Эпоха.
Эпоха, предшествовавшая Войне за независимость; Война за независимость, образование США.
Томас Джефферсон (1743 - 1826) 3 президент.
В основе государства лежит общественный договор. Оно призвано защитить естественные и неотчуждаемые права человека.
Любая власть производна от власти народа. Монархия ущербна, поскольку не может претендовать на власть, которая защищает интересы всех. Монархия должна быть свергнута, поскольку не служит интересам народа. Право на восстание, на независимость вытекает из естественных прав человека.
Дж утверждает, что жизнь в обществе - естественное право.
3 формы:
1. Догосударственная форма жизни общества. (индейцы)
2. Народовластная форма общественной жизни (при правительстве, которое оказывает влияние воля народа)
3. Деспотическая форма общественной жизни (существует при монархии)
Естественные права неизменны, на естественных правах основаны и гражданские права. По мнению Джефферсона право на жизнь, свободу, собственность выше любых законов. И если законы попирают естественные права, то они должны быть отменены либо установлена другая форма правления.
Естественные права:
1. Жизнь
2. Собственность
3. Свободу
4. Право использовать по своему усмотрению свои способности. Плоды своих трудов.
5. Право личной неприкосновенности
6. Право свободы совести и вероисповедания
7. Право выбирать ту форму общественной жизни, которая поможет человеку стать счастливым, устранить те или иные недостатки, которые мешают этому.
Идея народного суверенитета. Народ обладает правом установить угодную ему форму правления.
Гос-во должно быть республикой!
Происхождение государства.
Декларация независимости (отказывается от доктрины божественного права королей и отстаивает теорию общественного договора и естественных, неотчуждаемых прав человека (жизнь, свобода и стремление к счастью)).
|
Характеристика государства (определение государства).
В основе Декларации независимости права человека (краеугольный камень - идеи свободы и равенства; к неотчуждаемым правам относились свобода мысли и право предавать гласности свои мысли, а также свобода совести).
Неотъемлемая часть свободы мысли - свобода слова и печати (свобода мысли могла быть реализована только образованными людьми - просвещение; создал первую в колониях кафедру права и первый университет; разработал систему народного образования (от всеобщего начального до высшего)).
Противник тирании (религиозную ее форму полагал более отвратительной, чем политическая; в Виргинии добился закона об отделении церкви от государства).
Концепция государства (строилась на фундаменте естественных прав человека; государство - продукт общественного договора, создается людьми для максимально полной реализации своих прав; учредив государство народ остается единственным носителем суверенитета; из идеи народного суверенитета выводилось право народа на смену власти).
Пересмотрел взгляды (его симпатии склонились к регулярным и глубоким политическим реформам, приводящим государство в соответствие с потребностями каждого нового поколения американцев) (ни одно поколение не должно связывать потомков своими законами и учреждениями).
Форма правления (только республиканская).
|
Форма государственного устройства (конфедерация, в которой широкие права штатов поглощали полномочия центра) (идея Конституции США 1787, по которой страна стала федеративным государством, воспринята им критически).
Понятие права (отличие от закона; виды права).
Разделял принцип верховенства права в широком смысле и закона - в более узком, а также принцип обеспечения прав и свобод личности.
Принцип разделения властей (видел в нем общий принцип, а не инструмент для достижения подлинного народовластия; признал распределение полномочий между исполнительной и законодательной ветвями власти, особые функции судебной власти вызывали его протест).
Особенности теории.
Сознательно воздерживался от систематического изложения своих взглядов на общество, государство и право (его идеи взяты из Декларации независимости и других документов; основывался на наследии античной и европейской мысли, а также на историческом опыте североамериканских колоний, их демократических традициях).
Внес значительный вклад в теорию и практику демократии в США (вся власть должна исходить от народа, отправляться в его интересах и формироваться из его представителей; только народ может быть гарантом свободы, его права необходимо расширять).
Признавал за народом естественное право совершать ошибки (здравый смысл людей в состоянии исправить их и извлечь из них урок на будущее).
Юридическое закрепление демократических прав и свобод (не вошли в Конституцию США 1878; выступил инициатором включения Билля о правах в текст Конституции (первые 10 поправок)).
Принцип мирного решения международных проблем (активной и самостоятельной внешней политике предпочитал игру на противоречиях между европейскими государствами).