Модели университета постиндустриального типа




 

Миссия университетов в модели индустриального типа (классические, неклассические) состояла в постоянном расширении знания ради самого знания. Студенты в наши дни, как и прежде, могут изучать классические языки, литературу, философию, историю прошлых столетий. Университеты по-прежнемуприбегаюткпомощиученых,чтобыони занимались преподаванием, исследованиями и писалитрудыв своих научных областях знаний. Это происходит не потому, что они имеют практическое значение, а потому, что они ценны сами по себе. Алан Блум, написавший в 1987 году книгу «Закрытость американского сознания»169, утверждал, что университеты не справились с демократизацией и «обеднили душисегодняшнихстудентов»,что«истина,доброи красотапотонули в море релятивизма». Со времен острых дискуссий вокруг поднятых им тем прошло весьма многолет,и сейчасможноутверждать,чтоэтонебыли те причины, по которым стоило вступать в полемику. Стремление к истине, добру и эстетике никуда не исчезло. Некоторые области знания, например историческая биография или археология, пережили свой ренессанс. Но становится очевидно, что придется измениться как модели университета, так и всемпринципамвысшегообразованияиндустриальнойэпохи,вслед за изменениями,происходящимив современноммире:онлайн-обучение и вариативное обучение так же затрагивают историю, каки, например, горное дело.

На XX век пришелся расцвет модели университета индустриального типа. Не существовало в развитых странах большого и даже среднего города, в котором не было бы своего университета. А в этом университете не был представленвесьдиапазондисциплин(начинаяот гуманитарныхи до технических).Конечно,брендовыекрупныеуниверситетыобладаютдостаточным оснащением, чтобы по-прежнемупредлагатьвсеэти услуги, но остальным это вряд ли будет под силу в силу экономических, отчасти, причин.

Новаятенденция,когдауниверситетыборютсяза студентов (и соответственно за финансирование), поставит их в необходимость предложить потребителю что-то уникальное в плане знаний или перспектив, отличающее их от конкурентов. Вариантов высшего образования у студентов становится больше, информационные данные более доступны, таким образом университетамнужнодоказывать,чтоониоченьхорошовыполняют те функции, которые на себя взяли. Или же очень успешны в определенных областях, которые сами для себя определили в качестве приоритетных. Это может быть какой-либо отдельный весьма уникальный курс или особая стратегия университета в целом. Особенность преподавания знания может касаться как отдельного предмета или темы, так стиля донесения информации или подхода к отдельному студенту. Наибольшим потенциалом в плане формирования привлекательного и особого стиля университета обладают такие сферы его деятельности, как наставничество, организация студенческой жизни, значимость университета для населения, а также глобальныеобразовательныенаднациональныепартнерства или возможности обучения за рубежом. Например, Высшаяшкола экономики в Москве в партнерстве с Лондонской школой экономики предлагает выпускникам международный диплом, тем самым выделяясь средидругихвузов,которыезанимаютсяпоискамимолодыхдарований в России.Руководителямуниверситетоввсечащепридетсязадумываться о том, что может сделать их вуз особенным, и задавать этот вопрос руководителям других своих структурных подразделений. Таким образом, университетам и структурным подразделениям необходимо будет доказывать свое право на существование. Формируется тенденция, что продолжать работу по инерции не выйдет. Данная трансформация стратегии развития сильно повлияет и на то, как университеты видят сами себя, и на то, и какихоценивают другие. Наблюдается тенденция с рейтингованию университетов. Длявыживания,университетуотныневажнане толькопозиция в национальных рейтинговых системах, но и позиция в группе университетов той же специализации. Для этого, необходимо грамотно спрогнозировать свои экономические риски и потенциал или усилить эффективность образовательного процесса для улучшения научно-педагогической деятельности и привлечения новых студентов и научных кадров.

В настоящее время в университетах представлены студенты всех возрастов и самого разного социального положения. Объединяет их только стремлениеизменитьсвоюжизньк лучшемуи добитьсябольшего в профессии с помощью высшего образования. Университеты уловили эту тенденцию и быстро реагируют на разнообразные запросы, но, может возникнутьопасность,что постепенноуниверситетамбудетвсесложнее и труднее угодить запросам. Университетам, возможно, придетсязанять свою нишу или ниши среди потенциальных студенческих групп: работать для академической элиты, нацеленной на карьерный рост, для местных жителей, для иностранцев, для студентов зрелого возраста. Студенты во всем мире зачастую сами оплачивают свое образование, соответственно они становятсявсеболееизысканнымиввопросеобразовательныхуслуг, и университетам необходимо максимально ясно и быстро заявить, что и кому они предлагают. С течением времени, студент из потребителя превратится в «законодателя мод» высшего образования. В этом есть свои плюсы: например, пристальное внимание к качеству. Но есть и опасения: не ограничиться ли «запрос» только лишь получением «корочки» (а не компетенций) и не приведет ли это к снижению качества самого диплома и, как следствие, падению бренда того или иного университета в перспективе.

Информацияв нашевремя является общедоступной, и еслиговорить о ведущихуниверситетахиливластныхструктурахв любойобластикак о поставщиках информации, понятно, что сама по себе она перестанет быть решающимфактором.Скорее,значимобудетто,чемуниверситетилипреподаватели будут курировать трансляцию знаний. В связи с этим, станет резонно повысить качество обучения и наставничества и то, каким образом организовано взаимодействие студентов (речь может идти не только про национальный университет) или как выстроена система оценивания качества знаний, каковы позиции выпускников на рынке труда и прочее. Иными словами, открывается перспектива для инноваций в сфере обучения и преподавания.

Работа и учеба становятся неразделимыми. Это заставляет задуматься об экономике знаний или об обучающемся сообществе. Но если работа становитсяучебой,то этозначит,чтоучебадолжнастатьработой, и университеты должны перестроить свою миссию. Конечно, наиболее успешныебизнесмены,банкиры,деятелитеатраи кино,специалисты в области медицины, права и государственного управления могут преподавать или занимать должности приглашенных профессоров. По мере того, как предприниматели поймут, что обучение и инвестиции в качество персонала являются главным фактором, позволяющийвыделить компанию из рядаейподобных,предпринимателисаминачнутпроявлятьинтерес к сотрудничеству с университетами. Данное сотрудничество дает университетамперспективувзглянутьна определенныепроцессы со стороны, провести научный анализ, выявить сильные и слабые стороны своей миссии. Данное партнерство должно быть полезно и для поиска дарований. Формирующаяся тенденция открывает огромное множество возможностей для построения будущей миссии университетов.

В современной реалии учеба и работа сильно переплетаются, соответственно, меньше студентов будут выбирать очную форму высшего обучения. Можно в настоящий момент констатироватьзначительный прирост студентов вечерней формы обучения, заочной формы и студентов зрелого возраста, которыежелаютполучитьновыезнанияиумения, чтобы повысить свою квалификацию. В настоящий момент, при нестабильной экономической ситуации во всем мире, многиелюдиот 18до22 лет предпочитают работать и учиться одновременно. Таким способом они рассчитывают быстрее расплатиться по кредитамиповыситьсвоишансы на трудоустройство в дальнейшем, а также свести к минимуму те риски, которые связанны с выходом в дальнейшем на рынок труда, спустя четыре или шесть лет. Вместе с этим, совмещая процесс учебы и работы, молодой человек имеет больше фактических наставников, чье участие так важно для успеха на первых этапах становления карьеры.

Желание студентов учиться и работать одновременно пока еще нередко наталкивается на барьеры в виде законодательных норм, а также инициатив студенческих организаций. Однако, можно предположить, что создание условий для совмещения этих двух видов деятельностипредставляется одним из будущих направлений преобразования модели индустриальной модели университета. Способствовать этому поможет внедрением современных коммуникативных технологий. Поскольку новые коммуникативные технологии позволяют предоставить сразу большое количество данных, а также надежно их передать, соответствие той или иной профессиональной идентичности могли бы удостоверять и иные удостоверения, кроме университетского диплома. О таких тенденциях рассмотрено было в предыдущем параграфе данной главы.

Индустриальная модель университета основывалась как региональная или национальная модель учебных заведений. Но вследствие мобильности наиболее талантливых из студенческого сообщества и процесса преподавательской мобильности, повсеместного распространения новых коммуникационных технологий, студенты и преподаватели стали участниками глобального образовательного рынка. Правом выдавать дипломы располагает национальное правительство, и ограничения в доступе к этому праву создавали университетам прочное монопольное положение на рынке образовательных услуг до сих пор. Однако, с появлением онлайн-дипломов,которыеможнополучитьв любойстране,сраспространением«образовательногошопинга»по всемумиру,с возникновениемкоммерческих организаций, которые также претендуют на право выдавать дипломы, позиции университетов стали весьма непрочными.

В сложившейся ситуации, университетам стоит проанализировать, что они могут предложить на рынок: учебный план или преподавание, наставничество или опыт студенческой жизни в целом и прочее. Тогда будет проще добиться того, чтобы все эти услуги были действительно ценными и сами по себе,и в качествеподготовкик профессиональной деятельности, к жизни и к определенному социально-экономическому статусу в обществе. В последнее время наблюдается тенденция сокращения бесплатного сектора высшего образования и сильного роста себестоимость высшего образования. В данных реалиях, многие университеты оказались нежизнеспособными и не способными продолжать свою деятельность в прежнем виде. Университетам с большими фондами (имеющим возможность принимать студентов вне зависимости от их платежеспособности), возможно, ничто не угрожало и не угрожает. Существует двоякая проблема: как совместить свою научную университетскую деятельность и культуру с экономическимизадачами рынка высшего образования. Университеты ищут различные способы сокращения расходов, стараясь при этом повышать качество образования. Добиваются того, что нынешние и будущие потребители их услуг понимали их миссию и становились потребителями оказываемых социально- экономических услуг.

Далее представляется возможным выделить ряд моделей университета, которые складываются под спудом вышеуказанных вызовов в настоящее время. Для каждого университета, скорее всего, оптимальным вариантом будет комбинирование тех или иных моделей. Модели вовсе не исключают друг друга, но привносят разнообразие в научно-педагогический концепт миссии университета.

Элитный (брендовый) университет:

Данная модель представлена узким кругом брендовых старых университетов,которыеузнаваемымивсюду.Имеютирасполагаюткрупными фондами, имеют множество выдающихся выпускников, гордятся своей исключительной историей, насчитывающей не одно столетие. Данная модель по-прежнему будет привлекательной для ведущих научно-педагогических кадров, будут обладать большей долей престижных исследовательских грантов и не потеряют возможность привлекать самых талантливых студентов со всего мира. Но и им придется подстроиться под внешние условия: предстоит адаптировать методику преподавания к новым общественным запросам. Инновационные образовательные технологии займут в такой модели достойное место. Крайне важным направлением политики останется выстраивание партнерских отношений с другими университетами и крупнейшими учреждениями или предприятиями, а решающее значение будет иметь качество менеджмента организации. Эти университетыполучатвозможностьрасширятьсяза счетпартнерства с местными университетами в разных странах мира, чтобы создатькак можно больше новых кампусов вдали от основного центра. При этом, вся структура будет стремиться соблюдать заданные главным центром стандарты качества. Другая важная функция университета, как наставничество должна решить вопрос того, что современные студенты больше, чем когда-либо ранее, ждутот университетскогообучениявозможностиличного общения с опытным наставником, которое они рассматривают как часть своего образования. Организация общения и наставничества потребует серьезных вложений, но это совершенно необходимо, если университеты хотят выпускатьспециалистовмировогокласса,оставатьсявостребованными, а также сохранить статус элитных. Влияние данной модели может распространиться дальше за пределы небольшого элитного круга студентов, формируя свою особую научно-педагогическую миссию.

Массовый  университет:

Данная модель будет обязана использовать глобальные методические наработки и адаптировать их к нуждам своих студентов. Массовая модель университетаможетсформироватьвполнехорошееобразование дляпредставителей быстро растущего среднего класса во всем мире, которые понимают, что тенденции будущего развития диктуют необходимость в получении не только школьного образования для своей дальнейшей профессиональной деятельности. В данной модели университета будет преобладать самый широких методический аппарат и современные информационные технологии, чтобы обеспечить удовлетворение потребностей огромного потока студентов. Студенты же будут выбирать предложениеданноймоделивсилудоступногосоотношения«цена/качество» и обширного спектра реализуемых программ. Студенты смогу самостоятельно корректировать и планировать свою траекторию образования. Организуя, таким образом, процесс обучение, массовая модель университета будет все сильнее совмещаться со сферой реальной профессиональной деятельности, приглашая в качестве преподавателей практиковизразличныхсфержизни,длякоторыхсотрудничество с университетом не только будет престижно, но и позволит найти хорошо образованных талантливых работников. Возможно, данная модель получит право на существование лишь в быстроразвивающихся странах, где реализация подобных подходов не является делом завтрашнего дня. Вероятно, данная модель будет дифференцирована на коммерческие и государственные, производственные (чисто экономический потенциал) и теоретические (оказание именно образовательных услуг и формированию компетенций).


 

Нишевый (конкурентный) университет:

Ниша, которую намерена занять эта модель университет, скорее всего будет заключена в том, чтобы предоставить образовательные услуги для тех слоев населения, которые по каким-либо причинам не могут себе позволить проникнуть в модели предыдущие. Немного, отчасти, она будет похожа на игрока на рынке, который будет быстро (в силу своегонебольшого масштаба) подстраивать свою программу обученияподразличныезапросыконкретных слоев, тем самым занимая определенную нишу в системе высшего образования.

Местный(профильный) университет:

Примерами данной модели могут служить Институт управления бизнесом (TheInstituteofBusinessManagement) и Институт делового администрирования (TheInstituteofBusinessAdministration) в Пакистане. Многиеихвыпускникисталипервокласснымипрофессионалами в корпоративном секторе и секторе услуг в Карачи, экономическом центре страны. Их вклад в национальную экономику не подлежит сомнению. В Индии похожую функцию выполняют Индийские технологические институты (IIT). Они были основаны в 1961 году для поддержки национальной экономики и до сих пор тесно связаны с государством. Данная модель будет привлекательна для выходцев из региональных местных школ, которые будут использовать университет в качестве инструмента экономической самореализации. Данная модель университета будет способствовать заполнению пустот в тех профессиях, которые жизненно важны для экономики города или отдельного региона страны. Принципы обучения будут в русле индустриальных моделей университета, а миссия будут формироваться вокруг принципы неклассической модели индустриального университета.

Обучение в течение всей жизни (виртуальный университет):

Эта модель предполагает, что люди будут получать высшее образование, не посещая университет, а пользуясь различными услугами онлайн-курсов или практикумов фирм, большинство из которых университет не предоставляет.

Таким образом, можно сказать, что начавшийся процесс разделения функций модели индустриального университета открывает многочисленные возможности комбинирования концептов в новом виде. Таким образом, новые основы моделей университета формируются в наши дни и определить жизнеспособностькаждоймоделибудетвозможнолишьпри дальнейшемизучении данного вопроса. Но безусловной задачей для университета любой модели является решение возникшего вызова начала нового тысячелетия: как подстроить университет под быстроменяющуюся экономическую ситуацию так, чтобы при этом удовлетворить потребности общества и как сделать так, чтобы способность удовлетворять потребности населения не отставала от объективной социально-экономической действительности. Миссия университета приобретает характер многовариативности, вместе с самим университетом, как общественным институтом.

В начале ХХI века университет в его моделях индустриального общества столкнулся с рядом институциональных проблем, вызванных проникновением высоких технологий и виртуализирующих технологий в процесс обучения. Вызовы постиндустриального общества коснулись роли преподавателей и их месте в процессе обучения, общедоступность и альтернативность образовательного контента заставляют по-иному рассмотреть процесс получения знаний, запросы студенчества на качественных наставников (число которых не удовлетворяет запросам) требуют формирования новой институции в рамках системы высшего образования. Так же, определенным вызовом явился кризис дипломов, который олицетворяется в том, чтобы зачастую работодатели не довольными теми знаниями, с которыми к ним приходит выпускник. Усложнение структуры университета и программ приводит к падению качества итогового продукта. К тому же, встал вопрос о конкуренции между университетами за студента. Руководство университетов, вслед за бизнес сектором, озаботилось проблемой качества студенческого потенциала, как необходимого элемента дальнейшей конкурентной борьбы на рынке образования. Проблемы увеличения количества альтернативных дистанционныхкурсов, необходимых для профессиональной деятельности и увеличением количества студентов, которые раньше начинают работать, университеты решают путем сотрудничества с работодателями и формированием единой стратегии обучения.Всёэтоменяетмодельуниверситета,котораяприобретаетхарактер и очертания матрицы, где превалируют определенные блоковые составные элементы, комбинируя которые возможно удовлетворить потребности как можно большего числа обучающихся и более плавно подстроить процесс обучения под запросы экономики и социальной сферы.

Миссия университета так же, в значительной степени меняется, по сравнению с индустриальной моделью (классический университет и неклассический прагматический университет). Если в целом для индустриального университета было характерно создать уже готовый продукт (назовем так выпускника), рассчитанный под конкретные задачи и запросы, будь то культурно-развитый созидатель национального государства илифакторэкономическогоростанациональногогосударства,то«постнекассическая» миссия университета предполагает нечто иное. Как уже было сказано, возникли объективные экономические и социальные запросы в адрес университета, а всё это усугубила открытость университета и его конструкция, казавшаяся незыблемой более ста лет. Современный мир пребывает в состоянии нелинейной социокультурной динамики, когда неизвестно, что будет востребовано позже и какие тренды угаснут довольно быстро. При этом никто не отменяет важность саморазвития, самореализации, самоидентификации и получение высокой квалификации. Решить данный насущный вопрос получилось, выработав такую миссию университета, исходя из которой, формируется в первую очередь стандартизированный личностный образ на выходе. То есть, совокупность значимых для общества качества: креативность, умение саморазвиваться, самостоятельно продумывать свою образовательную «дорожную карту» и моментально реагировать на изменения в экономической исоциальной сфере. Представляется, что миссии университета заключается в том, чтобы научить жизни в обществе. Возможно, тут прослеживается кризис школьного образования или кризис семьи современного типа, но это дискуссионные вопросы, требующие дальнейшей проработки.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В индустриальную эпоху развития формируются несколько моделей университета с различными функциональными представлениями о миссии данного общественного института. Классический университет, модель которого зародилась в русле немецких общественных тенденций конца XVIII–начала XIXвека, предполагала построение образовательного процесса по принципу «образование через науку». Обучение строилось на вертикальном и горизонтальном равноправии. Означало это, что студенты представляли собой единую организационную структуру, где главным принцип отношений становилась образовательная деятельность. По такому же принципу выстраивались отношения и с преподавателем, который представлял скорее проводника науки для обучающихся, нежели являлся истинной в последней инстанции. Научная деятельность должна была сформировать как внутри университетскую духовную культуру, так и модель взаимоотношений с государством. Государство помогало университету, генерировало определенный заказ, но не вмешивалось в процесс внутренней жизни. Миссией данной модели университета стало подготовить научный интеллектуальный потенциал, сформировать национальную элиту и способствовать процессу нациестроительства.

Неклассическая модель университета представляла собой реакцию на объективные экономические вызовы, решить которые государство планировало на счет интеллектуальных средств университета. Неклассическая модель университета строилась по весьма прагматическому принципу, где науке и знанию отводилась более утилитарная роль. Она заключалась в том, чтобы способствовать за счет потенциала университета развитию национальной экономики, и помочь человеку, обучающемуся в университете, адаптироваться в социально-экономической жизни, пусть даже данный тезис звучал не ярко и не броско. Миссией университета, таким образом, стала считаться подготовка кадров для экономического развития государства. Объединить данные модель, кажущиеся различными, можнопотому основанию, что обе они предполагали решение национальных задач - культурной стабилизации и экспансии государства или экономического прогресса. Но они различались по своему научно-педагогическому концепту миссии. Данные модели оказывали огромное влияние на высшее образование на протяжении почти всего ХХ века и продолжают это делать и сегодня.

В последней трети ХХ века научно-техническая революция и межгосударственная интеграция привели к развитию новых тенденций в социально-экономической жизни общества, выраженных в усложнении социальной структуры. Постиндустриальная эпоха развития, которая складывалась в этот период, оказывала влияние и на миссию университета, и на его институциональную модель. В конце ХХ – начале ХХI вв. данные структурные изменения привели к тому, что диплом, как гарант получения определенного социального статуса, уже не олицетворял качество выпускника. Усложняющиеся отрасли экономики требовали моментальной реакции университета на эти изменения, но, будучи весьма устойчивой конструкцией, университет оказался не способен к необходимому уровню гибкости. Информационные технологии и процесс межгосударственной интеграции поставили университет в положение, при котором пришлось бороться не только за студентов, но и формировать свой неповторимый репутационный стиль. Интеграция государственных структур позволила создать единые наднациональные образовательные зоны, в рамках которых действуют единые требования к преподаванию и конечному результату работы. Ситуацию осложняет ряд трендов: возможность получить необходимы знания и умения вне высшей школы появилась благодаря развитию системы внеуниверситетского традиционного образования (различные курсы и сетевые модели образования), инфляция диплом и необходимость личного присутствия в аудитории университета, быстроменяющиеся запросы рынка труда и появление новых специальностей всфереуслуг,проникновениерыночныхмеханизмоввсистемы высшегообразования.Вэтойситуациимиссияуниверситетаподвергается значительной трансформации, по сравнению с началом прошлого века.

В силу того, что, по сути, образование стало многовариативным, как и системы общественного устройства, образование стало концентрироваться не на обеспечении определенного образовательного стандарта, но концентрировать усилия на формировании набора, зачастую стандартизированных, компетенций. Данный набор должен обеспечить обучающихся возможностью и навыками быстрой адаптации под изменения во всех сферах жизни. Педагогически это осуществляется в рамках концепции образования «свободных искусств», где основными принципами являются академическая мобильность, автономность, обучение в течении всей жизни и поздняя специализация.

Что касается рыночных механизмов, то оценить академическую привлекательность и экономическую успешность университетов должна помочь система рейтинговая (как местная, так и международная). Необходимость этого заключается в том, чтобы обозначить определенный круг «топовых» университетов, которые формируют тренды на рынке образовательных услуг и выработали свои эффективные инструменты конкуренции в своей сфере.

Таким образом, миссия университета, как научно-педагогический концепт, представляет собой синтез методологической основы формирования многокомпетентностной личности и институциональной основы формирования конкурентоспособной личности. Портрет выпускника университета с подобной миссией представляет собой открытую личность, способную к самостоятельной научной и трудовой деятельности, постоянно решающую задачи своего личностного апгрейда и способную к экономическому саморазвитию. Данный портрет отчетливо характеризует те социально-экономические тенденции, присущие эпохе постиндустриального общества. Но эта миссия предполагает возможность существования различных институциональных моделей университета: элитарной, нишевой ит.д. Каждая из этих моделей, как и миссия постиндустриального университета, еще находится в процессе становления, что обусловлено значительными темпами изменений современного общества.

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: