Преподавание спорных вопросов/тем истории как вызов для европейских учителей истории
Йоке вон дер Леу-Рорд,
Исполнительный директор EUROCLIO, Нидерланды
Преподавание истории как отражение национальной гордости и боли
На годичной конференции EUROCLIO (Еиrореап Standing Сопfеrепсе оf Hiatory Теасhers' Аssociations) в 1995 г. участники обсуждали тему «Преподавание темы: Важность и значение Потсдамской конференции».1 Выяснилось, что ни один из европейских учебников по истории XX века и ни одна из учебных программ не обходит стороной тему «Потсдамская конференция». В то же время на годичной конференции EUROCLIO много говорилось о различных национальных подходах к трактовке Потсдамской конференции как события европейского и даже глобального значения.
В Великобритании большое внимание обращалось на т. н. польский вопрос. В России - на победу, одержанную в войне, и на необходимость репараций, которые обосновываются огромными разрушениями в ходе войны. Для Германии Потсдам означал официальное начало оккупации Гер-
мании союзниками, продолжавшееся до 90-х гг. XX в. Во Франции основное внимание обращалось на тот факт, что Франция не была приглашена на конференцию. Для испанских историков Потсдам, в действительности, ничего не значил. Только в последнее время Потсдамской конференции стали придавать значение, большее, чем просто теме в учебнике истории.
В официальных учебниках Советского Союза Потсдамская конференция рассматривалась как последний пример сотрудничества союзников и окончание войны в Европе. Никаких связей между началом холодной войны и Потсдамской конференцией не проводилось. Взаимная напряженность во взаимоотношениях рассматривалась как расхождение во взглядах на конференции, где в основном господствовала положительная атмосфера. В большинстве западноевропейских учебников обстановке на конференции дается противоположная оценка. Решение об использовании атомной бомбы, вынесенное на конференции Трумэном, рассматривается как доказательство роста напряженности между союзниками.2
Потсдамская конференция представляет собой простой и даже невинный
1 EUROCLIO основана 21 апреля 1993 г. и Леувардене, Голландия. В 2000 г. членами EUROCLIO
были более 60 обществ, объединяющих учителей истории, а также других организаций, занимающихся преподаванием истории. EUROCLIO была создана для того, чтобы способствовать развитию и укреплению преподавания истории как важного предмета в системе образования молодежи. Среди других целей - укрепление позиции преподавания истории в школьной программе и поддержка интеллектуальной свободы учителя, а также поддержка европейского измерения, не оставляя при этом без внимания глобального, национального и регионального аспектов. В EUROCLIO представлены следующие государства: Австрия, Азербайджан, Албания, Беларусь, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Голландия, Грузия, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Кипр, Кыргызстан, Латвия, Литва, Люксембург, Македония, Мальта, Молдавия, Норвегия, Польша, Португалия, Россия, Румыния, Словакия, Словения, Украина, Финляндия, Франция, Чешская Республика, Швейцария, Швеция, Эстония.
2 Joke van der Leeuw-Roord. Altered States and Consciousness? examining Potsdam? TES, April 7,1995.
пример противоречивой и требующей особенно чуткого отношения темы европейской истории. В истории Европы множество гораздо более серьезных и сложных противоречий и тем: войны, (спорные) поступки политиков, депортации, рабство, нравственные/ безнравственные установки, бомбардировка невинных людей, империализм, этнические чистки, холокост, коллаборационизм, религиозная нетерпимость, проблема беженцев и военные преступления. Это вопросы, которые противоположным образом оцениваются разными людьми, разными народами и в разных странах и которые до сих пор в разных местах Европы играют очень важную роль в повседневной жизни. Эти вопросы истории не принадлежат только прошлому, но являются современной реальностью.
Исторические знания или изложение истории в школьном курсе неизбежно избирательны. По большей части школьный курс истории представляет собой отражение национальной гордости и боли, он знакомит учеников в первую очередь со страданиями нации и, с другой стороны, способствует формированию национальной гордости. Ущерб, нанесенный другим, и тот факт, что другие могли быть жертвами/ потерпевшими в нашей собственной стране - это в государствах Европы вопросы, не характерные для учебных программ по истории. Обычным является отношение, согласно которому то, что случилось в прошлом с другими, не является частью нашего прошлого, а, значит, нас не касается и поэтому не затрагивается учебной программой. Доминирование национальной истории приводит в большинстве государств Европы к тому, что ученики знакомятся с национальной историей избирательно, причем роль других в обществе, соседние государства и многие другие вопросы (особенно малые страны) не затрагиваются. В результате этого многие ученики получают в школе искаженную картину
того, что произошло в истории. Эту картину прошлого они пронесут с собой через всю оставшуюся жизнь и передадут своим детям. Исторические мифы и ложные истолкования прошлого живут долго.
Богатый европейский банкир Фердинанд Делюш попытался преодолеть вышеописанное воздействие таким образом, что собрал в 1989 г. 12 историков из 12 стран Европейского союза, чтобы они совместно написали общую историю Европы. Эта книга, «История Европы», или, как озаглавлена её англоязычная версия, «Иллюстрированная история Европы», была опубликована в 1992 г. и, по мнению издательства, была очень удачной. Первоначально книга была написана на французском языке и потом переведена на 15 языков, в том числе на русский и польский. Позднее она переиздавалась, в том числе и в карманном формате.
Сумели ли авторы этой книги избежать традиционного отражения национальной гордости и боли7. Ответом будет — НЕТ. Традиционное отражение добавляется в процессе перевода текстов, в ходе которых иногда действительно имеет место просто обусловленная языковыми особенностями интерпретация, но нередко это означает большее. Национальные издательства изменяли слова и предложения, чтобы продемонстрировать или подчеркнуть традиционную национальную трактовку истории.
Однажды я сравнила главы о Второй мировой войне во французском, английском, немецком и голландском изданиях. Выяснилось, что английское издание довольно точно следует французскому, голландское же в несколько меньшей степени, тогда как немецкое отличается уже значительно. Французское же издание отличается даже от написанного французским историком первоначального текста.
Для того, чтобы пояснить свою мысль, приведу следующий пример, который также связан с требующим особенно чуткого отношения и спор-
ным вопросом истории Великобритании. Это проявилось в английском издании. Во французском, немецком и голландском изданиях утверждалось, что Гитлер, в конце концов, был вынужден отказаться от планов завоевания Британских островов, В английском тексте вместо островов стояло Британской земли (5о11 — земля, родина). Только английский текст намекал на немецкую оккупацию, тексты на других языках не замечали этого факта. Можно ли это рассматривать как пример болезненного для англичан вопроса и не является ли выражение Британской земли указанием на эмоциональное отношение, связанное с гордостью. Очень интересно при чтении опубликованных в последнее время английских учебников для средней ступени было обнаружить то, что там ни разу не упоминается оккупация. Учеников просто не информировали о том, что Ла-Манш был оккупирован Германией. При помощи такого замалчивания преподавание истории позволяет избежать споров о том, как народ относился к этому вопросу в период оккупации. Таким образом была обойдена требующая особенно чуткого отношения тема, которая не принадлежит к традиционным темам в преподавании истории.
Исследование, проведенное EUROC-LIO в 1999 г., показало, что большинство героев и фактов, которые изучаются в школе, связаны с национальной историей. Очень немногие из героев имеют более чем просто местное значение и известны за пределами национальных границ. Международную известность имеют как правило отрицательные герои, такие как Ленин, Сталин, Гитлер и Муссолини. Из фактов и событий общеевропейского значения на первом мест находятся войны. В Европе нет учебных программ, в которые не была бы включена Вторая мировая
война. В заключение можно сказать, что история Европы, которая преподается в школах, включает проблемы и темы, которые все ещё являются важными и болезненными для каждого конкретного государства.
Историческое образование это политика
Доктор Боб Страдлинг в своем проведенном для Совета Европы исследовании нашел, что в 70-80-е гг. акценты в преподавании истории сместились в сторону увеличения значения европейской и глобальной истории. В 90-е гг. смещение произошло вновь в сторону национальной истории и не только в тех странах, где это можно было бы предполагать, но почти во всей Европе.3 Заметно усилились национальные тенденции. Особое внимание к национальным ценностям проявляется в контексте стремления к восстановлению прошлого. Подход к новой национальной истории почти везде сходен. Он начинается с мифического возникновения нации. Например, в Словакии - с моравских князей, в Румынии - с фракийцев и даков, в Украине - с казаков и т. д. За этим следуют периоды упадка и кровопролития, угнетения со стороны какой-нибудь могущественной власти, например, Габсбургов, Оттоманской империи или России, до рождения нации. Возникший в классе национальный миф, акцентирующий страдания и войны, способствует поддержанию национальной памяти.
В Европе, да и не только в Европе, преподавание истории и изучение её в школе - это политика. Для общества составление новой программы по истории - это вопрос политический, но, одновременно, также и вопрос требующий особенно чуткого отношения. В 1999 г. Министерство образования
3 Dr Robert Stradling/ The European Content of the School History Curriculum? Strasbourg 1995? CC-ED/HIST (95) 1.
Российской Федерации составило набросок национальной доктрины Российской Федерации в области образования, задач и целей России в области образования до 2025 г.! В отличие от остальной Европы в центр здесь поставлено понятие преемственности, а не изменчивости. Этот долгий период призван уравновесить хаос, сложившийся в области образования через восемь лет после перемен. Первичная цель образования, не специально исторического образования -
- обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
- • воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства4 и т. д.
Уже Маргарет Тэтчер желала, и современное правительство Великобритании также считает необходимым уделять в учебной программе особое внимание истории развития Британской империи. Республиканский, консервативный Конгресс США проголосовал в 1995 г. против новых стандартов истории Америки, так как они не были. достаточно направлены на развитие американского идентитета. В 1997 г. Гельмут Коль заявил, что ни один народ не может жить без исторического идентитета. Бывший либеральный лидер Голландии Ф. Болькенстейн высказал пожелание видеть в школах больше национальной голландской истории, чтобы поддержать национальный идентитет голландцев. Большинство лидеров государств Восточной и Средней Европы соглашаются с этой точкой зрения. Политики не рассуждают ни о негативном влиянии такой цели исторического образования в длительной перспективе, ни о потребностях молодежи в образовании вообще.
Подобные идеи вызваны только кратковременными политическими или национальными интересами.
Могут ли учителя истории отказаться от преподавания спорных и требующих особенно чуткого отношения тем? На самом деле - нет. Практическим аргументом в поддержку этой позиции является тот факт, что прошлое - это во многих государствах Европы не просто история. Дома, в кругу друзей или в обществе дети нередко ощущают влияние спорного или требующего к себе особенно чуткого отношения прошлого. В школу они поступают, уже имея исторические знания, которые представляют собой скорее воспоминания, чем историю. Прошлое для них - это эмоциональный опыт, а не академический предмет. Ученики нередко имеют определенное представление о прошлом еще до того, как они приступают к изучению истории в школе. Учителя истории не могут обойти в школе темы, о которых до сих пор спорят историки-ученые. Многие проблемы сохраняют важность для нации, оставаясь объектом эмоциональных и политических споров. Как следует преподавать в государствах Балтии историю эстонцев, латышей и литовцев в период Второй мировой войны, позицию Македонии - в Болгарии и Греции, Сталина - в школах России, войну в Югославии - в Хорватии, в странах Западной Европы - колониализм, отношение к населению оккупированных стран, и конкретно к евреям в годы Второй мировой войны.
Учителя не могут отказаться от преподавания спорных и требующих особенно чуткого отношения тем, так как современная история интересует учеников. Желание изучать современную историю, в том числе требующие особенно чуткого отношения темы, нашло подтверждение при анализе результатов исследования «Молодежь и История» (Youth and History). В ходе
4 https:// www.asf.ru/fprn.htm (2004-04-08)
C
этого исследования более чем 30 тысячам 15-летних школьников из 27 стран Европы, в том числе Турции, Израиля и Палестины, задавались вопросы о том, какие исторические периоды они предпочитают изучать. Выяснилось, что современная история не имела конкурентов — именно её предпочитали изучать ученики. По шкале 1-5 средним баллом предпочтений античности был 3,03, периода 1800-1945 - 2,97 и периода после 1945 г. - 3,65.5
Преподавание европейской истории XX в. означает именно преподавание спорных и требующих особенно чуткого отношения тем. Еще не так давно большинство учебных программ по истории не включало недавних событий. Это оправдывалось тем, что историки и учителя истории при анализе современной истории не могут делать выводы задним числом. И что они не будут при рассмотрении событий современной истории настолько же нейтральными, как и при преподавании истории предыдущих веков. Большинство учебных программ и учебников в странах Европы содержат тему распада Советского Союза, его влияния на страны Восточной и Западной Европы и шире - его значения для Европы и всего мира.6 Все эти вопросы содержат противоречия. Учителя истории должны следовать программе и поэтому не могут избегать требующих особенно чуткого отношения тем европейской истории.