Гигиенические требования к составу воздуха




Воздушная среда помещений оказывает значительное влияние на здоровье ребенка. Плохой химический состав воздуха, очень высокая или очень низкая его температура и влажность могут вызвать нарушение нормальной деятель­ности организма.

Потребность детей в чистом свежем воздухе очень велика, так как большая частота и малый объем дыхательных дви­жений у них сочетается с высокой потребностью в кислороде. Поэтому необходимо, чтобы химический, физический и био­логический состав воздуха в помещениях, т.е. микроклимат, отвечал установленным гигиеническим нормам.

Состав воздуха в помещении в результате длительного пребы­вания в нем детей постепенно ухудшается: нарастает количество углекислого газа, водяных паров, тяжелых ионов, повышаются температура, запыленность, бактериальная загрязненность, по­являются органические примеси, аммиак, сероводород и другие вещества, которые ухудшают самочувствие ребенка.

Изменения химического состава воздуха в помещениях вы­зываются тем, что выдыхаемый человеком воздух отличает­ся от атмосферного: в нем содержится меньше кислорода и значительно больше углекислого газа и водяных паров.

Органические вещества — аммиак, летучие жирные кис­лоты, сероводород — выделяются человеком через кожу, ро­товую полость и кишечник. Их в воздухе помещений тем больше, чем хуже уход за телом и детской одеждой. Количе­ство органических веществ особенно увеличивается там, где подсушивается плохо простиранное белье и пеленки, сырая одежда и обувь детей.

Особенно много органических веществ образуется в туалет­ных помещениях, в прачечной, кухне. При печном отопле­нии, наличии в кухне газовых плит воздух может ухудшать­ся и за счет попадания в него продуктов неполного сгорания топлива и образования окиси углерода.

В помещениях постепенно изменяется и ионный состав воздуха. Легкие ионы, оказывающие положительное влия­ние на человека, адсорбируются дыхательными путями де­тей, парами воды, пылевыми частицами, количество их по­степенно уменьшается, в то время как количество тяжелых ионов, содержащихся в выдыхаемом детьми воздухе, увели­чивается, тем самым качество воздуха ухудшается.

В процессе жизнедеятельности дети в окружающую среду выделяют значительное количество тепла и водяных паров, вследствие чего повышаются температура и влажность воздуха.

Опасность для организма представляет воздух, насыщен­ный пылью, в которой задерживается огромное количество микробов, выделяемых при дыхании, кашле, чихании.

Чтобы загрязненность воздуха микробами в дошкольных учреждениях была минимальной, следует внимательно сле­дить за состоянием у детей полости рта и слизистых оболочек дыхательных путей. При разрушении зубов, воспалении сли­зистой оболочки рта (стоматит) или первых признаках забо­левания верхних дыхательных путей: боль в горле, насморк, кашель — ребенка следует показать врачу, если надо, изоли­ровать и провести лечение.

Групповые комнаты должны хорошо освещаться солнцем, так как под влиянием его ультрафиолетовых лучей многие болезнетворные микробы погибают, а организм ребенка ста­новится менее восприимчивым к заболеваниям.

Все изменения химического состава и физических свойств воздуха в жилых помещениях, как правило, происходят парал­лельно с увеличением углекислого газа. Поэтому о качестве воздуха в помещениях принято судить по количеству содержа­щегося в нем углекислого газа. Установлено, что наиболее бла­гоприятными для человека являются такие условия, при кото­рых количество углекислого газа в воздухе не превышает 0,1%.

Чтобы в помещениях дошкольных учреждений воздух был качественным, необходимы достаточная их кубатура и правиль­ный воздухообмен. На каждого дошкольника в групповой ком­нате должно приходиться 7,5-8 м3 воздуха. Такая кубатура до­стигается в тех случаях, когда площадь пола на одного ребенка в групповой комнате составляет 2,5 м, а высота помещения — 3 м.

Естественный обмен воздуха в помещениях происходит че­рез поры строительного материала, щели в окнах, дверях под действием ветра и за счет разности температуры, т.е. разности давления внутри помещения и снаружи. Такой обмен воздуха недостаточен. Чтобы усилить его, осуществляют проветрива­ние помещений через открытые окна, фрамуги и форточки.

В тех случаях, когда температура атмосферного воздуха не ниже -5 °С и нет сильного ветра, в дошкольных учрежде­ниях проводится проветривание помещений в присутствии детей. Приток воздуха осуществляется через открытые створ­ки окон, фрамуги и форточки.

В холодное время года постоянный приток воздуха в группо­вые комнаты обеспечивается проветриванием прилегающих по­мещений, а также с помощью приточного шкафа и централь­ной вытяжной вентиляции. В отсутствие детей в помещениях проводится сквозное или угловое проветривание при помощи фрамуг, форточек или окон. Такое проветривание особенно не­обходимо после сна детей, приема пищи, а также в конце дня, когда воздух помещений особенно загрязнен.

Длительность проветривания определяется температу­рой наружного воздуха. Сквозное проветривание при очень низ­ких температурах наружного воздуха (ниже -20 °С) проводится не более чем 2-3 мин во избежание переохлаждения помеще­ния, при более теплой погоде — в течение 10-15 мин.

Проветривание должно проводиться одновременно с влаж­ной уборкой помещения и заканчиваться за 30 мин до прихо­да детей, чтобы к этому времени обновленный воздух достиг оптимальной температуры.

В помещениях спален сквозное проветривание должно про­водиться в отсутствие детей. В холодное время года фрамуги и форточки следует закрывать за 30 мин до сна детей; откры­вать во время сна с одной стороны и закрывать за 30 мин до подъема. В теплое время года сон (дневной и ночной) прово­дится при открытых окнах (избегая сквозняка).

Специалистами по вентиляционной технике высчитано, что для эффективности проветривания помещений школ и дошколь­ных учреждений в короткий отрезок времени (10-20 мин) пло­щадь сечения отверстий фрамуг или форточек должна равнять­ся 1:50 площади пола комнаты. Следовательно, в групповой и в игральной-столовой комнатах площадью 50 м2 общая площадь сечения фрамуг или форточек должна составлять 1м2. В этих помещениях надо иметь не меньше двух фрамуг или форточек, каждая площадью 0,5 м2.

Правильно устроенные фрамуги имеют значительные пре­имущества перед форточками: фрамуги всегда делаются в верхней части окна, поэтому, когда они открыты, создается большая разница наружной и внутренней температур. При проветривании через фрамуги увеличивается скорость дви­жения и объем поступающего воздуха. У правильно устроен­ной фрамуги створка во внутренней раме должна откиды­ваться внутрь и вниз так, чтобы открытое отверстие было направлено вверх; одновременно створка в наружной раме открывается наружу и вверх, чтобы открывшееся отверстие было направлено вниз. Тогда наружная створка фрамуги ста­новится козырьком над наружным отверстием, защищая меж­оконное пространство от попадания дождя и снега. Все фра­муги и форточки должны иметь специальные приспособления (шнуры, палки, а лучше всего особо устроенные рычаги) для свободного их открывания и закрывания.

Воздух через фрамугу поступает в верхнюю часть помеще­ния. Холодный воздух, имеющий больший удельный вес, опу­скаясь вниз, проникает через теплые слои комнатного возду­ха, отнимает у них часть тепла и успевает нагреться. Это позволяет в осенние и ранние весенние месяцы, а частично и зимой при отсутствии ветра и при не очень большой разнице в температурах наружного и комнатного воздуха держать фра­муги открытыми в присутствии детей. В холодное время года ни в коем случае нельзя заклеивать фрамуги и форточки. В групповых комнатах рекомендуется оставлять также не за­клеенным и одно окно, чтобы при необходимости можно бы­ло быстро проветрить помещение.

Для улучшения проветривания помещений в дошкольных учреждениях оборудуется центральная вытяжная вентиля­ция. С ее помощью из помещений удаляется загрязненный воздух. Центральная вытяжная вентиляция используется в осенне-зимний период, с начала отопительного сезона и до наступления теплой погоды. Она работает на естественной тяге за счет разности температур наружного и комнатного воздуха. Вытяжные отверстия центральной вытяжной систе­мы располагаются в верхней части стен, по два на каждую групповую комнату, вестибюль и зал и по одному в осталь­ных помещениях. Для удаления воздуха из туалетов, кухни, изолятора, сушильной комнаты центральная вытяжная сис­тема должна иметь отдельные шахты. Каждое вытяжное от­верстие снабжается специальными жалюзи для регулирова­ния оттока воздуха из помещений.

Постоянное проветривание групповых комнат и спален про­водится также через приточные шкафы, которые встраива­ются в одну из наружных стен помещения. Свежий воздух проходит через специальное отверстие в наружной стене, обо­гревается радиаторами и через дырчатую филенку поступает в помещение. Приточное отверстие в шкафу имеет клапаны для регулирования притока воздуха. Уборка приточных шка­фов должна проводиться ежедневно влажным способом, с обя­зательным обтиранием внутренних стен и радиаторов. Запре­щается использовать приточные шкафы для подсушивания детской одежды и обуви.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: