Детское учреждение нуждается в достаточном количестве воды для приготовления пищи, питья и гигиенических целей. Качество воды должно удовлетворять санитарным требованиям, предъявляемым к питьевой воде в соответствии с действующим ГОСТ 2874-82 «Вода питьевая. Гигиенические требования и контроль за качеством воды».
В яслях-садах с дневным пребыванием детей расход воды составляет 75 л на одного ребенка в сутки, с круглосуточным — 100 л.
В групповых комнатах (в туалетных при группах), в изоляторе, в кабинете врача, в местах, предназначенных для мытья посуды, в прачечной должно быть холодное и горячее водоснабжение.
Температура воды, подводимой к умывальникам и душам, должна быть не ниже 35 °С. К системе горячего водоснабжения присоединяются нагревательные приборы в шкафах для сушки верхней одежды детей (в приемных и раздевальных), а также полотенцесушители в туалетных.
В каждой группе детского учреждения должна быть свежая питьевая вода. Ее хранят в закрытой стеклянной посуде (графин, кувшин). Для детей в старших группах на подносе, рядом с водой, должны быть опрокинутые вверх дном чистые чашки. После питья чашки ставят на дно в стороне от чистой посуды, регулярно их убирают и промывают горячей водой, невыпитую воду к концу дня выливают. Посуду, в которой она хранилась, тщательно промывают и оставляют до следующего дня.
Водоснабжение дошкольных учреждений обеспечивается через городские (в городах) и поселковые (в сельской местности) центральные водопроводы. Там, где нет центрального водопровода, детские ясли и сады снабжаются водой ближайшим предприятием или учреждением, имеющим водопровод. При выборе источника водоснабжения следует руководствоваться РОС 2761-84 «Источники централизованного хозяйственного питьевого водоснабжения. Гигиенические, технические требования и правила выбора».
Только в крайних случаях для детских учреждений строят местный водопровод или берут воду из колодцев. Иногда такая необходимость возникает при организации летнего отдыха.
Из колодцев лучшими являются артезианские. Они питаются грунтовыми водами, залегающими на большой глубине, достигающей в отдельных случаях 1.000 м и больше. Вода на таких глубинах не загрязняется с поверхности земли и, как правило, отвечает гигиеническим требованиям.
Дошкольным учреждениям запрещается брать воду для питья и хозяйственных нужд из открытых водоемов (река, озеро, пруд и др.). В открытых водоемах физико-химический и бактериологический состав воды непостоянен, она легко загрязняется сточными водами, промышленными отбросами, при купании людей и животных, стирке белья и пр. Нередко вода открытых водоемов содержит большое количество болезнетворных микробов и яиц глистов и служит причиной массовых заболеваний среди детей и взрослых.
Чтобы решить, пригодна ли вода, взятая из местных источников, для питьевых целей, ее подвергают физико-химическому и бактериологическому исследованию.
Особое значение придают содержанию в воде органических веществ, говорящих о загрязнении водоисточника животными отбросами (кал, моча, сточные воды), вместе с которыми в воду проникают болезнетворные микробы и яйца глистов.
Задача бактериологического анализа — выявить общее содержание микробов на 1 л воды и наличие в ней кишечной палочки, которое свидетельствует о загрязнении источника выделениями человека и животных. Оценивая качество воды, определяют также содержание в ней известковых и магнезиальных солей, обусловливающих так называемую жесткость воды. Жесткая вода, не представляющая непосредственной опасности для организма, нежелательна потому, что в ней плохо развариваются некоторые продукты (мясо, овощи), плохо мылится мыло, она оставляет большую накипь на стенках котлов и кухонной посуды.
Санитарное содержание помещений и участка
Чтобы в помещения проникало меньше пыли, дошкольные учреждения желательно строить вблизи зелёных массивов, при здании иметь озелененный участок, все дорожки, ведущие к дверям здания, залить асфальтом или замостить булыжником, кирпичом.
У входа в детское учреждение снаружи должны быть съемные скребки и деревянные решетки для очистки грязи с обуви, в тамбуре — маты, а в вестибюле — дорожки для окончательной очистки обуви от грязи и пыли. Приходя в детское учреждение, дети должны менять обувь.
Уборка помещений проводится ежедневно влажным способом при открытых окнах или фрамугах, с применением дезинфицирующих растворов.
Полы следует мыть не менее двух раз в день, один раз с обязательным отодвиганием мебели; мебель, радиаторы, подоконники протирают влажной тряпкой; шкафчики для детской одежды протирают ежедневно и раз в неделю моют. Генеральную уборку всех помещений проводят ежемесячно и по эпидпоказаниям: мытье полов, осветительной арматуры, окон, дверей, протирание стен моющими и дезинфицирующими средствами (1% -ный раствор хлорамина, 0,5% -ный осветленный раствор хлорной извести, двутретьосновная соль гипохлорита кальция — ДТСГК). В комнате для музыкальных и гимнастических занятий уборку проводят после каждого занятия. При влажной уборке помещений применяют теплые мыльные или 2%-ные содовые растворы.
Жалюзийные решетки вытяжных вентиляционных систем должны быть открытыми и систематически очищаться от пыли; прикрывать их следует только при резком перепаде температур воздуха помещений и наружного воздуха. Очистку шахт вытяжной вентиляции проводят два раза в год.
Столы моют горячей водой с мылом после каждого приема пищи специально выделенной для этого ветошью, которую используют однократно, затем прополаскивают и в конце рабочего дня кипятят в течение 15 мин. Чистую высушенную ветошь хранят в специальной маркированной посуде. Клеенчатые нагрудники моют горячей водой с мылом.
Пеленальные столы, детские подкладные клеенки, покрытия манежа следует мыть водой с мылом два раза в день (после обеда и в конце дня). В случае загрязнения фекалиями очищенные места дополнительно протирать чистой ветошью, смоченной в 1%-ном растворе хлорамина; использованную ветошь обеззараживают в 1 % -ном растворе хлорамина в течение 4 часов в специально выделенной для этой цели посуде. Ковры ежедневно чистят пылесосом, периодически выколачивают и протирают влажной щеткой.
Смена постельного белья и полотенец производится по мере загрязнения, но не реже одного раза в неделю. Постельные принадлежности: матрасы, подушки, одеяла, спальные мешки — проветривают непосредственно в спальнях перед открытыми окнами во время каждой генеральной уборки, периодически вынося на воздух. Раз в год постельные принадлежности должны подвергаться химической чистке.
Полы в туалетных, унитазы моют два раза в день горячей водой и моющими средствами. Для удаления мочекислых солей унитазы моют два раза в месяц щеткой, смоченной в 2%-ном растворе соляной кислоты. В ясельных и младших дошкольных группах полы следует мыть после каждого пользования горшками. Горшки каждый раз моют проточной водой внутри при помощи квача или щетки и обрабатывают в течение 30 мин 1%-ным раствором хлорамина или 1%-ным раствором (осветленным) хлорной извести. На каждую возрастную группу должно быть не менее 5 квачей или щеток: их после пользования моют и хранят в специальной посуде.
Если в дошкольном учреждении отсутствует канализация, необходимо для выделений иметь ведро с крышкой, баки для осветленного раствора хлорной извести или другого дезинфицирующего раствора, ведра с чистой водой для ополаскивания горшков после обработки их дезраствором, ковш.
Уборочный инвентарь (тряпки, ведра, щетки) маркируют и хранят в специальном шкафу в туалетной комнате. Весь уборочный инвентарь после пользования следует промывать горячей водой с моющими средствами.
Дезинфицирующие растворы хранят в темной посуде в местах, недоступных детям.
Оборудование участка (столы, скамьи, физкультурное оборудование и др.) ежедневно протирают. Песок в песочных ящиках меняют не реже одного раза в месяц, на ночь ящики закрывают крышками. Перед игрой песок слегка увлажняют, периодически перелопачивают, загрязненный песок заменяют чистым. В теплое время года ежемесячно должен проводиться анализ песка на яйца глистов.
Уборка мусора с участка детского учреждения должна производиться ежедневно утром за 1-2 часа до прихода детей или после их ухода, при закрытых окнах основного здания. В летнее время не менее двух раз в день (перед приходом или подъемом детей и перед дневным сном) необходимо поливать участок.
Контрольные вопросы
1. Что понимают под микроклиматом детского учреждения?
2. Что способствует загрязнению воздуха в помещениях дошкольного учреждения?
3. Как следует проветривать групповые комнаты?
4. Какие требования предъявляют к температуре воздуха и отопительным приборам?
5. Какие гигиенические требования предъявляются к естественному и искусственному освещению дошкольных учреждений?
6. Какие нормы освещенности допускаются в различных помещениях дошкольных учреждений?
7. Как осуществляется водоснабжение дошкольных учреждений?
8. Какая вода считается непригодной для питья?
Практические задания
1. Дайте гигиеническую оценку естественному и искусственному освещению групповых комнат и уголков для игры.
2. Проследите за вентиляционным и тепловым режимом в групповой и игральной-столовой комнатах прикрепленной группы, за уборкой помещений. При выявлении недостатков внесите предложения по их устранению.