Первый уровень результатов — приобретение школьниками социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для 1 класса – образовательная программа ориентирует на приобретение школьниками социальных знаний в различных видах деятельности: правила общения с друзьями, родителями; способы общения, виды общения; значение семьи в нашей жизни, история каждой семьи. Дружба в нашей жизни. Наши друзья – животные, живущие в доме. Добрые и волшебные слова. Что такое общение. Виды общения. Знакомство с видами текстов, способами пересказов. Игры на развитие психических процессов: памяти, мышления, речи.
Второй уровень результатов — получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, природа, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для 2-3 классов – образовательная программа формирует ценностное отношение к социальной реальности: правила знакомства, значение семьи в нашей жизни, как беречь дружбу. Отличие ссоры от спора. Применение правил хорошего тона и общения за столом, умение поддерживать и развивать разговор. Изучение лексических средств выразительности (эпитеты, сравнения), упражнений и дидактических игр на развитие качеств голоса (сила, темпа, дикции, ритма, интонационной выразительности и др.). Композиционное построение рассказа (обучение рассказыванию в паре).
Третий уровень результатов — получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия. Для 4 класса – образовательная программа даёт ученику опыт самостоятельного общественного действия: практическое применение правил поведения и общения, навыки общения с внешним миром). Что надо сделать, чтобы тебя хотели слушать. Как развить смелость, уверенность в себе и др. Как управлять выступлением, сочинение диалогов.
|
Ожидаемые результаты
Предметные:
- использовать в речи слов приветствия, прощания, просьбы, пожелания, благодарности
- решать коммуникативные ситуации и задачи
- выполнять правила общения
- грамотно обосновывать и высказывать своё мнение
Личностные:
- считаться с мнениями и интересами других
- справедливо разрешать возникающие споры и конфликты
- уважать взрослых
- проявлять внимание и терпимость к детям.
Метапредметные:
- отработать интонационную выразительность речи (спокойный ровный тон общения, оптимистическая интонация, оптимальная дистанция общения, общее пространство общения)
- подготовить речевой аппарат к говорению (развитие речевого дыхания, отработка чёткой дикции, развитие умения управлять своим голосом)
- сформировать коммуникативные навыки
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ | Изучаемые разделы | 1 год обу-чения | 2 год обу-чения | 3 год обу-чения | 4 год обу-чения |
1. | Мир взрослых | ||||
2. | Давайте играть вместе | ||||
3. | Секреты твоего успеха | ||||
4. | Речевой этикет | ||||
5. | Искусство спора и диалога | ||||
6. | Развитие связной речи | ||||
Итого: |
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Учебно-тематический план
|
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Теория | Практика |
1. | Мир взрослых людей (развитие потребности общения со взрослыми) | |||
1.1 | Давайте познакомимся, друг другу улыбнувшись! | |||
1.2 | Моё любимое имя! | |||
1.3 | Что в имени моём? | |||
1.4 | Мама, папа, брат, сестра, дедушка, бабушка и я – это вся моя семья! | |||
1.5 | Есть ли семья у ….? | |||
1.6 | Хорошо рядом с ней, с милой мамочкой моей! | |||
1.7 | Я с бабушкой своей дружу… | |||
1.8 | Дом, в котором я живу. | |||
Давайте играть вместе! (развитие потребности в общении со сверстниками) | ||||
2.1 | Наш весёлый дружный класс - много разных в нём ребят. | |||
2.2 | Это - ты, а это – я, а это – все мои друзья. | |||
2.3 | Винтики – конфеточки - мальчики и девочки. | |||
2.4 | Ссоры и споры | |||
2.5 | «Если весело живётся». | |||
2.6 | Весёлая хохотальница-перепутаница. | |||
Секреты твоего успеха (язык общения, навык общения с внешним миром) | ||||
3.1 | Мои умные помощники | |||
3.2 | Язык жестов и движений | |||
3.3 | Общение на расстоянии | |||
3.4 | Напишите мне письмо | |||
3.5 | Самое удивительное чудо на свете | |||
3.6 | Зрители и актёры | |||
3.7 | Умеет ли разговаривать природа | |||
Речевой этикет (формы обращения - приветствие, благодарность, прощание, обращение, извинение) | ||||
4.1 | Всё начинается со слова «Здравствуйте» | |||
4.2 | Это слово говорят, если вас благодарят | |||
4.3 | Как обратится с просьбой к вам? (к тебе?) | |||
4.4 | Когда без извинения не обойтись? | |||
Искусство спора и диалога(мини-диалоги, речевые формулы общения) | ||||
5.1 | Слово-мостик понимания между людьми (как слушать собеседника и вести себя во время разговора). | |||
5.2 | У меня зазвонил телефон (Поговорим по телефону.) | |||
5.3 | В магазин за покупками (диалог продавца и покупателя). | |||
5.4 | К нам гости пришли! | |||
Развитие связной речи (композиция и построение публичного выступления: рассказа, рассуждения и других текстов) | ||||
6.1 | Что такое текст? | |||
6.2 | В гости к сказкам. | |||
6.3 | Детки в клетке. | |||
6.4 | Мы и наши игрушки. | |||
Всего: |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
|
Мир взрослых людей
Теоретическая часть.
1.Ввести детей в мир общения. Правила речевого этикета. Речь - средство воздействия на мысли, чувства и поведение людей. Значение эмоций и жестов.
2.Имя выделяет человека среди других. Формы имён, клички добрые и обидные.
3.История возникновения имён и фамилий, отчеств. Значение имён.
4.Члены семьи, родословная, анкетные данные, значение имени, фамилии. Проявление тёплых отношений в семье. Потребность радовать близких добрыми делами.
5.Рассказ К.Ушинского «Петушок с семьёй» (приложение). Обогащение словаря (образование названий детёнышей зверей, птиц, их места обитания).
6.Самый близкий и дорогой человек – мама. Как я помогаю маме. Мамины глаза, улыбка, руки, доброе сердце.
7. Воспитание уважения к старшим. Соблюдение норм общения в семье. Забота о старших, помощь им.
8 Дом – жильё для человека, план моей квартиры, моё любимое место в квартире. Предметы, создающие уют.