Образовательные технологии современной высшей школы




В конце ХХ–начале XXI века в научно-образовательной парадигме начинает занимать ведущее место принцип образования по системе свободных искусств и наук. Данное явления тесно связано с формированием новой модели университета, ориентированной на развитие творческих способностей, взамен прикладного характера высшего образования.

Данная модель образования ставит своей задачей воспитание граждан, способных активно участвовать в жизни демократического общества на его постиндустриальной стадии развития. В современном обществе данный подход может получить солидное преимущество перед прикладным принципом образования. Модель свободных искусств и наукдолжна готовитьучащихсяк жизнив динамичноразвивающейсясоциальной и экономической среде. Система свободных искусств и наук делает ставку на то, что любовь к учебе, способность критически мыслить и умение выражать свои мысли имеют превалирующую ценность для жизни, чем глубина знаний по одному предмету. Перечисленные качества высшего образования становятся крайне важными, поскольку они позволяют выпускникам адаптироваться к меняющимся социально-экономическим условиям, продолжать расти, учиться и приспосабливаться к динамичной среде и, по прошествии многих лет после окончания учебного заведения, формировать свой собственным путь научного или образовательного развития.

Что касается учебного плана, самой важной чертой системы свободных искусств и наук является свобода выбора. Студент может реализовать это право двумя способами. Во-первых, благодаря довольно гибкому учебному плану студенты располагают достаточной мерой свободы в выборе курсов, которые они хотят изучать. Во-вторых, у студентов есть возможность выбрать область академических интересов (часто именуемую профилем подготовки) после поступления в высшее учебное заведение. Тот факт, что учащимсяпринадлежитсущественнаярольв определениисобственнойпрограммы обучения, крайне значим для демократизации образовательного процесса.Правовыбораозначает,чтоединогодлявсехплана и универсального пути к получению высшего образования не существует. Делая серьезный выбор в отношении собственного образования, студенты учатся принимать важные решения в будущем. Более того, предоставление студентам возможности выбирать сферу (или сферы) академических интересов после поступления в высшее учебное заведение,свидетельствует о том, что вера в способность людей расти и менятьсяявляется неотъемлемойчертойсистемысвободныхискусстви наук,как и представление о важностинепрерывногообученияв течениевсей жизни и примате критического мышления над накоплением знаний. В этом система свободных искусств и наук существенноотличаетсяотраспространенных по всему миру классических образовательных систем континентальной Европы(Западнойи Восточной)иАмерики.В нихстудентыпоступают на автономные факультеты, эффективно функционирующие как мини- университеты. Они приходят учиться на юридический, исторический или инженерный факультет и остаются там в течение четырех или пяти лет. Классическая модель высшего образования подразумевает, что учащиеся яснопонимают,чемуименнохотятучиться,ужеприпоступлении в университет. Более того, она сужает дисциплинарный охватссамого началаобучения.Правовыборав системесвободныхискусстви наук не означает, что учащимся разрешено все. Образовательный процесс в этойсистеме регулируется тем, что можно назвать «ограниченной неопределенностью»143. Тем самым, современная система свободных искусств и наук опирается на учебный план, предусматривающий как широту дисциплинарного охвата, так и глубину изучения отдельных предметов.

Широтадисциплинарногоохватаобычнодостигаетсяза счет требованияпрослушатьрядобязательныхкурсов(их частоназывают«общеобразовательнойпрограммой»или«общимикурсами»),которые«разработанытакимобразом,чтобывсестудентымогли ознакомиться с классическими текстами или важными методами исследования, а также научными концепциями»144. Широта охвата также может быть реализована посредством так называемых «требований к широте образования, которые обязывают студентов обращаться к различным группам дисциплин, притом что выбор конкретных курсов остается за ними»145. Эти требования являются предметом постоянных дискуссий в большинстве высшихучебных заведений. Формируя структуру требований, нужно учитывать три важных обстоятельства. Во-первых, чтобы соответствовать стандарту системы свободных искусств и наук, необходимо иметь структурутребований, которая обеспечивает необходимую широту учебного плана каждого студента. Если широту дисциплинарного охвата сделать необязательной, целиобразовательнойсистемысерьезнопострадают.Во-вторых, в современном варианте системы свободных искусств и наук учебныйплан не сводится к искусствам и гуманитарным наукам, а включает также математику и естественные науки. Это необходимо, если в дальнейшем студенту предстоит принимать важные для граждан современного общества решения. Наконец, требований не должно быть слишком много, иначе студенты лишатся выбора, значимость которого мы отмечали выше. Что касаетсяпринципаглубиныизучениятогоилииногопредмета,то в соответствиис современнымучебнымпланомстудент(вместес преподавателями) должен выбрать или определить область академических интересов (программу концентрации), или профиль подготовки. Требования к студенту при этом должны быть четкими и ясными. Программы могут обязать студента прослушать определенное количество курсов в отдельно взятой предметной области, пройти ряд обязательных дисциплин, а также потребовать или рекомендовать освоение курсов в определенной последовательности. Кроме того, не исключены рекомендации или требования к изучению курсов в смежных областях. Конечная цельсостоит в том, чтобы учащиеся приобрели минимальную профессиональную квалификацию по крайней мере в одной интеллектуально целостной сфере (иногда студенты концентрируются на нескольких областях). Области академических интересов (программы концентрации), или профили подготовки, не ограничиваются традиционными дисциплинами. Институты образовательногопроцесса,работающиепо системесвободных искусств и наук, оказываются особенно успешны в развитии междисциплинарных программ, которые дополняют, а в некоторых случаях и вытесняют традиционные подходы, сохраняя при этом интеллектуальную целостность. Изучениеокружающейсреды,когнитивныеисследования,программы по здравоохранению и по правам человека — вот примерынаучных областей, которые обращены к решению самых сложных задач современности и требуют междисциплинарных подходов. Сочетать широту дисциплинарного диапазона с глубиной изучения предмета весьма непросто. Некоторые учебные заведения склонны излишне подробно и жестко регулировать последовательность дисциплин в рамках программ концентраций, или профилей подготовки, — настолько, что по набору требований превосходят ранее существовавшие структуры. Эта тенденция особенно сильна в вузах тех стран, где господствует классическая европейская модель высшего образования. Она ставит под угрозу обязательный для системы свободных искусств и наук принцип широты образования.В идеале,предоставляемаястудентувозможностьвыборане должна сводиться только к самостоятельному определению им списка курсов,отвечающихтребованиюширотыдисциплинарногоохвата, в разумных пределах он должен пользоваться такой возможностью в течение всего срока обучения. Наконец, учитывая сложность учебного плана, встает вопрос необходимости в грамотных и ответственных советчиках. Система свободных искусств и наук уважает самостоятельный выбор, но в то же время предъявляет ряд требований, один из которых является наличие наставника (консультанта).

Еще один важный компонент современного образования по системе свободных искусств и наук — это определенная педагогическая модель. Как утверждает В. Грегорян, «в основе либерального образования лежит преподавание»146. Преподаватели оттачивают аналитические способности студентов,требуяот нихкритическогопрочтениятекстов,знакомя с разными идеями и взглядами, а также с разнообразными теоретическими подходами к исследуемым вопросам. Речь идет не просто об ином содержанииобучения,а о новомподходек образовательномупроцессу в целом. Интерактивная, ориентированная на студента педагогика означает, чтоучебнаяаудиторияперестаетбытьместом,гдепроисходитодносторонняя конвейерная передача знаний от профессора к студенту. Обучение не состоит только из чтения лекций, как принято в большинстве учебных заведений мира. Аудиторные занятия носят интерактивный характер. На занятии студентам предлагают обсуждать гипотезы и выводы, анализироватьтекстыи высказыватьсобственныетолкования,спорить и «моделироватьразличныеситуациив ролевыхиграх»147,учитьсядругу друга, способствуя, таким образом, демократизации процесса обучения. Чтобы подготовиться к участию в таком демократичном процессе в классе, необходимо многому научиться за его пределами. Студенты заранее самостоятельно знакомятся как с первоисточниками, так и с аналитическими текстами,посвященнымитемам,о которыхпойдетречьв аудитории. По словам Г. Хатфулла, исследователя из Медицинского института Г. Хьюза в Питтсбургскомуниверситете,«студентыдолжнызаниматься наукой с первого дня, а не просто читать о том, что делают другие»148. Студенты могут выдвигать обоснованные идеи и делать отличные от преподавателя выводы.Преподавательнаправляетих,поясняетотдельныевопросы,помогает сориентироваться в материале, выражает собственную точку зрения и оцениваетработуучащихся.Приэтомегословане являютсяистиной в последней инстанции: отказываясь от лекционного формата, профессор должен быть готов до известной степени пожертвовать и своим авторитетом. Система свободных искусств и наук допускает разные стили преподавания. Далеко не каждый преподаватель отдает предпочтение сократическому методу. Степеньинтерактивностиможеттакжеменятьсяв соответствии с предметом: у курса по физике и курса по истории задачи и структура различаются. Тем не менее, независимо от личности педагога и предмета изучения,существуютопределенныехарактеристики,которыедолжныпреобладать в системе образования по модели свободных искусств и наук: обучение является интерактивным; необходимо мотивировать студентов задавать вопросы, оспаривать принятые суждения и совершать собственные открытия; учитель не обладает монополией на знания; значительная часть обучения происходит вне аудитории.

Первым значимым компонентом в системе свободных искусств и наук является количествовремени,котороестудентыпроводятв аудитории, и число курсов, которые они могут прослушать за один семестр. В основе данной системыобучениялежаториентированнаяна студентапедагогика и демократический порядок ведения занятий — следовательно, учащиеся должны самостоятельно читать тексты, готовясь к занятиям. Также студенты обязаны выполнять письменные работы. Такие работы учат грамотно выражать свои мысли, помогают лучше понять прочитанные тексты, а также формироватьсобственныйвзгляди аргументацию,анализировать и использовать факты. Учащиеся должны активно участвовать в аудиторных занятиях, и при этом у них должно оставаться достаточно времени для самостоятельнойработы.Этозначит,чтостудентыне могутпроводить в учебной аудитории по шесть или семь часов в день, а также посещать десять, двенадцать или даже четырнадцать курсов в семестр, как это было принято во многих республиках бывшего СССР. Подобный учебный план, отвечающий государственным требованиям, почти не оставляет студентам времени на самостоятельное чтение и письменные работы и темсамым ставит их в зависимость от преподавателя как единственного источника знаний. Фактически в вузах, где обучение строится на принципах свободных искусств и наук, большинству студентов трудно пройти больше четырех или пяти курсов стандартного объема за семестр (исключение могут составлять курсыс меньшимчисломзачетныхединиц-кредитов).Однакоиз этого не следует, что занятия можно не посещать. Напротив, обучение в классе крайне важно,поэтому студентыдолжнырегулярноприходитьна занятия и активнововлекатьсяв процессобучения,задаваявопросыи участвуяв дискуссиях. В этом система свободных искусств и наук коренным образом отличается от классической модели обучения, где посещение лекций зачастую не является обязательным. Присутствие в аудитории настолько важно, что, согласно принятым во многих учебных заведениях правилам, студентам, которые регулярно пропускают занятия, снижают итоговые оценки за семестр. Второй важный структурный компонент, вплотную связанный с преподаванием, — характер аудиторных занятий в группах. Группы должны быть небольшими или их следует организовать таким образом, чтобы обеспечить интерактивность процесса обучения. Здесь возможныварианты:весьпотокобучающихсяможетбытьразделен на стабильные малые группы, в которых и проходят занятия.Обучение можно организовывать и в более многочисленных классах, но тогда, поскольку степень интерактивности в них заведомо ниже, в ходе занятия преподаватель должен постоянно разбивать студентов на малые группы для подробного обсуждения содержания лекции или прочитанных к занятию текстов. Таким образом, огромные лекционные залы, битком набитые студентами, несовместимы с принципами образования по системе свободных искусств и наук. Подавляющее большинство занятий должно предусматривать обстоятельные обсуждения, а на других можетбыть созданадоверительнаяобстановканаучногосеминара.То естьречьидет о 10–20 студентах. Еще одним важным компонентом системы свободных искусств и наук является организационная структура образовательного процесса: академический календарь, система зачетных единиц(«кредитов») и расписание занятий должны способствовать укреплению, а не нарушению таких основополагающих принципов системы свободных искусстви наук, как широта и глубина образования.

Необходимым элементом данной научно-педагогической модели является то, чтобы у студентов существовал доступ к заданным для самостоятельнойработыматериалам.Неважно,приобретутониих в магазине,возьмутв библиотеке,прочтутв Интернетеилиполучату преподавателя, — в любом случае у студентов должна быть возможность прочитать подготовительные тексты.

Еще один ключевой элемент преподавания и педагогики — оценка работы студента. Существует множество теорий, рассматривающих условия, при которых оценивание становится эффективным, но ряд обстоятельств имеет принципиальноезначениеименнодлясистемысвободных искусств и наук: прежде всего это прозрачность оценивания и индивидуальная ответственность, столь необходимые для демократизации процесса обучения. Во-первых, студенту должно быть совершенно ясно, каким образом формируется оценка. В программе курса должны быть четко прописаны стоящие перед студентами цели и обязательные задания, а также то, как их выполнение отразится на итоговой оценке. Во-вторых, современная система свободныхискусстви наукпредлагаетоцениватьработустудента на протяжении всего курса. Это значит, что на итоговый балл влияет совокупность отметок, полученных студентом на всех этапах обучения. Сюда входят результаты промежуточной аттестации, заключительных экзаменов, эссе, исследовательских работ, устных докладов, лабораторных исследований, художественных проектов и участие в обсуждениях в классе (список может быть продолжен). Отсюда следуют несколько важных выводов. Современная система свободных искусств и наук не приемлет частичную или полную зависимость итоговой оценки, которую получает студент, от результатов заключительного экзамена, и в частности устного экзамена, во время которого экзаменатор и студент беседуют один на один.

Эту систему обучения отличают особоевниманиек развитию личности, а также широта дисциплинарного охвата и глубина изучения предметов. Эти принципы начинают работать с момента зачисления студентов в вуз: отправной точкой рассматриваемой системы является убежденность в том, что человек в возрасте 17 – 18 лет не способен выбрать длясебяобластьакадемическихинтересов(илиспециализацию) до погруженияв университетскуюсреду.Этоодиниз важнейшихи недооцененных постулатов системы свободных искусств и наук. В этом вопросе она радикально расходится с моделями высшего образования, построенных поклассическомупринципу.Колледжисвободныхискусств и наук оказывают доверие студенту, они дают ему возможность исследовать разные сферы деятельности и только после этого сделать осознанный выбор специализации, исходя из собственного опыта обучения, а не из школьных представлений или рекомендаций зачастую мало информированных родителей. Формирование таких навыков самоидентификации в научной сфересамымреальными практическимобразомготовитмолодыхлюдей к решению задач, с которыми им придется столкнуться в будущей профессиональной деятельности.

Современная экономика сильно отличается от той, в которой протекала профессиональная жизнь родителей современных учащихся. «С одной стороны, она ставит во главу угла творчество и идеи; с другой — настаивает на гибкости и адаптивности»149. Те времена, когда человек всюжизнь работал по одной специальности на одного и того же работодателя, остались в прошлом. СогласноданнымБюротрудовойстатистикиСША,в среднем«американцы меняют работу каждые4,4года,а молодежьзадерживается на одном месте в 2 раза меньше этого срока»150. Те же закономерности прослеживаются во всем мире. По данным Федеральной службы государственной статистики («Росстат»), «60%151 россиян работают не по специальности».Еслиговорить о недавнозакончившихвузы выпускниках,это число еще выше. Результаты опроса, проведенного рекрутинговой компанией «SuperJob.ru», свидетельствуют о том, что «только 25%152 выпускников работали по специальности спустя год после получения диплома». Бывший министр образования и науки РФ А. Фурсенко в одном из своих интервьюсказал:«Важноне толькото,чтозаписанов резюме и дипломе, но и то, что реально человек знает и умеет, насколько он способен к самосовершенствованию»153. Здесь же он отметил, что положительно относится к сменеродадеятельностии считаетееважнойс социальной и психологической точки зрения. Образование по системе свободных искусств и наук«готовитвыпускниковк новымэкономическим условиям, в которых важнее гибкость и адаптивность, чем готовность всю жизнь работатьв однойкомпанииилиотрасли»154.Фокусируявнимание на развитии личности, а также обучении критическому мышлению, решению задач и эффективной коммуникации, система свободных искусств и наук развивает у студентов способность соответствовать меняющимся обстоятельствам.Возможно,в началепрофессиональногопути у выпускников, получивших образование по этой системе, будет меньше специальных знаний по сравнению с выпускникамипрофессиональных школ, однако они вооружены опытом исследовательской работы, умениями приобретатьновыезнанияи решатьзадачи —навыками,которые,в конечном счете, помогут им стать более эффективными сотрудниками, чем их коллеги с узкой подготовкой. А. Фурсенко фактически перечислил некоторые из главных результатов образования по системе свободных искусстви наук,заявив,чтоинновационнаяэкономикапредполагает«способностьбыстрои гибкореагироватьна меняющиесяусловия»ичто«обучение в течение всей жизни становится не желательным, а необходимым условием»155. С идеями системы свободных искусств и наукперекликаются и слова экс-заместителя министра образования и науки РФ, а ныне ректора МГПУИ.Реморенко.Онсчитаетоднойиз главныхзадач образования«формирование творческих способностей, умений решатьпроблемы, навыков участия в сложно организованной проектной работе, способности ориентироваться в условиях быстрой смены технологий»156. По словам президента Гарвардского университета Дрю Фауста, «самые лучшие колледжи не просто готовят вас к первой работе. Они предвосхищают и даже помогают создать четвертое или пятое место работы — такую профессиональную область, которой до этого могло и не быть»157. Преимущества системы свободных искусств и наук признают не только ведущие специалисты в области образования и министерские чиновники. Лидеры многих отраслей экономики, среди которых есть и те, кто закончил колледжи свободных искусств и наук или учился там какое-то время, активно выражают ей свою поддержку. Широко известны знаменитые слова С. Джобса: «Это заложено в генетическом коде Apple: одних только технологийнедостаточно.Союзтехнологийсо свободнымиискусствамии науками, с гуманитарными науками — вот что дает потрясающие результаты, которые заставляют петь наши сердца». Э. Бронфман, бывший глава SeagramCorporation,изучавшийисториюв Уильямс-колледже,одномиз лучших в США колледжей свободных искусств и наук, заявил: «По моему опыту, образование, полученное в колледже свободных искусств и наук, — важнейшийфактор формированияличности,способнойвыбрать свой путьи свое будущее. Любознательность и открытость новым идеям обеспечивают дальнейший успех надежнее, чем любые другие качества»158. Ежегодные опросы нескольких сотен работодателей США, проводимые Американской ассоциациейколледжейи университетов,свидетельствуютобэнтузиазме, с которым компании отзываются о выпускникахи результатах образования по системе свободных искусств и наук. Вот некоторые результаты проведенных исследований: «80%159 работодателей согласны с тем, что вне зависимости от специальности все студенты бакалавриата должны получить широкое образование по системе свободных искусств и наук», «74%160 опрошенных порекомендовали бы образование по системе свободных искусств и наук знакомым молодым людям в качестве наилучшего способа добиться успеха в условиях современной глобальной экономики», «93%161 американскихработодателейсогласныс тем,чтоспособностьсоискателякритически мыслить, ясно выражать свои мысли и решать сложные задачи гораздо важнее специальности, указанной в его дипломе». Лишь немногие считают, что для успеха в карьере необходимо прежде всего владеть специальными знаниями и навыками; «для 85%162 работодателей важно прежде всего, чтобы выпускники владели набором знаний и навыков, применимых к ряду профессиональных сфер или должностей (25%), или владели как специальными, так и общими знаниями и навыками (60%)». Лишь «15% 163предпочитают иметь дело с узкими специалистами, обладающими знаниями и умениями в конкретной области или для определеннойдолжности»;многиеработодателиотдаютсвойголос за результатыобразования,связанныес системойсвободных искусств и наук: «85% 164выделяют умение четко выражать мысли в устной форме»,«82%165выделяютумениеясновыражатьмыслив письменномвиде»,«81%166выступаютза критическоемышлениеи аналитическиенавыки» и «81%167ратуетзаумениевыдвигатьэтическиобоснованныесуждения и решать сложные задачи».

Таким образом, методика свободных искусств и наук, представляя собой ответный шаг на понимание университетом своей образовательной миссии, подразумевает под собой решение задачи формирования у обучающегося определенного набора унифицированных компетенций.Данные компетенции, по мысли авторов данного подхода, могут создать саморазвивающуюся личность, способную беспрепятственно встраиваться в социально-экономические отношения в обществе с нелинейной социо-культурной динамикой. Миссия университета в таком случае так же будет ориентирована на производства субъекта, способного принести социальную, духовную или экономическую пользу обществу или государству, только уклон будет сделан на формирование конкретного образа выпускника и его персональных качествах. Образовательная задача университета, в отличии от моделей индустриального типа, будет построена не (не только) по принципу обогащения знаниями для конкретной сферы деятельности, а по принципу формирования навыков, используя которые, появится возможность самостоятельно выстраивать как свою трудовую деятельность, так имодельобразования. Каким-то образом это напоминает «матричную структуру управления организациями»168, только тут матричный принцип переносится на личность: самостоятельное решение о необходимых сферах деятельности ради профессионального и личностного роста, выборка путей решения каждого направления через формирование конкретных компетенций по средствам университетского образования. Университетское образование, иными словами, куда в большей степени тогда выступает в качестве всего лишь инструмента, по сравнению с моделями индустриальной эпохи.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: