Игрушка — важное средство ознакомления ребенка с внешним миром, поэтому необходимо, чтобы она радовала малыша и вызывала у него интерес, а значит, была хорошо выполнена технически и оформлена эстетически. Сюжет игрушки должен расширять кругозор ребенка, способствовать выработке ясного представления о природе и животных, о труде и быте человека.
С точки зрения гигиены воспитания далеко не безразлично, какой ассортимент игрушек предоставляется ребенку. При известных условиях она может причинить вред здоровью: привести к повреждению кожных покровов и заражению раневой поверхности, способствовать передаче инфекционных заболеваний или отравлению токсическими материалами, если они использовались при ее изготовлении.
Игрушки изготовляют из различных материалов: дерева, металла, резины, бумаги, папье-маше, материи, глины, пластмассы и т. п. Бьющиеся игрушки (из стекла и фаянса) можно использовать только в качестве дидактических пособий, после чего они должны быть убраны в недоступные детям места.
Для изготовления деревянных дидактических пособий, игрушек и строительного материала требуется сухое дерево твердых пород (дуб, ольха, береза), так как мягкие породы (сосна, ель), а также сырое дерево твердых пород легко расщепляются и откалывающиеся от них мелкие обломки могут поранить ребенка. Чтобы предохранить детей от заноз и других повреждений, промежутки и швы между отдельными деталями игрушек тщательно заделывают, поверхность их зачищают и окрашивают стойкими нетоксичными красками. Игрушки, окрашенные клеевой или масляной краской, обычно покрывают двумя-тремя слоями прозрачного лака или натуральной олифы для образования на них прочной пленки. Лаки и краски для окраски игрушек выбирают лишь такие, которые дают прочную и нелипкую пленку, не имеющую запаха и не сползающую при мытье горячей водой (при 60 °С) с мылом или 2% - ным раствором соды и хлорной извести. Строительный материал, применяемый в дошкольных учреждениях для игр и занятий, по общему весу составных элементов не должен превышать 2 кг.
Для детей первого года жизни наиболее гигиеничными являются игрушки, изготовленные из пластмассы и резины. На них почти не задерживаются микробы, они хорошо поддаются очистке и дезинфекции, имеют (особенно пластмассовые) устойчивую окраску. Составные игрушки (пирамиды, набор колец или формочек) должны иметь самый маленький элемент не менее 30 мм в диаметре, чтобы дети не могли их проглотить, засунуть в нос или уши.
Бумага и картон — удобный и дешевый материал для изготовления игрушек. Такими игрушками дети охотно играют. Однако надо помнить, что в случае возникновения в группе инфекционного заболевания все бумажные игрушки, находившиеся в пользовании детей, следует уничтожить (лучше всего сжечь). Игрушки, сделанные из папье-маше, в детских учреждениях иметь не рекомендуется, так как с них легко сходит краска и в местах, где она отсутствует, могут надолго задерживаться микробы.
Проблематичны в использовании мягкие игрушки. Они легко загрязняются и могут длительно оставаться источником инфекции, на них могут сохраняться и передаваться яйца остриц. В то же время лишить детей, особенно находящихся на круглосуточном режиме или в домах ребенка, мягких игрушек представляется неправильным с психологических позиций. В настоящее время выпускаются мягкие игрушки из синтетических материалов, которые можно стирать и подвергать дезинфекции влажными химическими средствами. Таким игрушкам и стоит отдавать предпочтение в детских учреждениях. Для детей до трехлетнего возраста и для изоляторов использование мягконабивных и пенолатексных ворсовых игрушек запрещается.
Музыкальные духовые игрушки (трубы, дудки, свистульки, губные гармошки и др.) представляют значительную опасность в распространении среди детей инфекционных заболевании и поэтому в детских коллективах не используются.
Щипковые, ударные и клавишные инструменты можно использовать в детских играх, однако необходимо помнить, что они создают повышенный уровень шума, который может значительно утомлять детей.
Оптические игрушки — фильмоскопы, калейдоскопы, волшебные фонари, игрушечные подзорные трубы и др. — должны давать четкое, достаточно крупное изображение (высота букв не менее 2,75 см), не вызывающее напряжения зрения.
Все игрушки, находящиеся в детском учреждении, необходимо регулярно очищать от пыли и дезинфицировать. Средства очистки игрушек не должны изменять их внешнего вида, оставлять стойких запахов. Вновь приобретенные игрушки (за исключением мягконабивных) перед поступлением в группы должны мыться в течение 15 мин проточной водой (температура 37 °С) с мылом и затем высушиваться на воздухе. Резиновые, пенополиуретановые, пенолатексные, пластизольные и другие аналогичные игрушки нужно тщательно отжимать.
В дальнейшем игрушки в младшей ясельной группе следует мыть два раза в день горячей водой щеткой, мылом или 2% -ным раствором питьевой соды, в специально предназначенных для этого (промаркированных) тазах; затем — промывать проточной водой (температура 37 °С) и высушивать. Игрушки для детей более старшего возраста необходимо мыть ежедневно в конце дня. Кукольная одежда и мягкие игрушки, подлежащие стирке, стираются по мере загрязнения. Мягкие игрушки ежедневно в конце дня дезинфицируют бактерицидными лампами, установленными на расстоянии 25 см, в течение 30 минут. Пенолатексные ворсованные игрушки обрабатывают согласно инструкции завода-изготовителя.
Ш I Контрольные вопросы
1. Какие требования предъявляются к оборудованию дошкольных учреждений?
2. Как оборудуются группы раннего возраста?
3. Как должна располагаться мебель в групповой комнате?
4. Какие требования предъявляются к детской игрушке?
5. Какие виды игрушек можно использовать в детских учреждениях? Каким гигиеническим требованиям они должны соответствовать?
6. Как правильно ухаживать за игрушками?
Ш Практическое задание
Проверьте соответствие мебели в прикрепленной группе росту детей.