ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ
Москва – 2016
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Московский государственный университет
путей сообщения Императора Николая II»
ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Кафедра «Логистические транспортные системы и технологии»
ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА
Учебно-методическое пособие для студентов специальности «Эксплуатация железных дорог», направлений «Технология транспортных процессов», «Экономика», «Менеджмент» и «Инноватика»
Москва – 2016
УДК 656.225
Т - 35
Ивлиева К.В., Каширцева Т.И., Конарева Н.А., Лахметкина Н.Ю., Синицына А.С. Транспортная логистика: Учебно-методическое пособие к практическим занятиям. - М.: МГУПС (МИИТ), 2016. ‑ 92 с.
Учебно-методическое пособие соответствует ФГОС ВО по специальности «Эксплуатация железных дорог» и по направлениям подготовки бакалавриата «Технология транспортных процессов», «Экономика», «Менеджмент» и «Инноватика».
В учебно-методическом пособии приведены теоретические положения, методика и примеры решения задач по курсу «Транспортная логистика». Изучение теории и методических положений, работа с задачами, приведенными в учебном пособии, позволит студентам углубить и закрепить полученные знания, а также приобрести навыки решения задач в изучаемой области науки. К задачам в пособии приведены варианты исходных данных для самостоятельной работы, а также указаны литературные источники, пользуясь которыми студенты могут пополнить и расширить свои знания по изучаемой теме.
|
Пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Эксплуатация железных дорог», направлению «Технология транспортных процессов», а также может быть использовано студентами других специальностей при изучении указанной дисциплины.
Рецензент: профессор кафедры «Менеджмент» МАДИ д.э.н., профессор А.Г. Некрасов
©© МГУПС (МИИТ), 2016
Содержание
ВВЕДЕНИЕ.. 5
1. ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ. 7
2. ТРАНСПОРТНАЯ ЗАДАЧА.. 16
2.1 Экономико-математическая модель транспортной задачи. 16
2.2 Метод северо-западного угла. 16
2.3 Метод минимальной стоимости. 20
2.4 Особый случай. 22
2.5 Распределительный метод решения транспортной задачи. 23
2.6 Открытая модель. 29
2.6.1 Фиктивный потребитель. 29
2.6.2 Фиктивный поставщик. 30
2.7 Транспортная задача в Excel 31
2.8 Транспортная сеть. 33
2.8.1 Первоначальный план поставок в транспортной сети. 34
2.8.2 Проверка плана поставок на оптимальность. 36
2.8.3 Улучшение плана поставок. 37
2.9 Открытая модель. 41
2.9.1 Фиктивный потребитель. 41
2.9.2 Фиктивный поставщик. 42
2.10 Задача о назначениях. 44
2.10.1 Минимизация целевой функции. 44
2.10.2 Максимизация целевой функции. 47
3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОПТИМАЛЬНОГО СРОКА ЗАМЕНЫТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 49
4. ВЫБОР МАРШРУТА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА.. 52
5. ПРИМЕНЕНИЕ СЕТЕВЫХ ГРАФИКОВ ДЛЯ ПЛАНИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ИНТЕРМОДАЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ.. 56
6. ВЫБОР ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СХЕМЫДОСТАВКИ ГРУЗА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВРЕМЕНИ ЕГО ПРОДВИЖЕНИЯ.. 62
7. РАЗРАБОТКА МАРШРУТОВ И СОСТАВЛЕНИЕ ГРАФИКОВ ДОСТАВКИ ТОВАРОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ... 65
|
8. МЕТОД ABC. ПЛАНИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ЗАПАСАМИ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ.. 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 83
Приложение 1. 84
Приложение 2. 85
Приложение 3. 86
Приложение 4. 87
Приложение 5. 88
ВВЕДЕНИЕ
Транспорт - это отрасль материального производства, предназначенная для перевозки грузов и людей. В структуре общественного производства деятельность транспорта в области грузовых перевозок относится к сфере производства материальных услуг.
Транспорт позволяет трансформировать процесс товародвижения (начиная от поставщиков сырья и материалов, охватывая различного рода посредников, и заканчивая потребителями готовой продукции) в технологическую цепь. При этом транспорт становится неотъемлемой частью единого транспортно-технологического процесса. В этом процессе основные функции транспорта заключаются в перемещении грузов и их временном хранении.
Выделению транспорта в самостоятельную область логистики способствуют следующие основные факторы:
- способность транспорта реализовать основную идею логистики - создать надежно, устойчиво и оптимально функционирующую систему «снабжение - производство - распределение - потребление»;
- неизбежность решения целого ряда сложных транспортных проблем при выборе каналов распределения сырья, полуфабрикатов и готовой продукции в рамках логистической системы;
- высокая доля транспортных издержек, максимальная величина которых достигает 50 % в общих логистических затратах на продвижение товара от первичного источника сырья до конечного потребителя готовой продукции;
|
- наличие значительного числа транспортно-экспедиционных предприятий, играющих большую роль в организации доставки товаров, как во внутренних перевозках, так и в международных сообщениях.
Так же, как и другие функциональные области логистики, транспортная логистика четко очерченных границ не имеет. Методы транспортной логистики применяются при организации любых перевозок. Однако приоритетным объектом изучения и управления в этом случае является материальный поток в процессе перевозок грузов транспортом общего пользования. Таким образом, под транспортной логистикой понимается функциональная область логистики, оптимизирующая процессы перевозок грузов и пассажиров всеми видами транспорта общего пользования.
Транспортная логистика решает большой спектр задач, среди которых в качестве основных можно выделить:
- выбор вида транспорта, способа транспортировки и транспортного средства;
- выбор перевозчика/логистического провайдера;
- определение рациональных маршрутов доставки;
- совместное планирование транспортных процессов на различных видах транспорта (в случае смешанных перевозок);
- формирование транспортных коридоров и транспортных логистических цепей (под последними понимается совокупность участников товародвижения (грузовладельцы, перевозчики, координаторы перевозки, терминалы, порты), организующих и обеспечивающих доведение определенного материального потока от отправителя до получателя);
- повышение качества транспортных услуг.
Как спектр задач в рамках транспортной логистики, так и круг участников товародвижения достаточно велик, поэтому выбор задач для решения тем или иным субъектом транспортного рынка зависит от его профессиональных интересов и компетенций.
С точки зрения грузовладельца (менеджера-логиста предприятия), основные задачи - это выбор способа транспортировки и транспортного средства, а также определение маршрутов доставки, обеспечивающих удовлетворение его критериев предпочтения.
Для перевозчика - это разработка таких технологий перевозочного процесса, а также соответствующих технических и транспортных средств, которые обеспечивают его востребованность при формировании конкретной транспортной логистической цепи, повышение качества оказываемых услуг.
Координатор (оператор) перевозки, работающий на условиях аутсорсинга от имени грузовладельца, включает в задачи транспортной логистики комплекс вопросов, связанных с оформлением взаимоотношений с перевозчиком на условиях, максимально удовлетворяющих клиента (грузовладельца), а также обеспечение взаимодействия различных видов транспорта при организации перевозки конкретного груза в рамках мультимодальной (смешанной) перевозки.
ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ
Важным критерием при выборе вида транспорта, перевозчика, логистического провайдера является качество выполнения услуг. Уровень качества услуг принимают во внимание при заключении договоров РЖД с экспедиторскими фирмами и операторскими компаниями. В условиях усиливающейся конкуренции между различными видами транспорта повышение качества транспортного обслуживания становится одним из главных путей завоевания или расширения транспортного рынка.
Недостаточный уровень качества услуг облегчает проникновение конкурентов на разрабатываемый сектор рынка. Потребители принимают во внимание не только цены, внешний вид и качество товаров, но также качество и комплекс предлагаемых логистических услуг. Для оценки качества услуг и продукции в РФ создана академия проблем качества, центры сертификации услуг и техники в различных отраслях экономики, в том числе и на транспорте.
Значение термина «качество услуг» и основные показатели, которые рекомендуется использовать при определении качества приведены в ГОСТ Р 50691-94 «Модель обеспечения качества услуг». Состав и структура показателей качества грузовых перевозок для всех видов транспорта устанавливается ГОСТ Р 51005-96 «Услуги транспортные. Грузовые перевозки. Номенклатура показателей качества», а по пассажирским перевозкам – ГОСТ Р 51004-96 «Пассажирские перевозки. Номенклатура показателей качества».
Качество транспортных услуг - совокупность характеристик пассажирских, грузовых перевозок или транспортной экспедиции, определяющих их пригодность удовлетворять потребности пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей в соответствующих перевозках и работах.
Номенклатура показателей качествагрузовых перевозок включает следующие группы показателей:
1. Показатели своевременности выполнения перевозки.
Своевременность доставки грузов (багажа) -это характеристика транспортной услуги, обусловливающая прибытие грузов (багажа) в пункт назначения в соответствии с установленными договором сроками или объявленным расписанием.
Нормативный срок доставки груза – это показатель своевременности доставки груза, измеряемый продолжительностью перевозки, в течение которой исполнитель транспортной услуги гарантирует доставку груза потребителю.
Данная группа показателей в зависимости от характеризуемых ими признаков подразделяется на следующие показатели:
а) показатели перевозки груза к назначенному сроку. Эти показатели характеризуют свойства перевозки, обусловленные точностью прибытия груза к заранее установленному (заданному) сроку. К ним относятся:
- среднее отклонение прибытий груза от назначенного срока;
- среднее превышение назначенного срока;
- максимальное превышение назначенного срока;
- максимально допустимое отклонение от назначенного срока;
- число отклонений прибытия груза к назначенному сроку;
- число прибытий грузов к назначенному сроку.
б) показатели регулярности прибытия груза. Показатели регулярности прибытия груза характеризуют свойства перевозки, обусловленные частотой поступления груза за установленный (заданный) отрезок времени. Показателями регулярности являются:
- среднее число прибытий груза за единицу времени;
- минимальное число прибытий груза за единицу времени;
- среднее время между поступлениями груза;
- максимальное время между поступлениями груза;
- минимальное время между поступлениями груза;
- число отклонений от установленной регулярности поступления груза;
- число поступлений грузов с заданной (согласованной) регулярностью.
в) показатели срочности перевозки груза. Данные показатели характеризуют свойства перевозки, обусловленные временем нахождения груза в процессе перевозки или скоростью перемещения груза. К показателям срочности относят:
- нормальное (договорное) время перевозки груза;
- среднее время перевозки груза;
- максимально допустимое время перевозки груза;
- максимальное отклонение от среднего времени перевозки груза;
- процент прибытия груза в сверхнормативное время;
- среднее отклонение от нормативного времени;
- среднюю скорость перевозки грузов;
- суточный пробег транспортного средства;
- число прибытий груза за нормативное время.