"Теория права и государства в связи с теорией нравственности" (1907 г.). Т.к. право коренится в психике индивида, то источником права выступают эмоции человека (т.н. "эмоциональная теория") Эмоции служат главным побудительным ("моторным") элементом психики. Именно они заставляют людей совершать поступки. Различал два вида эмоций, определяющих отношения между людьми: моральные и правовые. Моральные эмоции являются односторонними и связанными с осознанием человеком своей обязанности, или долга. Нормы морали — это внутр.императивы. Деление об-тей и норм на нравств.и правовые. Нравств.об-ти (чисто императив.норма) – переживания, не отягощ.к-либо долгом обяз-ва по отн-ю к др. Правовые – переживания, связ.с возвращ.какого-л.долга. Правовые - любые эмоциональные переживания, связанные с представлениями о взаимных правах и обязанностях. К правовым нормам: правила различных игр, в том числе детских, правила вежливости, этикета и т. п. Правовые нормы создаются не путем согласования эмоций участников общественных отношений, а каждым индивидом в отдельности. Допускал существование правовых отношений с неодуш. предметами, животными и нереальными субъектами, такими, как Бог или дьявол. Стремился найти универ. формулу права, которая охватывала бы различные типы правопонимания, известные истории (включая договоры с Богом и дьяволом в правовых системах прошлого). Правовые нормы, создаваемые индивидами, неизбежно вступают в противоречия друг с другом. Право – этические переживания (эмоции), имеющие атрибутивный х-р. Позитив.право вып. 2 фун-и: распределит., организац. Распределит.- наделение отд.инд-в соц.благами. Могут быть: хоз. (распределение плодород.земель), идеальные (неприкос-ть лич-ти, чести). Организац.ф-я – созд.порядка властвования и подчин.в разл.социальных организациях, в т.ч.в гос-ве. На ранних этапах истории способом их обеспечения выступало самоуправство. Затем правовая защита упорядоч.: возникает система фиксированных юридических норм в форме обычаев и законов, появляются учреждения общественной власти (суд, органы исполнения наказаний и т. п.). Однако развитие обычаев и законодательства не вытесняет полностью индивидуальных правовых переживаний. В современных государствах наряду с офиц.признанным правом существует множество систем интуитивного права, как, например, право зажиточных слоев, мещанское право, крестьянское, пролетарское, право преступных организаций. Соотношение интуитивного и официального права в каждой стране зависит от уровня развития культуры, состояния народной психики. Россия является "царством интуитивного права по преимуществу" с множеством национальных правовых систем и религий. Поитив.право в отличие от интуитивного фиксировано, менее приспосабливается к обст-вам времени, это унифицированный шаблон прав и об-тей. Разнов-ти позитивного права: законное право, обычное право и т.д. Законное право – нормативный фактом выступает закон. Все законы делили на божеств.и человеческие. Законное право бывает офиц. и неоф. К официц.также отн-сь кроме гос.з-нов, церков.з-ны, правила разл., признанных гос-м объед-й, н-р, акционер.комп-й. Обычное право: нормативный факт – повторяющееся массовое поведение. Делили:старообразное (обычное право предков), новообразное (пр.совр.обычаев, в обл.этикета, тоговли). Не относил к позитивному праву суд.практику. Но относил к позит.праву: преюдиц. (отд.преюдиции в сочетании с суд.практ.) и юдиц.право (возник.в ходе суд.разб-в). К разнов.позит.права: книжное право (частн.и оф.сборники, приобретш.со временем норматив.значение), прецед.право, договорное,право принятых в науке мнений и т.д. Интуитив.право и возит.право имеют отд.сферы д-я, но часто пересекаются. Возикают коллизии, к-е разреш-ся разбирательством. К офиц.праву относ.:разл.виды позит.права, интуитив.в отд.формах. Реформы законодательства необходимо проводить на основе научных знаний. В связи с этим им выдвигался проект создания особой научной дисциплины — политики права. Философия права распадается на две самостоятельные науки: теорию права и политику права. Теория права должна быть позитивной наукой, без каких-либо элементов идеализма и метафизики. Политика права как прикладная дисциплина призвана соединить знания о праве с общественным идеалом, т. е. представить научное решение проблемы, составлявшей содержание прежних естественно-правовых учений. Главенствующее положение в правовой политике гос-ва должны занимать не принуд.меры, а механизмы воспит.и мотивационного воздействия на поведение людей. В будущем право изживет себя и уступит место нормам нравс.поведения.