v Кальвинизм – самое радикальное направление протестантизма.
v Кальвин был несколько моложе Лютера, родился в 1509 года. Один из самых его ревностных последователей, возвел отдельные положения лютеранства в практический абсолют.
v Девиз теократического правления Кальвина – цитата из «Послания римлянам». Апостол говорит: «Если Бог с нами, кто против нас ». У Кальвина элемент борьбы между христианами и нехристианами, между избранными и неизбранными присутствует всегда.
v Он принимает доктрину избранности в самой экстремальной форме. Для него эта доктрина богоизбранности явилась огромным утешением. Потому что она освобождала человека от озабоченности. Если ты избранный, то делать ничего не надо, ты знаешь, что Бог за тебя. Как это узнать – другой вопрос. Кальвин дает способ, как это узнать. Такой человек, который уверен в своей избранности, может посвятить свою жизнь лишь прославлению Господа и служению ему всем своим телом и всей своей душой.
v Цель Кальвина – создать республику святых – сообщество людей, для которых главным по жизни является восхваление Бога и отдание себя ему. В Женеве такое сообщество святых он пытается создать.
v Главное произведение Кальвина: «Учреждение христианской веры », 1536.
v Кальвин был убежден, что спасение достигается только через слово божье. Любое другое представление о боге – продукт фантазии, идол, который достоин осуждения и порицания.
v Главной ошибкой человека является разум и личное желание. Именно они толкают человека на всякие несуразности и мерзости. Они искажают человеческую волю. Первородный грех Адама Кальвин толкует как результат действия разума Адама. Адам поступил неправильно, руководствуясь собственным разумением. Он поступил неправильно, за что и был наказан.
|
v Тем самым Кальвин утверждает абсолютное рабство воли. Он берет идею Августина в самой крайней форме. Ничто не существует в мире от человека, только от Бога. Малейшее проявление человеческой воли всегда разрушает истинное представление о Боге.
v Человек, будучи созданием Бога, его творением, может действовать только по указанию, наущению и по воле бога. У Бога есть два орудия: божественное провидение и предопределение
Ø Божественное провидение означает, что человек должен подчинить свою волю и свое поведение всемогущему Богу. Во всем – и в общем, и в частности, и в общественной, государственной, и в личной жизни.
§ Это идея теологического детерминизма Жана Кальвина. Он четко устанавливает, определяет, детерминирует поведение личности, подчиняя ее божественному замыслу.
§ Божественное провидение – лишь продолжение акта творения. Ничто в мире не может создаваться без того, чтобы Господь не дозволил это и не попустил этому. Все создания и творения Бога используются Богом по его собственному усмотрению, он управляет сердцами людей, он руководит их действиями, направляет их, причем люди не могут поступать по собственному усмотрению. Как сказал Бог, так оно и будет.
Ø Божественное предопределение. Это вечный совет Бога. Он определяет намерение человека и его поступки. По мнению Кальвина, Бог не создал всех равными, а каждому предписывает свое место. Повторяет Августина: одним Бог заповедовал жить вечно, другим – вечное проклятие. Почему так – спрашивать бессмысленно. Это воля Господа, понять ее мы не в состоянии. Принять без всякого объяснения, как факт достоверный и непререкаемый.
|
§ Возникает естественный вопрос: если все в мире предопределено Господом, как быть с первородным грехом? Получается, что Бог ответственен за это. Кальвин говорит, что нет, конечно. Первородный грех Адама был совершен с ведома Бога и замыслен Богом. Господь знал, что Адам так поступит. Это соответствует божественному замыслу. Какому – мы не знаем. Ответственности у бога нет.
§ Если одних Бог предопределил к вечной жизни, других – к вечному проклятью, как узнать, к чему я предопределен? Так как пути господни неисповедимы, в Библии этого не сказано, священников нет, спросить не у кого, поэтому вытекает вывод о том, что узнать о том, к чему ты предопределен, можно только из своего состояния, положения в обществе. Надо получить некий знак о благоволении господа. Такой знак должен быть общепризнанным, он должен быть понятен и ощутим всем обществом. Так как если он только для тебя имеет значение – это твои проблемы. Мы-то живем в обществе. В этом еще одно противоречие протестантизма и кальвинизма: провозглашая индивидуальность религиозного опыта, говоря, что каждый сам понимает Бога, они отрицают сообщество людей. Давайте все будем отшельниками! Но это абсурд, потому что общество есть, и оно необходимо. Из этого противоречия Кальвин выходит просто: знак должен быть понимаем и принимаем всеми людьми.
§ Кальвин разделяет людей на хороших и плохих. Разделив общество людей на эти группы, он порождает конкуренцию между ними, столкновения и конфликты, соперничество. В этом соперничестве надо доказать свою избранность разумно. Если таким знаком должно стать то, что всеми признается, то это должна быть очень простая вещь. То, что все знают (типа колобок или винни-пух). В нашем случае – это только материальное благосостояние и социальный успех. Только это понимается в современном обществе как некий знак свыше. И к этому и подводит Кальвин. В этом смысле и нужно понимать высказывание Макса Вебера, который потом скажет: «В протестантизме коренится дух капитализма». Если человек во всех этих делах успешен, зарабатывает много, он может заявить, что «Бог – мой партнер по бизнесу».
|
§ В этом смысле кальвинизм породил то общество, которое мы наблюдаем сегодня, в котором главным критерием является престиж и материальное богатство. И если мы вспомним историю, то увидим, что протестантизм в своих сектантских отклонениях получил свое наибольшее развитие в странах на тот момент развитых: Англия, Голландия, Германия.