Идея национальной Церкви и национального государства в учении Мартина Лютера




v Реформация объективно несла в себе идею свободы.

v Если мы говорим о Реформации, то это религиозная свобода.

v В политической и государственной жизни протестантизм привнес за собой абсолютную несвободу.

v Протестантизм как иное религиозное исповедание (тогда он назывался ересью) начинает с отрицания установившегося порядка вещей, установившейся власти, причем Лютер начинает с описания власти папства, власти религиозной и даже той светской власти, которой обладал в то время папа.

v Позже он приходит к отрицанию власти как таковой. Правда, вскоре меняет свою точку зрения и приходит к полной противоположности того, что было раньше.

v Поначалу протестанты отрицают любую власть, любую устоявшуюся свободу. На место властей Лютер ставит личное взаимоотношение человека и Бога.

v По мнению Лютера, христианская свобода состоит в отрицании для верующего любых религиозных законов, обрядов, ритуалов. Христианин, по его мнению, спасается только чистой и ничем земным не подкрепленной верой в Бога.

v Лютер и его последователи по-своему толкуют священные писания, хотя они понимают их в духе общей христианской традиции. У них получается странное учение.

Ø По мнению протестантов, Христос – за человечество и тем самым взял на себя его грехи. И крестной мукой искупил все грехи человеческие. Кто верит в Христа – тот спасен. Никак подтверждать свою веру не нужно.

Ø Только с помощью веры можно обрести божественную благодать. Толькос помощью веры происходит соединение с Христом, свои дела, свои действия излишни и ничтожны.

Ø Лютер объясняет свой постулат логично: душу нельзя спасти телесными средствами. Спасение приходит только через веру, через веру душа спасается Богом.

Ø По мнению Лютера, Бог создал человека из ничего. Поэтому любые действия человека в глазах Господа ничтожны, не имеют ни малейшей ценности и значения.

Ø После грехопадения Адама человек обеднел настолько, что сам ничего создать не может, ни на что не способен. Все, что происходит после грехопадения – это вожделение, эгоизм, себялюбие – все направлено на удовлетворения только своих, только человеку понятных целей. К Богу это не имеет отношения.

Ø Почему же в христианстве существует постулат о том, что вера реализуется с помощью дела? Объяснение Лютера: это все придумали священники, чтобы подчинить людей своей власти. Чтобы потом продавать индульгенции (продажа индульгенций (отпущение грехов за деньги) – это одна из главных причин, почему Лютер обрушивается на папский престол). Лютер в этом видит неравенство. И выступает против него.

Ø Церковники и породили ту тиранию папского престола, от которой страдает вся Европа, особенно Германия.

Ø Тут мы сталкиваемся с самым первым и самым главным противоречием протестантизма, из которого нет выхода:

§ С одной стороны, протестанты и Лютер возвеличивают, возвышают человека, уподобляя его почти Богу, они утверждают, что человек может общаться напрямую с Господом. Никакие посредники человеку не нужны. Бог и человек почти стоят на одной ступеньке.

§ С другой стороны, Лютер унижает человека до предела, говоря, что все наши дела, потуги абсолютно ничтожны. Богу от этого ни горячо, ни холодно, он сам решает, как нужно, он всемогущий.

§ Это противоречие никто так и не разрешил. Оно сохраняется и на сегодняшний день. Сегодня противоречие сглаживается тем, что какие-то протестантские пасторы (посредники) все-таки есть. Но их роль намного менее значимая, чем священников в христианстве. А во времена Лютера выхода не было никакого.

v Таким образом, Лютер, спустя 1000 лет, возвратился к Августину, точно повторяя его слова о божественном предопределении и божественном провидении. Все в руках Божьих, ничего в руках человека. Бог может все, человек не может ничего. Только Господь способен править миром, только он, как его создатель, может что-то сделать и предопределить человека к вечному спасению.

v Протестанты защищают религиозную свободу. В истории Европы они первые защищают веротерпимость. Каждый может верить во все, что хочет.

v Лютер и его последователи отрицают свободу естественную, свободу греховную, которая присутствует в обычной человеческой жизни.

Ø В этом смысле католичество оказалось более последовательным. Августин и его сторонники признавали естественную, греховную свободу. Они просто признавали ее в качестве греховной, утверждая, что она греховная, что с ней надо бороться, что надо ее исправить.

Ø Лютер же отрицает ее как таковую, говорит, что ее нет. А есть только свобода религии.

Ø В обыденной жизни надо поступать так, как написано в Священном писании – четко, понятно. Переводить ее (истолковывать) нет необходимости.

Ø Протестанты отрицают церковный закон, установленный на земле, и подчиняют человека закону высшему, вечному – божественной благодати.

Ø Здесь второе противоречие, свойственное протестантизму: если человек абсолютно несвободен в своем естестве, если он полностью подчинен Богу, тогда зачем ему нужна эта свобода? Если свобода бессильна к добру, зачем она вообще нужна? На этот вопрос Лютер ответа не дает. Он слаб как догматик. Для него были очевидные какие-то моменты, которые он не считал необходимым обосновывать. Он очень болезненно реагировал на критику, кричал. «Когда Эразм кивает, Лютер бросается». Он мастерски владеет словом, никогда не повторяется.

v По отношению к Священному писанию Лютер и его последователи отрицают необходимость его разъяснения, так как оно написано понятным для любого языком. Сам Лютер переводит Библию на немецкий язык. Его перевод распространяется огромным тиражом.

v Если каждый может понять писание, то каждый может его истолковать по-своему. Ни священники, ни ангелы, ни святые, не должны указывать человеку, в чем состоит его достоинство, и каково его назначение. У всех есть разум, все могут понять Библию как угодно.

v Утверждает, что Библия написана понятным языком. Поэтому не нужно мудрствовать лукаво и не нужно додумывать за Бога то, что он хотел сказать. Поэтому Писание вне критики. Библия превращается в «Библию» в кавычках – некий авторитет, непреклонный, неприкаянный, который нужно исполнять в точном соответствии с его буквой. Лютер отрицает дух в Библии, значение Библии для развития сознания. Библия – высший закон, который нужно применять черным по белому. Отклонения недопустимы.

v Это его отношение к Священному Писанию переходит потом на отношение его к светской власти, когда он говорит о ее пределах и о тех законах, которые она может применять.

v По мнению Лютера, Бог сообщает человеку его свободу, исходя из которой человек определяет, что есть его религия, а что есть его вера в каждой религиозной области он обладает полной самостоятельностью. Подобное утверждение привело к самому крайнему субъективизму в религиозной сфере: если каждый способен прочесть Библию, то каждый способен и понять ее по-своему. Невозможно добиться единого понимания. А уровень нравственный и интеллектуальный у всех различен. Одни поймут Библию так, как надо, другие поймут ее превратно, у третьих не будет ни способности, ни желания понимать что-либо, и никто не заставит их ее читать.

v С древнейших времен известно, что человек стремится к наименьшему сопротивлению и наибольшей выгоде. Зачем делать усилия понять Библию, если можно этого не делать. Получается, что должны быть некие пастыри, которые покажут, в чем смысл Священного писания. Эти пастыри будут обладать высоким интеллектуальным и нравственным уровнем, им можно будет доверить воспитание всех остальных людей. Чтобы были такие учителя, нужны всеобщие принципы бытия, всеобщие законы логики и разума, которые едины для всех людей, для всех народов, для всех эпох во все времена. Диалектика, логика, мораль – одни на всех. Одни могут постичь ее, другие – нет, но это уже другое дело.

v Лютер отрицает всеобщие законы бытия, логики и разума. Он посягает на универсалии, утверждая сугубый субъективизм, индивидуализм. Для Лютера нет всеобщего разума, есть рассудок каждого отдельного человека. Да, над всем находится Бог, но каждый по-своему общается с Богом, понимает его. И Бог относится к каждому человеку по-разному в соответствии с собственным пониманием благодати.

v Если каждый способен понимать Библию, толковать ее по-своему, то каждый становится непогрешимым, потому что получает возможность толковать религиозные догмы в отношении самого себя. Если непогрешим каждый и все, то непогрешимости нет вообще. А непогрешимость – один из главных постулатов любой религии. Мы знаем о непогрешимости только в сравнительной и превосходной степени. Мы знаем, что есть грех только оттуда, что мы знаем, что есть безгрешие. Если не будет непогрешимости, не будет и греха. Сравнивать будет не с чем.

v Лютер отрицает непогрешимость. Так как изначально церковь непогрешима.

v Когда произошла схизма, и католики и православные разделились, католики впали в ересь, утвердив, что непогрешим один – Папа Римский. Следовательно, он может изменять религиозные догмы. Это шаг назад.

v Лютер делает еще шаг назад, заявляя, что каждый непогрешим. Поэтому исчезает дуализм христианского мира. Исчезает град божий и град земной. Стремиться не к чему. Исчезает нравственная цель в создании града божьего на земле, внимание человека обратилось на то, что у него лежит под ногами, на то, что встречается в повседневности. Это материальные потребности, физиологические нужды.

v Главная задача, которая вытекает из протестантизма – это материальный успех. В этом с точки зрения сегодняшнего дня, состоит преступление Мартина Лютера. Он отобрал у человека надежду, нравственное упование.

v Сам Лютер об этом прямо не говорит. Но это естественный вывод, который вытекает из его учения.

v Будучи человеком умным, Лютер понял, к чему ведут его инсинуации. И отрезвлением для него явился 1525 год, крестьянское восстание в Германии, подавленное в крови, страшное, разрушительное, но уничтоженное. Лютер должен был отреагировать на это восстание, так как он явился его духовным вдохновителем, так как крестьяне шли с вилами на усадьбы с лозунгом религиозного равенства, религиозной свободы. Они пообщались с Богом, и он им сказал: с вилами на богатых.

v Переведенная Лютером Библия проникла в каждый дом. Ее читали, обсуждали, пытались найти на них ответы, которые ставила им повседневная жизнь. И произошла закономерность: если великую, но абстрактную идею бросить в центр толпы, то она извращается, так как толпа ее понять не в состоянии. То же самое случилось и здесь. Христиане поняли его призыв к равенству, как призыв резать помещиков.

v Лютер, увидев, к чему привело это восстание, дал шаг назад. Сделал это с помощью литературного произведения.

v Апрель 1525 года. «Послание к миру». Обрушивается с критикой на германских князей, утверждая, что это их неумелое руководство привело к восстанию, это они повинны в том, что не удержали своих крестьян от выступления. И они должны нести за это ответственность моральную, религиозную и юридическую.

v Май 1525 года Лютер обрушивается на крестьян. Работа «Против шаек крестьян, сеющих убийства и разбой». В этом произведении у него встречаются удивительные эпитеты: он называет крестьян и их главаря Томаса Мюнцера «лживыми негодяями, злодеями, клятвопреступниками». Он обвиняет крестьян в трех преступлениях:

Ø 1) Крестьяне нарушили обязанность подчиняться властям. Это преступление политическое.

Ø 2) Они виновны в мародерстве и грабеже. Это уголовное преступление.

Ø 3) Они виновны в том, что оправдывают свои действия ссылками на Писание. Это преступление религиозное.

v В этом преступлении Лютер призывает не щадить восставших, убивать их, как бешеных собак. Он оправдывает эти методы, утверждая, что так как они посягнули на жизнь других людей, то они утратили право на собственную жизнь. Призывает обязательно хвататься за меч.

v Под влиянием общественно-политической ситуации, он отрицает два важных принципа христианской религии: терпимость и милосердие. Он утверждает, что милосердия по отношению к восставшим быть не может. Они заслужили быть убитыми. Лютер отрицает эти два принципа не в угоду высокой нравственной идеи, а в угоду благополучия, спокойствия и безопасности. Чтобы был порядок, неважно какой.

v Таким образом, Лютер практически отказывается от провозглашенной им в 1517 и в 1525 году свободы. Нет свободы, есть власть, порядок, меч, которым необходимо наказывать злых. В этом смысле Лютер ничем не отличается от средневековых схоластов. Он ничего нового здесь не преподносит.

v 1525 год – Лютер оказывается в духовном и нравственном кризисе. От него отвернулись все его друзья и сторонники. Он виноватым себя не считал, от критики он закрылся стеной высокомерия и набожности. Он пишет в конце 1525 года «перед Богом моя совесть спокойна ». В чем он был последователен – это в применении собственных постулатов к себе.

v Критика князей и призыв подавить крестьян явились переломным моментом в учении Лютера. Если раньше он писал, что вера должна быть свободной, что принуждать к ней невозможно (1523, «О светской власти»), что к еретикам нужно относиться терпимо, что нужно оставить и зерна и плевелы до жатвы (до Страшного Суда), после 1525 года он утверждает, что политическая необходимость и государственное спокойствие намного значимее, чем свобода отдельно взятого человека. Монархии должны обуздывать преступления, наказывать за нарушение клятвы и делать все это от имени Бога. А позже, к концу 20-х годов, Лютер скажет, что в каждой области должно быть свое исповедание.

v С 1525 года Лютер внушает населению принципы религиозной жизни, вручает судьбу индивидуального религиозного опыта светской власти. Именно она должна следить за тем, кто и как исполняет свой религиозный долг. Лютер приходит к принципу «Cuius regio, eius religio » - «Чья область – того и вера ». Этот принцип официально будет закреплен в 1555 году в мирном договоре между Карлом 5 и германскими князьями по окончании междоусобной войны. Кто где правит, тот и определяет принцип и правила вероисповедания. Это не что иное как подчинение церкви государству. Тот самый цезаропапизм, который в протестантизме приобретает свои самые вопиющие формы.

v Одно из наиболее известных произведений Лютера – 1523, «О светской власти »

Ø В нем он рассказывает, какой должна быть светская власть, как она должна применять законы, какой должна быть ее деятельность. Лютер обосновывает право светской власти вмешиваться в общественную жизнь со ссылками на самих апостолов, прежде всего на апостола Павла. Любая власть от Бога и подчиняться ей не только за страх, но и за совесть велено (Августин).

Ø Вопрос о наказании. Красной нитью проходит через все произведение. Наказание существует, чтобы карать злых. Для добрых его быть не должно. Само наказание и суд Лютер обосновывает тем, что они существуют в мире изначально. И при этом ссылается на Ветхий завет. История Каина и Авеля. Утверждает, что Бог осудил Каина, но не дал ему умереть поначалу. После потопа Бог заявил: «Кто прольет кровь человека, того кровь прольется рукою человека». Тем самым здесь проявляется принцип неотвратимости наказания. Если же неотвратимость запаздывает и преступники умирают своей смертью, то здесь вина не Бога, а человека, власти, которая должна была поймать этих преступников и наказать. В Новом завете Лютер находит подтверждение этого постулата. Наказание есть спасительный оберег. Христос говорит: «Взявшие меч, от меча и погибнут». Меч – это символ наказания, который вложен в руки князя, который должен наказать злых и оберегать добрых.

Ø Следуя за Августином, Лютер делит людей на 2 части:

§ Христиане и иные благочестивые люди. Им не нужны ни законы, ни меч, потому что они между собой живут в безмерной любви, общаются с Богом непосредственно и могут себе позволить жить без всяких правил, без наказания, без суда. Они кротки и богобоязненны, не представляют никакой опасности.

§ Нехристи. Они относятся к светскому царству, им нужны законы и меч, который будут удерживать их от совершения зла. Они заставляют их внешне проявлять благочестие и спокойствие.

Ø Ни один человек не бывает от природы христианином и благочестивым. Все грешники и злые. Закон как преграда. В отличие от Августина, у которого град божий и град земной разделены и практически не пересекаются, у Лютера нехристи и христиане дополняют друг друга. Одна часть без другого существовать не может. Это две части общего. Если будет существовать только духовная власть, то будет злодейство, так как у духовных не хватит сил усмирить злых. Если будет только светская власть, то будет лицемерие. Вера будет внешняя, а внутри будет пустота.

Ø В то же время он утверждает, что в таком взаимном дополнении подчиненность состоит в том, что духовная власть подчиняется власти светской. Меч находится только у власти светской. Духовная власть действует только мирным путем. Христос действует только словом божьим.

Ø Зачем же тогда нужен меч? И как можно объяснить подчинение христиан светской власти? Лютер пишет, что смысл жизни христианина – любить ближнего. Если живешь для ближнего, ты делаешь только то, что полезно ближнему. Раз меч и законы полезны ближнему, ты им тоже подчиняешься. Если христианин делает то, что полезно ближнему, то и мечу подчиняется спокойно и добровольно.

Ø В отношениях между христианами меча нет. Здесь принцип милосердия и непротивления злу насилием. христианин христианину мстить не может. А в отношениях «христианин – нехристь» действует только меч.

Ø Лютер полагает пределы светской власти. Она не абсолютна

§ Первый предел: светские законы не должны превышать вопросов имущества и вопросов тела, материальных вопросов. Эти законы не властны над душой. Душа в полном ведении Господа.

§ Второй предел власти. Главное условие законности - следование Священному писанию, Библии. Но Библию он понимает не как дух, а как букву. Поэтому если какой-то светский закон не содержит прямых указаний, взятых из Библии, он будет несправедливым, незаконным и применяться не должен.

§ Третий предел власти. Он указывает, что никогда не надо принуждать к вере. Прозелетизм претит Лютеру. Потому что в таком случае вера становится лицемерием.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: