История - это изучение и преподавание




Среди тех, кто занимается проблемами исторического образования в Европе все больше растет понимание того, что изучение и преподавание истории


это нечто большее, чем националь­ный взгляд/точка зрения на историю. Важной целью современного истори­ческого образования является помочь молодежи понять тот мир, в котором она живет и познакомить её с силами, движениями и событиями, которые сформировали этот мир. Или помочь дать ответ на вопрос: Как мы оказались в той ситуации, в которой мы сейчас находимся? Многие учителя считают, что ответ на этот вопрос - это отголо­сок того будущего, в котором окажется молодежь в последствии. При рассмо­трении прошлого учитывается то, что мои ученики должны знать о прошлом, чтобы жить в будущем и какая инфор­мация важна для человека, живущего в XXI веке?

Вышеописанные последствия по­рождены учебной программой, кото­рая представляет собой перечень (на­циональных) событий, дат и героев и в которой не сформулированы цели обу­чения истории,не акцентированы важ­нейшие знания/представления (кеу-сопсерt:) и предполагаемые результа­ты обучения, важные для понимания прошлого. Преподавание, ориенти­рованное на результаты обучения, сосредоточено на идее развития у учеников понимания того, что различ­ная трактовка прошлого способствует сохранению различных представле­ний о современности и оказывает влияние на существование различных возможностей/перспектив в будущем.

При помощи своей очень активной деятельности в 90-е гг. XX в. Совет Ев­ропы оказывал содействие идее муль-типерспективного подхода при изуче­нии и преподавании истории. Многие учителя истории стали сторонниками идеи мультиперспективности как одной из возможностей трактовки спорных и требующих особенно чут-


 


5 Magne Angvik, Bodo von Borris Ed. A comparative European Suvey on Historical Conciousness and Political Attitudes among Adolescents. Hamburg, 1997

6 Выражаю признательность Бобу Страдлингу за предоставленные им ею главы и составленном
Советом Европы книге Handbook for History Teachers, которыми я имела возможность воспользоваться, готовя эту статью.

 


 

 


 


кого отношения вопросов. Такой под­ход объясняет ученикам, что разными людьми одни и те же факты могут быть использованы с разными целями или для того, чтобы поддержать различные трактовки одного и того же события.

Разговоры о новых подходах, кото­рые дают нам больше возможностей работать с классом, прошлое которого требует особенно чуткого отношения, не означают, что в школьной практике произошли перемены. Учителя неред­ко должны отвечать на такие вопросы учеников, на которые они сами еще не имеют ответов. В период их обучения в университете многие из новых данных и новых подходов еще не входили в университетскую программу.

Учителя должны обучать своих уче­ников истории, используя различные подходы. В большинстве стран Европы эти требования записаны в учебной программе. Но не хватает практичес­кого опыта и денег для применения новых стратегий. Учителям нужна поддержка, чтобы сформировать у учеников критическое отношение к историческим фактам и материалам для доказательства, а также чтобы способствовать развитию у учеников мышления как необходимой основы исторического сознания и историче­ской интерпретации. Учителя должны быть подготовлены для того, чтобы эти идеи проникли в школьную практику, и должны иметь возможность опе­реться на учебные пособия, которые позволяют реализовать эти принципы через обучение истории. Оглядываясь кругом, мы вынуждены признать, что в Европе очень мало сделано для того, чтобы теория воплотилась в практику.

Практический пример

В 1995/96 гг. меня попросили провести семинары в ряде городов России. Я ис-


кала практические примеры того, как было бы можно рассматривать спор­ные и требующие особенно чуткого отношения темы, и нашла интересный материал о бомбардировке мирного населения в годы Второй мировой войны. Я использовала немецкий и английский учебники для того, чтобы показать, как можно очень по-разно­му работать, используя одни и те же источники.7 Оба учебника были пред­назначены для учеников 14-15 лет и содержали учебные тексты, иллюстра­ции и письменные источники. В обеих книгах были использованы даже одни и те же полицейские сведения о бом­бардировке Гамбурга в 1943 г.

В немецком учебнике учебный текст был озаглавлен «Бомбардировочная война». Заглавие поясняет, почему в годы Второй мировой войны проводи­лась бомбардировка мирного населе­ния, и какого рода бомбардировки ещё проводились в годы войны. Источники использовались в основном для иллю­страции учебного текста. Письменный источник представлял собой довольно жуткий по содержанию текст, который, вместе с изображением на фотографии развалин Дрездена, оставлял драмати­ческое впечатление о таком способе ведения войны.

Вопрос, стоявший в конце автор­ского текста, был связан не столько с источниками, сколько с учебным текстом: «Обсудите, почему произво­дилась бомбардировка мирного насе­ления, и выясните, какие последствия имела бомбардировка для вашего родного города и как было принято решение о восстановлении города?» Такой вопрос не призывает учеников размышлять о противоречивости или чувствительности такого способа ве­дения войны.

В английском учебнике глава начи­налась с вопроса: «Почему производи­лась бомбардировка мирного населе-


7 Joachim Hoffman? Elmar Krautkraemer and Franz Bahl. Geschichtliche Weltkunde, Band 4 Von der Oktoberrevolution in Rusland bis zur Gegenwart, Frankfurt am Main 199 and Josh Brooman? The Twentieth Century World, Harlow, 1995


 


ния?» Авторский текст информировал учеников о характере бомбардировок и местах, где бомбардировки про­изводились. В последнем параграфе ставился вопрос о том, была ли так уж необходима бомбардировка дан­ной местности. Источники позволяли ощутить противоречивость материала, а также то, что он требовал особенно чуткого отношения. Ученики знакоми­лись с аргументами, опираясь на кото­рые Великобритания приняла решение бомбить мирное население. Ученики читали тексты об ужасных послед­ствиях бомбардировок, рассматривали иллюстрации к текстам и знакомились с различными точками зрения о по­следствиях бомбардировок в период войны и после неё. Четыре задания и вопроса были связаны как с учебным текстом, так и с источниками. В за­даниях был поставлен вопрос о том, каким образом бомбардировка могла помочь выиграть войну. Учеников про­сили отразить человеческое измерение бомбардировок, поскольку в одном из источников сэр Артур Харрис исполь­зовал аргумент, что бомбардировка Гамбурга была сравнительно гуман­ным методом. В последнем вопросе было предложено написать газетную статью об установке памятника сэру Артуру Харрису в 1992 г., в которой были бы использованы аргументы за и против.

При таком подходе ученики имеют больше возможностей для самосто­ятельного мышления, и спорный и требующий особенно чуткого отно­шения характер темы высвечивается в большей степени. В главе английского учебника также отражена сложность принятия решений во время войны. Такие хорошо сбалансированные при меры того, как развивать у учеников умение понимать спорные и требу­ющие особенно чуткого отношения


темы, среди учебников по истории стран Европы являются исключением.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: