Классификация систем земледелия




Приемы и задачи

Технология возделывания полевых культур — это комплекс агротехнических приемов, выполняемых в определенной последовательности, направленный на удовлетворение требований биологии культуры и получение высокого урожая заданного качества.

Для того чтобы разработать научно обоснованную технологию возделывания культуры, сорта в конкретных почвенно-климатических условиях, необходимо знать требования биологии культуры, сорта и параметры почвенно-климатических условий.

Некоторые агротехнические приемы — основная и предпосевная подготовка почвы, внесение удобрений, подготовка семян к посеву, посев, уход за посевами, уборка урожая — выполняют при возделывании любой полевой культуры. Сумма этих приемов составляет ствол технологии возделывания полевых культур.

Ряд агротехнических приемов, свойственных агротехнике отдельной группы культур, сходных по особенностям биологии (осенний посев озимых), одного семейства (инокуляция семян бобовых культур перед посевом) или аналогичных по использованию (мочка льносоломы и конопляной соломы), представляют собой как бы технологические побеги второго порядка. Дополнительные агротехнические приемы, выполняемые при возделывании конкретной культуры, составляют особенности ее агротехники.

Все технологические приемы направлены на создание благоприятных условий для роста и развития возделываемой культуры, на удовлетворение требований ее биологии. В число задач, которые решаются технологическими приемами, входят: оптимизация водно-воздушного режима почвы с помощью обработки для нормального функционирования корневой системы; оптимизация режима питания культурных растений применением органических и минеральных удобрений; оптимизация реакции почвенного раствора известкованием или гипсованием почв; снижение конкуренции между выращиваемой культурой и сорняками мерами борьбы с засоренностью посевов; доведение посевного и посадочного материала до высших показателей посевного стандарта; подготовка выровненного, уплотненного в верхней части ложа для посева семян; распределение семян на одинаковую глубину и одинаковое расстояние в рядке друг от друга; защита растений от болезней и вредителей; регулирование роста, развития растений и качества урожая; снижение количественных и качественных потерь при уборке.

Эти задачи могут быть решены разными технологическими приемами. Например, для снижения засоренности посевов используют агротехнические приемы — лущение стерни, зяблевую вспашку, ранневесеннее боронование, допосевную культивацию, довсходовое и послевсходовое боронование, между­рядные обработки широкорядных посевов, а также химические средства борьбы с сорняками — гербициды. Некоторые из перечисленных агротехнических приемов выполняют и другие функции (кроме борьбы с сорняками) и не могут быть заменены применением гербицидов. Для составления технологической схемы возделывания культуры в конкретных условиях необходимо учитывать задачи отдельных технологических приемов:

1. Известкование: снижение кислотности почвы до уровня требований биологии возделываемых в севообороте культур;

2. Лущение стерни: перемешивание растительных остатков с почвой; разрушение капилляров верхнего слоя — закрытие влаги; создание условий для прорастания сорняков;

3. Внесение органических удобрений: улучшение режима питания культур и водно-физических свойств почвы;

4. Внесение минеральных удобрений: оптимизация режима минерального питания возделываемых культур;

5. Зяблевая вспашка: заделка пожнивных остатков, органических и фосфорно-калийных удобрений; улучшение водно-воздушного режима почвы для активизации ее микробиологической деятельности;

6. Перепашка зяби: рыхление пахотного слоя заплывающих почв; заделка органических и фосфорно-калийных удобрений при весеннем их внесении;

7. Весновспашка: заделка пожнивных остатков, органических и минеральных удобрений, рыхление пахотного слоя почвы (проводят в том случае, когда невозможно осуществить зяблевую вспашку);

8. Весеннее боронование зяби: разрыв капилляров верхнего слоя почвы закрытие влаги для культур поздневесеннего срока посева;

9. Весенняя подкормка азотом озимых культур и мятликовых трав: обеспечение стартового роста культур на почвах, обедненных азотистыми соединениями;

10. Весеннее боронование озимых и многолетних трав: осветление точки роста при осеннем перерастании озимых и многолетних трав;

11. Обработка почвы комбинированным агрегатом типа РВК: рыхление, выравнивание и прикатывание почвы перед посевом;

12. Предпосевная культивация: рыхление верхнего слоя почвы, борьба с сорняками;

13. Предпосевное прикатывание: уплотнение верхнего слоя легких почв, установление капиллярных связей;

14. Подготовка семян к посеву: фракционирование семян по размеру; доведение их до высших посевных стандартов; обеззараживание от патогенной микрофлоры; повышение всхожести и энергии прорастания;

15. Посев: распределение семян (посевного и посадочного материала) на одинаковую глубину, на равные расстояния друг от друга;

16. Послепосевное прикатывание: установление контакта мелких семян с капиллярами почвы;

17. Довсходовое боронование посевов: уничтожение нитей прорастающих семян сорняков, разрушение почвенной корки;

18. Послевсходовое боронование: уничтожение проростков сорняков;

19. Культивация междурядий: уничтожение сорняков в междурядьях, рыхление междурядий, подкормка культур минеральными удобрениями;

20. Корневая подкормка: улучшение минерального питания растений в отдельные периоды онтогенеза в соответствии с требованиями биологии культуры;

21. Окучивание: увеличение клубне- и корнеобитаемого объема и улучшение аэрации почвы, борьба с сорняками. Чаще всего применяют на картофеле;

22. Некорневая подкормка: компенсация недостаточного корневого питания растений; улучшение качества урожая;

23. Обработка посевов пестицидами: гербициды — предотвращение появления сорняков, уничтожение вегетирующих сорняков; фунгициды и бактерициды — предотвращение развития или снижение вредоносности болезней; инсектициды — снижение повреждений растений вредными насекомыми;

24. Применение биологически активных веществ: регулирование роста и развития растений. Ретарданты — предотвращение полегания; сениканты — усиление оттока пластических веществ в запасающие органы; десиканты — подсушивание растений, завершение вегетации; дефолианты — освобождение от листьев растений, подготовка к уборке;

25. Обкашивание полей: подготовка поля к уборке — исключение из общей массы урожая краевых, наиболее засоренных полос;

26. Уборка: сбор урожая с поля с минимальными потерями количества и качества продукции.

Каждый технологический прием решает свою задачу, если он выполнен в срок и с определенным качеством. Нарушение срока или технологических требований операции может привести к негативным результатам.

 

 

ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН
Курс   Группа 1А-1 Номер урока  
Специальность-квалификация   1502000 «Агрономия»/ 150203 3 «Агроном»
Наименование модуля: ПМ 02 «Применение основ полевого опыта»
Тема урока:   «Классификация технологий.»  
Дата:   «25» сентября 2019 г. Продолжительность:   90 мин
Место проведения:   КСХК 301 аудитория
Цель урока: 1. Обеспечить усвоение знаний по теме классификация технологий 2. В ходе урока воспитывать у студентов любовь к выбранной профессии. 3. Усвоять знания о дисциплине, краткую историю развития предмета и информацию об учёных внёсших весомый вклад в его развитие, понятия о классификация технологий
Задачи урока: В доступной форме изложить основные моменты вводной лекции
Ожидаемые результаты: 1. Усвоят знания о дисциплине, краткую историю развития предмета и информацию об учёных внёсших весомый вклад в его развитие, понятия о классификация технологий 2. На основе полученных знаний формируют представление о строении почвы. 3. Познакомятся со специальной терминологией.
Тип урока:   комбинированный
Методы обучения, методические приемы, педагогические техники, педагогические технологии:
  разъяснение, обмен мнениями, сопоставление, оценка
Необходимое оборудование и приборы:   Тетради, ТСО, интерактивная и школьная доски, презентация Power point
Дополнительные источники (литература): 1. Карипов Р. Основы земледелия. Учебник. – Астана: Фолиант, 2012.-272 с 2. Земледелие. Под ред. С. А. Воробьева. М., «Колос», 1977. 3. Гуляев Г. В., Дубинин А.П. Селекция и семеноводство. 4-е изд., перераб. и доп. 4. Ториков В. Е, Мельникова О.В: Производство продукции растениеводства. 2019 г.
Контактная информация преподавателя:
Ф.И.О.: Мухратова Жулдыз Ержановна     Тел.:+7-707-327-21-07 E-mail:zhuldyz.urazova@yandex.ru
               
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Ход урока Время (минуты) Действия преподавателя Действия слушателей Учебные ресурсы и материалы
         
1. Организационный этап   приветствие студентов, отметка отсутствующих   приветствие преподавателя   журнал группы
2. Проверка выполнения домашнего задания   метод фронтального опроса отвечают на вопросы преподавателя   тетрадь, конспект
3. Подготовка обучающихся к работе на основном этапе   объяснить цель урока слушают цели урока   тетрадь
4. Формирование новых знаний и способов деятельности   изложение в доступной форме нового материала конспектируют новый материал   лекция, тетрадь
5. Первичная проверка понимания изученного материала   наводящие вопросы по новому материалу   отвечают на наводящие вопросы   устно
6. Закрепление новых знаний и способов деятельности   наводящие вопросы по новому материалу   отвечают на наводящие вопросы   устно
7. Обобщение и систематизация знаний          
8. Информирование о домашнем задании   Конспект на тему «Классификация технологий.» презентация   выполняют домашнее задание   тетрадь
9. Подведение итогов занятия и рефлексия   рефлексия, комментирование и выставление оценок   участвуют в рефлексии   журнал группы

 

Классификация систем земледелия

Развитие систем земледелия проходило в течение 10 тысячелетий. На территории нашей страны системы земледелия начали зарождаться позднее, чем в странах Дальнего Востока и юга Азиатского материка. Это объясняется длительным периодом обледенения территории, которое доходило до южных районов Украины, гор Тянь-Шаня и Памира. По мере таяния ледников появилась растительность, заселенные территории человеком, появились зачатки земледелия.

Примитивные системы земледелия. Это первые системы земледелия. При таком производстве использовали только природное или естественное плодородия почвы. В обработке находилось не более одной четверти пахотно-пригодных земель, и по мере снижения урожаев земледелец переходил на новый, плодородный участок. Это было возможно лишь при наличии свободных земель и отсутствии частной собственности на землю. В лесных районах были распространены подсечно-огневая и лесопольная системы земледелия, в степных – залежная и переложная.

При подсечно-огневой системе земледелия лес сжигали или вырубали и на освободившихся участках высевали зерновые культуры, лен в течение 2 – 3 лет.

Лесопольная система земледелия пришла на смену подсечно-огневой в лесных районах с появлением частной собственности на землю и сокращением свободных земель.

Залежная система земледелия возникла в степных районах при освоении земель, занятых травянистой растительностью и обладающих высоким естественным плодородием (черноземные и каштановые почвы).

Переложная система в степных районах пришла на смену залежной, когда в результате заселения степей, возникновения частной собственности на землю недостаток свободных целинных земель заставил земледельца возвращаться к заброшенному ранее выпаханному участку (перелогу).

Для всех примитивных систем земледелия были характерны не только низкий уровень использования земли, но длительный и медленный процесс восстановления плодородия почвы под влиянием естественных факторов, низкая продуктивность полей и большие затраты тяжелого ручного труда.

Экстенсивные системы земледелия. Отсутствие свободных земель, ограниченность крестьянских земельных наделов, растущий спрос на товарное зерно заставляли земледельца чаще распахивать перелоги.

Паровая система земледелия пришла на смену примитивным, когда продолжительность перелога сократилась до одного года. Это был крупный шаг по пути интенсификации земледелия, так как земля стала использоваться лучше – посевы зерновых культур заняли больше половины площади пашни. Наиболее типичным стал трехпольный севооборот: 1 – чистый пар, 2 – зерновые, 3 – зерновые, реже двух- четырехпольные севообороты с обязательным полем чистого пара. Плодородие почвы восстанавливалось в паровом поле, которое удобряли навозом, и несколько раз обрабатывали в течение года, иногда двух лет. Но при несовершенной обработке почвы и недостатке удобрений почва не успевала очиститься от сорняков и восстановить плодородие за один год парования. Кроме того, из-за распашки кормовых угодий и отсутствия посевов кормовых культур паровое поле часто использовалось для выпаса скота, что резко снижало его агротехническое значение (поздний, или крестьянский, пар). Паровая система в России возникла в начале XVI в. и была широко распространена до начала XX в. Затем подверглась критике как консервативная система земледелия. В Западной Европе она была заменена значительно раньше более прогрессивными плодосменной и другими системами земледелия.

 

 

ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН
Курс   Группа 1А-1 Номер урока  
Специальность-квалификация   1502000 «Агрономия»/ 150203 3 «Агроном»
Наименование модуля: ПМ 02 «Применение основ полевого опыта»
Тема урока:   «Принципы разработки технологий.»  
Дата:   «26» сентября 2019 г. Продолжительность:   90 мин
Место проведения:   КСХК 301 аудитория
Цель урока: 1. Обеспечить усвоение знаний по принципы разработки технологий 2. В ходе урока воспитывать у студентов любовь к выбранной профессии. 3. Усвоять знания о дисциплине, краткую историю развития предмета и информацию об учёных внёсших весомый вклад в его развитие, понятия о принципы разработки технологий
Задачи урока: В доступной форме изложить основные моменты вводной лекции
Ожидаемые результаты: 1. Усвоят знания о дисциплине, краткую историю развития предмета и информацию об учёных внёсших весомый вклад в его развитие, понятия о принципы разработки технологий 2. На основе полученных знаний формируют представление о принципы разработки технологий 3. Познакомятся со специальной терминологией.
Тип урока:   комбинированный
Методы обучения, методические приемы, педагогические техники, педагогические технологии:
  разъяснение, обмен мнениями, сопоставление, оценка
Необходимое оборудование и приборы:   Тетради, ТСО, интерактивная и школьная доски, презентация Power point
Дополнительные источники (литература): 1. Карипов Р. Основы земледелия. Учебник. – Астана: Фолиант, 2012.-272 с 2. Земледелие. Под ред. С. А. Воробьева. М., «Колос», 1977. 3. Гуляев Г. В., Дубинин А.П. Селекция и семеноводство. 4-е изд., перераб. и доп. 4. Ториков В. Е, Мельникова О.В: Производство продукции растениеводства. 2019 г.
Контактная информация преподавателя:
Ф.И.О.: Мухратова Жулдыз Ержановна     Тел.:+7-707-327-21-07 E-mail:zhuldyz.urazova@yandex.ru
               
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Ход урока Время (минуты) Действия преподавателя Действия слушателей Учебные ресурсы и материалы
         
1. Организационный этап   приветствие студентов, отметка отсутствующих   приветствие преподавателя   журнал группы
2. Проверка выполнения домашнего задания   метод фронтального опроса отвечают на вопросы преподавателя   тетрадь, конспект
3. Подготовка обучающихся к работе на основном этапе   объяснить цель урока слушают цели урока   тетрадь
4. Формирование новых знаний и способов деятельности   изложение в доступной форме нового материала конспектируют новый материал   лекция, тетрадь
5. Первичная проверка понимания изученного материала   наводящие вопросы по новому материалу   отвечают на наводящие вопросы   устно
6. Закрепление новых знаний и способов деятельности     красфорд демонстрируют уровень закрепления материала по заданиям   красфорд
7. Обобщение и систематизация знаний          
8. Информирование о домашнем задании   Конспект на тему «Принципы разработки технологий.» презентация   выполняют домашнее задание   тетрадь
9. Подведение итогов занятия и рефлексия   рефлексия, комментирование и выставление оценок   участвуют в рефлексии   журнал группы

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-02-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: