Освещенность помещений, где находятся дети, оказывает влияние не только на состояние их зрения, но и на тонус всего организма. Особенно положительное влияние на организм оказывает естественное освещение. Поэтому все помещения в здании детских учреждений, как правило, имеют естественное освещение. Игровые и групповые комнаты предпочтительно располагать в помещениях, окна которых ориентированы на наиболее освещенные части света: юг, юго-восток. Прохождению света в них не должны мешать ни соседние здания, ни высокие деревья.
Естественное освещение помещений в значительной степени зависит от величины окон. Чем больше застеклена поверхность, тем больше света проникает в помещение. Однако очень большая поверхность окон увеличивает в зимнее время охлаждение, в летнее — перегревание помещений. Поэтому площадь застекленной поверхности окон в детских учреждениях принята такой, при которой в ясный день на самом удаленном месте от окна освещенность равна 100 лк (минимально допустимая норма освещения). (Люкс — единица освещенности. Один люкс равен освещенности, полученной от одной международной свечи на расстоянии 1м.) Отсюда следует, что величина окон зависит от величины помещения, и чем больше площадь последнего, тем больше должна быть площадь световой поверхности окон. Отношение площади остекленной поверхности окон к площади пола называется световым коэффициентом.
Для игровых и групповых помещений в городах России принята норма светового коэффициента 1:4; в сельской местности, где здания детских учреждений, как правило, строятся на открытых со всех сторон площадках, световой коэффициент допускается 1:5-1:6. При площади групповой комнаты, равной 60-62,5 м2, площадь окон должна быть равной 12-12,5 м2.
Световой коэффициент для остальных помещений, имеющих в основном подсобное значение, составляет не менее 1:8 за исключением приемной и кабинета врача, где световой коэффициент допускается 1:4-1:5.
Чем дальше то или иное место от окна, тем слабее его освещенность естественным светом. Чем окно выше, тем глубже могут проникать световые лучи. Для достаточной освещенности отдаленных от окна мест коэффициент заглубленности (отношение высоты верхнего края окна над полом к глубине комнаты) должен равняться 1:2, т.е. глубина помещения не должна превышать двойную высоту верхнего края окна над полом. Если глубина помещения равна 6 м, то верхний край окна должен быть поднят на 3 м от пола. Глубина групповых помещений при одностороннем освещении должна быть не более 6 м. При большей глубине помещений должно быть двустороннее параллельное или угловое расположение окон. Освещенность помещения, где находятся дети, не должна снижаться из-за штор и цветов на окнах, которые могут поглощать до 25-30% света. В игровых и групповых комнатах допустимы только шторы из прозрачного тюля или узкие занавески из светлой, хорошо стирающейся ткани (ими пользуются в тех случаях, когда необходимо ограничить проникновение в помещение прямых солнечных лучей). Необходимо тщательно следить за чистотой оконных стекол, так как загрязненные стекла могут задерживать до 40% световых лучей. Матовые и замазанные мелом окна в детских учреждениях не допускаются. Переплеты окон не должны иметь мелких решеток. Необходимо заботиться, чтобы стекла в окнах были гладкие, высокого качества и задерживали как можно меньше света.
Недостатком обычных стекол, даже самых лучших, является то, что они почти не пропускают ультрафиолетовых лучей. Так называемые увиолевые стекла, пропускающие эти лучи, являются более желательными для остекления окон в зданиях дошкольных учреждений, однако в практике строительства они не получили широкого распространения.
Для лучшего освещения детских помещений стены и мебель в них окрашивают в светлые тона — они отражают наибольшее количество света. Нижнюю часть стен на уровне 1,5-1,8 м от пола, подвергающуюся большему загрязнению, окрашивают красками, устойчивыми к влиянию горячей воды, мыла и дезинфицирующих растворов. Остальную часть стен покрывают клеевой краской, потолки помещений белят.
Определить естественную освещенность той или иной части помещения можно или с помощью люксметра — прибора, имеющего чувствительные фотоэлементы, или по наличию частично видимого в окна неба. Если с определенного места в ясный день виден полностью весь небосвод, освещенность этого места считается хорошей; если видно 2/3 небосвода — удовлетворительной, и если только V3 — неудовлетворительной.
Недостаток света сказывается на самочувствии ребенка и состоянии его органа зрения более неблагоприятно, чем смешанный свет, поэтому, когда естественного света в помещении мало, следует использовать искусственные его источники.
Электрическое освещение в нашей стране является наиболее распространенным: оно не изменяет химических свойств окружающего воздуха и дает возможность обеспечить помещение достаточным и равномерным светом.
При использовании ламп накаливания уровень освещенности должен соответствовать 100 лк. Такое освещение групповых комнат площадью 50 м2 можно получить при наличии 6 ламп мощностью 300 Вт каждая, подвешенных в два ряда (по 3 лампы в ряду) на уровне 2,8-3 м от пола. Установлено, что прямой, не огражденный арматурой свет сильно слепит и утомляет глаза, вызывает тени большой интенсивности, снижает работоспособность детей. Так, при прямом освещении тень от туловища понижает освещенность рабочего места на 50%, а от руки — даже на 80%. Поэтому лампы должны быть помещены в арматуру, смягчающую их яркость и дающую рассеянный свет.
При освещении лампами накаливания в групповых комнатах рекомендуется применять светильники типа ПКР-300. Освещенность веранд, используемых как спальни, палат изолятора и комнат заболевших детей должна составлять 75 лк на уровне 0,5 м от пола. Для освещения спален и палат изоляторов пользуются светильниками типа НП020-1Х100, ПЛ-11-1Х100, НП010-1Х100, НП016-1Х60, НП07-1Х100, НП006-1Х100, НС002-1Х100, НБ007-1Х60.
Значительное преимущество перед обычным электрическим освещением имеет освещение люминесцентными источниками света. Люминесцентные лампы дают высокую световую отдачу, позволяющую значительно увеличить освещенность помещений. Спектр этих ламп близок к спектру естественного света. Потребление электроэнергии при люминесцентном освещении почти в 3 раза меньше, чем при электрическом той же интенсивности.
При использовании люминесцентных ламп освещенность групповых, комнат для музыкальных и гимнастических занятий должна составлять не менее 200 лк на уровне 0,5 м от пола, в приемных — на уровне 0,8 м от пола, а в раздевальных — на полу. В помещениях для обучения шестилетних детей уровень освещенности на столах должен составлять 300 лк. В спальнях, палатах изолятора и комнатах заболевших детей — 75 лк на уровне 0,5 м от пола. Осветительная арматура должна обеспечивать равномерный рассеянный свет. При люминесцентном освещении применяются светильники типа ЛП001, ЛП002, ЛП010, ЛП013, ЛП021, ЛП028, Л201Г220, Л201Б420, Л201Г420, Л201Г240, Л201Г220, ЛП030, ЛП031, ЛП025, ЛП022. Выбор светильников и размещение их должно осуществляться согласно таблице 11.
Таблица 11