПлюс, Кодекс и Гарант являются информационно-поисковыми системами. У них есть большой по объему информационный банк (ИБ) с базами данных (БД по федеральному законодательству РФ, законодательству Москвы, законодательству Санкт-Петербурга, международным правовым актам и т. п.), содержащим огромное количество текстов. У них есть небольшая по размеру поисковая оболочка, позволяющая по запросу пользователя найти необходимые документы. Обычно запрос содержит слова из текста искомого документа, например, "аспирант", "заочное", "обучение", "дополнительный", "отпуск", тогда будут найдены все документы из информационной базы, содержащие эти слова: нас интересует право аспирантов заочной формы обучения на дополнительный отпуск. Можно просматривать эти документы и на выделяемые части текста ставить электронные закладки. Для сохранения результатов поисков пользователь может создавать систему вложенных пользовательских папок и сохранять в них гиперсылки на некоторые документы и на некоторые закладки.
Информационную базу надо время от времени пополнять, так как в законы вносятся изменения, принимаются новые законы и т. п. При наличии лишь одного ПК и оболочка и огромная база записаны на его винчестере. При наличии компьютерной сети лучше лишь на один компьютр записать базу, а на все остальные - только оболочку. Тогда длительную процедуру пополнения базы можно будет производить лишь на одном компьютере. А полноценно работать с СПС смогут пользователи всех компьютров в сети.
|
Приобретение и эксплуатация CПС. И сами системы КонсультантПлюс, Кодекс и Гарант, и их периодические пополнения являются платными. Ни при приобретении этих систем, ни при их пополнении сам пользователь не получает ни дистрибутивов, ни патчей. Системы и устанавливаются на компьютеры, и пополняются лишь представителями фирм-производителей или их официальных дилеров. В результате их приобретение и эксплуатация очень дороги. Эти системы защищены от пиратского копирования не только юридически, но и программно-технически. Взломать такую защиту очень трудно.