Тема 1.3. Развитие и достижения селекционной работы




Широкое развитие селекции и семеноводство в нашей стране получили только после установления Советской власти.

Историческую роль в развитии селекции и семеноводства сыграл изданный в 1921 г. за подписью В. И. Ленина декрет Совета Народных Комиссаров «О семеноводстве». Признавая важность семейного дела для сельского хозяйства молодой Советской республики, это постановление определяло перспективы развития и организационные формы построения селекции и семеноводства. При селекционно опытных учреждениях создавались маточные рассадники сортовых семян. Их размножение возлагалось на специальные семеноводческие хозяйства — совхозы. Так были заложены основы единой централизованной государственной системы селекционно-семеноводческой работы в нашей стране.

В результате огромного внимания к организации работы селекционно-опытных учреждений в СССР была создана стройная система селекции, сортоиспытания и семеноводства. Селекционную работу по различным культурам ведут более 400 научно-исследовательских учреждений.

К началу 30-х годов селекционно-опытные учреждения СССР, используя исключительное богатство местных сортов-популяций, методами индивидуального и массового отбора вывели много первоклассных сортов: яровой пшеницы — Лютесценс 62 и Мелянопус 69; озимой пшеницы — Украинка и Гостианум 237; озимой ржи — Вятка и Лисицына; ярового ячменя — Винер, Европеум 353/133 и Нутанс 187; овса — Харьковский 596; проса — Саратовское 853 и Подолянское 24/273. Авторами этих сортов были выдающиеся советские селекционеры А. П. Шехурдин, П. Н. Константинов, Г. К. Мейстер, В. Я. Юрьев, П. И. Лисицын, Н. В. Рудницкий, И. М. Еремеев, Л. И. Ковалевский, Б. М. Арнольд и другие, которые одними из первых в мире стали использовать для создания сортов внутривидовую и отдаленную гибридизацию.

В нашей стране получены важные и в научном и в практическом отношении результаты отдаленной гибридизации. Работами Г. К. Мейстера, Н. В. Цицина, Г. Д. Лапченко установлены основные закономерности формообразовательных процессов у ржано-пшеничных и пшенично-пырейных гибридов, На основе отдаленной гибридизации выведены сорта ржано-пшеничных и пшенично — пырейных гибридов, а также ценные гибридные сорта яровой пшеницы от скрещивания ее с твердой — Саррубра, Саратовская стекловидная и сложные гибридные сорта твердой пшеницы Харьковская 46 и Ракета.

Применяя методы внутривидовой и отдаленной гибридизации, больших успехов в селекции яровой пшеницы добились селекционеры НИИСХ Юго-Востока. Здесь А. П. Шехурдин впервые в нашей стране применил метод сложной ступенчатой гибридизации.

В настоящее время это один из основных методов селекции пшеницы во всем мире. Используя его, селекционеры института под руководством А. П. Шехурдина и В. Н. Мамонтовой создали много высокоурожайных, засухоустойчивых, с первоклассными технологическими качествами зерна сортов яровой пшеницы, широко известных не только в нашей стране, но и за рубежом. Среди них Саратовская 29, Саратовская 36, Саратовская 38, Саратовская 46, Саратовская 52 и др. Эти сорта занимают в Поволжье, Сибири и Казахстане огромные посевные площади. Ими засевают более половины всех площадей яровой пшеницы в СССР. Получают широкое распространение новые селекционные сорта Омская 9, Саратовская 57, Сибирячка 8, Целинная 21, Московская 35, Новосибирская 67.

Выдающиеся успехи в селекции озимой пшеницы достигнуты в Краснодарском НИИСХ дважды Героем Социалистического Труда академиком П. П. Лукьяненко. Применяя метод гибридизации географически и экологически отдаленных форм, он создал большое количество высокоурожайных сортов озимой-пшеницы и среди них знаменитый сорт Безостая 1, превышающий другие районированные сорта по урожайности на 3—12 ц/га при среднем урожае 50—70 ц/га. Сорт хорошо приспособлен для возделывания в условиях орошения и отличается исключительной отзывчивостью на высокую агротехнику, в том числе на повышенные дозы минеральных удобрений. Сочетая высокую продуктивность и неполегаемость, первоклассные качества зерна и устойчивость к поражению ржавчиной, сорт Безостая 1 быстро занял огромный ареал в нашей стране и за рубежом.

С участием сорта Безостая 1 в Краснодарском НИИСХ выведены новые ценные сорта Краснодарская 46, Краснодарская 57, отличающиеся очень высокой продуктивностью, низкорослостью, устойчивостью к полеганию, хорошими хлебопекарными качествами и комплексным иммунитетом ко многим видам ржавчины и мучнистой росе. По урожайности новые сорта превосходят сорт Безостая 1 на 6—8 ц/га и более. С участием Безостой 1 в других селекцентрах также создано большое число новых ценных сортов озимой пшеницы.

Большие достижения имеет Мироновский НИИ селекции и семеноводства пшеницы, где под руководством дважды Героя Социалистического Труда академика В. Н. Ремесло выведены высокоурожайные сорта озимой пшеницы Мироновская 808, Мироновская юбилейная 50, Мироновская 25 и др. Сорт Мироновская 808 благодаря высокой зимостойкости, повышенной способности к весеннему отрастанию и хорошим технологическим качествам зерна быстро распространился, его высевают на больших площадях в нашей стране и за рубежом. Сортами Безостая 1 и Мироновская 808 в СССР занято около половины всех площадей озимой пшеницы.

В то же время в последние годы созданы и быстро распространяются более урожайные сорта озимой пшеницы Прибой, Одесская 51, Одесская 66, Донская полукарликовая, Краснодарская 39, Краснодарская 46 и другие, в короткий срок занявшие до 50 % общей площади сортовых посевов этой культуры.

 

 

ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН
Курс   Группа 1А-1 Номер урока  
Специальность-квалификация   1502000 «Агрономия»/ 150203 3 «Агроном»
Наименование модуля: ПМ 02 «Применение основ полевого опыта»
Тема урока: «Основы цитологии. Развитие молекулярной биологии и новое в науке о клетке.»
Дата:   «19» ноября 2019 г. Продолжительность:   90 мин
Место проведения:   КСХК 301 аудитория
Цель урока: 1. Обобщить и систематизировать пройденный материал, сформировать навыки индивидуальной и групповой форм сотрудничества с однокурсниками 2. Совершенствовать знания будущих сельскохозяйственных специалистов, повысить интерес к учебе 3. В ходе урока воспитывать у студентов любовь к выбранной профессии.
Задачи урока: В доступной форме изложить основные моменты вводной лекции
Ожидаемые результаты: Знают этапы развития молекулярной биологии
Тип урока:   комбинированный
Методы обучения, методические приемы, педагогические техники, педагогические технологии:
  разъяснение, обмен мнениями, сопоставление, оценка
Необходимое оборудование и приборы:   Тетради, интерактивная и школьная доски, презентация Power point
Дополнительные источники (литература): 1. Карипов Р. Основы земледелия. Учебник. – Астана: Фолиант, 2012.-272 с 2. Земледелие. Под ред. С. А. Воробьева. М., «Колос», 1977. 3. Гуляев Г. В., Дубинин А.П. Селекция и семеноводство. 4-е изд., перераб. и доп. 4. Ториков В. Е, Мельникова О.В: Производство продукции растениеводства. 2019 г.
Контактная информация преподавателя:
Ф.И.О.: Мухратова Жулдыз Ержановна     Тел.:+7-707-327-21-07 E-mail:zhuldyz.urazova@yandex.ru
               
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Ход урока Время (минуты) Действия преподавателя Действия слушателей Учебные ресурсы и материалы
         
1. Организационный этап   приветствие студентов, отметка отсутствующих   приветствие преподавателя   журнал группы
2. Проверка выполнения домашнего задания   пересказ предыдущей темы отвечают на вопросы преподавателя   тетрадь, конспект
3. Подготовка обучающихся к работе на основном этапе   объяснить цель урока слушают цели урока   тетрадь
4. Формирование новых знаний и способов деятельности   изложение в доступной форме нового материала конспектируют новый материал   лекция, тетрадь
5. Первичная проверка понимания изученного материала   наводящие вопросы по новому материалу   отвечают на наводящие вопросы   устно
6. Закрепление новых знаний и способов деятельности     презентация демонстрируют уровень закрепления материала по заданиям   тетрадь
8. Информирование о домашнем задании   Конспект на тему «Основы цитологии. Развитие молекулярной биологии и новое в науке о клетке.» презентация   выполняют домашнее задание   тетрадь
9. Подведение итогов занятия   комментирование и выставление оценок   слушают полученные оценки   журнал группы

 

Тема 1.4. Основы цитологии. Развитие молекулярной биологии и новое в науке о клетке

За 130-летний период развития цитологии при помощи светового (биологического) микроскопа были установлены основные составные части клетки и выяснено их значение, а также сделаны важнейшие открытия.

Однако на протяжении длительного времени цитология оставалась преимущественно описательной наукой. Качественно новый этап в изучении взаимосвязи строения и жизнедеятельности клеточных структур наступил в последние годы в результате развития молекулярной биологии, которая возникла на стыке биологии и химии. Она изучает основные проявления жизни (обмен веществ, наследственность, раздражимость) на уровне строения и взаимодействия молекул, из которых состоят все клетки.

Используя последние достижения физики, химии, электроники и других точных наук, молекулярная биология широко применяет новейшие методы исследований, такие как электронная микроскопия, центрифугирование, рентгеноструктурный анализ, радиоактивные изотопы и др.

Самый совершенный современный световой микроскоп увеличивает рассматриваемые микрообъекты примерно в 1800 раз, но для изучения мельчайших структур клетки такое увеличение оказалось недостаточным.

Для получения изображения можно использовать не только световые, но и другие волны. На этом основан принцип электронной микроскопии.

Световой луч, идущий через оптическую систему обычного микроскопа, в электронном микроскопе заменяется потоком летящих с большой скоростью электронов. Попадая на специальный экран, они дают свечение, которое можно наблюдать, как на экране телевизоров, и фотографировать его. Электронный микроскоп дает увеличение в 100 тыс. — 1 млн. раз и более.

Для выделения и изучения частей, входящих в состав цитоплазмы, применяют скоростное центрифугирование. Оно основано на различной скорости осаждения частиц из раствора при сильном его вращении. Измельченные клетки в растворе сахарозы при температуре 0 °С помещают в центрифуги, скорость вращения которых достигает 15—40 тыс. оборотов в 1 мин. При небольших скоростях центрифугирования осаждаются самые тяжелые части клетки — ядра; при увеличении скорости отделяются митохондрии — частицы, которые едва заметны в световом микроскопе; при еще больших скоростях осаждаются частицы, невидимые в обычных микроскопах, — рибосомы и полисомы, а при наибольшей скорости вращения выделяются содержащиеся в цитоплазме белки.

На различном рассеивании лучей Рентгена разными атомами, входящими в состав исследуемого вещества, основан рентгеноструктурный анализ. При помощи этого метода устанавливают молекулярную структуру входящих в состав клетки веществ и пространственное расположение в них атомов и молекул.

Новые методы физико-химических исследований сыграли большую роль в изучении клетки, существенно расширив наши представления о строении и функциях ее мельчайших структурных элементов.

 

 

ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН
Курс   Группа 1А-1 Номер урока  
Специальность-квалификация   1502000 «Агрономия»/ 150203 3 «Агроном»
Наименование модуля: ПМ 02 «Применение основ полевого опыта»
Тема урока: «Форма и размеры клеток.»
Дата:   «19» ноября 2019 г. Продолжительность:   90 мин
Место проведения:   КСХК 301 аудитория
Цель урока: 1. Обобщить и систематизировать пройденный материал, сформировать навыки индивидуальной и групповой форм сотрудничества с однокурсниками 2. Совершенствовать знания будущих сельскохозяйственных специалистов, повысить интерес к учебе 3. В ходе урока воспитывать у студентов любовь к выбранной профессии.
Задачи урока: В доступной форме изложить основные моменты вводной лекции
Ожидаемые результаты: Знают этапы развития молекулярной биологии. Знают формы и размеры клеток
Тип урока:   комбинированный
Методы обучения, методические приемы, педагогические техники, педагогические технологии:
  разъяснение, обмен мнениями, сопоставление, оценка
Необходимое оборудование и приборы:   Тетради, интерактивная и школьная доски, презентация Power point
Дополнительные источники (литература): 1. Карипов Р. Основы земледелия. Учебник. – Астана: Фолиант, 2012.-272 с 2. Земледелие. Под ред. С. А. Воробьева. М., «Колос», 1977. 3. Гуляев Г. В., Дубинин А.П. Селекция и семеноводство. 4-е изд., перераб. и доп. 4. Ториков В. Е, Мельникова О.В: Производство продукции растениеводства. 2019 г.
Контактная информация преподавателя:
Ф.И.О.: Мухратова Жулдыз Ержановна     Тел.:+7-707-327-21-07 E-mail:zhuldyz.urazova@yandex.ru
               
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Ход урока Время (минуты) Действия преподавателя Действия слушателей Учебные ресурсы и материалы
         
1. Организационный этап   приветствие студентов, отметка отсутствующих   приветствие преподавателя   журнал группы
2. Проверка выполнения домашнего задания   пересказ предыдущей темы отвечают на вопросы преподавателя   тетрадь, конспект
3. Подготовка обучающихся к работе на основном этапе   объяснить цель урока слушают цели урока   тетрадь
4. Формирование новых знаний и способов деятельности   изложение в доступной форме нового материала конспектируют новый материал   лекция, тетрадь
5. Первичная проверка понимания изученного материала   наводящие вопросы по новому материалу   отвечают на наводящие вопросы   устно
6. Закрепление новых знаний и способов деятельности     презентация демонстрируют уровень закрепления материала по заданиям   тетрадь
8. Информирование о домашнем задании   Конспект на тему «Форма и размеры клеток.» презентация   выполняют домашнее задание   тетрадь
9. Подведение итогов занятия   комментирование и выставление оценок   слушают полученные оценки   журнал группы

 

 

Тема 2.1. Форма и размеры клеток

1. Формы клеток

2. Размеры клетки

Наш организм составляют клетки около 200 различных специализаций, и все они, независимо от типа, выполняют одну функцию – поддерживают на протяжении определённого времени свою трудоспособность, обеспечивая жизнедеятельность организма. Клетки имеют разнообразную форму, они могут быть очень мелкими, и увидеть их можно лишь в микроскоп.

Замечание 1

Впервые клетку рассмотрел в обычный ветовой микроскоп английский натуралист Роберт Гук в І І XVІІ столетии. С помощью современных электронных микроскопов можно рассмотреть не только размеры и форму клеток, но и их внутреннюю структуру.

 

Формы клеток

Каждая клетка имеет характерные форму, размер, длительность жизни, которые зависят от её функциональных свойств.

Пример 1

Нервные клетки имеют аксоны, передающие нервные сигналы. Лейкоциты благодаря гибкой мембране уплощаются, проходя сквозь тонкие поры в капиллярах. Сперматозоиды, имеющие хвост, способны самостоятельно двигаться по гениталиях. Мышечные клетки соответственно силе сокращений изменяют свою длину.

 

Клетки имеют разнообразную форму и размеры в зависимости от функции, которую выполняют:

овальную, округлые (яйцеклетки),

дискообразную (эритроциты),

яйцевидную,

спиральную,

призматическую,

веретеновидную (мышечные),

цилиндрическую и кубические (эпителиальные ткани)

звёздчатую (нервные)

палочкообразную т.п.

 

Пример 2

Эритроциты (клетки крови) по форме напоминают вогнутый с двух сторон диск, а нейроны (нервные клетки) имеют один длинный (до 1 м) отросток и несколько коротких. Жировые клетки округлой формы, а мышечные имеют форму волокон.
Все клетки за формой делятся на паренхимные и прозенхимные.
Паренхимные клетки имеют одинаковые размеры во всех направлениях в пространстве: длина их не превышает толщину более чем в 3 раза. Их размеры варьируют от 10 до 500 мкм и более. Прозенхимные – клетки удлинённые. Длина их превышает толщину более чем в 3 раза. Часто эти клетки имеют заострённые концы, толстые, преимущественно одревеснелые оболочки. Из них в основном формируются проводящие и механические ткани растений. Длина их варьирует приблизительно от 1 до 100 мм. Клетки делят на два типа: прокариотические (не имеют оформленного ядра) и эукариотические (ядерные). Клетки эукариот в свою очередь делят на подтипы: клетки простейших и клетки многоклеточных. Клетки тканей растений и животных отличаются размером, формой, особенностями организации, функциями. От формы клеток зависят и выполняемые ими функции.

 

Пример 3

Функция эритроцитов – транспорт кислорода в организме, нервных клеток – проведение сигналов от органов к мозгу и соответствующих команд от мозга к органам. Длинные мышечные клетки могут сокращаться и расслабляться, благодаря чему осуществляются движения тела. В жировых клетках содержится запас питательных веществ. Кроме того, большинство клеток способны образовывать белки из аминокислот. Эти белки необходимы для нормальной жизнедеятельности организма.

 

Биологической наукой доведено, что организмы всех растений и животных происходят от клетки и имеют клеточное строение. Клетка как элементарная биологическая система является основной структурно-функциональной единицей всех живых организмов за исключением вирусов, которые являются неклеточными формами жизни. Именно на уровне клетки проявляются все основные признаки жизни: обмен энергии и веществ, способность к размножению, сохранению и передаче наследственной информации потомкам и т.п. Одни клетки способны существовать как самостоятельные элементарные биологические системы. Это касается одноклеточных организмов – простейших (жгутиковые, инфузории, споровики). Большинство простейших обитают в водоёмах, участвуя в их самоочищении и являясь достаточно хорошей кормовой базой для рыб. Другие же клетки составляют многоклеточные организмы, в которых обеспечивают взаимодействие между клетками, тканями и органами с участием регуляторных механизмов, в частности нейрогуморальной регуляции. Все клеточные формы жизни разделяют на основании строения составляющих их клеток делят на два подцарства – прокариоты (безъядерные) и эукариоты (ядерные). Клетки прокариот имеют более простое строение – предположительно, что в процессе эволюции они возникли раньше. Более сложные по строению эукариотические клетки возникли позже. Несмотря на разнообразие форм организация клеток всех живых организмов подлежит единым структурным принципам. На основании микроскопических исследований доказано, что основными структурными компонентами клеток явдляется клеточная оболочка, цитоплазма и ядро. Размеры клетки Клетка – универсальная структурная и функциональная единица живых организмов, имеющая асе признаки живого, способная к саморегуляции, самовоспроизведению и развитию. Термин «клетка» предложил английский учёный Р. Гук (1665). Организм некоторых водорослей состоит из одной клетки, а гигантских секвой – из миллиардов клеток.

 

Замечание 2

У растений, в зависимости от возраста, клетки могут быть живыми или мёртвыми. По размеру они, как правило, микроскопически мелкие, а клетки запасной паренхимы некоторых растений можно увидеть невооружённым глазом.
Все органы живых организмов состоят из клеток. Значит, они имеют клеточное строение, а каждая клетка – это микроскопически малая составляющая часть организма. Клетки прилегают друг к другу и соединены особенным межклеточным веществом, которое содержится между оболочками соседних клеток. Если всё междуклеточное вещество разрушается, клетки разъединяются.

Пример 4

Такое бывает в мякоти рассыпчатого яблока, спелых арбузов и помидор. Варёный картофель становится рассыпчатым потому, сто межклеточное вещество во время варки разрушается и клетки разъединяются.

 

Замечание 3

Часто живые клетки всех органов растений во время роста немного закругляются. При этом их оболочки местами отходят друг от друга: в этих участках межклеточное вещество разрушается. Образуются междуклеточники, заполненные воздухом. Сеть междуклеточников соединяется с воздухом, окружающим растение, через особенные междуклеточники на поверхности органов. В организме взрослого человека насчитывается около 200 видов клеток, которые отличаются по размеру, форме, особенностям организации, функциям. Размер и масса клеток разнообразны. Размеры клеток варьируют от 0,1 – 0,25 мкм (некоторые бактерии) до 155 мм (яйцо страуса в скорлупе); диаметр большинства эукариотических клеток лежит в пределах 10 – 100 мкм. Рамеры клеток организма человека колеблются от 3-4 мкм (некоторые клетки лейкоцитов) до 150 см (нервная клетка вместе с отростками). Чаще встречаются клетки размером 10-100 мкм, реже – 1-10 мкм (клетки мякоти арбуза, цитрусовых, железистые клетки некоторых моллюсков) и очень редко – до 10-20 см (гигантские яйцеклетки птиц – гусей, гаг, пингвинов, страусов).

 

 

ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН
Курс   Группа 1А-1 Номер урока  
Специальность-квалификация   1502000 «Агрономия»/ 150203 3 «Агроном»
Наименование модуля: ПМ 02 «Применение основ полевого опыта»
Тема урока: «Основные части клетки.»
Дата:   «20» ноября 2019 г. Продолжительность:   90 мин
Место проведения:   КСХК 301 аудитория
Цель урока: 1. Обобщить и систематизировать пройденный материал, сформировать навыки индивидуальной и групповой форм сотрудничества с однокурсниками 2. Совершенствовать знания будущих сельскохозяйственных специалистов, повысить интерес к учебе 3. В ходе урока воспитывать у студентов любовь к выбранной профессии.
Задачи урока: В доступной форме изложить основные моменты вводной лекции
Ожидаемые результаты: Знают основные части клетки, познокомятся со специальной терминологией
Тип урока:   комбинированный
Методы обучения, методические приемы, педагогические техники, педагогические технологии:
  разъяснение, обмен мнениями, сопоставление, оценка
Необходимое оборудование и приборы:   Тетради, интерактивная и школьная доски, презентация Power point
Дополнительные источники (литература): 1. Карипов Р. Основы земледелия. Учебник. – Астана: Фолиант, 2012.-272 с 2. Земледелие. Под ред. С. А. Воробьева. М., «Колос», 1977. 3. Гуляев Г. В., Дубинин А.П. Селекция и семеноводство. 4-е изд., перераб. и доп. 4. Ториков В. Е, Мельникова О.В: Производство продукции растениеводства. 2019 г.
Контактная информация преподавателя:
Ф.И.О.: Мухратова Жулдыз Ержановна     Тел.:+7-707-327-21-07 E-mail:zhuldyz.urazova@yandex.ru
               
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Ход урока Время (минуты) Действия преподавателя Действия слушателей Учебные ресурсы и материалы
         
1. Организационный этап   приветствие студентов, отметка отсутствующих   приветствие преподавателя   журнал группы
2. Проверка выполнения домашнего задания   пересказ предыдущей темы отвечают на вопросы преподавателя   тетрадь, конспект
3. Подготовка обучающихся к работе на основном этапе   объяснить цель урока слушают цели урока   тетрадь
4. Формирование новых знаний и способов деятельности   изложение в доступной форме нового материала конспектируют новый материал   лекция, тетрадь
5. Первичная проверка понимания изученного материала   наводящие вопросы по новому материалу   отвечают на наводящие вопросы   устно
6. Закрепление новых знаний и способов деятельности     презентация демонстрируют уровень закрепления материала по заданиям   тетрадь
8. Информирование о домашнем задании   Конспект на тему «Основные части клетки.» презентация   выполняют домашнее задание   тетрадь
9. Подведение итогов занятия   комментирование и выставление оценок   слушают полученные оценки   журнал группы

 

 

ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН
Курс   Группа 1А-1 Номер урока  
Специальность-квалификация   1502000 «Агрономия»/ 150203 3 «Агроном»
Наименование модуля: ПМ 02 «Применение основ полевого опыта»
Тема урока: «Деление клетки.»
Дата:   «20» ноября 2019 г. Продолжительность:   90 мин
Место проведения:   КСХК 301 аудитория
Цель урока: 1. Обобщить и систематизировать пройденный материал, сформировать навыки индивидуальной и групповой форм сотрудничества с однокурсниками 2. Совершенствовать знания будущих сельскохозяйственных специалистов, повысить интерес к учебе 3. В ходе урока воспитывать у студентов любовь к выбранной профессии.
Задачи урока: В доступной форме изложить основные моменты вводной лекции
Ожидаемые результаты: Знают основные части клетки, познокомятся со специальной терминологией
Тип урока:   комбинированный
Методы обучения, методические приемы, педагогические техники, педагогические технологии:
  разъяснение, обмен мнениями, сопоставление, оценка
Необходимое оборудование и приборы:   Тетради, интерактивная и школьная доски, презентация Power point
Дополнительные источники (литература): 1. Карипов Р. Основы земледелия. Учебник. – Астана: Фолиант, 2012.-272 с 2. Земледелие. Под ред. С. А. Воробьева. М., «Колос», 1977. 3. Гуляев Г. В., Дубинин А.П. Селекция и семеноводство. 4-е изд., перераб. и доп. 4. Ториков В. Е, Мельникова О.В: Производство продукции растениеводства. 2019 г.
Контактная информация преподавателя:
Ф.И.О.: Мухратова Жулдыз Ержановна     Тел.:+7-707-327-21-07 E-mail:zhuldyz.urazova@yandex.ru
               
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Ход урока Время (минуты) Действия преподавателя Действия слушателей Учебные ресурсы и материалы
         
1. Организационный этап   приветствие студентов, отметка отсутствующих   приветствие преподавателя   журнал группы
2. Проверка выполнения домашнего задания   пересказ предыдущей темы отвечают на вопросы преподавателя   тетрадь, конспект
3. Подготовка обучающихся к работе на основном этапе   объяснить цель урока слушают цели урока   тетрадь
4. Формирование новых знаний и способов деятельности   изложение в доступной форме нового материала конспектируют новый материал   лекция, тетрадь
5. Первичная проверка понимания изученного материала   наводящие вопросы по новому материалу   отвечают на наводящие вопросы   устно
6. Закрепление новых знаний и способов деятельности     презентация демонстрируют уровень закрепления материала по заданиям   тетрадь
8. Информирование о домашнем задании   Конспект на тему «Основные части клетки.» презентация   выполняют домашнее задание   тетрадь
9. Подведение итогов занятия   комментирование и выставление оценок   слушают полученные оценки   журнал группы

 

 

ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН
Курс   Группа 1А-1 Номер урока  
Специальность-квалификация   1502000 «Агрономия»/ 150203 3 «Агроном»
Наименование модуля: ПМ 02 «Применение основ полевого опыта»
Тема урока: «Типы размножение клетки.»
Дата:   «21» ноября 2019 г. Продолжительность:   90 мин
Место проведения:   КСХК 301 аудитория
Цель урока: 1. Обобщить и систематизировать пройденный материал, сформировать навыки индивидуальной и групповой форм сотрудничества с однокурсниками 2. Совершенствовать знания будущих сельскохозяйственных специалистов, повысить интерес к учебе 3. В ходе урока воспитывать у студентов любовь к выбранной профессии.
Задачи урока: В доступной форме изложить основные моменты вводной лекции
Ожидаемые результаты: Знают типы размножения клетки, познокомятся со специальной терминологией
Тип урока:   комбинированный
Методы обучения, методические приемы, педагогические техники, педагогические технологии:
  разъяснение, обмен мнениями, сопоставление, оценка
Необходимое оборудование и приборы:   Тетради, интерактивная и школьная доски, презентация Power point
Дополнительные источники (литература): 1. Карипов Р. Основы земледелия. Учебник. – Астана: Фолиант, 2012.-272 с 2. Земледелие. Под ред. С. А. Воробьева. М., «Колос», 1977. 3. Гуляев Г. В., Дубинин А.П. Селекция и семеноводство. 4-е изд., перераб. и доп. 4. Ториков В. Е, Мельникова О.В: Производство продукции растениеводства. 2019 г.
Контактная информация преподавателя:
Ф.И.О.: Мухратова Жулдыз Ержановна     Тел.:+7-707-327-21-07 E-mail:zhuldyz.urazova@yandex.ru
               
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Ход урока Время (минуты) Действия преподавателя Действия слушателей Учебные ресурсы и материалы
         
1. Организационный этап   приветствие студентов, отметка отсутствующих   приветствие преподавателя   журнал группы
2. Проверка выполнения домашнего задания   пересказ предыдущей темы отвечают на вопросы преподавателя   тетрадь, конспект
3. Подготовка обучающихся к работе на основном этапе   объяснить цель урока слушают цели урока   тетрадь
4. Формирование новых знаний и способов деятельности   изложение в доступной форме нового материала конспектируют новый материал   лекция, тетрадь
5. Первичная проверка понимания изученного материала   наводящие вопросы по новому материалу   отвечают на наводящие вопросы   устно
6. Закрепление новых знаний и способов деятельности     презентация демонстрируют уровень закрепления материала по заданиям   тетрадь
8. Информирование о домашнем задании   Конспект на тему «Типы размножение.»презентация   выполняют домашнее задание   тетрадь
9. Подведение итогов занятия   комментирование и выставление оценок   слушают полученные оценки   журнал группы

 

 

ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН
Курс   Группа 1А-1 Номер урока  
Специальность-квалификация   1502000 «Агрономия»/ 150203 3 «Агроном»
Наименование модуля: ПМ 02 «Применение основ полевого опыта»
Тема урока: «Оплодотворение растений.»
Дата:   «21» ноября 2019 г. Продолжительность:   90 мин
Место проведения:   КСХК 301 аудитория
Цель урока: 1. Обобщить и систематизировать пройденный материал, сформировать навыки индивидуальной и групповой форм сотрудничества с однокурсниками 2. Совершенствовать знания будущих сельскохозяйственных специалистов, повысить интерес к учебе 3. В ходе урока воспитывать у студентов любовь к выбранной профессии.
Задачи урока: В доступной форме изложить основные моменты вводной лекции
Ожидаемые результаты: Знают как происходит оплодотворение растения, познокомятся со специальной терминологией
Тип урока:   комбинированный
Методы обучения, методические приемы, педагогические техники, педагогические технологии:
  разъяснение, обмен мнениями, сопоставление, оценка
Необходимое оборудование и приборы:   Тетради, интерактивная и школьная доски, презентация Power point
Дополнительные источники (литература): 1. Карипов Р. Основы земледелия. Учебник. – Астана: Фолиант, 2012.-272 с 2. Земледелие. Под ред. С. А. Воробьева. М., «Колос», 1977. 3. Гуляев Г. В., Дубинин А.П. Селекция и семеноводство. 4-е изд., перераб. и доп. 4. Ториков В. Е, Мельникова О.В: Производство продукции растениеводства. 2019 г.
Контактная информация преподавателя:
Ф.И.О.: Мухратова Жулдыз Ержановна     Тел.:+7-707-327-21-07 E-mail:zhuldyz.urazova@yandex.ru
               
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Ход урока Время (минуты) Действия преподавателя Действия слушателей Учебные ресурсы и материалы
   


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-02-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: