Зерновые культуры обычно занимают в полевых севооборотах половину или большую часть площади пашни.




Место озимой и яровой пшеницы, озимой ржи в севообороте оп­ределяется их значением как важнейших продовольственных куль­тур. Поэтому их размещают по наилучшим предшественникам—после чистых и занятых паров, многолетних трав и зернобобовых культур.

В основных районах возделывания озимой пшеницы в лесостеп­ной зоне, удельный вес этой культуры достигает 30—40 % площади пашни, поэтому в севооборотах после чистого пара ее можно возделывать повторно. В этих районах ози­мая пшеница дает также высокую урожайность по люцерне 2—3-летнего использования, по гороху и другим зернобобовым культу­рам, по кукурузе на силос.

Озимую пшеницу и озимую рожь размещают после многолетних трав — клеверотимофеечной смеси 2—3-годичного использования, по занятым парам (клеверным, викоовсяным, сидеральным), по гороху, после кукурузы на зеленый корм.

Яровая пшеница занимает в севооборотах 50 % и более площади пашни при крайне ограниченном наборе возделываемых культур. Основным ее предшественником здесь является чистый пар. После чистого пара яровую пшеницу возделывают повторно. Другими предшественниками, прерывающими повторное возделы­вание яровой пшеницы в этих районах, могут быть ячмень, одно­летние травы, кукуруза на зеленый корм.

Для серых хлебов (ячменя, овса) и крупяных культур (проса, гре­чихи) лучшим местом в севообороте являются поля после озимых зерновых культур, идущих после многолетних трав, то есть оборот пласта, а также поля после различных пропашных культур — карто­феля, кукурузы, сахарной свеклы, кормовых корнеплодов и др.

При повторных и бессменных посевах зерновые культуры резко снижают урожайность, и в основном из-за биологических причин. Яровая пшеница при по­вторных и бессменных посевах снижает урожайность прежде всего из-за высокой засоренности посевов и поражения растений корне­выми гнилями. При повторных посевах яровой пшеницы из-за поражения ее корневыми гнилями урожайность зерна снижа­лась на 31,1 %.

Наиболее чувствительна к повторным посевам озимая пшеница, тогда как озимая рожь, яровая пшеница, ячмень, просо, овес мень­ше страдают от этого.

Однако влияние повторных посевов на урожайность зерновых культур зависит от почвенно-климатических условий и предше­ственников.

В условиях специальной агротехники — орошения по чекам, вы­соких доз удобрений, интегрированной системы защиты растений от вредителей, болезней и сорняков — рис без заметного снижения урожайности выдерживает двух- и даже трехлетнее повторное воз­делывание в севооборотах рисосеющих хозяйств. Однако при бессменных посевах рис снижает урожайность из-за засоления и заболачивания почвы, накопления в ней сероводорода и закисных соединений железа, а также из-за массового засорения посевов спе­циализированными сорняками: рисовой просянкой, клубнекамышом, стрелолистом, осокой и др. Поэтому повторные посевы риса чередуют с его лучшими предшественниками — люцерной, кукуру­зой, зернобобовыми культурами, озимой пшеницей с промежуточ­ными культурами.

Ценность зерновых культур как предшественников во многом определяется их уровнем агротехники, и прежде всего их предше­ственником, то есть предпредшественником. Для многих сельско­хозяйственных культур хорошими предшественниками являются озимая и яровая пшеница, озимая рожь, идущие по чистым парам и многолетним травам. В этих случаях следующие за ними культуры испытывают положительное последствие предпредшественников — чистого пара и др.

Сахарная свекла, картофель, кукуруза, подсолнечник и другие пропашные культуры особенно хорошо используют последействие чистого пара и многолетних трав. Поэтому во многих районах воз­делывания этих культур основой полевых севооборотов являются севооборотные звенья: многолетние травы— озимые — пропашные или чистый пар — озимые — пропашные.

Озимые зерновые культуры — хорошие предшественники для льна-долгунца, зернобобовых культур, проса, риса, яровых зерно­вых. Однако из-за того, что у озимой пшеницы и ячменя одни и те же возбудители корневых гнилей, следует избегать их возделывания друг после друга.

Озимые зерновые культуры рано освобождают поля, и после их уборки до наступления устойчивого осеннего похолодания остается 2—3 и более теплых месяцев. Это время можно использовать для возделывания промежуточных культур, чтобы получить второй урожай. На орошаемых землях в южных районах страны после уборки озимой пшеницы или озимого ячменя пожнивно высевают кукурузу, которая до наступления холодов дает 40—50 т/га зеленой массы.

Ценность яровых зерновых культур как предшественников от­носительно ниже, чем озимых, но это также зависит от предпредшественника и уровня агротехники. Яровая пшеница — удовлетво­рительный предшественник для повторного посева яровой пшени­цы и для других культур, если она идет по чистому пару или по мно­голетним травам. Еще меньшую ценность имеет эта культура, если она идет по пропашным предшественникам. Малоприемлемым предшественником являются повторные посевы яровой пшеницы или ее посевы по другим колосовым культурам.

Особое место среди яровых зерновых культур как предшествен­ник занимает овес, так как он почти не поражается корневыми гнилями и другими болезнями зерновых культур. Поэтому он считается хорошим предшественником для большинства зерновых культур. Как предшественник овес приемлем для многих пропашных и зер­нобобовых культур.

Ячмень, идущий по пропашным, зернобобовым культурам, мо­жет быть удовлетворительным предшественником для озимой ржи как культура, рано освобождающая поле и обычно имеющая доста­точно высокий агрофон. После ячменя можно возделывать многие пропашные культуры. Но ячмень как предшественник малоприем­лем для озимой и яровой пшеницы из-за одних и тех же возбудите­лей корневых гнилей этих культур.

Среди крупяных культур хорошим предшественником является просо, если его возделывают по пласту многолетних трав или после хорошо удобренных навозом пропашных культур. Прерывание по­вторного возделывания яровой пшеницы просом увеличивает ее урожайность на 15—40 %.

Гречиха также достаточно хороший предшественник для яровых зерновых культур из-за ее принадлежности к другому семейству, хорошей способности очищать поля от сорняков и высокой усвояющей способности труднорастворимых фосфатов почвы. После нее можно размещать зернобобовые культуры, а также кукурузу, карто­фель и другие пропашные культуры. Из-за позднего срока уборки гречихи в условиях Нечерноземной зоны она не может быть пред­шественником озимых зерновых культур.

Большое значение для оценки предшественников имеют также орошение, предшествующее засорение полей, зараженность почвы и растительных остатков возбудителями болезней и заселенность вредителями сельскохозяйственных культур. Необходимо хорошо знать технологию возделывания предшествующей культуры и ее влияние на физические, химические и биологические показатели плодородия почвы. Кроме того, важно изучить предшествующее эрозионное состояние полей, влияние на него предшественников и в целом всего севооборота, который должен выполнять почвоза­щитную функцию. С этим связана необходимость ведения Книги истории полей, отражающей все особенности размещения и возделывания сельскохозяйственных культур на полях севооборота в те­чение его ротации.

 

 

ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН
Курс   Группа 1А-1 Номер урока  
Специальность-квалификация   1502000 «Агрономия»/ 150203 3 «Агроном»
Наименование модуля: ПМ 02 «Применение основ полевого опыта»
Тема урока:   «Обработка почвы ОЗК.»  
Дата:   «11» ноябрь 2019 г. Продолжительность:   90 мин
Место проведения:   КСХК 301 аудитория
Цель урока: 1. Обеспечить усвоение знаний по ОЗК 2. Изучить озимые зерновые культуры 3. В ходе урока воспитывать у студентов любовь к выбранной профессии.
Задачи урока: В доступной форме изложить основные моменты вводной лекции
Ожидаемые результаты: 1. Усвоят знания о развитие ОЗК 2. На основе полученных знаний формируют представление о ОЗК 3. Познакомятся со специальной терминологией.
Тип урока:   комбинированный
Методы обучения, методические приемы, педагогические техники, педагогические технологии:
  разъяснение, обмен мнениями, сопоставление, оценка
Необходимое оборудование и приборы:   Тетради, ТСО, интерактивная и школьная доски, презентация Power point
Дополнительные источники (литература): 1. Карипов Р. Основы земледелия. Учебник. – Астана: Фолиант, 2012.-272 с 2. Земледелие. Под ред. С. А. Воробьева. М., «Колос», 1977. 3. Гуляев Г. В., Дубинин А.П. Селекция и семеноводство. 4-е изд., перераб. и доп. 4. Ториков В. Е, Мельникова О.В: Производство продукции растениеводства. 2019 г.
Контактная информация преподавателя:
Ф.И.О.: Мухратова Жулдыз Ержановна     Тел.:+7-707-327-21-07 E-mail:zhuldyz.urazova@yandex.ru
               
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Ход урока Время (минуты) Действия преподавателя Действия слушателей Учебные ресурсы и материалы
         
1. Организационный этап   приветствие студентов, отметка отсутствующих   приветствие преподавателя   журнал группы
2. Проверка выполнения домашнего задания   пересказ предыдущей темы отвечают на вопросы преподавателя   тетрадь, конспект
3. Подготовка обучающихся к работе на основном этапе   объяснить цель урока слушают цели урока   тетрадь
4. Формирование новых знаний и способов деятельности   изложение в доступной форме нового материала конспектируют новый материал   лекция, тетрадь
5. Первичная проверка понимания изученного материала   наводящие вопросы по новому материалу   отвечают на наводящие вопросы   устно
6. Закрепление новых знаний и способов деятельности     тест демонстрируют уровень закрепления материала по заданиям   тест
8. Информирование о домашнем задании   Конспект на тему «Технология возделывания ОЗК.» презентация   выполняют домашнее задание   тетрадь
9. Подведение итогов занятия   комментирование и выставление оценок   слушают полученные оценки   журнал группы

 

Тема 2.4. Обработка почвы



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-02-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: