Основные этапы развоза груза




1. Характеристика обслуживаемого района.

Участник деловой игры выступает в роли управляющего по вопросам транспорта оптовой фирмы, поставляющей различные товары в некоторое количество магазинов, расположенных на территории района. Карта-схема района представляет собой тетрадный лист "в клетку", на котором нанесены координатные оси. Вертикальные и горизонтальные линии сетки представляют собой дороги, которые могут быть использованы для поездок из одного пункта в любой другой пункт на карте. При этом движение транспорта осуществляется только по горизонтальным или вертикальным линиям сетки. На пересечении вертикальных и горизонтальных линий находятся склад и обслуживаемые магазины. Масштаб карты: 1 клетка , т. е. длина стороны клетки . Это позволяет определить расстояние меж­ду любыми двумя точками на карте.

2. Товары, доставляемые в магазины.

Со складов компании в магазины доставляется продукция трех укрупненных групп: продовольствие (П), напитки (Н) и моющие средства (М). При загрузке автотранспорта следует учитывать, что продовольствие и моющие средства не подлежат совместной перевозке. Других ограничений в совместной перевозке доставляемых товаров нет, т. е. напитки могут перевозиться в одной машине с моющими средствами или с продовольствием. Товары всех трех групп упакованы в коробки одинакового размера. При выполнении практического задания груз будет измеряться количеством коробок. В этих единицах представляется заказ, указывается грузовместимость автомобиля, рассчитываются показатели использования транспорта.

3. Заказы магазинов.

Таблица 7.1 - Ведомость заказов магазинов

№ мага­зина Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
П М Н П М Н П М Н П М Н П М Н
                               
                               
                               
                               
                               

Условные обозначения: П – продукты; М – моющие средства; Н –напитки

 

4. Характеристика используемых транспортных средств (представить фото автомобиля).

Фирма владеет небольшим парком транспортных средств, состоящим из шести автомобилей. Этот парк может выполнить лишь ограниченную часть необходимых перевозок. Для осуществления остальных поставок компания привлекает наемные транспортные средства. Причем наемные транспортные средства разрешается привлекать только в том случае, если все собственные автомобили уже задействованы.

 

начало рабочего дня
получение менеджером данных о заказе
сбор информации о ситуации на дорогах города
формирование заказа по магазинам
формирование диспетчером маршрутов
погрузка груза в машины
оформление документов и выдача маршрутных листов
отправление в путь

 

Рисунок 7.1 - Алгоритм информационного обеспечения доставки груза.

Количество грузовых мест в транспортном средстве определяется отношением объема кузова автомобиля ) к объему одной единицы груза (коробки - ):

, (7.1)

5. Расчет времени работы транспорта.

Оборот транспортного средства включает:

- время на загрузку на складе;

- время проезда по маршруту;

- время на разгрузку в магазине;

- дополнительное время, необходимое для перерывов в работе водителя.

Эти периоды времени рассчитываются следующим образом.

5.1 Время на загрузку на складе.

Все намеченные к поездке автомобили выезжают со склада в 8-00. Время первой загрузки транспорта не входит в рабочее время водителя. Возможно, что в течение дня транспортное средство будет использовано для выполнения более чем одного маршрута. В этом случае каждой последующей поездке будет предшествовать 30-минутная загрузка.

5.2 Время проезда по маршруту.

Средняя скорость на маршруте принимается равной 20 км/ч, т. е. 1 км машина проезжает за 3 мин (это означает, что сторону одной клетки на карте машина преодолевает за 15 мин).

5.3 Время разгрузки.

Время разгрузки принимается из расчета 0,5 мин на одну единицу груза (например, 76 коробок будет разгружено за 38 мин). Кроме того, необходимо учесть время на операции, связанные с оформлением прибытия груза в магазин, а также на операции по подготовке и завершению разгрузки автомобиля. Норма времени на эти операции составляет 15 мин на один магазин, в соответствии с ЕНВ.

5.4 Перерыв в работе водителя.

Если протяженность маршрута требует, чтобы водитель провел за рулем автомобиля свыше 5,5 ч, т. е. свыше 110 км, то к его рабочему времени следует прибавить 30 мин для перерыва.

5.5 Общее время работы.

Максимально допустимое дневное рабочее время для каждого транспортного средства и водителя – 11 ч. Ни при каких обстоятельствах график доставки грузов не должен предусматривать превышение этого максимума. Основная продолжительность рабочего дня водителя - 8 ч, после чего его рабочее время оплачивается по системе сверхурочной оплаты до 11 ч в день.

6. Расходы по содержанию и эксплуатации транспортных средств.

Каждая фирма, владеющая транспортом, несет условно-постоянные и условно-переменные расходы по его содержанию. Условно-постоянные расходы по содержанию одного собственного транспортного средства составляют 300 у.д.е. в день. Условно-переменные издержки определяются удельной стоимостью 1 км пробега, которая для собственного транспорта составляет 15 у.д.е./км. В расходах по использованию наемного транспорта также присутствуют постоянная и переменная составляющие. Получив наемный автомобиль, фирма оплачивает за него 1500 у.д.е. в день независимо от степени его использования. Пробег наемного транспорта оплачивается по цене 30 у.д.е. за километр. Эти расценки включают оформление заказа, экспедирование и страхование груза. Выбор из двух вариантов – иметь ли свои собственные транспортные средства или брать их внаем – является важным элементом стратегического планирования логистики фирмы. При этом второй вариант позволяет сохранить капитал, но вынуждает иметь более высокие транспортные расходы.

7. Расходы сверхнормативного труда.

Основной рабочий день водителей — 8 ч, включая возможный перерыв в пути. Сверх этого периода времени до максимально разрешенного количества часов (11 ч) сверхнормативная работа рассчитывается с точностью до минуты и оплачивается по расценкам 300 у.д.е./ч (т. е. 5 у.д.е./ мин).

8. Другие виды расходов.

Так, как в розничных магазинах нет собственных грузчиков, а среди персонала преобладают женщины, то для более быстрой разгрузки в магазинах воспользуемся услугами грузчиков. Дополнительная стоимость такой услуги равна 500 у.д.е. на человека на одну машину в день. Собственный транспорт фирмы оборудован средствами безопасности, что исключает необходимость использования дополнительной охраны.

Учитывая непредсказуемость на дорогах мегаполиса, следует ввести еще одну статью расходов на форс-мажорные обстоятельства в пути следования – 1000 у.д.е. в день каждому водителю.

9. Штрафные санкции.

9.1. Неполное использование вместимости транспортного средства.

Если транспортное средство (собственное или наемное) отправлено в поездку с меньшим от установленного минимума количеством груза (90 грузовых единиц), то следует учесть сумму штрафа в размере 100 у.д.е. за каждую недогруженную единицу (независимо от принадлежности транспортного средства). Если собственное транспортное средство фирмы совсем не использовалось в течение дня, в расчет транспортных расходов следует включить постоянную стоимость его дневного содержания – 1500 у.д.е.

9.2. Неполное выполнение заказа магазина.

Если по какой-либо причине поставка будет сделана в последующие дни, то за каждый просроченный день поставки взимается штраф в размере 500 у.д.е. за каждую недопоставленную коробку в день.

10. Анализ результатов планирования доставки заказов

Анализ результатов планирования доставки заказов приведен в таблице 7.2.

Таблица 7.2 - Анализ результатов планирования доставки заказов

  Показатель       Формула для расчета     День недели Всего за неделю    
поне­дельник втор­ник среда чет­верг пят­ница
Общие затраты по доставке заказов, у.д.е            
Количество переве­зенного груза, ко­робки            
Пробег транспорта, км            
Количество мар­шрутов, единиц            
Коэффициент ис­пользования вместимости транспорта              
Затраты по доставке, приходящиеся на 1 км пробега, у.д.е              
Затраты на перевозку единицы груза, у.д.е              

Q — вместимость транспортного средства.

Пример. Требуется разработать маршруты и составить графики доставки товара в розничные магазины модной одежды за пять дней недели.

На рисунке 7.2 представлена карта Москвы, на которой отмечено 14 магазинов.

– большие магазины (с размерами заказа более 12 коробок)

 
– малые магазины с размером заказа от 6-11 коробок.

– распределительный склад, г. Балашиха

Наименование и адреса магазинов представлены в таблице 7.3.

Координаты магазинов - в таблице 7.4.

 

Таблица 7.3 - Наименование магазинов в Москве.

№ магазина Наименование магазина Ближайшее метро
     
  ТЦ «МЕГА Белая Дача» МО, г. Котельники
  ТЦ «РИО» м. Академическая
  МТДЦ «Варшавский» м. Варшавская

 

Продолжение таблицы 7.3

     
  ТЦ «Домодедовский» м. Домодедовская
  ТРЦ «Европейский» м. Киевская
  ТЦ «Атриум» м. Курская
  ТД «Дружба» м. Новослободская
  ТК «Охотный ряд» м. Охотный ряд
  ТЦ «Пражский Пассаж» м. Пражская
  ТЦ «Олимпийский» м. Проспект Мира
  ТРЦ «Метромаркет» на Соколе м. Сокол
  ТЦ «Звездочка» м. Таганская
  ТРЦ «Ереван Плаза» м. Тульская
  ТЦ «Метромаркет» на Шаболовской м. Шаболовская

 

Таблица 7.4 - Координаты магазинов

№ магазина Координаты магазина
Х У
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Координаты распределительного склада Х – 17; У – 12.

Решение. Намечаем первый маршрут, вы­полняем по нему расчеты пробега, времени и загрузки. Далее собираем заказы по электронной почте от всех 14 магазинов и записываем в таблицу 7.5.

Имея карту-схему и адреса магазинов, подготовим маршруты доставки для всех магазинов по пяти дням недели, учитывая, что в большие магазины поставка должна осуществляться три раза в неделю, а в малые магазины достаточно и два раза.

Обязательным условием является доставка в большие магазины непосредственно перед выходными, когда продажи достигают максимума, и в первый день недели, что бы восполнить запас магазинов после пиковых периодов.

 

Таблица 7.5 - Ведомость заказов магазинов

Общее количество коробок 364 шт.

№ мага­зина Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
Б М Б М Б
1      
2      
3    
4 ­­–    
5      
6      
7    
8      
9      
           
10    
11    
12    
13    
14    

Условные обозначения: Б — большой магазин; М — маленький магазин.

 

Таким образом, получаем, что поставки в большие магазины будут осуществляться по понедельникам, средам и пятницам. А в малые магазины по вторникам и четвергам.

Полученные маршруты вписываем в таблицу 7.6.

 

Таблица 7.6 - Расчет основных параметров маршрутов

№ мар­шрута № мага­зина Размер заказа, количество коробок Расчеты по маршрутам
       
        М: 0 – 6 – 1 – 0 Р =27 L =90 км Т =313,5 мин
   
        М: 0 – 8 – 5 – 0 Р =29 L = 110 км Т =374,5 мин
   
        М: 0 – 2 – 9 – 0 Р = 24 L =140 км Т =462 мин
   
        М: 0 – 12 – 14 – 13 – 0 Р =21 L = 75 км Т =280,5 мин
   
   

Продолжение таблицы 7.6

       
          М: 0 – 10 – 7 – 11 – 0 Р =25 L =85 км Т =312,5 мин
   
   
        М: 0 – 4 – 3 – 0 Р =13 L =125 км Т =411,5 мин
   
        М: 0 – 1 – 6 – 0 Р =27 L =90 км Т =313,5 мин
   
        М: 0 – 8 – 5 – 0 Р =28 L =110 км Т =374 мин
   
        М: 0 – 2 – 9 – 0 Р =22 L =140 км Т =461 мин
   
              М: 0 – 13 – 3 – 14 – 0 Р =26 L =100 км Т =358 мин
   
   
              М: 0 – 10 – 7 – 11 – 0 Р =24 L = 85 км Т =312 мин
   
   
          М: 0 – 4 – 12 – 0 Р = 15 L =110 км Т =367,5 мин
   
          М: 0 – 6 – 1 – 0 Р =27 L =90 км Т =313,5 мин
   
          М: 0 – 8 – 5 – 0 Р =30 L =110 км Т =375 мин
   
          М: 0 – 2 – 9 – 0 Р =26 L =125 км Т =418 мин
   

Условные обозначения: М — путь объезда магазинов по маршруту; Р — количество перевезенного груза, коробок; L — длина маршрута; Т — время работы машины на маршруте, мин.

 

Вносим в эту же форму данные о заказах магазинов и рассчитываем длину каждого маршрута. А затем, рассчитываем время работы машины на каждом маршруте по формуле: , где

L – длина маршрута, км

P – количество перевезенного груза,

n – количество магазинов на маршруте.

Далее, пользуясь полученными значениями вре­мени работы автомобилей на маршрутах, составляем график работы транспорта (Таблица.7.7).

Таблица 7.7 - График работы транспорта

 

№ машины № маршрута отправление со склада прибытие на склад Общее время работы, ч
1   1230 1743 5,23
2   1200 1815 6,24
3   1200 1942 7,70
1   1230 1641 4,68
2   1200 1712 5,21
3   1200 1847 6,80
1   1230 1743 5,23
2   1200 1815 6,23
3   1200 1942 7,68
1   1200 1757 5,95
2   1230 1742 5,20
3   1200 1808 6,13
1   1230 1743 5,23
2   1200 1815 6,25
3   1200 1859 6,97
           

 

Составляем план выполнения заказов и проводим анализ ре­зультатов планирования процесса доставки. Форма плана для выполнения анализа дана в таблице 7.8.

Таблица 7.8 - План выполнения заказов

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
№ маршрута № магазина Размер заказа, коробки № маршрута № магазина Размер заказа, коробки № маршрута № магазина Размер заказа, коробки № маршрута № магазина Размер заказа, коробки № маршрута № магазина Размер заказа, коробки
Б М Б М Б М Б М Б М
                                       
                                       
                             
                                   
                                 
                                   
                             

Продолжение таблицы 7.8

                                       
                                       
                                   

 

Таблица 7.9 - Анализ результатов планирования доставки заказов

  Показатель     Формула для расчета     День недели Всего за не­делю    
поне­дель­ник втор­ник среда чет­верг пят­ница
Общие затраты по доставке заказов, у.д.е Собщ            
Количество переве­зенного груза, ко­робки Робщ            
Пробег транспорта, км Lобщ            
Количество мар­шрутов, единиц N            
Коэффициент ис­пользования вместимости транспорта 0,89 0,66 0,86 0,72 0,92 0,81
Затраты по достав­ке, приходящиеся на 1 км пробега, у.д.е 39,71 45,1 39,71 43,56 40,15 41,48
Затраты на пере­возку единицы гру­за, у.д.е 206,25 268,64 214,29 233,08 201,81  

Q — вместимость транспортного средства, 30 коробок.

 

 

Вывод: в результате выполненных расчетов разработаны маршруты и графики доставки груза от склада готовой продукции до розничных магазинов в Москве.

Анализируя результаты планирования доставки заказов получаем:

  • общие затраты по доставке заказов – 80750 у.д.е. в неделю;
  • количество перевезенного груза соответствует заказам всех 14 магазинов;
  • коэффициент ис­пользования вместимости транспорта равен 0,8, а это значит, что машины справляются с объемом заказа и даже остается запас для нагрузок в пиковые периоды (например, перед праздниками);
  • затраты на перевозку одной коробки с грузом составляют 222 у.д.е.

 


 

МЕТОД ABC. ПЛАНИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ЗАПАСАМИ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

 

Наиболее распространенным методом для составления классификации материальных запасов признан метод АВС. Значимость его применения на предприятии рассматривается практически во всей многочисленной литературе по снабжению. Обычно в процессе проведения АВС - анализа сопоставляют количественно-стоимостные характеристики ресурсов, в результате чего выявляется, что незначительное количество наименований сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий составляет большую часть издержек на приобретение ресурсов, в то время как для большего количества ресурсов эта доля издержек весьма незначительна.

Существует несколько методов определения границ номенклатурных групп.

 

Эмпирический метод

Базируется на данных обследований. Метод имеет две разновидности:

1. Координаты точки А принимаются следующими: , а координаты точки В соответственно ; . Таким образом, точка А определяет 20%-ную границу номенклатуры, (А + В) — 50% номенклатуры.

2. Координаты точки А принимаются (75/10), координаты точки В — (95/35).

 

Дифференциальный метод

Подсчитывается общее количество заявок, поступивших в определенный период, и делится на общее количество позиций в номенклатуре в результате чего выводится средний показатель количества заявок на одну позицию номенклатуры . Все материальные ресурсы, количество заявок на которые в шесть и более раз превышает , включаются в подмножество . В подмножество включаются все материальные ресурсы, количество заявок на которые в два и более раза меньше . Все остальные материальные ресурсы включаются в подмножество .

 

Графический метод

На первом этапе вводится единый стоимостный показатель (), отражающий все виды затрат, связанных с i -й запасной частью. Данный показатель рассчитывается для каждой детали с использованием формулы:

, (8.1)

где — количество i -х деталей, израсходованных за определенный интервал времени, шт.;

- оптовая стоимость i -й детали, у.д.е.;

- стоимость трудозатрат на устранение отказа i -й детали, у.д.е.;

— потери прибыли предприятия, связанные с простоем автомобиля в
ремонте, в частности из-за отсутствия i -й запасной части, у.д.е.

Полученные значения , ранжируются и располагаются в убывающей последовательности:

(8.2)

далее производится присвоение новых индексов: , ,..., , где - общее количество наименований деталей, т. е.:

(8.3)

и производится нормирование показателей путем расчета величины :

(8.4)

Величины qtсуммируются нарастающим итогом и в зависимости от последующего способа определения номенклатурных групп графика или в случае аналитического способа в табличной форме в виде пар значений i для подбора аналитической зависимости.

, (8.5)

где i - номер детали,

При графическом способе полученные значения аносятся на ось ординат, а на ось абсцисс - индексы 1, 2, …, i, …; соответствующие присвоенным номерам позиций номенклатуры запасных частей (рисунок 8.1.). Точки с координатами а графике соединяются плавной кривой , которая в общем случае является выпуклой. Затем проводится касательная к кумулятивной кривой параллельно прямой . Прямая соответствует равномерному распределению вариации по всей номенклатуре, т. е. характеризует долю «определенной» детали в общем показателе:

(8.6)

Абсцисса точки касания округленная до ближайшего целого значения, отделяет от всей номенклатуры деталей группу в которую входят детали с показателями Ордината точки казывает долю группы деталей в общем показателе

 

1 – накопление затраты на запасные части по всей номенклатуре деталей;

2 – касательная к кривой номенклатурных затрат ( группа А);

3 – касательная к кривой (группы А + В)

Рисунок 8.1 - Определение номенклатурных групп АВС

Для того чтобы продолжить деление на группы оставшейся номенклатуры деталей, точка соединяется с точкой и проводится касательная к кривой параллельная

прямой . Абсцисса точки касания делит оставшуюся номенклатуру деталей также на две группы: группу и группу .

Доля оставшейся «осредненной» детали составит:

, (8.7)

где - число деталей группы .

То есть в группу попадают детали с показателем подчиняющимся неравенству

(8.8)

При расчете аналитическим методом последовательность расчета следующая.

1. Количество деталей нормируется в интервале 0 — 1 и вводится аргумент .

2. Задается вид функциональной зависимости где — коэффициенты.

3. Коэффициенты определяются с помощью методов наименьших квадратов.

4. При определении коэффициентов необходимо соблюдать следующие условия: первое - при , ; второе - при , ; что позволяет сократить число уравнений для определения коэффициентов .

5. Для определения координат точки используется теорема Лагранжа, согласно которой:

, (8.9)

где - производная функция в точке касания;

— значения функции в начальной и конечной точках.

После этого шага переходят к номенклатуре:

(8.10)

которая делит номенклатуру на две группы.

6. Вводится новая система координат, принимая за начало отсчета абсциссу и ординату . Таким образом, основное уравнение записывается в виде:

.

Задача На основе данных 1, 2, 3-го столбца таблицы 8.1 разделить номенклатуру запасных частей и агрегатов ОАО «Ставрополь-Лада», используя графический метод АВС.

Решение. Полученные результаты расчетов представлены в 4, 5, 6-м столбцах таблицы 8.1.

 

Таблица 8.1 - Пример использования метода АВС для разделения номенклатуры запасных частей и агрегатов ОАО «Ставрополь-Лада»

№ детали Наименование детали Расход деталей, шт. Цена детали, у.д.е. Суммарная цена, у.д.е. Доля в цене (), % %
             
  КПП       56,55 56,55
  Клапаны       4,73 61,28
  Блок цилиндров       3,73 65,01
  Поршень       3,53 68,54

 

 

Продолжение таблицы 8.1

             
  Головка цилиндров       2,59 71,13
  Палец поршня       2,54 73,67
  Коленчатый вал       2,33 76,00
  Генератор       2,17 78,17
  Рулевая тяга       1,51 79,68
  Шкив рулевого вала   316,67 45917,15 1,06 80,74
  Диск сцепления       1,04 81,77
  Аккумулятор       1,00 82,78
  Фильтр масляный   26,67 39738,3 0,91 83,69
  Колодки тормозные   66,92 39148,2 0,90 84,59
  Карбюратор   806,67 32266,8 0,74 85,33
  Втулка направляющая   3,44 29941,76 0,69 86,02
  Вкладыши шатунные       0,68 86,70
  Большой насос       0,66 87,36
  Термостат   100,83 28131,57 0,65 88,01
  Рулевой вал       0,64 88,65
 


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: