Показатели сохранности перевозимых грузов.




Сохранность перевозки грузов (багажа) – это характеристика транспортной услуги, обусловливающая перевозку грузов (багажа) без потерь, повреждений, пропаж и загрязнений.

Показатели сохранности перевозки в зависимости от характеризуемых ими признаков подразделяются на следующие:

а ) без потерь. Данные показатели характеризуют свойство транспортной услуги сохранять массу груза одинаковой в начале и в конце перевозки или уменьшенной в соответствии с установленными нормами естественной убыли.

Выполнение этих показателей означает сдачу грузов в пунктах назначения грузополучателям без претензий и возмещения ущерба. Эти показатели, прежде всего, необходимо использовать при перевозке насыпных, навалочных и скоропортящихся грузов, которые могут изменять свою массу в процессе транспортировки.

Норма естественной убыли — предельная величина потери массы или объёма перевозимых грузов или складируемых товарно-материальных ценностей, происходящих под воздействием внешней среды, вследствие определённых физико-химических свойств грузов или товаров. За такие потери перевозчик, торговое предприятие или склад не несут ответственности.

К показателям перевозки грузов без потерь относят:

- нормы убыли;

- удельные потери груза;

- среднюю потерю груза при перевозке;

- стоимость потерь груза при транспортировке;

- количество грузов доставленных без потерь;

- коэффициент снижения качества груза при перевозке.

б) без повреждений. Перевозка грузов без повреждений означает, что обеспечивается сохраняемость грузов в процессе перевозки и их пригодность к использованию по назначению после перевозки. Показатель перевозки «без повреждений» имеет существенное значение при перевозке готовой продукции бытового и производственно-технического назначения, которая после транспортировки должна находиться в исправном или работоспособном состоянии.

К показателям перевозки грузов «без повреждения» относится:

- доля грузов, перевезенных без повреждения;

- средний ущерб от повреждения груза;

- удельные издержки от повреждения груза.

в) без пропажи. Показатели перевозки грузов без пропажи характеризуют свойство транспортной услуги сохранять число мест груза одинаковым в начале перевозки и после ее завершения. Эти показатели пригодны для оценки качества перевозки мелко - и крупнопартийных тарно-штучных грузов.

Показателями перевозки груза «без пропажи» являются:

- удельные издержки от несохранной перевозки;

- доля пропажи грузов при перевозке;

- средний ущерб от пропажи грузов.

г) без загрязнения. Эти показатели характеризуют свойства транспортной услуги сохранять чистоту перевозимого груза в соответствии с установленными нормами и требованиями. Такие показатели целесообразно использовать при перевозке грузов, изменение чистоты которых после транспортировки влияет на эффективность их использования по назначению или возможность дальнейшего применения.

К ним относят:

- коэффициент загрязнения грузов при перевозке (отношение количества загрязненных грузов к общему количеству перевезенных грузов);

- долю груза, не принятую грузополучателем после перевозки из-за загрязнения;

- допустимый процент посторонних примесей в грузе.

В качестве нормативных показателей для оценки сохранности перевозок используются: норма убыли – для выполнения перевозок «без потерь»; допустимый процент посторонних примесей в грузе – для перевозок «без загрязнения». Они отличны от нуля, что говорит о сложности осуществления на практике перевозок полностью без потерь и загрязнения груза. С другой стороны, транспортное предприятие должно осуществлять перевозки без повреждений и пропаж груза, поэтому нормативные значения до сих пор отсутствуют, вернее, они равны нулю.

3. Экономические показатели. При оценке качества грузовых перевозок необходимо учитывать экономические показатели, характеризующие затраты, связанные с перевозочным процессом в целом или выполнением отдельных работ при доставке груза.

Экономическими показателями эффективности грузовых перевозок являются:

- удельные затраты на транспортировку грузов различными видами транспорта;

- удельные полные расходы на доставку груза;

- затраты на производство погрузочно-разгрузочных и складских работ;

- процент транспортных издержек в себестоимости продукции (товара).

Формулы для расчета некоторых показателей качества приведены таблице 1.1.

 

 

Таблица 1.1 - Формулы расчета показателей своевременности грузовых перевозок

Показатель Расчетная формула Обозначения
     
1. Показатели перевозки груза к назначенному сроку
1.1.Средняя величина отклонения прибытия груза от назначенного срока   - общее количество поставок груза за отчетный период; - фактический момент прибытия груза; - назначенный (нормативный, установленный) срок (момент) прибытия груза; - максимально допустимая величина отклонения времени прибытия груза от назначенного срока.
1.2.Средняя величина превышения назначенного срока прибытия груза    
1.3.Максимальная величина превышения назначенного срока  
1.4.Процент отклонения прибытий груза к назначенному сроку      
2. Показатели регулярности прибытия груза
2.1.Среднее число прибытий груза за единицу времени     - продолжительность отчетного периода (в сменах или часах в зависимости от принятой оперативности учета); - число прибытий груза в i-й отрезок времени (в течение смены или часа);
2.2.Минимальное число прибытий груза за единицу времени  
2.3.Среднее время между поступлениями груза
2.4.Максимальное время между поступлениями груза  
2.5.Минимальное время между поступлениями груза  

 

Продолжение таблицы 1.1

     
2.6.Проценты отклонений от установленной регулярности поступления груза   - плановые (установленные) значения показателей 2.1-2.4; - фактические значения показателей;  
2.7.Проценты поступлений грузов с заданной регулярностью  
3. Показатели срочности перевозки груза
3.1.Среднее время перевозки груза   - время перевозки i-й партии груза, сутки (часы).
3.2.Максимальное отклонение от среднего времени перевозки груза  
3.3.Процент прибытий груза в сверхнормативное время     - нормативное время перевозки груза, сутки (часы).
3.4.Средняя величина отклонений от нормативного времени перевозки груза  
3.5.Средняя скорость перевозки груза   - расстояние перевозки i-й партии груза, км.
3.6.Величина суточного пробега транспортного средства  
3.7.Процент прибытий груза за нормативное время    
         

 

Для комплексной оценки качества перевозки наиболее часто используется интегральный показатель качества транспортного логистического обслуживания (ИПКТЛО).

Интегральный показатель включает в себя локальные показатели.

Для транспортных услуг в качестве локальных показателей могут рассматриваться следующие:

Коэффициент удовлетворения спроса:

(1.1)

- количество не перевезённых тонн;

- количество заявленных тонн к перевозке или всего перевезено.

Коэффициент регулярности прибытия груза:


, (1.2)

- плановые (установленные) значения показателей регулярности прибытия груза;

- фактические значения показателей регулярности прибытия груза.

Коэффициент срочности перевозки груза:

 

, (1.3)

- количество отправок, прибывших с превышением срока;

- количество отправок.

Коэффициент сохранности доставленного груза:
, (1.4)

- количество несохранных отправок;

- количество отправок.

Интегральный показатель с учётом приведенных формул можно записать:

, (1.5)

где , , , - коэффициенты, учитывающие важность соответствующего коэффициента удовлетворения спроса.

, (1.6) В общем случае:

, (1.7)

 

, (1.8)

 

Пример: Вычислить интегральный показатель качества транспортного логистического обслуживания при следующих исходных данных:

- общее количество груза, заявленного к перевозке

 

- количество не перевезенных тонн

 

- количество отправок

 

- количество несохранных отправок

 

- количество отправок, прибывших с превышением срока доставки

 

«Весовые» коэффициенты определить самостоятельно.

Решение: По формулам 1.1, 1.2, 1.3, 1.4 определим коэффициент удовлетворения спроса, коэффициент срочности перевозки и сохранности доставленного груза:

 

 

 

Для определения «весовых» коэффициентов можно использовать метод экспертных оценок. В данном примере подробное описание метода экспертных оценок не приводится.

Предположим, что для клиента наиболее важным является показатель своевременности перевозки, и эксперты присвоили этому коэффициенту значение 0,45, следующим по значимости является показатель сохранности, его значение 0,3, следовательно, значение коэффициента важности для показателя удовлетворения спроса 0,25.

Перед постановкой коэффициентов в формулу (1.8) выполним проверку по формуле (1.7):

 

 

Условие выполнено, значит можно подставить коэффициенты в формулу (1.8):

 

Вывод. Интегральный показатель качества транспортного логистического обслуживания равен 0,9471. Его значение меньше единицы, т.к. имели место отклонения от плановых показателей выполнения перевозки.

Исходные данные для самостоятельной работы приведены в Приложении 1.

 


 

ТРАНСПОРТНАЯ ЗАДАЧА



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: