20. У монопсонии отсутствует кривая спроса на труд, потому что:
а) уровень занятости зависит не только от технологии и объема продукции, но и от предложения труда; (точно не знаю)
б) предельный денежный продукт труда зависит от эластичности спроса на производимый продукт;
в) предложение труда на монопсонистическом рынке труда совершенно неэластично;
г) равновесная заработная плата на монопсонистическом рынке труда всегда меньше, чем на конкурентном.
21. Олигопсонист сталкивается с ломаной кривой предложения труда потому, что фирмы-конкуренты при изменении ставки заработной платы данной фирмой:
а) будут также снижать заработную плату в ответ на ее уменьшение и не прореагируют на ее повышение;
б) будут уменьшать заработную плату в ответ на ее повышение и увеличивать в ответ на ее снижение;
· в) будут также увеличивать заработную плату в ответ на ее повышение и не прореагируют на ее снижение;
г) будут уменьшать заработную плату в ответ на ее повышение и не прореагируют на ее снижение.
Тесты4Качество
1. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что:
а) профили возраст—заработки работников с более высоким образованием расположены выше, но идут более полого, чем у работником с низким уровнем образования;
б) разница в заработках работников с различным уровнем образования с годами увеличивается;
в) с возрастом заработки имеют тенденцию к все более быстрому росту; }
г) профили возраст—заработки изменяются в зависимости от возраста, но не от уровня образования.
2. Общие издержки на образование обычно не включают:
а) затраты на питание;
б) затраты на оплату преподавателей, покупку учебников и т. д.;
|
в) заработки, упущенные из-за того, что принято решение не вступать в рабочую силу;
г) транспортные расходы на дорогу до института и обратно.
3. Работник инвестирует 1000 руб. (прямые и косвенные издержки) в профессиональную подготовку, которая позволит ему на следующий год увеличить заработки на 1125 руб. Если по окончании этого года он планирует уйти на пенсию, то:
а) чистая текущая стоимость выгод от инвестиций положительна при 10%-ной банковской ставке;
б) внутренняя норма отдачи от этих инвестиций равна 25%;
в) эти инвестиции выгодны, если средства могут быть заняты по любой ставке процента, меньшей 25;
г) чистая текущая стоимость выгод от инвестиций равна 125 руб.
4. Оптимальный объем образования для индивидуума определяется тогда, когда:
а) внутренняя норма отдачи превышает рыночную ставку процента на максимальную величину;
б) рыночная ставка процента превышает внутреннюю норму отдачи на максимальную величину;
в) внутренняя норма отдачи равна рыночной ставке процента;
г) чистая текущая стоимость инвестиций в человеческий капитал минимизируется.
5. Теория человеческого капитала предполагает, что доля поступающих в вузы возрастет, если:
а) возраст, когда начинают выплачивать пенсию по старости, увеличится до 70 лет;
б) будет отменено льготное налогообложение фирм, спонсирующих образовательные учреждения;
в) размер студенческих стипендий будет заморожен;
г) заработки выпускников вузов сократятся из-за слишком большого наплыва на рынок труда специалистов с высшим образованием.
6. Социальная норма отдачи от образования может отличаться от индивидуальной нормы отдачи, так как:
|
а) люди с большими способностями обычно получают более высокое образование;
б) люди сравнивают различия в заработках до выплаты налогов, а общество сравнивает различия в заработках после выплаты налогов;
в) образование может предоставлять существенные экстернальные выгоды;
г) налоги, используемые для субсидирования колледжей и университетов, повышают индивидуальные издержки на школьное обучение.
7. Общая профессиональная подготовка на рабочем месте:
а) будет оплачена работником в форме сокращенной заработной платы;
б) повышает ценность работника для фирмы, предоставляющей обучение, в значительно большей степени, чем для других фирм;
в) помогает защитить работника от увольнения в случае сокращения спроса на продукт фирмы;
г) сокращает ценность работника для фирмы, потому что заработная плата работника должна будет возрасти в соответствии с его более высокой производительностью.
8. Работник, получивший специфическую профессиональную подготовку:
а) скорее всего сохранит занятость в период спада, потому что работодатель не захочет потерять свои инвестиции;
б) скорее всего не захочет увольняться, потому что его заработная плата в других фирмах будет ниже, что является отражением специфического характера его профессиональной подготовки;
в) и а, и б;
г) ни а, ни б.
9. Если верна теория образовательных сигналов на рынке труда, то:
а) индивидуальная норма отдачи от образования не будет точно отражать выгоду для отдельного студента;
|
б) уровень получаемых доходов находится в обратной зависимости от образовательного уровня;
в) индивидуальная норма отдачи от образования будет превышать социальную норму отдачи от образования;
г) разница в заработках, благодаря образованию, значительно больше, чем предполагают сторонники теории человеческого капитала.
10. Каким уровень заработной платы будет в период специфического профессионального обучения и после завершения обучения (рис. 4.14), если H — это затраты на обучение:
а) W 1, W 3;
б) W 2, W 3;
в) W 1, между W 2 и W 3;
г) между МР 1 и W 1, между W 2 и W 3.
11. В основе теории образовательных сигналов на рынке труда лежит предположение о том, что:
а) образование повышает производительность работника;
б) в диплом более высокого уровня образования осуществлены большие инвестиции;
в) производительность работника и издержки на образование находятся в обратной зависимости;
г) внутренняя норма отдачи превышает процентную ставку.
12. Инвестиции в человеческий капитал нецелесообразны тогда, когда:
а) альтернативные издержки на образование слишком высоки;
б) предпочтение настоящего очень высоко;
в) чистая текущая стоимость выгод отрицательна;
г) внутренняя норма отдачи от инвестиций меньше чистой текущей стоимости выгод.
13. Какой параметр отсутствует в формальной модели принятия решения об инвестициях в образование:
а) заработная плата до поступления в учебное заведение;
б) количество лет обучения;
в) предстоящее время трудовой деятельности;
г) заработная плата после окончания учебного заведения.
14. В модели образовательных сигналов на рынке труда работник, определяя целесообразность получения того или иного вида образования, сравнивает:
а) заработную плату до получения образования с заработной платой после получения образования;
б) заработную плату после получения образования с издержками на получение этого образования;
в) издержки на получение разного вида образования;
г) разницу между заработной платой после получения определенного образования и издержками на получение этого образования с такой же разницей для другого вида образования.
15. Оптимальный объем производства человеческого капитала в течение жизненного цикла:
а) сокращается;
б) увеличивается;
в) не меняется;
г) может и сокращаться, и увеличиваться.
16. В модели воспроизводства человеческого капитала факторами его производственной функции выступает;
а) индивидуальный доход работника;
б) заимствованный денежный капитал;
в) определенная доля имеющегося человеческого капитала;
г) заимствованный денежный капитал и запас человеческого капитала.
17. В модели воспроизводства человеческого капитала максимально возможный в каждый данный момент времени объем производства человеческого капитала с возрастом:
а) увеличивается;
б) может сокращаться или увеличиваться в зависимости от ставки дисконтирования выгод от инвестиций;
в) сокращается;
г) не меняется.
18. Какие факторы не влияют в формальной модели воспроизводства на определение оптимального размера производства человеческого капитала:
а) способности индивидуума;
б) заработная плата;
в) ставка дисконтирования;
г) возраст выхода на пенсию.
19. Какой образовательный сигнал (рис. 4.15) будет оптимальным для работодателя при выборе работника с большей производительностью из двух работников при условии, что издержки на образование обратно зависят от производительности:
а) е 1;
б) е 2;
в) е 3;
г) е 4;
20. Более производительному работнику при условии, что издержки на образование находится в обратной зависимости от производительности, выгодно приобрести образовательный сигнал в размере (рис. 4.15):
а) е 1 или меньше;
б) е 3 или е 4;
в) е 2 или е 3;
г) е 4.
21. Кривая спроса на инвестиции в человеческий капитал имеет отрицательный наклон потому, что:
а) инвестиции в образование подчиняются закону уменьшающейся предельной отдачи: индивидуум комбинирует обучение (переменный фактор) с физическими и умственными способностями (постоянный фактор);
Рис. 4.16
б) преимущества образования по мере его продолжения снижаются, так как нужно все большее количество лет компенсировать выгодами от инвестиций;
в) издержки на дополнительное образование повышаются по мере того, как продолжается обучение, так как заработки растут в течение жизненного цикла;
г) все вышеперечисленное.
22. Что из перечисленного могло бы повлиять на сдвиг кривой спроса на инвестиции в образование от D 1 до D 2 (рис. 4.16):
а) снижение платы за обучение;
б) позитивная дискриминация, благоприятствующая данному индивидууму;
в) склонность работодателей к дискриминации группы работников, к которой принадлежит данный индивидуум;
г) готовность родителей оплатить все прямые издержки на обучение.
Тесты5 заработная плата
1. Предположим, что работники идентичны, но условия работы в фирме А более благоприятны, чем в фирме В. По всем остальным характеристикам, исключая заработную плату, рабочие места в обеих фирмах одинаковы. В условиях равновесия:
а) заработная плата в фирме А будет выше, чем в фирме В;
б) работники в фирме B будут иметь более низкую полезность;
в) занятость будет выше в фирме В, если спрос на обоих рынках одинаков;
· г) заработная плата в фирме А будет ниже, если спрос на обоих рынках одинаков.
2. Какое из последующих утверждений является верным?