Основные средства обучения




Программа внеурочной деятельности

«Мастерская общения»

(1-4 класс)

/Срок реализации – 4 года/

 

Авторы: Шипилова Елена Николаевна,

учитель-логопед МБОУ «ОО Каплинская школа»

Черепкова Диана Владимировна,

учитель-логопед МБОУ «ООШ № 22»

 

Старый Оскол

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

 

Пояснительная записка……………………………………..………………..3 стр.

 

Учебный план……………………………………………….....……………..6 стр.

 

Учебно-тематический план первого года обучения……………….............6 стр.

 

Содержание программы первого года обучения…………….......................7стр.

 

Учебно-тематический план второго года обучения……………………..12 стр.

 

Содержание программы второго года обучения………….………………13 стр.

 

Учебно-тематический план третьего года обучения…………………….17 стр.

 

Содержание программы третьего года обучения………………………...18 стр.

 

Учебно-тематический план четвертого года обучения………………….23 стр.

 

Содержание программы четвертого года обучения………………….......24 стр.

 

Методическое обеспечение………………………………………………...28 стр.

 

Средства контроля ………………………………………………………….29стр.

 

Список литературы для педагога..…………………………..…. …………29стр.

 

Список литературы для обучающихся…………………….……………...30 стр.

 

 

Пояснительная записка

Предлагаемая программа «Мастерская общения» является программой внеурочной деятельности начального образования. Она определяет процесс и результат включения ребёнка в целостную систему социальных отношений через развитие культуры речевого общения и нравственных качеств личности.

Программа внеурочной деятельности «Мастерская общения» составлена на основе программного курса «Детская риторика» Т.А. Ладыженской, М., 2000 г.

Практическая значимость курса – развитие коммуникативной компетенции детей, их способности налаживать общение с окружающими (взрослыми и сверстниками) при помощи языковых (фонетических, лексических, грамматических) и неречевых средств (мимики, жестов, поз, взглядов, предметных действий).

Нормативно-правовой основой данной программы являются Закон «Об образовании», федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников, Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

В рамках реализации ФГОС программа внеурочной деятельности «Мастерская общения» направлена на формирование базового умения – учиться, в основе которого лежат коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия.

Актуальность программы в её способности помогать детям, испытывающим трудности в общении и обучении. Речевое развитие учащихся – одно из центральных направлений в общеобразовательной школе. Воспитание речевой культуры, любви к родному слову, формирование познавательной и эмоциональной сферы – неотъемлемые части языкового образования, саморазвития и социализации ребёнка. В процессе умственного и эстетического развития дети приобщаются к культуре своего народа.

Новизна этого направления в использовании средств языка и речи в психическом развитии детей. Коммуникативная компетенция рассматривается как базисная характеристика личности школьника, как важнейшая предпосылка благополучия в социальном и интеллектуальном развитии, в освоении коллективных игр, театрализованной и художественно-творческой деятельности. В активный словарь ребёнка вводится достаточное количества стереотипов общения, формирование умения выбирать нужную формулу с учётом ситуации общения (с кем, где, когда, зачем говоришь).

При разработке программы «Мастерская общения» рассматривались примерные типовые программы внеурочной деятельности «Познай себя»

Гуниной О.В, и «Творим добро» Дюкаревой О.А., Мацневой О.А., ориентированные на формирование у ребёнка собственной значимости, ощущения и осознания причастности к миру окружающих его людей. Авторы решали следующие задачи:

- обучить коммуникативным умениям;

- познакомить с опытом работы известных общественных деятелей;

- обучать навыкам самопознания;

- развивать реалистическую самооценку;

- развивать интеллектуальную и эмоционально-волевую сферу;

- воспитывать культуру общения;

Цель настоящей программы - совершенствование речи через развитие культуры речевого поведения, литературных способностей, чувства коммуникативной целесообразности.

Задачи программы:

1. Познакомить с нормами литературного языка.

2. Формировать умение общения и создания положительного эмоционального благополучия.

3. Развивать навыки вербального и невербального общения.

4. Совершенствовать навыки творческого воображения и умения последовательно излагать свою мысль.

5. Воспитывать потребность в самопознании и саморазвитии.

Программа «Мастерская общения» социального направления разработана для учащихся начальной школы 1-4 классов. Количество часов в год: 1 класс – 33 учебных часа, 2-4 класс – 35 учебных часов. Сроки реализации образовательной программы – 4 года.

Основные средства обучения

- игры словесно-логические;

- упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера);

- этюды;

- импровизации;

- моделирование, составление пиктограмм, схем высказываний;

- анализ заданных ситуаций;

- свободное и тематическое рисование;

- чтение художественных произведений;

- беседы;

- упражнения по развитию выразительности исполнения (вербальной и невербальной).

Данные занятия - это общение педагога с детьми, во время которого школьники познают правила взаимодействия в комфортной беседе. Педагог-собеседник детей, имеющий желание поделиться своими мыслями, советует, как лучше поступить и что сказать в конкретной ситуации. Определённую роль играют театральные куклы, персонажи, которые «провоцируют» на активное включение в конкретную ситуацию общения.

Программа была апробирована на базе МБОУ «ООШ № 22» и на базе МБОУ «ОО Каплинская школа» в течение двух лет.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: