Платоновский идеализм в Утопии Мора.




16 столетие характеризуется 2 течениями в общественной и политической мысли:

Возрожение и Реформация.

Исторический толчок для Возрождения :1453 г. взят Константинополь, значит, Византийская империя перестала существовать. Гос-во пало, но куда делись люди? Особенно элита. Должны были податься в местность, более менее схожую духом. Поэтому массовый переезд греческой элиты в Италию.

В истории нет разрывов, ничто не зарождается вновь, есть преемственность. Античный мир через Византию, слегка преобразовавшись, опять вернулся в Европу, где античная мысль должна была развиваться далее.

Возрождение - процесс слияния после раздробленности Средних веков, приводит все в некое единство. Не то, которое было в эпоху античности (монолитное, все во имя гос-ва)

В 16 в.единство более пестрое, целый ворох идей, концепций, доктрин, высказываются всеми, кому не лень. Много, поэтому ни одна идея не получает законченного развития. Все они возникают и остаются в состоянии зародыша.

Возрождение – возвращение к античности. Но является ли оно чем-то новым? С 1 стороны, возвращение, тк мыслители 16 столетия берут себе в учителя античных авторов, но они не копирующих идеи, а пытаются их переосмыслить с учетом современных реалий. Нельзя умалять тысячелетний опыт христианской веры, который пронизывал все Европейское средневековье. Значит, Платон, Аристотель воспринимаются через призму христианской идеи.

Несмотря на влияние христианства надо признать, что Новое время не порождает ничего принципиально нового. Изменяются формы, черты, но в своих основах история мысли повторяется. Их волнуют те же проблемы, что и Платона, Аристотеля, которые решали их с точки зрения абсолютного разума (теоретического осмысления) вне зависимости от того, как это будет выглядеть на практике.

Мыслители 16 столетия не очень-то и верят в преображение окружающего мира. Пытаются найти ответы на беспокоящие вопросы, исходя из практического опыта.

Политическая мысль этого периода превращается в прикладную науку. (Каково значение этой теории на практике? Если оно есть, то надо развивать дальше, если нет, это пустая трата времени).

Ученые 16 столетия жили в непонятных, новых материальных условиях, что оказало воздействие, развитие полит и правовой мысли. Платон лишь вскользь критикует идеальное госу-во, его ученики через 2 тыс. лет критикуют зарождающийся строй. Получается, что их доктрины злободневные, они не претендуют на абсолютную истину.

Будучи призванными изменить окружающий мир, идеи 16 столетия во многом основаны на практике. Эти выводы порой очень точны и объективны, живут в течение многих столетий.

1 главная идея есть, которая объединяет все высказываемые теории – Идея государственного единства, ей пронизаны все теории.

Цель Платона-построить идеальное гос-во на все времена, у мыслителей 16 столетия - централизовать существующее гос-во.

Эпоху Возрождения отмечают 2 мыслителя (конца 15 в - первая половина 16 в.) Не были знакомы, но каждый в отдельности повторяют 2 мыслителей древности. Томас Мор (духовный ученик Платона, парадигма слияния), Никола Макиавелли (духовный ученик Аристотеля, парадигма разделения)

 

· Томас Мор, англичанин, занимал гос должности, значит, не был оторван от жизни.

Не хочет, чтобы было так, как есть в реальности. Он идеалист.

Основное произведение Мора «Утопия », 1513 г.

Утопия - небывалое место. Платоновский идеал островного гос-ва. Написано в форме диалога. Похожа на Платоновское произведение. Главный герой обсуждает те или иные проблемы.

· Можно поделить Утопию на 2 части.

1 часть - жесткая критика политико-экономического строя, сложившегося в Средневековой Англии.

Критикует жестокие наказания. Для Мора главное не покарать преступника, а вылечить недуги общества, они главные источники преступления. Недуги – злоупотребление властью, жестокие наказания и тд. Если изменится общество, то и люди изменятся.

 

Главный недуг и проблема - частная собственность. Она сконцентрирована в руках немногих, богачи пользуются ей неразумно. Держат прислугу, которая после смерти хозяина остается без пропитания. Поэтому после смерти хозяина бывшая прислуга начинает воровать.

Особенно осуждает смертную казнь. Аргумент в пользу отмены смертной казни полностью буржуазный: надо отправлять преступника не на смертную казнь, а на работы.

Рыночная дипломатия – политические шаги определяются денежными путями. Для Мора все покупается и продается, просто разные масштабы цен. Работая на общество, человек проникается своей причастностью к этому обществу и начинает жить по его закону.

· Главные заботы государя

-внутренние проблемы своей страны

-благосостояние государства состоит в благосостоянии его графств. Поэтому надо прекратить грабить подданных. Вернуться к высоконравственному управлению, стать отцом народа.

-Государь для народа, а не наоборот. Государь не может быть сторожем в тюрьме, должен быть рачительными хозяином в доме. Государь не должен властвовать над угнетенными. Существующий в Англии порядок-обреченный и ложный. Надо отменить частную собственность.

Частная собственность-кража.

Вторая часть утопии: более описательная. Тоже в форме диалога. В ней описывается идеальное гос-во, похожее на идеальное гос-о Платона.

-Это остров, тк он способствует развитию торговли, судоходства, препятствует завоеванию. На острове 54 города, у каждого города своя земля, каждой семье свой участок, но не навсегда.

-Семьи насчитывают 40 человек.

-Чтобы люди не привыкали к своему мечту обитания, они постоянно перемещаются по острову - из сельской местности в город и наоборот.

Каждый год половина (20 чел) – в город, остальные в сельскую местность. Кто живет в городах – каждый 10 лет меняют дом.

- Управление выборное, во главе государь и сенат как законодательный и совещательный орган. От каждого города 3 депутата в Сенат. Необходим для обсуждения политических проблем Утопии. Вне Сената запрещено обсуждение политических проблем, за это предусмотрено наказание. Чтобы не было слухов.

-На острове работают все, это обязанность. За тунеядство наказывают. Основное занятие земледелие, есть еще ремесло. Дети воспитываются сообща. С детства пытаются определить доходность ребенка. Если ребенок склонен к другому ремеслу, его отпускают в другую семью

-Есть начальники, которые надзирают надо всеми, чтоб работали.

-Есть ученые, но надо, чтоб был конкретный результат от их деятельности.

- 6 часовой рабочий день: этого достаточно, тк работают все. Утопийцы очень скромные в своих потребностях. Одеваются в одно и то же, золото и серебро не имеют хождения, из этого металла делают цепи рабам.

-Если возникают излишки населения, то этих людей выселяют в другие города,либо в колонии.

- Труд совместный, поэтому и плоды труда тоже общие. Есть склады, где можно взять столько, сколько нужно. Запасаться не надо, тк кругом всего много.

-У утопийцев вообще нет частной собственности.

- Нет тщеславия.

-Общественные обеды сиситии - есть,но жены у каждого своя. Мор не видит в семье ничего плохого.

- Признает рабство,несмотря на свой гуманизм.

Он объяняет это так: рабы нужны, чтобы выполнять тяжелую работу, которую не хотят выполнять полноценные утопийцы.

 

В глубине души он понимает,что то,что он пишет по большоу счету утопия.Платон же этого не понимал.

- Внешняя политика: хитрая и расчетливая. Воевать не любят, любят торговать. Воюют наемниками, если уж очень надо. Предпочитают коварную и лживую внешнюю политику (шпионы, сеять раздор у противника).

- Цель жизни – счастье (не экономическое, а сопряженное с добродетелью)

Добродетель - жить по природе, следовать разуму. Поэтому нельзя строить свое счастье на несчастье других.

- Веротерпимость. Но не приемлет атеизма. Право каждого верить в кого угодно, кроме права атеистов не верить ни в кого. Не допускаются к гос. должностям, тк таким образом они совратят все общество.

 

Платон Мор
Благо государства – единого целого Личных людей,каждого гражданина
Общность быта, семьи – распространяется только на граждан Общность быта – на всех, общности семьи нет
Граждане – которые не занимаются трудом,ничего не производят,посвящают себя гражданским обязанностям Все трудящиеся,кроме рабов.Идея равенства (все трудятся,всеобщей тудовой повинности)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: