Для обеспечения эффективной работы совета директоров, необходимы комитеты, главная функция которых заключается в подробном анализе всех решений и выработке рекомендаций по решению вопросов, выносимых на заседание совета. Основные вопросы, которые относятся к компетенции совета директоров, в большинстве случаев рассматриваются в его комитетах до проведения заседания совета. Комитеты являются своеобразным посредником между исполнительными органами компании и самим советом, и каждая компания определяет для себя число комитетов и их специализацию.
Кодекс корпоративного поведения РФ рекомендует создавать акционерным обществам комитеты:
Комитет по стратегическому планированию
Ø определяет стратегию и цели, миссию общества, а также показатели деятельности;
Ø разрабатывает приоритетные направления его деятельности;
Ø вырабатывает рекомендации по дивидендной политике общества;
Комитет по кадрам и вознаграждениям
(независимые директора)
Ø вырабатывает политику общества в области вознаграждения членам совета директоров, генеральному директору, членам правления, руководителям основных структурных подразделений общества;
Ø определяет качества, необходимые членам совета директоров и исполнительным органам, условия договоров с данными лицами;
Ø проводит предварительную оценку кандидатур генерального директора и членов коллегиального исполнительного органа;
Ø проводит регулярную оценку деятельности генерального директора и членов правления;
Ø определяет выплаты в пользу указанных лиц за счет общества (в том числе страхование жизни, здоровья; негосударственное пенсионное обеспечение);
|
Ø готовит для совета директоров предложения по возможности повторного
назначения генерального директора и членов коллегиального исполнительного органа;
Ø рассматривает кадровую политику общества, вопросы заработной платы.
Комитет по урегулированию корпоративных конфликтов
(независимые директора)
Ø обеспечивает надлежащее отражение прав акционеров в уставе и внутренних документах, а также в кодексе корпоративного управления общества и разрабатывает политику и правила защиты прав акционеров;
Ø разрешает конфликты, возникающие внутри общества, а также между обществом и акционерами;
Комитет по аудиту
(независимые директора)
Ø вырабатывает рекомендации совету директоров по выбору независимой (внешней) аудиторской организации;
Ø осуществляет взаимодействие с ревизионной комиссией общества и аудитором общества;
Ø осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества;
Ø контролирует исполнение финансово-хозяйственного плана общества;
Ø разрабатывает процедуры внутреннего контроля и процедуры управления корпоративными рисками;
Помимо предлагаемых комитетов, компании могут создавать также и комитет по этике, по связям с общественностью, по безопасности и качеству выпускаемой продукции, комитет по раскрытию информации, могут создаваться и временные комитеты, например, комитет по слияниям и поглощениям.
Комитет по этике
Ø способствует соблюдению обществом этических норм и построению доверительных отношений в обществе;
|
Ø выявляет и предотвращает нарушения обществом законодательных актов и этических норм;
Ø разрабатывает внутренний кодекс корпоративного поведения.
Крупные компании используют следующие основные принципы при создании комитетов совета директоров:
v комитеты создаются по наиболее значимым для бизнеса направлениям;
v в состав комитета должны входить лица, обладающие глубокими профессиональными знаниями и опытом в сферах, за которые отвечает комитет, например, директора комитета по аудиту должны иметь финансовое образование, бухгалтерский учет, директора комитета по стратегическому планированию – управленческое образование, члены комитета по этике должны отличаться высочайшей порядочностью, хорошо знать юридические и этические нормы;
v к работе комитетов могут привлекаться эксперты, специалисты, но право голоса имеют лишь члены комитета.
Отсутствие комитетов в компаниях свидетельствует о слабой стратегической направленности советов директоров и об отсутствии четкого разграничения функций и обязанностей между их членами.
Корпоративный секретарь
В последнее время роль корпоративного секретаря в работе высшего уровня управления становится все более значимой, так как корпорациям приходится иметь дело с ростом влияния институциональных инвесторов, повышением требований общества к уровню социальной ответственности бизнеса, усилением давления на советы директоров и топ-менеджмент со стороны акционеров и работников предприятий, ужесточением норм законодательства.
|
Корпоративный секретарь — это должностное лицо, которое призвано на регулярной основе поддерживать отношения между акционерами, высшим менеджментом и советом директоров, развивая взаимодействие в рамках корпоративного треугольника. Секретарь общества выступает гарантом соблюдения управляющими компании всех процедурных требований, которые обеспечивают реализацию законных прав и интересов акционеров.
Отсутствие такого взаимодействия приводит к тому, что акционерное общество втягивается в корпоративные конфликты и сталкивается с необходимостью выплачивать штрафы, а его руководители привлекаются к административной и уголовной ответственности, наблюдается снижение капитализации общества. Поэтому секретарь общества часто выступает в роли советника членов совета директоров и высших должностных лиц общества по вопросам, связанным с требованиями органов регулирования, правилами листинга и положениями законодательства в области корпоративного управления.
Практика корпоративного управления показывает, что объем и специфика выполняемых секретарем функций определяются особенностями конкретного бизнеса и системы управления компанией. Анализ зарубежного опыта, практики российских компаний и рекомендаций Кодекса корпоративного управления РФ позволяет выделить следующие основные функции, которые должен осуществлять секретарь компании:
Таблица 8.4.1.
Функции корпоративного секретаря
Функция | Характеристика |
Содействие в раскрытии информации | · обеспечивает своевременное и прозрачное раскрытие обществом существенной информации для акционеров, членов совета директоров, топ - менеджеров; · гарантирует соблюдение обществом требований к порядку хранения и раскрытия информации об обществе; · обеспечивает хранение документов общества; · удостоверяет выдаваемые акционерам копии документов. |
Содействие в организации работы советов директоров |
|
Содействие в защите прав акционеров | · содействует организации общих собраний акционеров; · раздает материалы (документы) к общему собранию акционеров; · обеспечивает подготовку списка лиц, имеющих право участвовать в общем собрании акционеров; · уведомляет акционеров, имеющих право участвовать в общем собрании акционеров; · собирает бюллетени для голосования и передает их счетной комиссии; · организует ведение протоколов общего собрания акционеров и протоколов об итогах голосования; · доводит до сведения акционеров отчет об итогах голосования и принятых общим собранием решениях. |
Содействие в урегулировании корпоративных конфликтов | · организует взаимодействия с акционерами при сделках по слиянию и поглощению; · участвует в разрешении корпоративных конфликтов. |
В соответствии с рекомендациями Кодекса порядок назначения и обязанности секретаря должны быть изложены в уставе общества, его назначение и подотчетность должны быть отнесены к компетенции совета директоров.
Международная практика свидетельствует, что специфика выполняемых корпоративным секретарем обязанностей определяется особенностями конкретной компании (ее размерами, отраслевой и региональной структурами развиваемого ею бизнеса и национальной моделью, в рамках которой она функционирует).
Корпоративный секретарь должен оказывать содействие обществу и совету директоров в разработке системы корпоративного управления. Он может играть важную роль в разработке, соблюдении и периодическом пересмотре политики корпоративного управления обществом, следя за соблюдением норм корпоративного управления и информируя совет директоров о соответствующих нарушениях, а также новациях в законодательстве и международной корпоративной практике.
Должность корпоративного секретаря достаточно нова для российского рынка, хотя ее вводит все большее число акционерных обществ. Для этой должности нужен человек, обладающий уникальным набором знаний и навыков в области управления, права и коммуникативных способностей.
Необходимо содействовать тому, чтобы компании осознали необходимость введения должности корпоративного секретаря, необходимость специальной подготовки людей, которые могли бы работать в этом качестве. Такую подготовку нередко обеспечивают профессиональные ассоциации или институты корпоративных секретарей.