Гигиенические требования к проектированию дошкольных учреждении




Гигиеническая организация внешней среды в дошкольном учреждении

Гигиенические требования к проектированию дошкольных учреждении

От правильного планирования и проектирования зданий дошкольных учреждений зависит не только выполнение за­дач воспитания и обучения детей, но и в значительной мере состояние здоровья, а также физическое и психическое их развитие.

Обязательным гигиеническим требованием является запре­щение строительства детских учреждений в экологически не­благоприятном месте, в непосредственной близости от произ­водства, выделяющего вредные газы и образующего большое количество пыли; удаление их от рынков и мест большого скопления людей, например театров, кино, учреждений об­щественного питания, больниц, гаражей и др. Расстояние детских учреждений от железной дороги должно быть не ме­нее 500 м. Детские учреждения не следует располагать у круп­ных магистралей с большим движением транспорта.

Детские дошкольные учреждения в городах рекомендует­ся строить внутриквартально, на боковых проездах и прохо­дах, при отсутствии вблизи высоких зданий. Если же в усло­виях густонаселенного города детские учреждения строят на улице с большим движением транспорта, то в таком случае здание следует располагать в глубине участка и создавать по его границе зону зеленых насаждений шириной не менее 15 м. С целью предупреждения травматизма детей на данной ули­це ограничивается скорость движения транспорта, а также за­прещается обгон автомашин, в связи с чем устанавливаются определенные знаки.

Если здание дошкольного учреждения в силу необходи­мости строят по соседству с промышленными предприятия­ми (фабрика, завод), то оно должно иметь сооружения, предупреждающие загрязнение атмосферного воздуха газами и пылью. Между территориями предприятия и детского уч­реждения должна быть образована зона санитарной защи­ты — полоса зеленых насаждений не менее 500 м.

Детские дошкольные учреждения подразделяются на два основных типа: с дневным пребыванием детей в течение 9- 12 ч и с круглосуточным пребыванием детей с одним вы­ходным днем при шестидневной рабочей неделе; при пяти­дневной рабочей неделе — с двумя выходными. Существуют детские дошкольные учреждения, в которых имеются от­дельные группы с круглосуточным пребыванием детей.

Детские ясли-сады строятся на одну, две, четыре, шесть, во­семь, двенадцать и четырнадцать групп количеством не более чем на 25, 50, 95, 140, 190, 280 и 380 мест. Вместимость детских яслей-садов, пристроенных к торцам жилых домов, не должна превышать 140 мест. Для городов и крупных населенных пунк­тов следует проектировать детские ясли-сады вместимостью не менее 140 мест. Комплексы детских яслей-садов проектируются на 24 и более групп соответственно на 560-660 мест. Наиболее распространено строительство яслей-садов, рассчитанных на 140 и 280 мест с дневным и круглосуточным пребыванием детей.

В населенных пунктах, где 600-700 жителей, целесооб­разнее строить дошкольные учреждения на 50 мест; 1000- 1500 жителей — на 90 мест.

Ясли предназначаются для воспитания детей в возрасте до 3 лет. Дети в яслях объединяются в группы по 20 человек.

Строят ясли обычно вблизи местожительства детей или недалеко от того предприятия, которое их построило. Кроме яслей, функционирующих в течение всего года, в сельских местностях во время развертывания основных сельскохозяй­ственных работ за счет строительства летних павильонов ор­ганизуют сезонные ясли-сады, которые обслуживают детей дошкольного возраста. Общее количество мест в летних па­вильонах не должно составлять более 50% вместимости ос­новного здания и превышать 100 мест.

В детских садах воспитываются дети от 3 до 7 лет. В соот­ветствии с возрастом детей объединяют в группы по 25 чело­век. Ясли-сад имеют в своем составе группы детей преддошкольного и дошкольного возраста, которые комплектуются по возрастному принципу. В детских яслях-садах на 50-90 мест допускаются группы детей разного возраста.

В ряде местностей (до 500 жителей), где число детей млад­ших возрастов небольшое, в детских яслях-садах с одной груп­пой допускаются подгруппы: на 10 мест — для детей до 3 лет и на 15 мест — от 3 до 7 лет.

В детских яслях-садах, где две группы, в одной из них возможны подгруппы: на 10 мест — для детей до полутора лет и на 15 мест — от полутора до 3 лет.

К числу детских дошкольных учреждений относятся также дома ребенка, которые предназначены для воспитания детей - сирот в возрасте до 3 лет, а также детей, не имеющих необходимых условий воспитания в семье. В каждой группе дома ребенка 15 детей. Дошкольные детские дома, в которых воспитываются дети с 3 до 7 лет, оставшиеся без попечения родителей, имеют группы по 20 человек.

Земельный участок предназначается прежде всего для про­гулок детей. Размеры, планировка и оборудование участка зависят от типа детского учреждения, контингента детей, их возраста и содержания воспитательной работы.

Необходимые размеры земельных участков определяются из расчета на одно место: в детских яслях-садах до 95 мест — 40 м2, на 140-320 мест — 35 м2, а в комплексах детских садов-яслей на 560-660 мест — 30 м2.

Основным гигиеническим требованием к участку являет­ся чистота почвы, так как почва, загрязненная отбросами, может стать средой для сохранения и развития микроорга­низмов — возбудителей инфекционных болезней и яиц глис­тов. Земельный участок должен быть сухим, с глубоким за­леганием подпочвенных вод, в противном случае на участке может образоваться сырость, которая легко проникает в зда­ние, особенно при отсутствии надежной влагоизоляции.

При выборе участка следует отдавать предпочтение площад­кам, несколько возвышающимся над остальной местностью и имеющим склон для стока дождевой воды и тающего снега.

Земельный участок имеет ограждение высотой не более 1,6 м. Рекомендуются сплошные кирпичные или железобетонные ограждения. По периметру земельного участка располагается полоса деревьев или кустарниковые насаждения шириной 5 м.

На земельном участке следует предусматривать группо­вые площадки, общую физкультурную площадку, огород-ягод­ник, хозяйственную площадку и зеленые насаждения.

Зеленые насаждения составляют не менее 50% площади участка. В площадь зеленых насаждений входят также за­щитные полосы, живая изгородь, газоны, цветники, ого­род-ягодник и насаждения на групповых и общих площад­ках участка. Зеленые насаждения располагают так, чтобы не препятствовать доступу солнечных лучей в здания детских учреждений. Они должны защищать здания и групповые пло­щадки от перегрева. Кустарники следует высаживать не бли­же 5 м, а деревья — 10 м от здания. Часть насаждений долж­на обеспечивать наличие зелени в течение всего года (хвойные культуры, можжевельник, туя). Не допускается посадка де­ревьев и кустарников с ядовитыми плодами и колючками.

Каждая возрастная группа имеет отдельную площад­ку, изолированную от других групп кустарником. Располага­ют площадки вблизи выхода из помещения группы, каждая из них должна иметь открытую солнечным лучам и затенен­ную части. Площадь групповых площадок определяется из расчета 5 м2 на 1 ребенка в 1-х и 2-х группах раннего возрас­та, 7,5 м2 — в 1-й младшей группе; 7,2 м2 — в дошкольных. На каждой площадке необходим теневой навес с дощатым полом площадью 40 м2, закрытый с трех сторон. Открытая сторона навеса должна быть обращена на юг или юго-восток. В летнее время для защиты детей от солнца на участке ставят зонты, тенты, постоянные и переносные навесы. При тене­вых навесах оборудуют кладовые (встроенные шкафы, стел­лажи, полки, скамьи с ящиками под сиденьями) для хране­ния игрушек и инвентаря. Теневые навесы, пристроенные к зданиям, не должны затемнять групповых комнат и других помещений с пребыванием детей.

Групповые площадки для детей ясельного возраста должны иметь травяное покрытие; для детей дошкольного возраста, кроме травяного покрытия, площадку делают с утрамбован­ным грунтом. На групповых площадках имеется стационар­ное и переносное оборудование. Оборудование на участке долж­но соответствовать возрасту и росту детей и быть надежно и устойчиво закреплено. Поверхность оборудования должна быть изготовлена из материалов высокого качества, покрыта неток­сичными водостойкими красками или лаками, выдерживать большие нагрузки, не иметь острых выступов и шероховатос­тей, выступающих болтов. Все полимерные материалы, ис­пользуемые при изготовлении оборудования, должны быть раз­решены Минздравом России.

Помимо групповых площадок, предназначенных для игр детей, оборудуется физкультурная площадка площадью 150 м2 на 50-90 и 250 м2 на 100 и более детей, а на участках комплексов яслей-садов — две физкультурные площадки об­щей площадью 400 м2 с деревянным, травяным или резинобитумным покрытием. Вблизи них допускается устройство чаш с фонтанчиками для игр с водой, плескательных бассей­нов площадью 20 м2, глубиной не более 25 см. В детских яслях-садах на 280 и более мест плескательный бассейн мож­но заменить открытым бассейном с ванной размером 3x7 м и глубиной не более 0,8 м для обучения детей плаванию. Перед входом в открытый бассейн оборудуется ванна для ног с ду­шем. Все площадки, связанные кольцевой дорожкой шири­ной 1-1,5 м для езды на велосипедах, педальных автомоби­лях, лыжах, в вечернее время должны освещаться.

Хозяйственная площадка должна быть изолирована от остальных площадок, располагаться со стороны пищеблока в глубине (на границе) участка, иметь твердое покрытие и са­мостоятельный въезд.

На земельных участках детских дошкольных учреждений в городах и поселках городского типа нельзя размещать сараи, погреба, овощехранилища и другие хозяйственные постройки. В сельских населенных пунктах при отсутствии теплофикации на хозяйственной площадке строят сарай для хранения топли­ва и овощехранилище. Мусоросборники ставят только на хо­зяйственной площадке на расстоянии не менее 25 м от здания на бетонированном или асфальтированном основании.

Здание дошкольного учреждения лучше строить в 1-2 эта­жа, так как наблюдения показали, что подъем детей и персона­ла на третий этаж и выше сильно утомляет их. Большая этаж­ность, кроме того, затрудняет в случаях необходимости (пожар, землетрясение и др.) быструю эвакуацию детей. Здания дет­ских яслей-садов с увеличением количества мест на летний пе­риод должны быть одноэтажными. На земельных участках со сложным рельефом допускается увеличение этажности до трех этажей при условии устройства непосредственных выходов из первого и второго этажей в соответствии с рельефом почвы.

Планируя строительство детского учреждения, надо преду­сматривать запасные лестницы и выходы на случай быстрой эвакуации или изоляции групп. Даже в здании самого неболь­шого детского дошкольного учреждения, например яслей или детского сада, рассчитанного на 25 детей, должно быть не ме­нее двух выходов — основного и запасного. В детских учреж­дениях, рассчитанных на большее количество детей, допуска­ется устройство общего входа в две группы преддошкольного возраста (с условием расположения одной из них на втором этаже). Устройство общего входа для групп дошкольного воз­раста допускается не более чем на четыре группы.

В зданиях дошкольных учреждений, имеющих два этажа, второй этаж, как правило, надо отводить для детей старшого возраста. Исключение делают только для ночных групп, ко­торые желательно размещать на первом этаже.

Лестницы должны обеспечивать удобный и неутомитель­ный подъем и спуск и давать возможность одновременно пере­двигаться по ним большому количеству детей. При строитель­стве лестниц обычно учитывают среднюю длину шага детей и высоту подъема ноги при каждом шаге; таким образом, глуби­на ступени лестницы должна быть 27-30 см, а высота подъе­ма — 12-14 см. Для того чтобы исключить возможность столк­новений поднимающихся и спускающихся по лестнице детей, ширина лестниц должна быть не менее 1,3 м.

Во избежание несчастных случаев лестницы детских уч­реждений ограждаются решетками высотой 110-120 см с про­летами между прутьями не более 12 см. У лестниц рекомен­дуется делать двойные перила, из которых одни — низкие (45 см от пола) — предназначаются для детей, вторые — бо­лее высокие (0,8 м) — для персонала.

Главной частью здания в детском учреждении является групповая ячейка, состоящая из основных и вспомогатель­ных помещений, имеющих удобную связь с остальными час­тями здания.

В комбинированном дошкольном учреждении (ясли-сад) предусматриваются три группы помещений: для детей преддошкольного возраста, дошкольного возраста и административ­но-хозяйственные. Такая планировка обусловлена особенностя­ми воспитательно-оздоровительных мероприятий, проводимых с детьми разных возрастов. В одноэтажных зданиях в одном крыле размещаются преддошкольные группы, в другом — дошкольные, административно-хозяйственные помещения находятся между ними.

При проектировании дошкольных учреждений с большим числом групп целесообразна блочная или павильонная систе­ма, при которой отдельные блоки с групповыми ячейками соединены между собой закрытыми переходами. При этом возможна полная изоляция групп.

В состав групповой ячейки входят раздевальня (в яс­лях — приемная), групповая (в яслях — игральная и столо­вая), спальня-веранда или спальня, туалетная и буфет­ная, которая размещается в групповой или столовой.

В приемной ясельной группы оборудуют уголок для кормле­ния грудных детей. Спальни-веранды в этих группах рекомен­дуется разделять остекленными перегородками; в группах, пред­назначенных для дошкольником, допускаются раздвижные перегородки. Площадь групповой и столовой составляет 50 м2. Наиболее целесообразная их конфигурация — прямоугольник, на длинной стороне которого располагаются окна. Глубина груп­повой комнаты при одностороннем освещении не должна пре­вышать 6 м, так как при большей глубине часть комнаты у противоположной окнам стены будет плохо освещаться.

Спальня-веранда должна иметь площадь для детей ясель­ного возраста 36 м2, дошкольного — 50 м2; приемная или раз­девальня — 16 м2; туалетная для детей ясельного возраста — 12м2, дошкольного — 16 м2.

В детских учреждениях на 95 и более мест планируют залы для музыкальных и гимнастических занятий площадью 75- 100 м2, где проводят утреннюю гимнастику, музыкальные, физ­культурные занятия и подвижные игры. В дошкольных учреж­дениях на 280-330 мест предусмотрено 2 зала с площадью 100 и 50 м2 или по 75 м2 каждый. Полы в залах должны иметь покры­тия, обладающие низкой теплопроводностью (паркет, доски, линолеум на утепленной подкладке). Залы не должны быть про­ходными, однако допускается объединение двух залов с по­мощью раздвижной перегородки. При залах необходима кладо­вая для хранения физкультурного инвентаря (6 м2).

В здании допускается проектирование бассейна с ванной 3x7 м и переменной глубиной от 0,6 до 0,8 м. По периметру ванны необходимо иметь борт высотой 0,15 м и шириной 0,3 м, а также обходные дорожки шириной не менее 0,75 м, в местах выхода из душевой на обходную дорожку — ножные ванны глубиной 0,1 м.

В яслях-садах на 90 и более мест должен быть изолятор, который размещается на первом этаже с отдельным выходом на участок и изолированными между собой палатами.

Медицинская комната имеется во всех видах дошколь­ных учреждений, независимо от вместимости, и размещает­ся смежно с одной из палат изолятора (комнатой заболевших детей), но разделяется с ней (а также с палатами изолятора) остекленной перегородкой высотой 1-1,2 м от пола.

Кабинет заведующей размещается преимущественно на пер­вом этаже у входа. В здании следует предусматривать также служебный вход и холл площадью 12-18 м2. В дошкольных учреждениях на 140 и более мест обязательны комнаты персо­нала, в которых имеется шкаф для хранения одежды. В туалет­ной для персонала должен быть умывальник в шлюзе, а также душевой поддон с душевой сеткой на гибком шланге.

Помещения пищеблока размещают на первом этаже. Кла­довые, где хранятся овощи и сухие продукты, должны быть изолированы от кухни и не иметь сквозных проходов. В до­школьных учреждениях на 90 и более мест вход в пищеблок планируется самостоятельным. Для вертикальной транспор­тировки пищи желательно наличие грузовых подъемников. В кухне можно устанавливать только работающее на элект­ричестве оборудование.

Помещения стиральной-разборочной и сушильно-гладильной должны быть смежными. Входы (окна) для сдачи грязного и получения чистого белья в них раздельные. Шлюз с окном для сдачи грязного белья должен открываться в сто­рону стирально-разборочной. Вход в стирально-разборочную изолированный.

Стены и полы помещений дошкольных учреждений долж­ны быть гладкими и иметь отделку, позволяющую делать уборку влажным способом. Используемые для отделки полов и стен материалы определяются перечнем полимерных мате­риалов и изделий, разрешенных к применению в строитель­стве Минздравом России. Необходимо обратить внимание и на художественное оформление детского учреждения, так как оно воспитывает у детей вкус, любовь к красоте, создает у них хорошее настроение.

Поверхности стен основных помещений групповых ячеек, комнат для музыкальных и гимнастических занятий имеют матовую фактуру светлых тонов; они должны быть доступ­ными для мытья и дезинфекции.

Стены помещений пищеблока (кухни), стиральной-разборочной, сушильно-гладильной и туалетных на 1,5 м от пола обли­цовывают глазурованной керамической плиткой или мозаич­ной шлифованной плиткой. Полы в помещениях пищеблока, стиральной-разборочной, гладильной и туалетных выстилают­ся керамической или мозаичной шлифованной плиткой.

Полы в предназначенных для детей помещениях должны быть теплыми, а на первом этаже — отапливаться в зимний период.

В помещениях, предназначенных для детей (групповых, игральных-столовых, спальнях-верандах, медицинской ком­нате, изоляторе, коридорах и др.), полы дощатые, паркет­ные, из утепленного линолеума; в туалетных — из линоле­ума на синтетическом каучуке.

Для поддержания в помещениях необходимого теплового режима при наружных входах в здание, а также выходах из групповых комнат на холодную веранду предусматривается устройство тамбуров глубиной не менее 1,6 м.

Летние дачи следует строить за чертой города, поблизости от лесных массивов и водоемов с чистой, проточной водой, которая по заключению органов санитарно-эпидемиологической службы является безопасной в отношении инфекцион­ных заболеваний. От заболоченных мест территория дачи должна находиться не ближе 3 км. Летнюю дачу следует стро­ить вдали от полотна железной дороги и автострады.

В целях предупреждения инфекционных болезней неже­лательно располагать летние дачи непосредственно в сель­ских населенных пунктах и по соседству с другими дачами. Чтобы обеспечить достаточно быструю медицинскую помощь нуждающимся детям, расстояние от ближайшей больницы до дачи не должно превышать 10 км.

На территории летней дачи павильоны для детей и для административно-хозяйственных целей строят раздельно.

В I Контрольные вопросы

1. Какие гигиенические требования предъявляются к планиров­ке дошкольных учреждений в городе и сельской местности?

2. Для чего предназначен участок? Как следует его планиро­вать и оборудовать?

3. Какие группы помещений должны быть в дошкольном уч­реждении? Как их следует размещать в здании?

 

Практическое задание

Дайте гигиеническую оценку проектированию и строитель­ству дошкольного учреждения (его участка, здания, поме­щений) и оборудованию.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: