Вопрос 32. Политические взгляды Ж. Ж. Руссо.




Эпоха.

XVIII в. эпоха, предшествовавшая Великой французской революции.

Жан Жак Руссо (1712 - 1778) (родился в Женеве; принадлежал к мелкой буржуазии; не окончил школу; обучение у ремесленника; перебирается в Савойское княжество; занялся самообразованием; перебирается в Лион, а затем в Париж; сближается с просветителями.

«Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми».

«Об общественном договоре, или Принципы политического права».

«Исповедь савойского викария».

«Эмиль» (трактат о воспитании, в ребенке нужно культивировать естественные наклонности, прежде чем их вытравит цивилизация).

 

Происхождение государства.

Отделяет естественное неравенство, порождаемое различиями в силе, уме, энергии, от неравенства, основанного на социальных условиях.

Две фазы догосударственного, естественного состояния:

1) состояние дикости (люди жили поодиночке, контакты случайны, постоянно общение с природой; образ жизни - бродяжничество; разум спит, языка нет, нравственность неизвестна);

2) потребности охоты и рыболовства приводят к объединению людей (семейная жизнь; зачатки морали (правила поведения по отношению к другим людям); первые столкновения, конфликты; расширение умственных и эмоциональных горизонтов).

Возникают обработка земли, скотоводство, появляются металлы (возникновение частной собственности приводит к разладу в обществе и бедствиям; человечество подошло к порогу гражданского общества (государства).

Частная собственность побуждает людей жить за счет других (оправдана только при соблюдении равенства и допустима только в размерах, необходимых человеку-труженику) (Руссо - эгалитарист (он за равное, справедливое распределение частной собственности).

Создание гражданского общества (государства) (необходимо, чтобы покончить со взаимной борьбой и нестабильностью; не считал, что общественный договор отвечает интересам всех его заключивших (богатые навязали большинству договор, превращавший бедных из их противников в защитников, а правила, благоприятные для них, возводил в ранг закона; нормы естественного право попраны, так как противоречили их интересам)).

Государство, начало которому положил общественный договор - результат обмана (дает четкие социальные характеристики, рассматривая государство как форму и средство господства богатых и угнетения бедных - предмарксистские мотивы).

Вступив в общественный договор, обманутый народ не сумел отстоять свою свободу (его пассивность привела к деспотизму, при котором все сводится к закону силы; но тирания не вечна, гнев народа должен обрушиться на деспота).

Характеристика государства (определение государства).

Права личности приносятся в жертву народному суверенитету, в жертву диктатуре общей воли (общественный договор дает политическому организму власть над всеми его членами; суверен не должен отягощать одного подданного более другого) (общая воля всегда права).

Абсолютная власть государства распространяется на действия и мысли граждан (подданные должны отдавать отчет суверену в своих убеждениях).

Отношение к религии (вера в верховное существо; возражает против религиозного фатализма, догматики, его идеал - вдохновенная религия, которая должна быть подчинена интересам государства).

Христианство проповедует лишь рабство и зависимость, дух его слишком выгоден для тирании (истинные христиане созданы для того, чтобы быть рабами, это их не смущает (земная жизнь для них малоценна).

Государство, заинтересованное в том, чтобы каждый гражданин имел религию, заставлявшую его любить свои обязанности, имеет право установить статьи гражданского символа веры (гражданская вера предполагает существование предусмотрительного и заботливого божества, будущую жизнь, счастье для справедливых, святость общественного договора и законов; исключает нетерпимость) (идеал государственной религии).

Народный суверенитет (сувереном всегда является только народ; всякое правительство получает власть от народа; суверенитет народа - суть общественного договора; форма управления зависит от воли народа).

 

Формы государства (идеальное государство).

«Об общественном договоре, или Принципы политического права» (справедливое общественное устройство; как добиться того, чтобы при заключении общественного договора народ не утратил, а приобрел власть и свободу).

Это возможно, только если верховная власть принадлежит совокупному народу (объединившись в государство люди отказываются от своей естественной свободы в пользу общей воли, в которой каждый имеет равную долю; в общей воле выражено органическое единство государства; создав в результате объединения новый организм, люди подчиняются его воле, выражающей их интересы).

Общая воля (не тождественна воле всех; не всегда предполагает единодушное согласие; кроме первоначального общественного договора решение большинства обязывает всех остальных; общая воля выявляется путем голосования; все участники договора об ассоциации должны выражать свое мнение непосредственно).

Не абсолютизирует принцип равенства (степень власти и богатства не должна быть одинаковой у всех, но должна быть ограничена).

Пытается реально обеспечить народный суверенитет на основе свободы и равенства (оберегает суверенитет высшей законодательной власти от посягательств власти исполнительной; учреждение правительства - установление сувереном закона, создающего правительственный орган, и назначение должностных лиц, исполняющих его функции).

Суверенитет не отчуждаем (заключается в общей воле, а воля не может быть представлена) (функции народа-законодателя не должны передаваться его представителям).

Средство от узурпации (периодические собрания граждан, решающие среди прочих вопросы о сохранении существующей формы правительства и об оставлении власти в руках тех, на кого она возложена).

Защита прав личности (ограничивается софистическими аргументами, что подчинение общей воле не означает ограничения свободы; закон не может быть несправедлив (нельзя быть несправедливым к самому себе)).

Демократия (непрактична - невозможно держать народ постоянно в сборе (противник представительной демократии)).

Монархия (сильная, но легче всего поддается частным желаниям).

Предпочтение отдает (демократической форме государства и аристократической форме правительства).

Понятие права (отличие от закона; виды права).

Закон сочетает всеобщность воли с всеобщностью объекта (предмет, относительно которого делается постановление, так же всеобщ, как и воля, которая постановляет; не может быть общей воли, направленной на частный объект).

Закон понимается как норма, распространяемая на всех граждан (придает логическую убедительность утверждению о том, что нельзя быть несправедливым по отношению к себе).

Допущения возможности злоупотребления суверенитетом не препятствуют полной неограниченности верховной власти (нет такого закона, который суверен не мог бы нарушить, который бы связывал его волю).

 

Особенности теории.

Радикальные тенденции в политической мысли предреволюционной Франции (идеи равенства, социальной справедливости, народного суверенитета, законности сопротивления тирании).

Влияние теории велико (сделал шаг от просветительства к революции, к массовым действиям, к свержению тирании посредством народного восстания; провозгласил суверенитет народа на основе полного равенства; призвал к открытому сопротивлению тирании).

Многие социалистические школы выросли из представлений Руссо о собственности как основе неравенства и конфликтов.

Отдает приоритет интересам целого над правами человека, над личностью.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: