1.Беседа, речевая ситуация, обыгрывание модельной ситуации (мини-диалоги за столом).
2-3.Речевая разминка, игровая ситуация «Мы в гостях», художественное слово.
4. Словесная игра «Назови одним словом». Игры «Съедобное-несъедобное», «Угадай, что это?»
5. Художественное слово, игры-тренинги.
Форма проведения: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий, игровое учебное занятие, инсценировка.
Методы и приемы: словесный (работа с текстом, беседа, художественное слово), игровой (объяснение сочетается с игрой), наглядный (наблюдения, демонстрация), частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.
Формы подведения итогов: выполнение практической работы по теме раздела, обыгрывание заданной ситуации.
Развитие связной речи
Теоретическая часть.
1. Виды рассказов: описание, повествование, рассуждение. Отличительные черты. Расширение словарного запаса за счёт прилагательных.
2.Выборочный пересказ, расширение словарного запаса за счёт синонимов.
3.Рассказ по личным наблюдениям.Композиция и способы словесного оформления.
4-5. Рассказ по вопросам (краткие и развёрнутые ответы). Расширение словарного запаса за счёт антонимов. Умение работать в парах.
6.Обучать пересказу, и умению соблюдать логическую последовательность. Качественное совершенствование речи.
Практическая деятельность.
1.Речевая гимнастика, художественное слово (примеры текстов).
2.Речевая разминка. Практическая отработка видов текста. Художественное слово.
3.Рассказывание по иллюстрациям.
4-5. Художественное слово, мини-диалоги, игра «Отгадай».
6.Речевая гимнастика, художественное слово (рассказы К.Ушинского)
|
Форма проведения: беседа, изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий, игровое учебное занятие.
Методы и приемы: словесный, игровой (объяснение сочетается с игрой),
наглядный (наблюдения, демонстрация, экскурсия), частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.
Формы подведения итогов: обыгрывание заданной ситуации.
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Теория | Практика |
1. | Мир взрослых людей (развитие потребности общения со взрослыми) | |||
1.1 | Кто кому? (умение общаться с разными людьми, умение выбирать собеседника) | |||
1.2 | Что кому? (умение находить темы разговора в зависимости от возраста, круга интересов, др.) | |||
1.3 | Поздравляем и желаем (как правильно поздравлять) | |||
1.4 | Нас поздравляют | |||
1.5 | Что ты делаешь в семье? (как ты помогаешь дома) | |||
1.6 | Взаимопомощь в семье (что нужно делать, чтобы ваша семья жила весело и дружно.) | |||
Давайте играть вместе! (развитие потребности в общении со сверстниками) | ||||
2.1 | Ты и твой друг (с кем бы хотел дружить, кто тебе нравится) | |||
2.2 | Твой друг и ты (как надо вести себя с друзьями, правила общения с друзьями | |||
2.3 | Советы друзьям | |||
2.4 | Учимся общаться (выбери друга и покажи, как и о чём ты с ним говоришь) | |||
2.5 | Прочти, спроси, ответь. | |||
Секреты твоего успеха (язык общения, навык общения с внешним миром) | ||||
3.1 | Ты один в природе (рассказ о Маугли) | |||
3.2 | Чему учат дома? (традиции в семье) | |||
3.3 | Чему учат в школе? | |||
3.4 | Чем богаты (навыки, приобретённые в обществе.) | |||
3.5-3.6 | Твои книжные друзья | |||
3.7 | Пример для подражания (театр – образец общения) | |||
Речевой этикет (формы обращения - приветствие, благодарность, прощание, обращение, извинение) | ||||
4.1 | Искусство слушать | |||
4.2-4.3 | Слушать- смотреть-запоминать | |||
4.4-4.5 | Слушать-спрашивать-запоминать | |||
Искусство спора и диалога(мини-диалоги, речевые формулы общения) | ||||
5.1-5.2 | Искусство спора | |||
5.3-5.4 | Кот и повар | |||
5.5 | Пословицы о речи | |||
Развитие связной речи (композиция и построение публичного выступления: рассказа, рассуждения и других текстов) | ||||
6.1 | Стихи и рассказы (рассказ по теме стихотворений) | |||
6.2 | Рассказ по набору предметов или серии картинок (повествование) | |||
6.3 | Рассказ по картинке (описание картины или предмета) | |||
6.4 | Рассказ о личном (рассуждение) | |||
6.5 | Рассказ по скороговоркам | |||
6.6 | Придумывание сказок | |||
Всего: |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
|
Мир взрослых людей
Теоретическая часть.
1. Роль общения для людей. Общение - как процесс взаимодействия людей.
Чтобы состоялось общение, нужны люди. Общение с разными людьми подчинено одному правилу: надо любить людей, чтобы тебя любили. Роль настроения в разговоре, манеры держаться, роль интонации, темпа, ритма
|
2. Темы разговора в зависимости от возраста, круга интересов, др. Тема для разговора через интересы детей (художественные фильмы, книги, журналы, выставки и т.п.)
3. Почему люди поздравляют друг друга? Как правильно поздравлять. Слова-пожелания для каждой возрастной категории.
4.Повод для поздравления. Учимся принимать поздравления. Умение воспитанно держаться во время поздравления. Слова благодарности. Основные правила при ответе на поздравление.
5. Как ты помогаешь дома. Какую помощь дома оказывают твои друзья. Что тебе нравиться делать дома.
6. Что нужно делать, чтобы ваша семья жила весело и дружно. Выполнение поручений в семье, желание участвовать в совместной деятельности со взрослыми.
Практическая часть.
1. Беседа, речевой практикум «С кем и как говорить».
2. Речевая ситуация «Дай ответ»(мини-беседы в зависимости от возраста и категории собеседника). Игра-инсценировка: И.А.Крылова «Ворона и лиса».
3. Беседа. Сочинение поздравления к празднику 8 Марта, День рождения, и т.п. Речевая гимнастика, артикуляционные упражнения.
4. Составление и заучивание клеше. Дидактическая игра «Найди ответ».
5. Речевая разминка. Чтение стихотворения К.Чуковского «Федорино горе» Практическое задание: план – схема «Убираем свои вещи».
6. Беседа по теме. Сочинение-описание «Моя семья». Этюды на выражение эмоций, мимики, жестов.
Форма проведения: Беседа, игровое учебное занятие, беседа, речевая ситуация.
Методы и приемы: словесный (характеристика, объяснение), наглядный (демонстрация мимических этюдов, схемы описательных рассказов), деятельностный (выполнение логических упражнений, речевых разминок).
Формы подведения итогов: выполнение самостоятельной работы по определенным заданиям.
2. Давайте играть вместе!
Теоретическая часть.
1.Друг– человек, к которому испытываешь симпатию, привязанность, доверие, отношения с которым достаточно длительное время складываются весьма позитивно и бесконфликтно на основе бескорыстной взаимопомощи и регулярных личных контактов. Что в дружбе зависит от тебя. С кем бы хотел дружить, кто тебе нравится.
2.Друг – тот, кто с тобой, когда ты неправ. Настоящие друзья познаются тогда, когда попадаешь в тяжелую ситуацию. Каким ты видишь своего друга. Как надо вести себя с друзьями, правила общения с друзьями. Пословицы о дружбе. С кем приятно дружить.
3.Друга принимают таким, каков он есть. Что делать, чтобы сохранить дружбу. Ябеда или нет. Горе пополам, а радость двойная.
4.Как завязать дружбу. Как выбрать друга. О чём ты с ним говоришь. Умение слушать и сопереживать.
5.Пусть каждый прочтёт предложения эти, вопросы задаст, на вопросы ответит. Мини-рассказы о дружбе, ключевые слова. Учить правильно задавать вопросы и грамотно отвечать. Совершенствовать диалогическую и развивать монологическую речь.
6.Слова поздравления другу. Как поздравить человека, не разговаривающего на русском языке. Поздравления без слов. Роль мимики и эмоций.
Практическая часть.
1.Разучивание песни «Вместе весело шагать».
Речевая ситуация - объясни пословицу: Дерево держится корнями, а человек - друзьями. Нет друга - ищи, а нашел - береги.
2.Разучивание песни «Улыбка». Продолжи «Приятно дружить с тем, кто…»
3. Составление памятки «Советы друзьям» (с.47 «Мир вокруг нас»). Инсценировка игры «Как пытаются общаться игрушки»
4.Сочинение-описание «Мой -друг».
5. Анализ рассказа «Три товарища».
6. Рисование поздравительной открытки.
Форма проведения: Беседа, конкурс, закрепление новых знаний и способов действий, практическое учебное занятие, словесные и ролевые игры, музыкальные минутки.
Методы и приемы: словесный (беседа, объяснение, составление рассказов, памяток, работа с книгой), наглядный (наблюдения, демонстрация, экскурсия), частично-поисковый, проблемный.
Формы подведения итогов: мини-сочинение, конкурс рисунков.
Секреты твоего успеха
Теоретическая часть.
1. Рассказ о детях-маугли. Человек без общества. Развитие зависит от того, чему нас учат старшие. Речь является средством воздействия на мысли, чувства и поведение людей. Развитие воображения, пантомимических навыков.
2. Традиции в семье. Традиция - от латинского "передача". Это слово означает сложившиеся и передаваемые в течение длительного времени из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения. Семейные традиции - очень ценное средство воспитания. Традиция празднование дней рождений. Домашняя уборка, раскладывание игрушек по местам, домашние обязанности членов семьи. Совместные игры с детьми. Семейный совет, на который собираются все члены семьи. Традиции гостеприимства, семейный обед. Празднование знаменательных событий в жизни семьи: дня рождения семьи, юбилея. Сказка на ночь. Прогулки, поездки вместе с детьми, походы в кино и т.п.
3. Что даёт школа, для чего нужно учиться. Совершенствование диалогической и монологической связной речи.
4. Навыки, приобретённые в обществе. Общество – это окружающие нас люди. В каждой ситуации мы приобретаем определённые знания, умения и навыки. Значение общества в жизни, потребность в общении с людьми. Развитие вербальные и невербальные средства общения.
5-6. Роль книги в жизни человека. Книга - это тоже общение. Когда вышла первая книга (1564г.) в Москве. Её автор Иван Фёдоров. Книги позволяют сохранять и передавать все знания и опыт человечества. Твои любимые книжные герои.
7.Театр – образец общения. Правила поведения в театре, название театральных профессий: актёр, билетёр, гримёр, костюмер, суфлёр.
Практическая часть.
1. Сказка Р.Киплинга «Маугли». Дидактическая игра «Хорошо – плохо».
2. Дидактическая игра «Кто больше» (на картинке найти умения, приобретённые дома). Тестирование «Счастливая семья» (с.24 «Мир вокруг нас»)
3.Беседа, речевые ситуации. Дидактическая игра «Кто больше узнает» (с.16 «Мир вокруг нас»
4.Тестирование «Животные, люди, учителя» (с.19 «Мир вокруг нас»)
5-6. Блиц-опрос «Угадай произведение и его автора». Загадки о книгах. Экскурсия в библиотеку.
7. Инсценирование сказки по прозведению К.Чуковского «Доктор Айболит». Разыгрывание сценок – «Как правильно?»
Форма проведения: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий, игровое учебное занятие,практикум, инсценировка,экскурсия.
Методы и приемы: словесный (работа с книгой, сказка, беседа, объяснение, речевые ситуации), наглядный (наблюдения, демонстрация), частично-поисковый, проблемный, моделирование.
Формы подведения итогов: практикум.
Речевой этикет
Теоретическая часть.
1.Что такое уметь слушать. Понятия: вслушаться, недослушать, слушал внимательно, помог другу, выразил своё отношение, узнал о чём- нибудь новом, интересном. Что может произойти в тех случаях, когда человек слушал невнимательно, прослушал то, что ему говорили другие.
2-3. Как слушать внимательно, с интересом. Правильно слушать, запоминать, суметь рассказать. Роль мимики, жестов, позы в процессе слушания.Жесты-помощники. Мимика и эмоции.
4-5. Учить, вежливо обращаться с просьбой к собеседнику. Спрашивать собеседника, используя уточняющие слова: повторите, пожалуйста; скажите, пожалуйста; извините, что перебиваю. Характер слушания зависит от целей общения. Спрашивать себя: что хочу услышать, как именно сделать. Выделять ключевые слова для лучшего запоминания.