Гигиенические требования к освещению




Освещенность помещений, где находятся дети, оказывает влияние не только на состояние их зрения, но и на тонус всего организма. Особенно положительное влияние на орга­низм оказывает естественное освещение. Поэтому все поме­щения в здании детских учреждений, как правило, имеют естественное освещение. Игровые и групповые комнаты пред­почтительно располагать в помещениях, окна которых ори­ентированы на наиболее освещенные части света: юг, юго-восток. Прохождению света в них не должны мешать ни соседние здания, ни высокие деревья.

Естественное освещение помещений в значительной степе­ни зависит от величины окон. Чем больше застеклена по­верхность, тем больше света проникает в помещение. Однако очень большая поверхность окон увеличивает в зимнее время охлаждение, в летнее — перегревание помещений. Поэтому площадь застекленной поверхности окон в детских учрежде­ниях принята такой, при которой в ясный день на самом удаленном месте от окна освещенность равна 100 лк (минимально допустимая норма освещения). (Люкс — единица ос­вещенности. Один люкс равен освещенности, полученной от одной международной свечи на расстоянии 1м.) Отсюда сле­дует, что величина окон зависит от величины помещения, и чем больше площадь последнего, тем больше должна быть площадь световой поверхности окон. Отношение площади ос­текленной поверхности окон к площади пола называется све­товым коэффициентом.

Для игровых и групповых помещений в городах России при­нята норма светового коэффициента 1:4; в сельской местности, где здания детских учреждений, как правило, строятся на от­крытых со всех сторон площадках, световой коэффициент до­пускается 1:5-1:6. При площади групповой комнаты, равной 60-62,5 м2, площадь окон должна быть равной 12-12,5 м2.

Световой коэффициент для остальных помещений, имею­щих в основном подсобное значение, составляет не менее 1:8 за исключением приемной и кабинета врача, где световой коэффициент допускается 1:4-1:5.

Чем дальше то или иное место от окна, тем слабее его освещенность естественным светом. Чем окно выше, тем глуб­же могут проникать световые лучи. Для достаточной осве­щенности отдаленных от окна мест коэффициент заглубленности (отношение высоты верхнего края окна над полом к глубине комнаты) должен равняться 1:2, т.е. глубина поме­щения не должна превышать двойную высоту верхнего края окна над полом. Если глубина помещения равна 6 м, то верх­ний край окна должен быть поднят на 3 м от пола. Глубина групповых помещений при одностороннем освещении долж­на быть не более 6 м. При большей глубине помещений долж­но быть двустороннее параллельное или угловое расположе­ние окон. Освещенность помещения, где находятся дети, не должна снижаться из-за штор и цветов на окнах, которые могут поглощать до 25-30% света. В игровых и групповых комнатах допустимы только шторы из прозрачного тюля или узкие занавески из светлой, хорошо стирающейся ткани (ими пользуются в тех случаях, когда необходимо ограничить про­никновение в помещение прямых солнечных лучей). Необхо­димо тщательно следить за чистотой оконных стекол, так как загрязненные стекла могут задерживать до 40% свето­вых лучей. Матовые и замазанные мелом окна в детских уч­реждениях не допускаются. Переплеты окон не должны иметь мелких решеток. Необходимо заботиться, чтобы стекла в ок­нах были гладкие, высокого качества и задерживали как мож­но меньше света.

Недостатком обычных стекол, даже самых лучших, явля­ется то, что они почти не пропускают ультрафиолетовых лу­чей. Так называемые увиолевые стекла, пропускающие эти лучи, являются более желательными для остекления окон в зданиях дошкольных учреждений, однако в практике стро­ительства они не получили широкого распространения.

Для лучшего освещения детских помещений стены и мебель в них окрашивают в светлые тона — они отражают наибольшее количество света. Нижнюю часть стен на уровне 1,5-1,8 м от пола, подвергающуюся большему загрязнению, окрашивают красками, устойчивыми к влиянию горячей воды, мыла и дез­инфицирующих растворов. Остальную часть стен покрывают клеевой краской, потолки помещений белят.

Определить естественную освещенность той или иной части помещения можно или с помощью люксметра — прибора, имеющего чувствительные фотоэлементы, или по наличию час­тично видимого в окна неба. Если с определенного места в ясный день виден полностью весь небосвод, освещенность это­го места считается хорошей; если видно 2/3 небосвода — удов­летворительной, и если только V3 — неудовлетворительной.

Недостаток света сказывается на самочувствии ребенка и состоянии его органа зрения более неблагоприятно, чем сме­шанный свет, поэтому, когда естественного света в помещении мало, следует использовать искусственные его источники.

Электрическое освещение в нашей стране является наибо­лее распространенным: оно не изменяет химических свойств окружающего воздуха и дает возможность обеспечить поме­щение достаточным и равномерным светом.

При использовании ламп накаливания уровень освещен­ности должен соответствовать 100 лк. Такое освещение груп­повых комнат площадью 50 м2 можно получить при наличии 6 ламп мощностью 300 Вт каждая, подвешенных в два ряда (по 3 лампы в ряду) на уровне 2,8-3 м от пола. Установлено, что прямой, не огражденный арматурой свет сильно слепит и утомляет глаза, вызывает тени большой интенсивности, сни­жает работоспособность детей. Так, при прямом освещении тень от туловища понижает освещенность рабочего места на 50%, а от руки — даже на 80%. Поэтому лампы должны быть помещены в арматуру, смягчающую их яркость и даю­щую рассеянный свет.

При освещении лампами накаливания в групповых ком­натах рекомендуется применять светильники типа ПКР-300. Освещенность веранд, используемых как спальни, палат изо­лятора и комнат заболевших детей должна составлять 75 лк на уровне 0,5 м от пола. Для освещения спален и палат изо­ляторов пользуются светильниками типа НП020-1Х100, ПЛ-11-1Х100, НП010-1Х100, НП016-1Х60, НП07-1Х100, НП006-1Х100, НС002-1Х100, НБ007-1Х60.

Значительное преимущество перед обычным электрическим освещением имеет освещение люминесцентными источника­ми света. Люминесцентные лампы дают высокую световую отдачу, позволяющую значительно увеличить освещенность помещений. Спектр этих ламп близок к спектру естественного света. Потребление электроэнергии при люминесцентном ос­вещении почти в 3 раза меньше, чем при электрическом той же интенсивности.

При использовании люминесцентных ламп освещенность групповых, комнат для музыкальных и гимнастических за­нятий должна составлять не менее 200 лк на уровне 0,5 м от пола, в приемных — на уровне 0,8 м от пола, а в раздеваль­ных — на полу. В помещениях для обучения шестилетних детей уровень освещенности на столах должен составлять 300 лк. В спальнях, палатах изолятора и комнатах заболев­ших детей — 75 лк на уровне 0,5 м от пола. Осветительная арматура должна обеспечивать равномерный рассеянный свет. При люминесцентном освещении применяются светиль­ники типа ЛП001, ЛП002, ЛП010, ЛП013, ЛП021, ЛП028, Л201Г220, Л201Б420, Л201Г420, Л201Г240, Л201Г220, ЛП030, ЛП031, ЛП025, ЛП022. Выбор светильников и раз­мещение их должно осуществляться согласно таблице 11.

Таблица 11



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: