Гигиеническая организация внешней среды в дошкольном учреждении
Гигиенические требования к проектированию дошкольных учреждении
От правильного планирования и проектирования зданий дошкольных учреждений зависит не только выполнение задач воспитания и обучения детей, но и в значительной мере состояние здоровья, а также физическое и психическое их развитие.
Обязательным гигиеническим требованием является запрещение строительства детских учреждений в экологически неблагоприятном месте, в непосредственной близости от производства, выделяющего вредные газы и образующего большое количество пыли; удаление их от рынков и мест большого скопления людей, например театров, кино, учреждений общественного питания, больниц, гаражей и др. Расстояние детских учреждений от железной дороги должно быть не менее 500 м. Детские учреждения не следует располагать у крупных магистралей с большим движением транспорта.
Детские дошкольные учреждения в городах рекомендуется строить внутриквартально, на боковых проездах и проходах, при отсутствии вблизи высоких зданий. Если же в условиях густонаселенного города детские учреждения строят на улице с большим движением транспорта, то в таком случае здание следует располагать в глубине участка и создавать по его границе зону зеленых насаждений шириной не менее 15 м. С целью предупреждения травматизма детей на данной улице ограничивается скорость движения транспорта, а также запрещается обгон автомашин, в связи с чем устанавливаются определенные знаки.
Если здание дошкольного учреждения в силу необходимости строят по соседству с промышленными предприятиями (фабрика, завод), то оно должно иметь сооружения, предупреждающие загрязнение атмосферного воздуха газами и пылью. Между территориями предприятия и детского учреждения должна быть образована зона санитарной защиты — полоса зеленых насаждений не менее 500 м.
Детские дошкольные учреждения подразделяются на два основных типа: с дневным пребыванием детей в течение 9- 12 ч и с круглосуточным пребыванием детей с одним выходным днем при шестидневной рабочей неделе; при пятидневной рабочей неделе — с двумя выходными. Существуют детские дошкольные учреждения, в которых имеются отдельные группы с круглосуточным пребыванием детей.
Детские ясли-сады строятся на одну, две, четыре, шесть, восемь, двенадцать и четырнадцать групп количеством не более чем на 25, 50, 95, 140, 190, 280 и 380 мест. Вместимость детских яслей-садов, пристроенных к торцам жилых домов, не должна превышать 140 мест. Для городов и крупных населенных пунктов следует проектировать детские ясли-сады вместимостью не менее 140 мест. Комплексы детских яслей-садов проектируются на 24 и более групп соответственно на 560-660 мест. Наиболее распространено строительство яслей-садов, рассчитанных на 140 и 280 мест с дневным и круглосуточным пребыванием детей.
В населенных пунктах, где 600-700 жителей, целесообразнее строить дошкольные учреждения на 50 мест; 1000- 1500 жителей — на 90 мест.
Ясли предназначаются для воспитания детей в возрасте до 3 лет. Дети в яслях объединяются в группы по 20 человек.
Строят ясли обычно вблизи местожительства детей или недалеко от того предприятия, которое их построило. Кроме яслей, функционирующих в течение всего года, в сельских местностях во время развертывания основных сельскохозяйственных работ за счет строительства летних павильонов организуют сезонные ясли-сады, которые обслуживают детей дошкольного возраста. Общее количество мест в летних павильонах не должно составлять более 50% вместимости основного здания и превышать 100 мест.
В детских садах воспитываются дети от 3 до 7 лет. В соответствии с возрастом детей объединяют в группы по 25 человек. Ясли-сад имеют в своем составе группы детей преддошкольного и дошкольного возраста, которые комплектуются по возрастному принципу. В детских яслях-садах на 50-90 мест допускаются группы детей разного возраста.
В ряде местностей (до 500 жителей), где число детей младших возрастов небольшое, в детских яслях-садах с одной группой допускаются подгруппы: на 10 мест — для детей до 3 лет и на 15 мест — от 3 до 7 лет.
В детских яслях-садах, где две группы, в одной из них возможны подгруппы: на 10 мест — для детей до полутора лет и на 15 мест — от полутора до 3 лет.
К числу детских дошкольных учреждений относятся также дома ребенка, которые предназначены для воспитания детей - сирот в возрасте до 3 лет, а также детей, не имеющих необходимых условий воспитания в семье. В каждой группе дома ребенка 15 детей. Дошкольные детские дома, в которых воспитываются дети с 3 до 7 лет, оставшиеся без попечения родителей, имеют группы по 20 человек.
Земельный участок предназначается прежде всего для прогулок детей. Размеры, планировка и оборудование участка зависят от типа детского учреждения, контингента детей, их возраста и содержания воспитательной работы.
Необходимые размеры земельных участков определяются из расчета на одно место: в детских яслях-садах до 95 мест — 40 м2, на 140-320 мест — 35 м2, а в комплексах детских садов-яслей на 560-660 мест — 30 м2.
Основным гигиеническим требованием к участку является чистота почвы, так как почва, загрязненная отбросами, может стать средой для сохранения и развития микроорганизмов — возбудителей инфекционных болезней и яиц глистов. Земельный участок должен быть сухим, с глубоким залеганием подпочвенных вод, в противном случае на участке может образоваться сырость, которая легко проникает в здание, особенно при отсутствии надежной влагоизоляции.
При выборе участка следует отдавать предпочтение площадкам, несколько возвышающимся над остальной местностью и имеющим склон для стока дождевой воды и тающего снега.
Земельный участок имеет ограждение высотой не более 1,6 м. Рекомендуются сплошные кирпичные или железобетонные ограждения. По периметру земельного участка располагается полоса деревьев или кустарниковые насаждения шириной 5 м.
На земельном участке следует предусматривать групповые площадки, общую физкультурную площадку, огород-ягодник, хозяйственную площадку и зеленые насаждения.
Зеленые насаждения составляют не менее 50% площади участка. В площадь зеленых насаждений входят также защитные полосы, живая изгородь, газоны, цветники, огород-ягодник и насаждения на групповых и общих площадках участка. Зеленые насаждения располагают так, чтобы не препятствовать доступу солнечных лучей в здания детских учреждений. Они должны защищать здания и групповые площадки от перегрева. Кустарники следует высаживать не ближе 5 м, а деревья — 10 м от здания. Часть насаждений должна обеспечивать наличие зелени в течение всего года (хвойные культуры, можжевельник, туя). Не допускается посадка деревьев и кустарников с ядовитыми плодами и колючками.
Каждая возрастная группа имеет отдельную площадку, изолированную от других групп кустарником. Располагают площадки вблизи выхода из помещения группы, каждая из них должна иметь открытую солнечным лучам и затененную части. Площадь групповых площадок определяется из расчета 5 м2 на 1 ребенка в 1-х и 2-х группах раннего возраста, 7,5 м2 — в 1-й младшей группе; 7,2 м2 — в дошкольных. На каждой площадке необходим теневой навес с дощатым полом площадью 40 м2, закрытый с трех сторон. Открытая сторона навеса должна быть обращена на юг или юго-восток. В летнее время для защиты детей от солнца на участке ставят зонты, тенты, постоянные и переносные навесы. При теневых навесах оборудуют кладовые (встроенные шкафы, стеллажи, полки, скамьи с ящиками под сиденьями) для хранения игрушек и инвентаря. Теневые навесы, пристроенные к зданиям, не должны затемнять групповых комнат и других помещений с пребыванием детей.
Групповые площадки для детей ясельного возраста должны иметь травяное покрытие; для детей дошкольного возраста, кроме травяного покрытия, площадку делают с утрамбованным грунтом. На групповых площадках имеется стационарное и переносное оборудование. Оборудование на участке должно соответствовать возрасту и росту детей и быть надежно и устойчиво закреплено. Поверхность оборудования должна быть изготовлена из материалов высокого качества, покрыта нетоксичными водостойкими красками или лаками, выдерживать большие нагрузки, не иметь острых выступов и шероховатостей, выступающих болтов. Все полимерные материалы, используемые при изготовлении оборудования, должны быть разрешены Минздравом России.
Помимо групповых площадок, предназначенных для игр детей, оборудуется физкультурная площадка площадью 150 м2 на 50-90 и 250 м2 на 100 и более детей, а на участках комплексов яслей-садов — две физкультурные площадки общей площадью 400 м2 с деревянным, травяным или резинобитумным покрытием. Вблизи них допускается устройство чаш с фонтанчиками для игр с водой, плескательных бассейнов площадью 20 м2, глубиной не более 25 см. В детских яслях-садах на 280 и более мест плескательный бассейн можно заменить открытым бассейном с ванной размером 3x7 м и глубиной не более 0,8 м для обучения детей плаванию. Перед входом в открытый бассейн оборудуется ванна для ног с душем. Все площадки, связанные кольцевой дорожкой шириной 1-1,5 м для езды на велосипедах, педальных автомобилях, лыжах, в вечернее время должны освещаться.
Хозяйственная площадка должна быть изолирована от остальных площадок, располагаться со стороны пищеблока в глубине (на границе) участка, иметь твердое покрытие и самостоятельный въезд.
На земельных участках детских дошкольных учреждений в городах и поселках городского типа нельзя размещать сараи, погреба, овощехранилища и другие хозяйственные постройки. В сельских населенных пунктах при отсутствии теплофикации на хозяйственной площадке строят сарай для хранения топлива и овощехранилище. Мусоросборники ставят только на хозяйственной площадке на расстоянии не менее 25 м от здания на бетонированном или асфальтированном основании.
Здание дошкольного учреждения лучше строить в 1-2 этажа, так как наблюдения показали, что подъем детей и персонала на третий этаж и выше сильно утомляет их. Большая этажность, кроме того, затрудняет в случаях необходимости (пожар, землетрясение и др.) быструю эвакуацию детей. Здания детских яслей-садов с увеличением количества мест на летний период должны быть одноэтажными. На земельных участках со сложным рельефом допускается увеличение этажности до трех этажей при условии устройства непосредственных выходов из первого и второго этажей в соответствии с рельефом почвы.
Планируя строительство детского учреждения, надо предусматривать запасные лестницы и выходы на случай быстрой эвакуации или изоляции групп. Даже в здании самого небольшого детского дошкольного учреждения, например яслей или детского сада, рассчитанного на 25 детей, должно быть не менее двух выходов — основного и запасного. В детских учреждениях, рассчитанных на большее количество детей, допускается устройство общего входа в две группы преддошкольного возраста (с условием расположения одной из них на втором этаже). Устройство общего входа для групп дошкольного возраста допускается не более чем на четыре группы.
В зданиях дошкольных учреждений, имеющих два этажа, второй этаж, как правило, надо отводить для детей старшого возраста. Исключение делают только для ночных групп, которые желательно размещать на первом этаже.
Лестницы должны обеспечивать удобный и неутомительный подъем и спуск и давать возможность одновременно передвигаться по ним большому количеству детей. При строительстве лестниц обычно учитывают среднюю длину шага детей и высоту подъема ноги при каждом шаге; таким образом, глубина ступени лестницы должна быть 27-30 см, а высота подъема — 12-14 см. Для того чтобы исключить возможность столкновений поднимающихся и спускающихся по лестнице детей, ширина лестниц должна быть не менее 1,3 м.
Во избежание несчастных случаев лестницы детских учреждений ограждаются решетками высотой 110-120 см с пролетами между прутьями не более 12 см. У лестниц рекомендуется делать двойные перила, из которых одни — низкие (45 см от пола) — предназначаются для детей, вторые — более высокие (0,8 м) — для персонала.
Главной частью здания в детском учреждении является групповая ячейка, состоящая из основных и вспомогательных помещений, имеющих удобную связь с остальными частями здания.
В комбинированном дошкольном учреждении (ясли-сад) предусматриваются три группы помещений: для детей преддошкольного возраста, дошкольного возраста и административно-хозяйственные. Такая планировка обусловлена особенностями воспитательно-оздоровительных мероприятий, проводимых с детьми разных возрастов. В одноэтажных зданиях в одном крыле размещаются преддошкольные группы, в другом — дошкольные, административно-хозяйственные помещения находятся между ними.
При проектировании дошкольных учреждений с большим числом групп целесообразна блочная или павильонная система, при которой отдельные блоки с групповыми ячейками соединены между собой закрытыми переходами. При этом возможна полная изоляция групп.
В состав групповой ячейки входят раздевальня (в яслях — приемная), групповая (в яслях — игральная и столовая), спальня-веранда или спальня, туалетная и буфетная, которая размещается в групповой или столовой.
В приемной ясельной группы оборудуют уголок для кормления грудных детей. Спальни-веранды в этих группах рекомендуется разделять остекленными перегородками; в группах, предназначенных для дошкольником, допускаются раздвижные перегородки. Площадь групповой и столовой составляет 50 м2. Наиболее целесообразная их конфигурация — прямоугольник, на длинной стороне которого располагаются окна. Глубина групповой комнаты при одностороннем освещении не должна превышать 6 м, так как при большей глубине часть комнаты у противоположной окнам стены будет плохо освещаться.
Спальня-веранда должна иметь площадь для детей ясельного возраста 36 м2, дошкольного — 50 м2; приемная или раздевальня — 16 м2; туалетная для детей ясельного возраста — 12м2, дошкольного — 16 м2.
В детских учреждениях на 95 и более мест планируют залы для музыкальных и гимнастических занятий площадью 75- 100 м2, где проводят утреннюю гимнастику, музыкальные, физкультурные занятия и подвижные игры. В дошкольных учреждениях на 280-330 мест предусмотрено 2 зала с площадью 100 и 50 м2 или по 75 м2 каждый. Полы в залах должны иметь покрытия, обладающие низкой теплопроводностью (паркет, доски, линолеум на утепленной подкладке). Залы не должны быть проходными, однако допускается объединение двух залов с помощью раздвижной перегородки. При залах необходима кладовая для хранения физкультурного инвентаря (6 м2).
В здании допускается проектирование бассейна с ванной 3x7 м и переменной глубиной от 0,6 до 0,8 м. По периметру ванны необходимо иметь борт высотой 0,15 м и шириной 0,3 м, а также обходные дорожки шириной не менее 0,75 м, в местах выхода из душевой на обходную дорожку — ножные ванны глубиной 0,1 м.
В яслях-садах на 90 и более мест должен быть изолятор, который размещается на первом этаже с отдельным выходом на участок и изолированными между собой палатами.
Медицинская комната имеется во всех видах дошкольных учреждений, независимо от вместимости, и размещается смежно с одной из палат изолятора (комнатой заболевших детей), но разделяется с ней (а также с палатами изолятора) остекленной перегородкой высотой 1-1,2 м от пола.
Кабинет заведующей размещается преимущественно на первом этаже у входа. В здании следует предусматривать также служебный вход и холл площадью 12-18 м2. В дошкольных учреждениях на 140 и более мест обязательны комнаты персонала, в которых имеется шкаф для хранения одежды. В туалетной для персонала должен быть умывальник в шлюзе, а также душевой поддон с душевой сеткой на гибком шланге.
Помещения пищеблока размещают на первом этаже. Кладовые, где хранятся овощи и сухие продукты, должны быть изолированы от кухни и не иметь сквозных проходов. В дошкольных учреждениях на 90 и более мест вход в пищеблок планируется самостоятельным. Для вертикальной транспортировки пищи желательно наличие грузовых подъемников. В кухне можно устанавливать только работающее на электричестве оборудование.
Помещения стиральной-разборочной и сушильно-гладильной должны быть смежными. Входы (окна) для сдачи грязного и получения чистого белья в них раздельные. Шлюз с окном для сдачи грязного белья должен открываться в сторону стирально-разборочной. Вход в стирально-разборочную изолированный.
Стены и полы помещений дошкольных учреждений должны быть гладкими и иметь отделку, позволяющую делать уборку влажным способом. Используемые для отделки полов и стен материалы определяются перечнем полимерных материалов и изделий, разрешенных к применению в строительстве Минздравом России. Необходимо обратить внимание и на художественное оформление детского учреждения, так как оно воспитывает у детей вкус, любовь к красоте, создает у них хорошее настроение.
Поверхности стен основных помещений групповых ячеек, комнат для музыкальных и гимнастических занятий имеют матовую фактуру светлых тонов; они должны быть доступными для мытья и дезинфекции.
Стены помещений пищеблока (кухни), стиральной-разборочной, сушильно-гладильной и туалетных на 1,5 м от пола облицовывают глазурованной керамической плиткой или мозаичной шлифованной плиткой. Полы в помещениях пищеблока, стиральной-разборочной, гладильной и туалетных выстилаются керамической или мозаичной шлифованной плиткой.
Полы в предназначенных для детей помещениях должны быть теплыми, а на первом этаже — отапливаться в зимний период.
В помещениях, предназначенных для детей (групповых, игральных-столовых, спальнях-верандах, медицинской комнате, изоляторе, коридорах и др.), полы дощатые, паркетные, из утепленного линолеума; в туалетных — из линолеума на синтетическом каучуке.
Для поддержания в помещениях необходимого теплового режима при наружных входах в здание, а также выходах из групповых комнат на холодную веранду предусматривается устройство тамбуров глубиной не менее 1,6 м.
Летние дачи следует строить за чертой города, поблизости от лесных массивов и водоемов с чистой, проточной водой, которая по заключению органов санитарно-эпидемиологической службы является безопасной в отношении инфекционных заболеваний. От заболоченных мест территория дачи должна находиться не ближе 3 км. Летнюю дачу следует строить вдали от полотна железной дороги и автострады.
В целях предупреждения инфекционных болезней нежелательно располагать летние дачи непосредственно в сельских населенных пунктах и по соседству с другими дачами. Чтобы обеспечить достаточно быструю медицинскую помощь нуждающимся детям, расстояние от ближайшей больницы до дачи не должно превышать 10 км.
На территории летней дачи павильоны для детей и для административно-хозяйственных целей строят раздельно.
В I Контрольные вопросы
1. Какие гигиенические требования предъявляются к планировке дошкольных учреждений в городе и сельской местности?
2. Для чего предназначен участок? Как следует его планировать и оборудовать?
3. Какие группы помещений должны быть в дошкольном учреждении? Как их следует размещать в здании?
Практическое задание
Дайте гигиеническую оценку проектированию и строительству дошкольного учреждения (его участка, здания, помещений) и оборудованию.