Теория естественного права в творчестве Гуго Гроция




Курсив – Карпенко начал философствовать.

С древности,с ариев мысль человеческая проходит этапы универсализма, реализма и рационализма

Новое время начинается с рационализма и движется в сторону реализма.

Сейчас мы в реалистическом периоде,рационализм-удел будущего.

Почему в Новое время (с 17 века) этапы человеческого познания движутся в обратном направлении, начиная с рационализма?

Рационализм - путь познания, когда за основу, за старт берется какой-то жизненный факт, некая аксиома, не требующая доказательств.

16,17 В-отрицание всего того, что было до (Средневековой схоластики, отрицание христианства как религии, отрицание всего того, что связано с феодализмом).

Нарождающаяся новая мысль, освобожденная от религии, нуждается в обосновании самой себя. Если отрицается опыт, то надо основываться на фактах, реализме невозможно. Значит, можно основываться на разуме, на умозрении.

В новое время рационализм-первая и наивысшая точка, реализм падение вниз.

Декарт: Я мыслю, значит, я существую.

· В истории политика и правовой мысли – Гуго Гроций первый дал обоснование естественного права или естественного закона. Основатель современного международного права. Занимается МП, чтобы подтвердить существование некого естественного закона.

 

· Для Гроция естественно то, что диктуется самим разумом как необходимое.

Человек существо общественное, поэтому стремится к общению с себе подобными.

Гроций хочет доказать наличие естественной потребности человека и на основании этой потребности доказать наличие естественного права.

Полагает, что есть 2 пути доказательства

- Умозрительный путь (с помощью разума)

-С помощью опыта

Для Гроция опытный путь не очень надежный. Пример: многие племена подчиняются неким законам. Значит, можем предположить, что такие законы есть и у всех других племен. Но это не верно.

Поэтому ему больше нравится умозрительный путь. С помощью разума можно доказать наличие тех или иных фактов.

· Касательно Бога и Божественного писания: признает, но в качестве доказательства откровения (священные писания) использовать нельзя, т.к. священные писания обращены к неким идеальным людям.

То, что надо делать в соответствии с писанием превышает способности многих людей, значит, это противоестественно.

А естественные законы должны быть едины для всех.

· Ищет истоки естественного права в человеческой природе.

Природа нам указывает, как надо поступать. Естественная природа направлена на то, чтобы человек общался с себе подобными. В этом и состоит сущность естественного права.

· Аристотель – учитель Гуго Гроция, плюс любит цитировать Цицерона.

Общение как естественный закон Гроций находит и в животном мире (например, инстинкт самосохранения).

Следуя за Цицероном, Гроций утверждает, что человеку свойственно общение организованное, основанное на разуме, спокойное и планомерное. Человек по природе разумен, следует естественным потребностям. Главная потребность - сохранение жизни.

· Вслед за Цицероном Гроций выделяет – первичные и вторичные потребности.

Первичные потребности диктуются самой природой живых существ, вторичные характеризуются разумом, они более важные (Пример: сохранение общества).

 

Общество существует ради сохранения того, что принадлежит каждому (жизнь, свобода, имущество). Сохранение и укрепление общества отвечает естественным потребностям человека. Общество необходимо для сохранения жизни, а сохранение общества необходимо для сохранения жизни людей.

 

· Так Гроций связывает человеческую природу и человеческий разум. Разум делает то, что отвечает природе.

Из естественного стремления сохранить общество вытекают необходимые элементы человеческих отношений:

-воздерживаться от чужого и возвращать то, что принадлежит другому

-возмещать ущерб

-наказывать за преступления

- в основе человеческих отношений лежит правда. Главное значение правды - воздерживаться от чужого.

-собственность (в основе договор) является естественной потребностью и нуждается в защите. Посягать на нее нельзя.

 

· Право в узком смысле слова – воздержание от чужого (по др. правда)

У Аристотеля берет понятие уравнивающей и распределяющей правды. Гроций к правовой системе относит правду уравнивающую, а у Аристотеля же – правда распределяющая.

· Для Гроция важно то, что принадлежит отдельному человеку.

Далее, из этого разовьется теория личного права.

Гроций считал естественные принципы жизни абсолютно достоверными, они неизменны, тк соответствуют человеческой природе.

Даже Бог не может изменить достоверные принципы, он ведь разумный и не будет делать неразумные вещи.

Бог - первичный источник естественного права. Поэтому человек обязан соблюдать естественное право.

· Естественное право в широком смысле слова - предписания праведного разума, которые указывают, что в определенном действии присутствует нравственное безобразие или нравственная необходимость, и потому Бог либо запрещает, либо предписывает.

· От естественного права Гроций отличает позитивное право (положительное). Оно происходит из свободной воли людей. Делится на божественное (откровения библии) и человеческое.

Право человеческое делится на семейное право, гражданское (в широком смысле, которое регулирует гос общение) и международное.

Положит право имеет своим источником договор - добровольное соглашение людей. Обязанность соблюдать договор вытекает из естественного права,

· Политическое учение Гроция ничего принципиально нового не добавляет, добавляет лишь то, что гос-во – союз людей для сохранения права и общей пользы. Гроций говорит, что это совершенный союз свободных людей. Цель - сохранение спокойства общества.

Если гос союз - совершенный, значит, он вечный и верховный.

Гос-во создается на очень длительный срок

· Гроций отрицает сецессию и право на сецессию отдельных частей гос-ва.

Однако если части гос-ва угрожает уничтожение, то на место положительного права (жить вместе), возвращается право естсетвенное - стремление к самосохранению. Тогда эта часть может объявит сецессию.

· Отрицая сецессию у гос-ва, Гроций отрицает и право на свободу выбора места жительства.

Он считает, что люди, объединившись в гос-во, обозначили свой общий интерес. Если кто-то выходит из го=-ва, он нарушает общий интерес.

Если же выход отдельного чел-а из гос союза не противоречит общей пользе, то люди могут покинуть этот союз.

· Совершенный гос союз управляется единой верховной властью. Она самостоятельна и абсолютна. Полномочия касаются как общих, так и частных мер. Власть вообще едина и неделима.

Существует 2 вида субъектов власти:

Субъект общий и субъект собственный. Общий - само гос-во, собственный -должностные лица.

· Гроций выступает против народовластия. Наилучшая форма правления - монархия.

Он доказывает это.

-если у отдельного чел-а есть право отказаться от своей свободы (продать себя в рабство),почему мы тогда отказываем народу в этом праве народу, который хочет отдать себя в рабство монарху.

-история показывает, что существование царей независимо от народа. Они обладают верховной властью и реализуют ее по собственному усмотрению. Абсолютные монархи существовали всегда. Монархи существовали всегда, абсолютные монархи тоже существовали всегда.

-Народ, избравший себе формой правления монархию, утратил право смещать царя. Народ отдал ему все свои права. Монархия превратилась в необходимость.

-Монарх всегда выше своих подданных.Власть монарха самодостаточна.

 

Отрицает аргумент противников монархии - управляющий существует для управляемых, тк они выше.

Опека для опекаемых, но опекаемые ниже опекунов.

-Против возможности народа сопротивляться властям, тк это привело бы к анархии, ссылается на апостолов. Даже если власть неправильна, надо терпеть, но не бунтовать. Терпеть ради спокойствия и безопасности.

Можно сопротивляться, если правление монарха вступает в противоречие с естественным стремлением к самосохранению.

 

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: