Учение о «третьем Риме» в посланиях старца Филофея




Лекция

16 век. Концепция - Москва - третий Рим. Какие направления будущего движения закладывает для русской государственности?

Исторические предпосылки: Падение Константинополя, завоевание его турками, пал последний христ город, женитьба Иоанна 3 на Софье Палеолог. Москва - наследник византийских цезарей. Но корни гораздо глубже, это поводы. Если бы не было традиции, то теория не возникла бы и иссякла бы через пару лет. Существует в виде теории, но в некоторые периоды нашей истории применялась и на практике. У теории есть автор, старец Филофей, монах Псковского Елизарова монастыря, где провел всю свою жизнь. изложил свое понимание роли и значения московского царства. Изложена в двух основных посланиях:

1)послание великому князю Василию об исправлении крестного знамения, усовершенствовании;

2)Мисюрю Унихину - о неблагоприятных днях и часах. Основные произведения, где Ф излагает свой взгляд на русскую и мировую историю. Причины событий, которые происходят в истории.

В соответствиями с предсказаниями Библии и откровением Иоанна Богослова: падение и осквернение святынь Рима и Константинополя. Символизирует объективный ход событий, расплата за грехи. И Рим Италийский, и Рим Константинопольский - расплата за преступления. Филофей пытается анализировать причины падения: причина падения 1 Рима - ересь Аполиная (чем надо причащаться: пресным - католики или квасным хлебом), 2 Рима - отклонение от православной веры, по политическим причинам пожелали сблизиться с католиками, что потеснило права православных в Византии (Флорентийская уния, нашествие турок-османов

Практически преступление для Филофея. Осталось царство московского государя, тк сохранило чистоту христианской веры, идеал воплощение. Эту благодать необходимо сохранить во что бы то ни стало. Определяет предназначение Москвы - «внести свет православной веры в мир тьмы и тлена», поднять знамя Христово и распространить на мир. Не экспансией военной, а духовной.

Москва - последний рубеж обороны веры. Известная фраза встречается в обоих посланиях: «Все христианские царства пришли к отцу и сошлись в едином царстве, ибо два Рима пали, третий стоит, а четвертому не быть» - великая фраза, определившая из контекста всю суть концепции. Исполнение библейских пророчеств - праведники наследуют царство господнее, грешники оказываются наказанными. Все осквернившиеся царства пали. Филофей в доказательство излагает историю мира, а это порядок созданный богом, должен сохраняться. У христианской догматики и у любой другой есть точка отсчета. В древности такие явления как мистика, вера в свою звезду, знаки зодиака - кощунство, святотатство, за приверженность пострадали халдеи (погибли, память стирается).

2 этап - греки. Вооруженные философией в основе которой познание, последовали за халдеями - мифология. Обожествили звезды и планеты. Этим они тоже еретики, не смогли преодолеть границы своего мировоззрения, но этим они впали в гордыню, поклонились сотворенному богом, а не ему. За пределами звезд и планет есть нечто большее, совершенное. В то же время он не считает их еретиками, а дети, которые неразумно использовали данное им благо (логос), пытались найти и истину в творении рук человека. Идеи, брошенные греками в мир, не погибли вместе с ними - подхвачены средневековыми еретиками, разнесли ложные представления по всему миру. Тем не менее еретические учения оказались успешными, многие пошли за ними. Чем объясняется успех? Банальность не всегда глупость. Скудоумие людей, нетвердость веры, малодушие, человек мелок и пакостен. - это свойственно человеку. Оказавшись нетвердыми в вере, еретики впали в грех - наказаны. Поэтому пал Рим Италийский и Византийский.

Центральная часть фразы «3 Рим стоит»- и начало, и конец истории. По мнению Филофея, Москва переняла у двух первых Римов эстафету вечности, которую будет нести до скончания веков, где христианская вера может найти свой покой. Московское государство - последнее в мире, град божий, сосуд, который наполнен истинной верой (два оказались непрочными, третий сохранил, не надо расплескать). Московское государство незыблемо, его хранит бог, миссия Москвы - нести свет учения во врем и пространстве. Кто выполнит? Только царь как помазанник божий, первый раб божий, заступник способен на это. В Василии видит этого человека. В послании ему говорит: «и следует тебе блюсти это со страхом божьим, бойся бога, давшего тебе это, не надейся на золото……, а только уповай на бога». Утверждает, что все чаяния мира направлены к царю - заступнику. Указывает на задачи, которые должен выполнить царь:

- распространение христианского учения. «Сплачем о врагах Христа, им же конечная погибель». (апостол Павел). (вторая смерть - когда бог покидает душу, ожидает всякого, кто не обратится к вере, гореть ему в аду). Люди сами должны решить вернуться под лоно церкви, свободной волей для сознательного, правильного выбора. При принуждении душа все равно останется свободной. Нигде Филофей не говорит о

- наполнить церкви епископами, чтобы они помогали царю. В 3 Риме и в теории и на практике нет идеологической вражды между духовной властью и светской, определенный союз, симфония между ними. Из сказанного Филофеем вытекает то, то церковь даже должна подчиняться, тк царь должен всячески способствовать их деятельности, гарантирует выполнения церковью своих функций, далее он предостерегает его от притеснения церкви, тк царь - опекун церкви, не мешает, но помогает. Соединение священства и царства. Их цели совпадают, не могут др без др как тело без души. Их отделение - смерть. В единстве находится залог спасения. Если Москва не выполнит миссию, душа уйдет из тела, то история закончится. Далее будет телесное существование, материальное гниение, удовлетворяя физические потребности.

Миссия Москвы состоит не только в сохранении и распространении веры. Политический подтекст. Все царства соединились в русском царстве: идея империи, как всеобщее объединение. Теоретическое обоснование империи: и на западе, и на востоке, особенно в ср века - идеи объединения, неважно какого. (британская империя - тоже объединение, захватническое, но тем не менее. Амер - единая амер мечта, амер империя). Объективно должна объединять людей и развивать духовную составляющую, а не бивать людей. Идея имперского объединения, основанного на взаимном уважении, проникновении.

Последующая русская история (до 20 века) показывает именно эту империю, но не «тюрьма народов». Все стремились войти в состав России, а не др страны. Огромное количество письменных документов, подтверждающих это. Никто не угнетался ни по какому признаку. До 17 года на территории Рос. империи действовало несколько юр порядков, не было унифицированного законодательства, для отдельных частей империи действовали разные империи (Польша, Грузия - законы царя Вахтанга, Прибалтика). Имперская власть сама иногда составляла законы для частей государства (Финляндия - Шведское уложение). Правовой порядок - доказательство тому, что государство уважает свои субъекты. Коллизий практически не было. Идеи взаимного использования, приобретение новых позитивных примеров. Ни одного восстания по религиозным мотивам - на территории России. Идея империи впервые четкое обоснование получает в послании старца Филофея. В дальнейшем вся деятельность царей была направлена на расширение пространства, данного богом, освоение, для наполнения нашей истории определенным смыслом. Россия - культура, объединитель и освободитель, в идее империи - платоновская парадигма слияния, все из одной точки расцветает.

У Филофея - процесс объективный, царства сами сошлись, единственное спасение - московский владыка, сохранитель божеских престолов. Формирование имперского сознания - под влиянием определенных событий, которые подтверждали избранность народов (освобождение от орды, объединение уделов, объединение вокруг центра + ливонская война, Казань и Астрахань).

Идея возникла тогда, когда была наиболее востребована. Данная идея - не плод воображения монаха, а подтверждена ходом истории. Не угасла с ходом истории, живет сегодня. Идея богоизбранности русского народа получила отображение в произведениях историков, ученых. В начале 19 века Карамзин послал царю «Записку о древней и новой России»: деды наши уже в царствование Михаила и сына его Алексея, несмотря на заимствования, все еще оставались с мыслями, что правоверный русский - совершеннейший гражданин, а Святая Русь - первое государство. Еще до Петра и после Филофея была идея богоизбранности, огромная ответственность. Не надо ее доказывать, а делать что-либо, нести крест. Гигантская ответственность и народа, и царя. Сохранилась, но на протяжении последних веков - только в теории (период наполеон войн). В конце 19 века - балканские войны, по итогам русско-турецкой войны - независимость Болгарии. Сербы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: