Гигиеническая организация водоснабжения




Детское учреждение нуждается в достаточном количестве воды для приготовления пищи, питья и гигиенических це­лей. Качество воды должно удовлетворять санитарным тре­бованиям, предъявляемым к питьевой воде в соответствии с действующим ГОСТ 2874-82 «Вода питьевая. Гигиенические требования и контроль за качеством воды».

В яслях-садах с дневным пребыванием детей расход воды состав­ляет 75 л на одного ребенка в сутки, с круглосуточным — 100 л.

В групповых комнатах (в туалетных при группах), в изолято­ре, в кабинете врача, в местах, предназначенных для мытья посу­ды, в прачечной должно быть холодное и горячее водоснабжение.

Температура воды, подводимой к умывальникам и душам, должна быть не ниже 35 °С. К системе горячего водоснабже­ния присоединяются нагревательные приборы в шкафах для сушки верхней одежды детей (в приемных и раздевальных), а также полотенцесушители в туалетных.

В каждой группе детского учреждения должна быть свежая питьевая вода. Ее хранят в закрытой стеклянной посуде (гра­фин, кувшин). Для детей в старших группах на подносе, рядом с водой, должны быть опрокинутые вверх дном чистые чашки. После питья чашки ставят на дно в стороне от чистой посуды, регулярно их убирают и промывают горячей водой, невыпитую воду к концу дня выливают. Посуду, в которой она хранилась, тщательно промывают и оставляют до следующего дня.

Водоснабжение дошкольных учреждений обеспечивается через городские (в городах) и поселковые (в сельской мест­ности) центральные водопроводы. Там, где нет центрального водопровода, детские ясли и сады снабжаются водой ближай­шим предприятием или учреждением, имеющим водопровод. При выборе источника водоснабжения следует руководство­ваться РОС 2761-84 «Источники централизованного хозяй­ственного питьевого водоснабжения. Гигиенические, техни­ческие требования и правила выбора».

Только в крайних случаях для детских учреждений строят местный водопровод или берут воду из колодцев. Иногда такая необходимость возникает при организации летнего отдыха.

Из колодцев лучшими являются артезианские. Они пита­ются грунтовыми водами, залегающими на большой глубине, достигающей в отдельных случаях 1.000 м и больше. Вода на таких глубинах не загрязняется с поверхности земли и, как правило, отвечает гигиеническим требованиям.

Дошкольным учреждениям запрещается брать воду для питья и хозяйственных нужд из открытых водоемов (река, озеро, пруд и др.). В открытых водоемах физико-химический и бактериологический состав воды непостоянен, она легко загрязняется сточными водами, промышленными отбросами, при купании людей и животных, стирке белья и пр. Нередко вода открытых водоемов содержит большое количество бо­лезнетворных микробов и яиц глистов и служит причиной массовых заболеваний среди детей и взрослых.

Чтобы решить, пригодна ли вода, взятая из местных ис­точников, для питьевых целей, ее подвергают физико-хими­ческому и бактериологическому исследованию.

Особое значение придают содержанию в воде органических веществ, говорящих о загрязнении водоисточника животны­ми отбросами (кал, моча, сточные воды), вместе с которыми в воду проникают болезнетворные микробы и яйца глистов.

Задача бактериологического анализа — выявить общее со­держание микробов на 1 л воды и наличие в ней кишечной палочки, которое свидетельствует о загрязнении источника выделениями человека и животных. Оценивая качество воды, определяют также содержание в ней известковых и магнези­альных солей, обусловливающих так называемую жесткость воды. Жесткая вода, не представляющая непосредственной опасности для организма, нежелательна потому, что в ней пло­хо развариваются некоторые продукты (мясо, овощи), плохо мылится мыло, она оставляет большую накипь на стенках кот­лов и кухонной посуды.

Санитарное содержание помещений и участка

Чтобы в помещения проникало меньше пыли, дошколь­ные учреждения желательно строить вблизи зелёных масси­вов, при здании иметь озелененный участок, все дорожки, ведущие к дверям здания, залить асфальтом или замостить булыжником, кирпичом.

У входа в детское учреждение снаружи должны быть съем­ные скребки и деревянные решетки для очистки грязи с обу­ви, в тамбуре — маты, а в вестибюле — дорожки для оконча­тельной очистки обуви от грязи и пыли. Приходя в детское учреждение, дети должны менять обувь.

Уборка помещений проводится ежедневно влажным спо­собом при открытых окнах или фрамугах, с применением дезинфицирующих растворов.

Полы следует мыть не менее двух раз в день, один раз с обязательным отодвиганием мебели; мебель, радиаторы, под­оконники протирают влажной тряпкой; шкафчики для дет­ской одежды протирают ежедневно и раз в неделю моют. Генеральную уборку всех помещений проводят ежемесячно и по эпидпоказаниям: мытье полов, осветительной арматуры, окон, дверей, протирание стен моющими и дезинфицирую­щими средствами (1% -ный раствор хлорамина, 0,5% -ный ос­ветленный раствор хлорной извести, двутретьосновная соль гипохлорита кальция — ДТСГК). В комнате для музыкальных и гимнастических занятий уборку проводят после каж­дого занятия. При влажной уборке помещений применяют теплые мыльные или 2%-ные содовые растворы.

Жалюзийные решетки вытяжных вентиляционных сис­тем должны быть открытыми и систематически очищаться от пыли; прикрывать их следует только при резком перепаде температур воздуха помещений и наружного воздуха. Очист­ку шахт вытяжной вентиляции проводят два раза в год.

Столы моют горячей водой с мылом после каждого приема пищи специально выделенной для этого ветошью, которую используют однократно, затем прополаскивают и в конце ра­бочего дня кипятят в течение 15 мин. Чистую высушенную ветошь хранят в специальной маркированной посуде. Клеен­чатые нагрудники моют горячей водой с мылом.

Пеленальные столы, детские подкладные клеенки, покры­тия манежа следует мыть водой с мылом два раза в день (после обеда и в конце дня). В случае загрязнения фекалиями очищенные места дополнительно протирать чистой ветошью, смоченной в 1%-ном растворе хлорамина; использованную ветошь обеззараживают в 1 % -ном растворе хлорамина в те­чение 4 часов в специально выделенной для этой цели посу­де. Ковры ежедневно чистят пылесосом, периодически выко­лачивают и протирают влажной щеткой.

Смена постельного белья и полотенец производится по мере загрязнения, но не реже одного раза в неделю. Постельные принадлежности: матрасы, подушки, одеяла, спальные меш­ки — проветривают непосредственно в спальнях перед откры­тыми окнами во время каждой генеральной уборки, периоди­чески вынося на воздух. Раз в год постельные принадлежности должны подвергаться химической чистке.

Полы в туалетных, унитазы моют два раза в день горячей водой и моющими средствами. Для удаления мочекислых солей унитазы моют два раза в месяц щеткой, смоченной в 2%-ном растворе соляной кислоты. В ясельных и младших дошкольных группах полы следует мыть после каждого поль­зования горшками. Горшки каждый раз моют проточной во­дой внутри при помощи квача или щетки и обрабатывают в течение 30 мин 1%-ным раствором хлорамина или 1%-ным раствором (осветленным) хлорной извести. На каждую возра­стную группу должно быть не менее 5 квачей или щеток: их после пользования моют и хранят в специальной посуде.

Если в дошкольном учреждении отсутствует канализация, необходимо для выделений иметь ведро с крышкой, баки для осветленного раствора хлорной извести или другого дезинфи­цирующего раствора, ведра с чистой водой для ополаскива­ния горшков после обработки их дезраствором, ковш.

Уборочный инвентарь (тряпки, ведра, щетки) маркируют и хранят в специальном шкафу в туалетной комнате. Весь уборочный инвентарь после пользования следует промывать горячей водой с моющими средствами.

Дезинфицирующие растворы хранят в темной посуде в мес­тах, недоступных детям.

Оборудование участка (столы, скамьи, физкультурное обо­рудование и др.) ежедневно протирают. Песок в песочных ящиках меняют не реже одного раза в месяц, на ночь ящики закрывают крышками. Перед игрой песок слегка увлажня­ют, периодически перелопачивают, загрязненный песок за­меняют чистым. В теплое время года ежемесячно должен про­водиться анализ песка на яйца глистов.

Уборка мусора с участка детского учреждения должна произ­водиться ежедневно утром за 1-2 часа до прихода детей или пос­ле их ухода, при закрытых окнах основного здания. В летнее вре­мя не менее двух раз в день (перед приходом или подъемом детей и перед дневным сном) необходимо поливать участок.

Контрольные вопросы

1. Что понимают под микроклиматом детского учреждения?

2. Что способствует загрязнению воздуха в помещениях до­школьного учреждения?

3. Как следует проветривать групповые комнаты?

4. Какие требования предъявляют к температуре воздуха и отопительным приборам?

5. Какие гигиенические требования предъявляются к естествен­ному и искусственному освещению дошкольных учреждений?

6. Какие нормы освещенности допускаются в различных по­мещениях дошкольных учреждений?

7. Как осуществляется водоснабжение дошкольных учреждений?

8. Какая вода считается непригодной для питья?

Практические задания

1. Дайте гигиеническую оценку естественному и искусствен­ному освещению групповых комнат и уголков для игры.

2. Проследите за вентиляционным и тепловым режимом в групповой и игральной-столовой комнатах прикреплен­ной группы, за уборкой помещений. При выявлении не­достатков внесите предложения по их устранению.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: